Гурьева Елизавета Александровна
http://penza.bezformata.ru/listnews/vip … /24810374/
Выполнила завет бабушки – учиться
Но так получилось, что в своё время она не могла научиться ни писать, ни читать, ни считать. Ни в первом, ни во втором классе. Уровень подготовки учителей более века назад был очень низок. Специалистов не хватало, и на учительские должности ставили часто случайных людей.
Во втором классе у Лизы и её товарищей по учёбе преподавал, например, партийный работник. Он на всех уроках рассказывал о съезде партии. И почему-то об одном и том же – II съезде РСДРП, состоявшемся в 1903 году. Его работа началась в Брюсселе, а потом продолжилась в Лондоне…Писать же и считать Лиза Гурьева начала лишь в 3 классе. Сперва научилась читать. А получилось это благодаря роману И. С. Тургенева «Дым». Книжка с этим произведением случайно попала к ней в руки, и она, рассматривая её, надолго задержала взгляд на трёх буквах названия «Д», «Ы», «М». Произнося их по отдельности, девочка постепенно стала выговаривать слово полностью. Потом другое из текста, третье… И дело пошло. Да с такой скоростью, что когда Лиза приходила по 2 раза в день в библиотеку для того, чтобы взять новую книгу, библиотекари не верили, что она прочитала ту, которую принесла вернуть.
Может быть, сказалась наследственность. Ведь её бабушка Агния Максимовна, родившаяся в 1856 году, несмотря на то, что очень рано осиротела и жила в «людях», научилась грамоте. А дед Сергей Иванович, который был на 19 лет старше её, расписывал храмы. Его брат тоже был живописцем. Хорошо умели рисовать многие из рода Гурьевых.
В семье бабушки, которая часто повторяла: «Ученье – свет, а неученье – тьма», обучению всегда придавали большое значение. Поэтому для того, чтобы устроить своего сына Сашу (отца Елизаветы Александровны) в школу, Сергей Иванович бесплатно написал вывеску для учебного заведения и изготовил основание для неё, а мать Агния Максимовна подрядилась в течение года стирать бельё для барыни и учителей, а также гладить и крахмалить его. Кстати, в этом деле она была лучшей умелицей в Керенске.
Сестра отца – Александра Сергеевна работала в сфере образования и была первой учительницей Фёдора Дмитриевича Гуторова, который впоследствии стал директором Вадинской средней школы.У Елизаветы Александровны и сейчас, в её 90 с «хвостиком», ясный ум и хорошая память. Она в деталях рассказывает о том, как раньше жили её родные. В повествовании отражаются невзгоды далёких лет. Но собеседница старается добавить в свой рассказ и немного юмора. Хотя и печального. Вот как она, например, рассказывает о работе одного её близкого родственника ветеринарным фельдшером. В одном лице он был на 3 уезда: Керенский, Чембарский и Спасский. Раз как-то в Земетчине (входившем в Керенский уезд) в одном домохозяйстве заболел бык. Хозяева приехали за фельдшером в Керенск. Транспорт – лошадь. Дорога туда и обратно занимала много времени. Когда приехали в Земетчино, животному уже было совсем плохо. Привезённый специалист дал рекомендацию: резать. Быка забили на мясо, а ветеринарного фельдшера угостили, отблагодарили, в том числе водкой, и повезли домой в Керенск...
Или ещё печальный пример, рассказанный Е. А. Гурьевой. В их семье держали корову. Однажды она заболела и пала. Купили другую, но она прожила недолго. Третья – тоже. Как оказалось, помещение после первого павшего животного не дезинфицировалось и заразная болезнь губила вновь купленных животных, несмотря на то, что предпринимались меры по их лечению.
В то время из-за плохих условий содержания гибли не только животные, но и из-за низкого жизненного уровня безвременно умирали люди. Мать Елизаветы, которую звали Аксиньей, умерла в молодом возрасте, когда дочь училась в 7 классе. Отец болел, а вскоре тоже умер. На плечи пятнадцатилетней девочки легли все домашние заботы и работы. Главная из них – топка русской печи. Это сооружение из кирпича занимало много места (в доме Гурьевых печь цела до сих пор) . И не зря. Оно выполняло несколько функций. В печи варилась пища, кипятился чай и т. д. Она выполняла роль и отопительного «прибора», а также была местом отдыха и сна.
