Гранатов Юрий Николаевич
21.01.1925-15.08.2013
http://inpenza.ru/people/granatov-y-n.php
http://penzanews.ru/region/encyclopedia/9216-2009
Гранатов Юрий Николаевич (родился 21 января 1925, Тюмень) — актер, режиссер.
Творческий путь Юрий Гранатов начал в театре Ташкента, затем работал в Мичуринске (1942). Участник Великой Отечественной войны, после демобилизации актер театров Тюмени, Вологды, с 1951 года — Пензенского драматического театра, где им сыграно свыше 100 ролей.
В 1964 году Юрий Николаевич Гранатов окончил высшие режиссерские курсы при ГИТИСе, поставил на пензенской сцене 20 спектаклей, в т. ч. «Поднятая целина», «Женитьба Белугина», «Антоний и Клеопатра» и др. Спектакли «Странный человек» и «Шторм» были показаны им на сцене Кремлевского театра.
В 1967—1971 годах Юрий Гранатов — режиссер, затем главный режиссер Пензенской студии телевидения. С его именем связаны создание на пензенском телевидении цикла «Субботний экран», работы творческого объединения «Телетеатр».
Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
http://penza-trv.ru/go/region/granatov ГТРК-Пенза
http://www.penzateatr.ru/news/default/view/id/219 Пензенский областной драматический театр им. А.В.Луначарского
17 августа 2013
Памяти Юрия Николаевича Гранатова
15 августа в Севастополе на 89-м году жизни скончался заслуженный деятель искусств Украины Юрий Николаевич Гранатов — актер и режиссер, 16 лет прослуживший в Пензенском драматическом театре.
Юрий Николаевич Гранатов родился 21 января 1925 года в Тюмени, творческий путь начал в театре Ташкента, затем работал в Мичуринске. Участвовал в Великой Отечественной войне, после демобилизации служил актёром в Тюмени и Вологде.
В 1951 году пришел в Пензенский театр, на сцене которого сыграл свыше ста ролей, в том числе в спектаклях: «Анна Каренина» по Л.Толстому, «Любовь Яровая» К.Тренева, «Порт-Артур» А.Степанова и И.Попова, «Её друзья» В.Розова, «Любовь на рассвете» Я.Галана, «Хождение по мукам» по А.Толстому, «Чудак» Н.Хикмета, «Давным-давно» А.Гладкова, «Потерянный сын» А.Арбузова, «Хитроумная влюблённая» Лопе де Вега, «Антоний и Клеопатра» В.Шекспира.
В 1964 окончил Высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе. На пензенской сцене, начиная с 1958 года, поставил 20 спектаклей: «Поднятая целина» по М.Шолохову, «Женитьба Белугина» А.Островского, «Антоний и Клеопатра» В.Шекспира и др. Его спектакли «Странный человек» по драме М.Лермонтова и «Шторм» В.Билль-Белоцерковского были показаны в Москве на сцене Кремлёвского дворца.
В 1967–1971 работал режиссером, затем главным режиссером Пензенской студии телевидения. С его именем связаны создание на Пензенском телевидении цикла «Субботний экран», работа творческого объединения «Телетеатр».
После Пензы жил и работал в Севастополе, где до 2009 года в качестве главного режиссера руководил Драматическим театром Черноморского флота Российской Федерации имени Б.Лавренева.
Коллектив театра приносит свои соболезнования родным и близким Юрия Николаевича.
http://sev-navigator.com/news/kultura/u … _granatov/
Ушел из жизни режиссер Юрий Николаевич Гранатов
19.08.2013 | 19:0315 августа на 89-м году ушел из жизни заслуженный деятель искусств УССР и России, лауреат Государственной премии АР Крым Юрий Николаевич Гранатов.
С его именем связан длительный отрезок славной истории Севастопольского театра им.Б.Лавренева ЧФ РФ, где он работал актером и режиссером с 1971 года, а с 1979 года - главным режиссером.
