А мы из Пензы
Александр Балакшин
(К 80-летию Пензенских артиллерийских училищ).
Закончились, продолжавшиеся долгие годы, 1-я мировая и Гражданская войны. Артиллеристам молодой Красной Армии Республики Советов в наследство остались старые российские пушки и гаубицы, хотя и показавшие превосходство, по боевым качествам, над аналогичными иностранными образцами. Война показала, что нужна не только новая военная техника, отвечающая новым повышенным требованиям ведения боевых действий, что нужны и квалифицированные командные артиллерийские кадры.
Война 1936 года в Испании, возрождение фашизма и вооружение Германии говорили о том, что новая мировая война не за горами. Но, прокатившаяся в 1937 году в СССР широкая волна репрессий против советского народа, крепко ударила и по Красной Армии. Были репрессированы тысячи командиров и полит-работников, имевших опыт 1-й мировой и Гражданской войны. Кроме того накануне Отечественной войны только 7,1% командного и начальствующего состава РККА могли похвастаться высшим военным образованием, среднее было у 55,9%, ускоренные курсы - у 24,6%,а оставшиеся 12,4% не получили вообще никакого военного образования. В «Акте о приёме Наркомата обороны Союза ССР тов. Тимошенко от тов. Ворошилова» говорилось: «Качество подготовки командного состава низкое, особенно в звене рота - взвод, в котором до 68% имеют лишь краткосрочную 6-месячную подготовку курса младшего лейтенанта».
Состояние советской промышленности в начале 30-х годов и вновь создаваемых артиллерийских конструкторских бюро на позволяли создавать новые образцы артиллерийских орудий. Поэтому всё было направлено на модернизацию (повышение ряда характеристик)артиллерийских орудий.
В эти годы на вооружение Красной Армии были приняты модернизированные 76,2-мм пушка обр.1902/30 г.,122-мм гаубица обр.1909\30 г.,152-мм гаубица обр.1909/30 г. и другие (рис. 1).
В последующие годы в конструкторском бюро В.Г. Грабина создаётся 76,2-мм пушка обр.1936 г. (Ф-22), послужившая базой для создания дивизионной 76,2-мм пушки обр.1939 г. (УСВ), противотанковой 57-мм пушки обр. 1941 г. (ЗИС-2) и 76,2-мм пушки обр.1942 г. (ЗИС-3).В это же время конструкторское бюро Ф.Ф. Петрова создаёт 122-мм гаубицу обр.1938 г.М-30. Эти образцы артиллерийского вооружения успешно прошли Отечественную войну (рис.2).
Развитие военной техники и способов ведения боевых действий потребовали и повышения требований к подготовке военных кадров. В связи с этим в стране расширяется сеть средних военных училищ.
20 ноября 1937 года в старинном русском городе Пензе (центр Пензенской области) создаётся первое Пензенское артиллерийское училище, а в июле 1941 года - 2-е Пензенское артиллерийское училище. Формально это было два училища, но по существу решаемых ими потом задач - это было 6 артиллерийских училищ по подготовке командиров-артиллеристов (командиров взводов) разных специальностей. За годы их функционирования (до июля 1946 года) менялось не только название училищ, но в корне менялись задачи обучения, учебные программы и изучаемое курсантами артиллерийское вооружение. Ведь боевые задачи, решаемые дивизионной, противотанковой артиллерией и миномётами на поле боя, совершенно разные, а следовательно и подготовка командиров взводов имела свою специфику.
Первое Пензенское артиллерийское училище (ПАУ) предназначалось для подготовки командиров-артиллеристов (командиров взводов) дивизионной артиллерии. Училище формировалось на базе Пензенского кавалерийского училища, расквартированного в казармах Военного городка на западной окраине города.
Формирование училища было поручено молодому энергичному капитану Шепетову И.М. (рис.3), назначенного временно исполняющим обязанности начальника училища (В годы Отечественной войны - генерал-майор, Герой Советского Союза).