Юная Елизавета также ухаживала за коровой, кормила, поила её и доила. Летом чуть свет надо было проводить её в стадо. Девочка вставала рано, ложилась поздно. Она привыкла спать мало. Эта привычка сохранилась и до сих пор.
Но несмотря на все невзгоды, Лиза помнила завет своей бабушки – учиться. В школе занималась успешно. В 1939 году Елизавета, окончив 10 классов, поехала в Москву поступать в институт на физико-математический факультет.
Однако по конкурсу она не прошла и вернулась в Керенск. Её направили работать учителем арифметики и математики в Рахмановскую среднюю школу. Нагрузка была большой – 30 часов в неделю. Кроме того, уроки в вечерней школе. Несмотря на то, что Елизавету уговаривали остаться работать в учебном учреждении, она на следующий год опять решила ехать в Москву. Поступила в библиотечный институт.
Но проучиться посчастливилось недолго. В 1941-м началась война. Девушку и её подруг направили на курсы пожарных. Потом они дежурили на крышах многоэтажных домов. Вооружены были специальными щипцами, которые брали в руки, надев рукавицы. В их обязанности входило недопущение возгораний крыш зданий от сброшенных немецкими самолётами зажигательных бомб.
Довелось также нашей землячке копать окопы при сооружении оборонительных линий в столице. «Варила» она с подружками и так называемые коктейли Молотова и запечатывала их в бутылки. Эти простейшие жидкостные зажигательные гранаты использовались как противотанковое оружие.
Елизавета Александровна Гурьева (справа) с подругой.Получить образование Елизавете Александровне Гурьевой удалось лишь спустя 5 лет после окончания Великой Отечественной войны. Она закончила Пензенский учительский институт. В 1963 году, после заочного обучения в Пензенском педагогическом институте, она получила второй диплом – о высшем образовании.
Один из выпускных классов педагога с сорокалетним стажем.За время работы Е. А. Гурьевой в Вадинской восьмилетней школе обучение в ней прошли сотни вадинцев, практически все жители правобережных улиц Вада и Керенки. Много воды утекло с тех пор. Много времени прошло. Теперь ходят в школу уже правнуки учеников, что когда-то учились у Елизаветы Александровны и до сих пор с благодарностью вспоминают свою учительницу. В их числе – Альбина Ивановна Стовбурь (в школьные годы – Бирюкова). Она живёт по соседству с учительницей и постоянно помогает вместе с мужем Петром Алексеевичем ей в решении бытовых вопросов.
…Во время общения ветеран педагогического труда Е. А. Гурьева больше рассказывает о других. О себе – скупо. Не жалуется она на то, что у неё ветхое жилище. Дом, в котором она живёт, был построен на Дворянской улице (ныне Советская) ещё в XIX веке, в 1867 году. Через 3 года ему будет 150 лет. Содержать жилище Елизавете Александровне помогают её родственники, проживающие в соседнем Земетчинском районе. Начальник управления социальной защиты населения Вадинского района О. Н. Лисков говорит, что возглавляемая им служба вместе с Вадинским сельсоветом по возможности помогает с приобретением пиломатериалов.
Несмотря на то, что дом старый, хозяйка, прожившая в нём всю жизнь, не желает покидать его. На предложения переехать в пансионат для престарелых Елизавета Александровна, которой в текущем месяце исполнится 93 года, пока отказывается. Единственное, о чём сожалеет пожилая женщина, что с фасада строения украли металлический знак с выбитыми словами: «Русское страховое общество. 1867 год.» Он был дорог как память, в том числе о той поре, когда бабушка завещала учиться. Завет Е. А. Гурьева выполнила двукратно: училась и учила других.Виктор СМИРНОВ
Источник: Газета Вадинские вести06.10.2014 10:13