За 40 лет верного служения театру Юрий Гранатов выпустил около 80 постановок, прославивших флотский театр на всей территории Советского Союза и постсоветского пространства. До сих пор в репертуаре театра с успехом идут его постановки: «Рыцарские страсти», «Эзоп», «Чума на оба ваших дома».
Аксинья НорманскаяПАМЯТИ ДЕДА...
Кажется, что он был всегда. Даже тогда, когда по всей исторической правде, подтверждённой театральной летописью, он жил и работал за тысячи километров от Севастополя – настолько неразрывны за эти двадцать пять лет стали понятия «Гранатов» и «театр флота». Наверное, когда-то он был другим – но даже на фотографиях полувековой давности он именно такой, каким видели его сегодня: на репетициях, в кабинете, в ложе на премьере. Настоящий красивый театральный зубр. Фантазёр. Романтик. Хитрый и коварный. Наивный и по-детски уважающий шоколад. Очень мудрый. Почти единственный из уникального поколения БОЛЬШОЙ театральной эпохи, когда и деревья, и люди, и страсти были БОЛЬШИМИ.
Он Жил и Работал – после того, как всех больших динозавров нещадно перемолотила коммерческая шоу-мясорубка и всё большое наследие было по-шакальи растаскано ловкими гиенами «нового искусства». А он восседал в кресле своего нерушимого театрального царства уже четверть века – вечно укутанный плотной завесой сигаретного дыма: через такую «санитарную полосу» не видно грязи и мелкой возни. На столе – всегда своя, гранатовская экосистема: бумаги, эскизы, обрывки, на пачке сигарет что-то зарисовано и… десятки кроссвордов. На каком-нибудь мудрёном слове «окапи» к нему приходило решение нового спектакля.
Он всегда ревновал к приглашённым режиссёрам. Ещё как! Изобретательно, с огоньком, затаив дыхание, нервно чередуя сигарету с леденцом от курения. Но всё равно приглашал самых лучших. Самых рискованных – рискуя всегда больше, чем они.
Он всегда прощал интриги – и себе, и другим: ну а что же, игра! игра!!! Прощал - но – никогда не поощрял. Он знал, что обязан оставаться Большим - чтобы Большим оставалось его дело.
Он вынес на себе столько, что хватило бы на сотни жизней – но о самом тяжёлом молчал или говорил сухо и скупо, как, например, о четырёх годах войны и роковом ранении под Балатоном, чуть не сделавшим его глухим и немым. Конечно, объективно у Деда было много сложных врачебных диагнозов – но никто из нас никогда не видел его больным и унылым.
По документам Дед прожил 88 лет – но он никогда не был старым. Официально он не служил в театре с 2009 года. Но он никогда из театра не уходил…
http://nd58.ru/old/ml/2003/7098.htm
Первый диктор пензенского телевидения
Валерий ЕРКИН
Известную киноактрису Веру Васильеву перед трансляцией бил озноб. "Танечка, я вашей телекамеры боюсь до смерти!"
Первый диктор пензенского телевидения Принято считать, что первый диктор пензенского ТВ - Татьяна Мартынова, более 10 лет бывшая лицом "9 канала". Однако это не совсем так. У самых истоков этой профессии в нашем городе стояла еще одна Татьяна - Самсонова. Согласно канонам советской эпохи 20-летняя девушка шагнула в телеэфир прямо из заводского цеха.
Нельзя сказать, что юная дикторша совсем не имела актерской подготовки. Татьяна была звездой школьного театра, переиграла все главные роли - от наивной Золушки до загадочной Тони в пьесе по роману Островского "Как закалялась сталь". Окончив медучилище в апреле 1958 года, Самсонова попала на завод медпрепаратов. И быть бы ей, подобно сотням сверстниц, лаборанткой, если бы в дело не вмешался его Величество Случай.