Предстояла большая работа по коренному изменению всего учебного процесса, учебных планов и материально-технического обеспечения учебного процесса. Необходимо было произвести новый набор курсантов, т.к. обучавшиеся в кавалерийском училище из-за слабой общеобразовательной подготовки не подходили для командиров-артиллеристов. Да и преподаватели и командиры-кавалеристы не могли выполнять новые задачи.
В марте 1938 года на должность начальника училища прибыл полковник М.Д. Зверев, но в июне 1938 года он скоропостижно скончался.
Новым начальником училища был назначен полковник А.Д. Зубанов (В годы Отечественной войны генерал-майор) (рис. 4). На помощь училищу были командированы преподаватели и командиры-артиллеристы из Тамбовского военного училища майоры Баранов и Фролов, капитаны Тарасов, Руденко, из войск прибыл капитан В.И. Вознюк и другие. В конце 1938 года училище получило пополнение на должности командиров и преподавателей в звании лейтенант, из успешно закончивших артиллерийские училища Ленин-града, Киева и Харькова.
Командование и преподаватели развернули активную работу по перестройке учебного процесса, в короткие сроки сумели создать новые программы, классы и лаборатории для подготовки командиров взводов дивизионной артиллерии на конной тяге.
Предстояло провести первый набор курсантов. Приказ Народного комиссара обороны № 78 от 24 марта 1938 года переводил все училища на двухлетний срок обучения, начиная с осеннего набор 1938 года. В мае 1938 года вышел приказ № 090 о порядке выпуска лейтенантов и установлении льгот для окончивших училище на «отлично» и по первому разряду. 27 сентября 1938 года вышел приказ № 224 о порядке комплектования военных училищ. Он предусматривал, что артиллерийские училища должны комплектоваться молодёжью в возрасте 17-23 лет с образованием не ниже 9 классов средней школы.
В 1938 году первый набор курсантов Пензенского артиллерийского училища приступили к занятиям. Программа предусматривала прежде всего изучение курсантами общевоинских Уставов, а также основополагающих документов артиллерии Красной Армии. Среди них - «Боевой устав артиллерии Сухопутных войск», «Наставление артиллерии Красной армии. Правила стрельбы наземной артиллерии», «Наставление по управлению огнём наземной артиллерии» и другие. Курсанты должны были изучать «Руководства службы» различных образцов орудий дивизионной артиллерии и боеприпасов к ним. В них излагалось устройство орудия и правила его эксплуатации. Кроме того они должны были изучать Руководства по устройству и правилам обращения с боеприпасами.
Поскольку дивизионная артиллерия перемещалась конной тягой, то за курсантами был закреплён конский состав училища. Курсантов обучали обращению с лошадью, правилам её кормления и ухода за ней.
Теоретические лекции подкреплялись практическими занятиями в полевых условиях. Здесь курсанты получали командирские навыки при развёртывании взвода-батареи в боевой порядок, при выборе и оборудовании наблюдательного пункта и огневых позиций. Они должны были уметь выполнять обязанности всех номеров расчёта орудия.
Закончился 1938/39 учебный год. 18 июня 1939 года состоялся первый выпуск воспитанников училища - лейтенантов-артиллеристов дивизионной артиллерии (рис. 5). Были подведены итоги боевой и политической подготовки. Командиры,преподаватели и курсанты были награждены денежными премиями, ценными подарками и почётными грамотами. На училищную доску Почёта были занесены фамилии курсантов, отлично окончивших учёбу: В.А. Лашевича, И.Ф. Сафрончика, В.Г. Сурина, П.М. Черепа.
Подавляющее большинство выпускников были направлены в Действующую армию. Они приняли участие в боях в районе Халхин-Гола с японскими самураями, а затем в Советско-финской войне зимой 1939/40 года. Многие участники этой войны были награждены орденами и медалями. Среди них лейтенанты С.Н. Шпанский, П.М. Румянцев, И.Ф. Егоров, С.К. Григорьев, П.П. Селиверстов, Ф.И. Овчинников, М.И. Андрюшенко и другие. Но война принесла и печальные вести. Геройски погибли в боях лейтенанты П.В. Чигвинцев, В.В. Файнисович, младший лейтенант Е.Ф. Смирнов.
