Достаточно подробное описание Донбасской наступательной операции. В разрезе Армий, корпусов. Дается хорошее представление о положениях частей, занимаемых позициях, географических привязках. Описание оборонительной линии «Миус-фронт», ее прорыв.
О ходе боевых действий 301-й сд (сосед слева для 230-й сд) в составе 9 стрелкового корпуса. Очень интересные подробные мемуары.
«...
На «Миус-фронте»
Ставка Верховного Главнокомандования …сняла с участков других фронтов боевые дивизии. Среди них оказалась и наша 301-я стрелковая. 29 августа ее части выгрузились на станциях Первозванка и Должанская.
…шли полки к фронту, к Саур-Могиле, где обстановка в это время была очень напряженной. Миновали каменные перевалы у Дьяково, и вот населенный пункт Куйбышево на реке Миус. …
В ночь на 1 сентября, совершив за двое суток 100-километровый марш, дивизия сосредоточилась в районе Большое Мешково, Благодатное (Амвросиевка), высота 170,9. Еще утром 31 августа офицер связи привез приказ, из которого я узнал, что 9-й стрелковый корпус под командованием Героя Советского Союза генерал-майора Ивана Павловича Рослого вошел в состав 5-й Ударной армии и что ранее прибывшие с других фронтов 230-я и 320-я стрелковые дивизии и 99-я стрелковая дивизия 5-й Ударной армии вошли в состав корпуса, развернув свои боевые порядки в первом эшелоне. 301-я стрелковая дивизия сосредоточилась во втором эшелоне корпуса, имея задачу с началом наступления быть в готовности вступить в бой и выйти на рубеж Алексеево-Орловка, Сердитое, чтобы не допустить контратак противника во фланг корпуса. Этим же приказом дивизии придавались средства усиления: 140-я танковая бригада и 485-й минометный полк, которые должны прибыть 31 августа в район сосредоточения дивизии.
…
…в балке у населенного пункта Благодатное …
С нашего пункта обзор был отличный. Вдали над высотой Саур-Могила, как из вулкана, поднималось черное облако пыли и дыма. Там шел бой, полки 96-й гвардейской стрелковой дивизии 5-й Ударной армии отражали контратаки противника.
В ходе рекогносцировки мной было принято и объявлено решение на ввод дивизии в бой. Боевой порядок дивизии строился в один эшелон, учитывая широкую (до 8 километров) полосу ввода и полнокровный состав дивизии; стрелковые полки строились в два эшелона, каждый усиливался танковым батальоном. В резерве оставил мотострелковый батальон и танковую роту 140-й танковой бригады. Дивизионная артиллерийская группа была создана из 823-го артполка и 485-го минометного полка. Ее огонь усиливали по штату укомплектованные полковые минометные и артиллерийские батареи, а в стрелковых батальонах — минометные роты. Мы на местности уточнили направление наступления стрелковых полков и боевые задачи, рубежи развертывания и график выхода стрелковых и танковых батальонов к рубежу атаки, начало и продолжительность огневого налета дивизионной артиллерийской группы.
Стемнело. Мы пошли в стрелковые полки, которые только что заканчивали сосредоточение. Начальник штаба дивизии подполковник М. И. Сафонов приступил к развертыванию и оборудованию командного пункта дивизии на высотке восточнее Благодатного.
…
В атаках
Ко времени входа 9-го стрелкового корпуса в первый эшелон 5-й Ударной армии обстановка на Южном фронте сложилась следующим образом. 30 августа на левом крыле фронта ударом войск 44-й армии и 4-го Кубанского гвардейского кавалерийского корпуса была разгромлена вражеская группировка в районе Таганрога. В полосах 5-й Ударной и 2-й гвардейской армий шли тяжелые бои в тактической зоне «Миус-фронта». Проведя перегруппировку части сил, командующий Южным фронтом генерал Ф. И. Толбухин усилил войска этого направления, в частности, за счет нашего 9-го Краснознаменного стрелкового корпуса.
Утром 1 сентября дивизии первого эшелона 9-го стрелкового корпуса перешли в атаку. С нашего командного пункта хорошо просматривалось все поле боя. Мы обратили внимание на то, что стрелковые полки 230-й дивизии неодновременно поднимаются в атаку после окончания огневого налета артиллерии, в результате ворваться на передний край обороны противника не могут. В разговоре по телефону со своими командирами полков я указал на этот недостаток. Командиры ответили мне, что видят поле боя и понимают промах атакующих полков.
В 13 часов получен приказ о вводе дивизии в бой. Подаю условный сигнал, и 12-тысячная дивизия двинулась вперед по лощинам и балкам могучей лавиной батальонных и ротных колонн, выходя на участок севернее Благодатного. Из ротных колонн короткими гусеницами разошлись взводные колонны. Я подал команду на открытие огня артиллерии. Вот уже взводные колонны развернулись в цепь. Одновременно, поднимая тучи пыли, мчались танковые ротные колонны и, развернувшись в боевую линию, вошли в атакующие цепи стрелковых полков.