- 25 октября 1958 года в Пензе появилось свое телевидение. Естественно, вскоре объявили конкурс на должность диктора. Откликнулось более 100 девушек, но я не была в их числе. Просто однажды у подъезда моего дома остановился черный автомобиль, и водитель передал записку: "Таня, немедленно приезжай на телестудию. Ты мне нужна! Юрий Николаевич". Дело в том, что первый режиссер телецентра Юрий Гранатов был знаком с моим кавалером. Юрия Николаевича в городе знали все: известный актер пензенского театра, муж Людмилы Лозицкой - отказать ему в просьбе я просто постеснялась.
Меня привели в огромный зал и поставили перед камерой. В полумраке я заметила группу незнакомых людей. Позже выяснилось, что это отборочная комиссия: "Прочтите текст, улыбнитесь, повернитесь, повальсируйте" - и, наконец: "Спасибо, вы свободны". О том, что меня примут, я и не думала. Но уже вечером мне пришлось вести первую передачу.
- Было страшно?
- Не знаю, все вокруг видела как в тумане. Перед съемкой мне сильно помог бывший диктор Пензенского радио Борис Гинзбург: "Танечка, смотри на карандаш в моих руках. Во время записи ты будешь "разговаривать" с ним. Начало фразы можно прочесть по бумажке, а затем обязательно подними глаза и улыбнись".
- О чем рассказывали в первых телепередачах?
- Вначале это были концерты, записанные на кинопленку. Я лишь объявляла исполнителей. Читала короткие новости, предоставляла слово политинформаторам из обкома партии. Чуть позже в студию стали приглашать известных людей: ученых, именитых артистов, передовиков производства.
- Вам удалось с кем-нибудь подружиться?
- Пожалуй, только с легендарным Юрием Левитаном. Первый диктор Советского Союза приезжал в Пензу трижды, к другу - "моему крестному" Борису Гинзбургу.
- А с артистами вы встречались?
- В конце 50-х многие популярные актеры приезжали в провинцию специально для выступления на телевидении. Но вели себя перед камерой по-разному. К примеру, всенародный любимец Михаил Жаров - очень уверенный в себе человек. Он пробыл в эфире 21 минуту, потом быстро сфотографировался с нами на память, слетал в бухгалтерию, где получил положенные 3 тысячи рублей, и отбыл восвояси. А вот Веру Васильеву перед трансляцией бил озноб. "Танечка, я вашей телекамеры боюсь до смерти!" Однако положение обязывает. И мы начали передачу. Тем не менее во время эфира популярная артистка так вцепилась мне в локоть, что на руке остался синяк.
- А вы ощущали бремя славы?
- Интерес к телезрелищу 40 лет назад был просто огромным. Передачи смотрели всей семьей, приглашали соседей. Меня знали все горожане. Конечно, у моего дома не дежурили фанаты и никто не приставал на улице - времена были другие! Однако пройтись по городу неузнанной удавалось редко. За спиной постоянно слышалось: "Диктор идет!" Приятно, что продавщицы магазинов Барсукова и Кузьмина (были такие на Московской) частенько обслуживали меня без очереди.
- Вы проработали на ТВ около двух лет, а потом вдруг неожиданно вернулись на родной завод. Почему?
- Во-первых, как ни странно, все это время моя трудовая книжка лежала в отделе кадров медпрепаратов. Так что я даже не была сотрудницей телецентра. Во-вторых, в 1960 году штат ведущих разросся. Я просто физически не успевала все делать одна. Нужно было читать новости перед камерой, а потом сломя голову бежать в специальную кабину, произносить закадровый текст. Тогда появился второй диктор - Татьяна Мартынова.
В-третьих, не сложились отношения с новым руководством телестудии. Той же осенью по направлению завода я уехала на учебу в Ленинградский технологический институт. После долго работала на кафедре химии Пензенского строительного института, потом на заводе ВЭМ.
- Не жалеете о "загубленной" карьере?
- Нисколько. Видимо, это судьба. Хотя, признаться, работа на телевидении - это один из самых ярких периодов моей жизни.