В сентябре 1940 года училище приняло участие в учениях войск Пензенского гарнизона. Руководителем учений был назначен заместитель начальника училища полковник Г.Е. Дегтярёв (в 1941 г. он исполнял некоторое время должность начальника училища. В годы ВОВ был начальником артиллерии армий, командующим артиллерией Карельского и 1-го Дальневосточного фронтов. После войны генерал-полковник Дегтярёв командовал артиллерией Забайкальского, Туркестанского и Киевского ВО) (рис. 6). По результатам учений командующий Приволжским ВО дал высокую оценку руководству училища и действиям частей Пензенского гарнизона и курсантов.
В сентябре 1940 года опять был произведён выпуск лейтенантов-артиллеристов. Училищная доска Почёта пополнилась новыми именами отличников.
2 июня 1941 года состоялся очередной «мирный» выпуск лейтенантов-артиллеристов дивизионной артиллерии (рис. 7). Получив отпуск, они разъехались по домам. Но через три недели произошло страшное - война! Кто знает, как сложилась их военная судьба?
*****
Начавшаяся 22 июня 1941 года война с первых же дней показала, что решать военные задачи будут крупные бронетанковые соединения. Танковые клинья фашистского Вермахта рвали оборону советских войск, окружали полки, дивизии и армии, а потом их уничтожали (рис. 8).
Очень быстро стало понятно, что штатная дивизионная артиллерия не способна противостоять танковым колоннам, а нехватка противотанковых пушек вынуждала выкатывать на прямую наводку лёгкие полевые орудия, но их расчёты, как правило, не имели необходимой подготовки, а значит действовали недостаточно эффективно. Было ясно, что успешную борьбу с танками может вести только специальная противотанковая артиллерия (рис. 9). Реальная угроза потребовала от советского правительства и командования Красной Армии создания особых противотанковых частей, вооружённых противотанковыми пушками (ПТП), а также создания военных училищ по подготовке кадров артиллеристов противотанковой артиллерии (ПТА).
Создаются «истребительные бригады», главной задачей которых становилась борьба с танками. В июле 1942 года вышел приказ Народного комиссара обороны СССР № 0528 «О переименовании противотанковых артиллерийских частей и подразделений в истребительно-противотанковые артиллерийские части и установлении преимуществ начальствующему и рядовому составу этих частей». Для солдат и офицеров истребительно-противотанковой артиллерии (ИПТА) установили даже особый нарукавный знак - чёрный ромб с изображением золотистых перекрещённых стволов.
В июне 1943 года вышел приказ Народного комиссара обороны СССР «О поощрении бойцов и командиров за боевую работу по уничтожению танков противника». Бойцам этих подразделений завидовали и одновременно сочувствовали: «Ствол длинный, жизнь - короткая», «Двойной оклад - тройная смерть!», «Прощай Родина!". Среди артиллеристов, удостоенных в годы ВОВ звания Героя Советского Союза, каждый четвёртый - солдат или офицер истребительно-противотанковых подразделений. Среди них есть и выпускники 1-го Пензенского артиллерийского училища ПТА.
В июле 1941 года ПАУ дивизионной артиллерии переформатируется в 1-ое Пензенское артиллерийское училище противотанковой артиллерии (ПТА), а с февраля 1942 г. по 5 июля 1946 г. опять называется - Пензенское артиллерийское училище (ПАУ).
В конце октября 1941 года с фронта, после ранения, на должность начальника училища прибыл генерал-майор артиллерии Степанов К.С. (рис.10). На должность комиссара училища - бригадный комиссар Григорьев Ж.И..
Выполнение новой задачи для училища было не так просто, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, необходимо было разработать программу учебного процесса, отличную от дивизионной артиллерии. Во-вторых, подготовить преподавателей и командиров, не имевших опыта борьбы с танками. В-третьих, в связи с отсутствием учебников и специальной литературы по методике обучения тактике ведения боя и стрельбы прямой наводкой из противотанковых орудий по наступающим танкам и пехоте, разработать их своими силами - преподавателями артиллерии и тактики.