Прогремело могучее «Ура!» Это первые эшелоны ворвались в траншеи противника. Около часа там продолжалась огневая и рукопашная схватка. Не выдержали фашисты натиска наших стрелковых и танковых батальонов, дрогнули и начали отступать. По докладам командиров полков и путем личного наблюдения за ходом боя я убедился, что оборона противника севернее Благодатного прорвана. Как волны, катились цепи стрелковых и танковых рот одна за другой по опаленным холмистым полям, тесня врага.
Полковник Н. Т. Петренко все время находился рядом со мной и руководил боем танковой бригады.
Доложив о ходе боя генералу И. П. Рослому, который находился на Горе Синей, я попросил разрешения выехать ближе к боевым порядкам полков. Командир корпуса ответил:
— Атаку дивизии видел. С успехом пока не поздравляю, но [19] желаю такого же продолжения боя. Выход с НП к боевым порядкам разрешаю.
…
Отдав приказ на смену огневых позиций 485-му минометному полку и необходимые распоряжения начальнику штаба, я с группой офицеров к 15 часам выдвинулся на высоту, находящуюся в 2 километрах южнее Прохорово (Шишково). Отсюда открывался хороший обзор впереди лежащей местности. Вот из тыла на машинах появился 485-й минометный полк и, развертываясь на ходу, занял огневые позиции.
Между тем накал боя возрастал. Появились в небе пузатые «юнкерсы». По земле поползли черные цепочки вражеской [20] пехоты, поддержанные танками и самоходными орудиями. Я вошел в связь с командирами полков. Командир 1052-го подполковник А. П. Епанешников доложил, что противник оказывает упорное сопротивление в поселке Шишково, поэтому он ввел в бой второй эшелон полка. В заключение доклада он попросил сделать огневой налет артиллерией по поселку. Я ответил ему, что бой полка вижу, с решением на ввод в бой второго эшелона согласен, через 15 минут будет дан всем минометным полком залп по Шишково.
В микрофоне звучит неторопливый голос командира 1050-го полка майора Ф. И. Мицула: «Левый фланг Епанешникова повернул на поселок Шишково, образовывается разрыв, да к тому же фашистская пехота с танками атакует, ввожу в бой второй эшелон полка. Прошу артиллерийского огня». Согласившись с его оценкой обстановки и решением, я обещал, что огнем дивизионной артиллерийской группы смогу поддержать полк через 30 минут.
Командир 1054-го стрелкового полка подполковник Н. П. Мурзин быстро и уверенно доложил: «Идем вперед. Сейчас введу в бой второй эшелон, навалюсь на контратакующую пехоту и танки, разгромлю, и опять пойдем вперед». Мне хорошо видно, что полк наступает успешно, но ввод второго эшелона в бой не разрешаю, так как у полка открытый левый фланг, а это одновременно и открытый фланг дивизии. Сказал Мурзину, что поддержу его артиллерийским огнем минут через пятнадцать, когда артполк закончит смену огневых позиций.
В этот момент на высоту, где разместился мой передовой командный пункт, спикировала группа фашистских бомбардировщиков. Один за другим последовали сильные взрывы, задрожала земля. Когда бомбежка закончилась, мы стали подниматься из траншей и окопов, осматривая друг друга. Ничего, все оказались целыми, только были оглушены и обсыпаны землей{10}. [21]
Три часа на этом рубеже продолжался ожесточенный бой. Четыре раза противник предпринимал контратаки крупными силами пехоты и танков, но стрелки батальонов капитана Ивана Голосного и майора Василия Тушева совместно с танкистами держались стойко, нанося врагу большой урон. Оставив на поле боя сотни трупов и несколько танков, фашисты вынуждены были отступить. Преследуя отступающих, 301-я дивизия освободила Шишково, а также поселки Ревети, Кривоченко, рудник «Обушек», совхоз «Парижская Коммуна».
К исходу дня полки подошли к рубежу железной дороги и поселков Катык и Сердитое. Здесь проходила отсечная позиция гитлеровцев. Насыпь железной дороги и населенные пункты были заранее подготовлены к обороне и заняты противником. Пришлось уточнить боевые задачи полкам. И мной был отдан приказ: 1052-му стрелковому полку основное усилие сосредоточить в направлении поселка Катык, 1050-му стрелковому полку — в направлении поселка Алексеево-Орловка, 1054-му стрелковому полку — в направлении железнодорожной станции и поселка Сердитое. Потребовалось время, чтобы восстановить боевые порядки, сменить огневые позиции дивизионной артиллерийской группы и подготовиться к новой атаке.
Место для своего командного пункта я выбрал на высоте, в 2 километрах южнее поселка Катык, откуда рубеж по железной дороге, поселкам Катык и Сердитое хорошо просматривался. Основной командный пункт с разрешения штаба корпуса переместился в Шишково.