Основным принципом обучения и воспитания во время войны был принцип «учить войска тому, что необходимо на войне». Его внедряли на практике благодаря новым методам и формам обучения и воспитания личного состава. Главенствующим был принцип - наглядность в обучении и индивидуальный подход к учащимся. Важной характеристикой методики было её направление на практику, базирующееся на личном показе обучающим действий и приёмов. Почти вся учебная программа отрабатывалась на полигонах, в учебных классах проводили минимум времени.
Преподавательский состав регулярно командировался в Действующую армию с целью накопления и систематизации боевого опыта. В учебный план включались специальные лекции, проводились семинары, читались доклады и проводились конференции по проблемам боевых действий. Регулярно заслушивались материалы периодических изданий.
Теорию артиллерийской стрельбы разработали старшие преподаватели училища полковники А.М. Федоров, В.Р. Федоров, Самцов и майор Лоскутов; тактику ведения боя - полковник Г.Е. Дегтярев и майор И.Д. Калинин. Возглавлял разработчиков старейший испытанный командир, полковник Г.Е. Дегтярев.
Курсантов воспитывали на примерах мужества и героизма советских офицеров и солдат, выпускников училища. Перед командирами, политработниками и преподавателями стояла и другая очень важная психологическая задача - воспитать в курсантах, молодых 18-19-ти летних юношах, мужество, смелость, хладнокровие и волю для стрельбы прямой наводкой из пушки по грохочущему танку противника, стреляющему из пушки и пулемёта. Это означает, что надо было подпустить танк противника на дистанцию прямого выстрела - 300-400 метров и выбрать момент для первого удара. Выполнение этой задачи в боевых условиях сопряжено с величайшим риском для жизни, ведь противник тоже хочет жить и ведёт ответный огонь (рис.11).
Курсанты обязаны были понять предназначение противотанковой артиллерии, её роль в современном бою, знать Уставы, основные документы и инструкции. Они должны были уметь работать с материальной частью противотанковых пушек: 45-мм ПТП («сорокопяткой»), 57-мм ПТП (ЗИС-2) и 76-мм ПТП (ЗИС-3), а также с конной тягой для перевозки этих орудий.
Занятия по расписанию проводились уже не по 8 часов в день, а по 10–12 часов, не считая самоподготовки, ухода за техникой и конским составом. Увеличилось число ночных занятий (рис. 12).
В это же время многие лучшие командиры и преподаватели уходили на фронт, большинство из них добровольно. Так поступили командир дивизиона майор Регент, командир батареи Мелведев, преподаватели капитан Куканов И.С., старший лейтенант Айданов, из учебного отдела училища ушёл майор Вознюк В.И. и другие.
Ушёл на фронт и начальник училища полковник Зубанов А.Д.. Только за 1941 год сменилось несколько начальников училища - это полковники А.Д. Зубанов, Г.Е. Дегтярев, Н.С. Максимов и М.С. Чистяков.
Выпускники училища были назначены командирами курсантских взводов, батарей и преподавателями - это лейтенанты Андрющенко, Прудников, Сурин, Харитонов, Васильев, Лапшевич и другие. Они стали заменять уходивших на фронт.
В 1941 году состоялся последний выпуск лейтенантов-артиллеристов, набора ещё 1939 года. В сентябре 1942 года вышел приказ об установлении новых сроков обучения курсантов – в артиллерийских училищах противотанковой артиллерии - 7 месяцев.
В начале 1945 года начальником Пензенского артиллерийского училища был назначен генерал-майор артиллерии Д.Е. Глебов, участник Отечественной войны (рис. 13).
5 июля 1946 года Пензенское артиллерийское училище (ПАУ) было расформировано.
За годы Великой Отечественной войны первое Пензенское артиллерийское училище подготовило более 15 тысяч офицеров дивизионной и противотанковой артиллерии. Воспитанники училища геройски сражались на всех фронтах: под Москвой, Ленинградом и Сталинградом, на Курской дуге и на Днепре, они участвовали в освобождении Польши, Чехословакии, Венгрии, Австрии, Румынии, Болгарии и Югославии.
После окончания Великой Отечественной войны выпускник училища гвардии старший лейтенант Морозов (рис. 14) от имени всех написал в Берлине на поверженном Рейхстаге - «А мы из Пензы». (рис.15)
О том как проявили себя в ожесточённых боях командиры, преподаватели и бывшие курсанты Пензенских артиллерийских училищ говорит тот факт, что 28 из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Это генерал-майор Шепетов И.М., капитан Асеев И.П., л-т Бернотенас В.В., подполковник Беспятов А.И., гв. ст. л-т Баландин В.М. (?Баландин В.М. на сайте "Герои страны" - примечание ДСА), л-т Вахромеев М.Ф. (ВАХРАМЕЕВ Михаил Федорович. Герой Советского Союза. - примечание ДСА), гв. ст. л-т Винников Н.И., сержант Вяльцев Ф.И., л-т Ганюшкин П.М. (ГАНЮШИН Петр Михайлович. Герой Советского Союза.), ст. л-т Греков П.И., подполковник Дытченко А.С., гв. ст. сержант Ерышев В.Н., мл. л-т Игошев А.А., ст. л-т Колосков П.Г., капитан Козлов П.Н., майор Костенко Г.В., лейтенант Краснов А.А. (? КРАСНОВ Анатолий Андреевич. Герой Советского Союза. ), красноармеец Мананов И.М., ст. л-т Морозов И.К. (И.К.Морозов на сайте "Герои страны" - примечание ДСА), мл. л-т Муравьёв М.В., ст. л-т Овсяников В.В. (ОВСЯННИКОВ Владимир Васильевич. Герой Советского Союза. - примечание ДСА), л-т Павлов А.Д., ст. л-т Ремизов М.В., л-т Сорокин В.П., ст. л-т Толкачев М.Ф., гв. мл. л-т Флоренко А.В., красноармеец Шихарев А.Ф., ст. сержант Шишлянников В.И. (звания указаны на дату присвоения звания Героя Советского Союза. Прим. А.Б.).
Многие командиры, преподаватели и бывшие курсанты не дожили до светлого часа Победы, но внёсшие свой посильный вклад в это общее дело. Так, звание Героя Советского Союза получили посмертно: к-н Асеев И.П., гв. ст. л-т Винников Н.И., л-т Ганюшкин П.Н., ст. л-т Морозов И.К., ст. л-т Овсянников В.В., л-т Сорокин В.П. и гв. мл. л-т Флоренко А.В..
Высочайшее мужество и силу воли проявили Герои Советского Союза сержант Вильцев Ф.И., гв. ст. л-т Винников и ст. лейтенант Морозов И.А., в критическую минуту боя вызвавшие огонь батарей на себя, прекрасно понимая последствия этого поступка. А Герой Советского Союза гв. младший лейтенант Флоренко А.В. в последний момент боя бросился под фашистский танк с гранатой.
Погибли в боях бывший командир дивизиона курсантов майор Регент, капитаны И.П.Дерков, А.И. Ульянов, ст. лейтенант А.Н. Сальников, М.И. Шапиро, лейтенант Постнов, лейтенант Пазаев В.Н. и другие. А сколько ещё пришло «похоронок» на выпускников училища теперь сказать уже трудно. Пропали без вести в первый год войны лейтенанты Ярощук, Погодин С.М. и Суслопаров Б.М.
Уже после окончания войны высокого звания Героя Социалистического Труда был удостоен генерал-полковник Вознюк В.И, фронтовик, 27 лет возглавлявший Научно-исследовательский полигон РВиА (Капустин Яр). Выпускник училища 1941 года, фронтовик, полковник Паршин П.С. командовал в 1966-69 гг. 52-й ракетной дивизией. На боевом дежурстве которой стояли ракетные полки, вооружённые ракетами первого поколения Р-16У.
*****
Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война многое изменила в стране и армии. Большие потери артиллерийского вооружения, рядового и командного состава Красной Армии в начальный период войны потребовали создания ряда училищ для быстрого восполнения потерь.
17 июля 1941 года на базе эвакуированного в Пензу из горда Сумы артиллерийского училища и казарменного фонда, убывших на фронт частей 61 СД (стрелковой дивизии), создаётся ещё одно училище - 2-е Пензенское артиллерийское училище. 1 января 1942 года это училище было реорганизовано в Пензенское миномётное училище, а с 29 июня 1944 года по 25 июля 1946 года - в Пензенское артиллерийско-миномётное училище (ПАМУ).