Вечером сплошная облачность низко нависла над землей, пошел дождь. О помощи со стороны авиации и думать было нечего. Образовавшаяся грязь затрудняла передвижение танков, артиллерии и минометов. Но время не терпело, этот рубеж необходимо было преодолеть еще до наступления темноты. Решаю возобновить атаку. Первая попытка отбита гитлеровцами, готовим следующую. Офицеры штаба и политотдела направляются в боевые порядки стрелковых полков, чтобы на месте оказать помощь. Проводится огневой налет артиллерии, пехота и танки вновь идут в атаку. Майор Тушев и капитан Голосной в боевой цепи лично ведут в атаку свои батальоны, и вот цепи стрелковых рот и танкисты уже врываются в траншеи противника и поселок Катык. Темнеет, но 1052-й стрелковый полк уже полностью овладел поселком Катык, шахтами № 14, 31. 1050-й стрелковый полк занял [22] поселок Алексеево-Орловку, а 1054-й стрелковый полк — железнодорожную станцию и поселок Сердитое{11}.
Бой затихал. Мы с подполковником А. С. Кошкиным направились на командные пункты полков. Вместе с группой офицеров штаба дивизии внимательно изучили инженерное оборудование гитлеровской обороны. Траншеи полного профиля были обшиты досками, блиндажи имели перекрытия в 5–6 накатов. Орудийные площадки с погребками для снарядов блестели свежесрезанными полосками земли. В это время наши саперы уже обозначили проходы в минных полях и растаскивали проволочные заграждения. Везде валялись трупы немецких солдат и офицеров, искореженные орудия, чернели остовы сожженных танков. Над полем боя еще не рассеялся тяжелый запах пороха.
Когда мы въехали в Катык, на улицах догорали брошенные немецкие машины и повозки, дымились сожженные дома…
…
В журнале боевых действий 301-й стрелковой дивизии появилась первая запись о боях на донецкой земле: «Части дивизии... [25]
в 14.00 1 сентября 1943 года стремительной атакой прорвали оборону противника и овладели населенными пунктами Катык, Алексеево-Орловка, Сердитое» {12}.
Отражение контратак
Поздно вечером я доложил генералу И. П. Рослому о том, что дивизия вышла на рубеж поселков Алексеево-Орловка, Сердитое и мной принято решение о переходе к обороне на этом рубеже. Он сказал:
— Ну, вот теперь поздравляю с первым успешным боем на земле донецкой. Ваше решение утверждаю. Основная задача на завтра: не допустить прорыва противника во фланг и тыл корпуса. Ориентирую вас в общей обстановке на нашем направлении: 320-я стрелковая дивизия совместно со 127-й стрелковой дивизией соседнего 31-го стрелкового корпуса штурмует Чистякове (Торез). У 230-й стрелковой дивизии большая неудача, комдив потерял управление полками; 96-я стрелковая дивизия овладела вершиной высоты Саур-Могила, отражает сильные контратаки противника. Левее вас 50-я гвардейская стрелковая дивизия 3-го гвардейского стрелкового корпуса ведет наступление в направлении Зугрес. Так что фланги у вас открытые, поскольку дивизия вырвалась далеко вперед. Ваше продвижение создало благоприятные условия для окружения саур-могильской группировки немцев. Враг дрогнул и сегодня в спешном порядке оставил город Красный Луч. Будьте готовы к отражению возможных контратак.
День 1 сентября имел особое значение не только для соединений 5-й Ударной армии. Он явился также переломным моментом в наступлении всего Южного фронта. Его войска преодолели упорное сопротивление гитлеровцев и добились важных оперативно-тактических результатов. Важную роль сыграла 5-я Ударная армия. Она овладела отсечным оборонительным рубежом с сильными опорными пунктами: Саур-Могила, Чистяково (Торез), Катык (Шахтерск), Сердитое. А выход нашей дивизии на рубеж Алексеево-Орловка, Сердитое создал участок внешнего фронта окружения саур-могильской группировки противника. В ночном бою 1052-й стрелковый полк, отразив контратаки врага на поселок Катык, на рассвете занял Давыдовку и Первомайку.
…
Поздно вечером [2 сенября 1943] позвонил генерал И. П. Рослый. Усталым, но радостным голосом сказал:
— Вот и мы отличились. 320-я стрелковая дивизия, взаимодействуя с дивизиями 31-го стрелкового корпуса, овладела городом Чистяково (Торез) и развивает наступление на Енакиево.»
{10} В 1968 году по случаю 25-летия освобождения Донбасса от фашистских захватчиков комсомольцы 870-й школы Москвы и городской комитет комсомола Донецка попросили меня провести поход по боевому пути 301-й стрелковой дивизии в Донбассе. Я, конечно, охотно согласился. Когда мы прибыли на эту высоту, то увидели, что там все еще зияют воронки от разрывов авиационных бомб. Пионеры собрали на месте ПКП осколки для своих музеев.
{11} Архив МО СССР, ф. 1052сп, оп. 496440, д. 1, лл. 1–5; ф. 1050сп, оп. 496439, д. 1, лл. 1–10; ф. 1054сп, оп. 496442, д. 1, лл. 1–5.
{12} Архив МО СССР, ф. 301сд, оп. 484195, д. 1, лл. 1–10.
Антонов В. С. Путь к Берлину. Глава 1. В Донбасской операции.
http://militera.lib.ru/memo/russian/antonov_vs/01.html
С уважением, Александр
Отредактировано Миронов А.А. (2011-09-02 22:15:39)