Возглавил 2-е артиллерийское училище опытный артиллерист, имевший научные труды по применению артиллерии в современном бою, полковник С.Н. Капустин (в последствие генерал-майор) (рис.16). На должности преподавателей, командиров взводов и батарей были направлены выпускники 1-го Пензенского и Томского артиллерийских училищ. Первый набор курсантов в основном состоял из выпускников и учащихся средних школ Пензенской, Куйбышевской и Саратовской областей (рис.17).
Только за один год своего существования 2-е Пензенское артиллерийское училище подготовило 3058 командиров-артиллеристов дивизионной артиллерии для Красной Армии, которые в годы Отечественной войны возглавляли воинские подразделения, части и соединения. Среди них генерал-майор А.И. Аркадьев, подполковники А.З. Стрелой, А.В. Шубин, капитаны Кочергин, Сухомлин, Хвойницкий и другие.
Выпускники училища мужественно воевали на всех фронтах. Об этом свидетельствуют биографии А.И. Сокулина, В.И. Зюзина (рис.18) и других. Выпускник училища, командир батареи 76-мм пушек, капитан Зюзин В.И. за отвагу и мужество, проявленные при форсировании р. Одер, захвате и удержании плацдарма на западном берегу реки, был удостоен звание Героя Советского Союза в 1945 г.
*****
С 1 января 1942 года училище было реорганизовано в Пензенское миномётное училище. Начальником училища продолжал оставаться полковник Капустин Н.С..
Учебному отделу и преподавателям предстояла большая работа по разработке новых учебных программ для подготовки командиров (командиров взводов) миномётных подразделений. Программы должны были направлены на изучение курсантами основных образцов миномётного вооружения - 82-мм и 120-мм миномётов, учитывать особенности ведения огня из миномётов (рис.19).
Первый набор курсантов в основном состоял из учащихся средних школ Пензенской, Куйбышевской и Саратовской областей.
Курсанты-миномётчики должны были знать особенности стрельбы из миномётов, т.к. действие артиллерийского снаряда и мины у цели различны. Курсанты, как будущие командиры миномётных взводов и батарей, должны были знать и уметь выполнять обязанности всех номеров расчёта миномёта. Всё это они усваивали во время практических занятий и при выезде в лагерь на стрельбы.
В начале декабря 1942 года в Пензенском миномётном училище был сформирован дивизион курсантов-женщин для подготовки командного состава миномётных частей (рис.20). Женский состав прибыл из Москвы и из Московской, Ярославской, Ивановской, Горьковской, Свердловской, Архангельской, Челябинской и Пензенской областей.
В число курсантов были зачислены 306 человек. Все они прошли обучение по программе - «командир взвода» и при выпуске получили первичное офицерское звание - «лейтенант». Программа подготовки женского состава курсантов ничем не отличалась от принятой в училище программы. Те же теоретические и практические занятия. Конечно, им было на много тяжелее, но…
Первый выпуск состоялся 5 июля 1943 года. Больше набор курсантов-женщин не проводился.
Выпускники Пензенского миномётного училища участвовали в боях на всех фронтах Великой Отечественной войны, проявляя мужество, отвагу и умение (рис.21). Так, выпускники миномётного училища старший лейтенант Гуреев М.Г. и капитан Ляхов Г.В. Указами Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм были удостоены звания Героя Советского Союза.
Участвовали в боях Отечественной войны: Безрукавников Н.И., Дармаханов Х., Мельников Н.Я., Савенков С.В., Симкин А.С., Сурков В.А., Староверов А.И., Харичев И.Е. и другие.
Война приносила и неприятные вести, так выпускник училища Н.Я. Мельников пропал без вести в самом начале войны.
После окончания войны выпускники училища продолжали служить в Вооружённых Силах или успешно работали в народном хозяйстве страны. Так, в июне 1942 года выпускник училища л-т Харичев И.Е. был назначен командиром миномётного взвода, потом миномётного батальона. После окончания Отечественной войны он служил на разных должностях. В последние годы генерал-лейтенант Харичев И.Е. был начальником Управления боевого применения ракетной и космической техники 4-го Центрального Научно-исследовательского института МО СССР, начальником 11-го управления Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооружённых Сил СССР, одновременно - начальником Центра космической разведки.
*****
29 июля 1944 года Пензенское миномётное училище было переформатировано в Пензенское артиллерийско-миномётное училище (ПАМУ), Начальником училища был назначен гвардии генерал-майор Хитровский В.П., участник Великой Отечественной войны (рис.22).
Это училище использовало материально-техническую базу предыдущих училищ. Был задействован и их преподавательский состав. За период обучения курсанты изучали общие, специальные, тактические и общевоинские дисциплины. Курсанты изучали основы общевойскового боя, боевое применение артиллерийских подразделений, приобретали навыки управления подразделениями, использования оружия и боевой техники в сложных условиях современного боя.
Для отработки практических навыков у будущих офицеров-артиллеристов в училище имелась полевая база, где опытные наставники учили курсантов действиям в боевой обстановке. В ходе полевых занятий обучаемые получали твёрдые командирские и методические навыки в выполнении должностных и профессиональных обязанностей, завершённое представление о боевом применении артиллерийских подразделений в бою. При этом курсанты получали знания и особенности ведения огня, как с открытых, так и закрытых огневых позиций. Исполнение должности командира артиллерийского взвода под руководством опытных педагогов помогало закрепить полученные знания и навыки на практике.
В ходе обучения курсанты изучали устройство, эксплуатацию и обслуживание военной техники, конструкцию, эксплуатацию артиллерийских орудий и миномётов.
В эти годы артиллерийские подразделения, в основном, перешли на механическую тягу вооружения. Поэтому на практических занятиях будущие офицеры овладевали также необходимыми знаниями и навыками эксплуатации автомобилей (рис.23).
Артиллерийско-миномётное училище окончили: А.Н. Котельников, В.С. Яблонский и другие. Были и горькие потери. Так, выпускник училища А.Я. Мельиков пропал без вести. Судьба многих выпускников училища неизвестна.
После окончания войны командиры и выпускники училища трудились на разных поприщах. Так, бывший командир взвода и преподаватель - Ю.В. Вотинцев получил звание генерал-полковника и Героя Социалистического Труда. Он 19 лет возглавлял Управление командующего войсками противоракетной (ПРО) и противокосмической (ПКО) обороны страны.
*****
Второе Пензенское артиллерийское училище за работы подготовило 5255 командиров артиллеристов и миномётчиков для Красной Армии, из них лейтенантов – 3330, младших лейтенантов - 1925, сержантов – 1066 человек (звания сержанта получили курсанты, досрочно ушедшие на фронт). Все они в годы Великой Отечественной войны мужественно сражались на всех фронтах и успешно возглавляли подразделения, части и соединения. Об этом свидетельствуют дела и биографии выпускников училища. Три выпускника этого училища были удостоены звания Героя Советского Союза, а один - Героя Социалистического Труда.
25 июля 1946 года первое и второе Пензенские артиллерийские училища были расформированы.
*****
В 1946 году из Тулы в Пензу переводится Высшая офицерская артиллерийская техническая школа (ВОАТШ), затем она преобразуется в Центральные артиллерийские технические офицерские курсы (ЦАТОК) и Центральные артиллерийские технические курсы усовершенствования офицерского состава (ЦАТКУОС) службы артиллерийского вооружения.
В 1958 году на их базе создаётся Пензенское высшее артиллерийское инженерное училище (ПВАИУ) для подготовки офицеров артиллеристов-инженеров. Сейчас это - Пензенский артиллерийский инженерный институт (ПАИИ).
И опять, тысячи их выпускников командиров-инженеров артиллеристов-ракетчиков служат на огромных просторах России. А молодые лейтенанты-инженеры, прибывая к месту службы, чётко докладывают - «А мы из Пензы!»
Балакшин А.Б.
полковник в отставке, кандидат технических наук, доцент,
ветеран Великой Отечественной войны.
© Copyright: Александр Балакшин, 2018