Ягодин Геннадий Алексеевич
1927-2015
http://penza.bezformata.ru/listnews/pam … /31299764/
Память о Геннадии Ягодине должна жить
Фото: wwwsurapravda.ru
Лунинский район богат талантливыми и известными людьми. Многие из них оставили добрый след на земле. Среди них наш земляк – бывший житель села Большой Вьяс Геннадий Алексеевич Ягодин.Академик РАО, почетный химик СССР, лауреат государственной премии, член корреспондент РАН, последний министр образования СССР, член Верховного Совета СССР 11 созыва, заместитель директора Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ, ректор МХТИ им Д.И. Менделеева, ректор первого в России негосударственного вуза «Международный университет в Москве».
Совсем недавно нам стало известно, что 4 января этого года Геннадий Алексеевич умер. Думаю, будет уместным рассказать на страницах районной газеты о человеке, который сделал многое для нашей страны. По телефону мы связались с профессором, доктором технических наук Ириной Дмитриевной Трошкиной, работающей на кафедре в Российском химико-технологическом университете имени Д.И. Менделеева, которую ранее возглавлял Геннадий Алексеевич. Именно она стала инициатором того, чтобы рассказать и напомнить лунинцам, каким великим человеком был наш земляк, чтобы память о нем была жива.
– В газете нашего университета написано, что Геннадий Алексеевич родился 3 июня 1927 года в селе Большой Вьяс Лунинского района Пензенской области. Я посмотрела место на карте и информацию о личностях, родившихся в данном селе и, к сожалению, не увидела имени Геннадия Ягодина. Мне кажется, что бюст Геннадия Алексеевича, установленный в селе, напоминал бы землякам о выдающемся государственном деятеле и необыкновенно светлом, отзывчивом, добром человеке. Если потребуется, мы с коллегами готовы оказать посильную помощь, – говорит Ирина Дмитриевна.
Основные труды доктора химических наук посвящены химии и технологии неорганических материалов ядерной техники. Он почетный химик СССР. В течение года находился в научной командировке в Англии. Несколько лет был советским представителем в Международной организации по мирному использованию атомной энергии. В 1985 году был назначен Министром высшего и среднего специального образования СССР. Отмечен наградами – орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Почета. Он заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный доктор ряда зарубежных и российских университетов. За выдающиеся работы по химии в интересах развития и сохранения окружающей среды награжден премией Президента РФ в области образования, Российской академии наук имени Д.И. Менделеева. Достижения и успехи Геннадия Алексеевича Ягодина можно перечислять и дальше.
Одна из статей, посвященных его памяти, заканчивается словами Н.А. Некрасова: «Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда ни посылала миру, заглохла б нива жизни!» И это, действительно, так.
Ирина Дмитриевна Трошкина надеется, что эта статья найдет отклик, как среди наших земляков, так и других жителей Пензенской области. Мы должны знать и помнить о своих героях.
По словам заместителя директора Большевьясской средней школы Юлии Жадановой, Геннадия Алексеевича Ягодина до сих пор помнят в Большом Вьясе.Из воспоминаний
Ячменихина Надежда Ивановна (единственная оставшаяся в живых из класса, в котором учился Г. А. Ягодин, проживающая в селе Большой Вьяс):
– С Геннадием Ягодиным я училась в Большевьясской средней школе с 4 по 8 класс. Учился он очень хорошо. В то время не вручали медали. В конце каждого учебного года его награждали Похвальной грамотой и вручали на память книгу. Геннадий был очень скромный, дисциплинированный. Ни с кем не скандалил, не обижал никого. Не обижали и его. Он был очень аккуратный, ходил всегда в белой рубашке и брюках. Отец его, Алексей Иванович, преподавал в школе химию и пение, а мать – Александра Григорьевна вела математику. Геннадий вёл себя просто, ничем не выделялся из нас, несмотря на то, что его родители – учителя. В годы войны вместе с другими учениками в учебное время ездил в лес рубить деревья, рыть в поле картошку, жать коноплю.
В селе Большой Вьяс проживает двоюродная сестра Геннадия Алексеевича Свитнева Галина Ивановна и двоюродная племянница Свитнева Евгения Ивановна. Последний раз в Большом Вьясе Ягодин был в 2002 году. Со слов племянницы, Геннадий Алексеевич перенёс личную драму, в 1997 году схоронил сына Владимира. В 2012 году умерла внучка, что очень подкосило его здоровье и здоровье супруги.Сведения о родителях
Ягодин Алексей Иванович (1893-1978 г.г.)
Родился в семье священника в Городищенском уезде Пензенской губернии. Окончил Пензенскую духовную семинарию, затем учился в ветеринарном институте.
На педагогической работе с 1921 года. В 1925-1958 годах трудился в школах Большого Вьяса: учителем начальных классов, преподавателем химии и биологии школы крестьянской молодёжи (ШКМ), заведующим учебной частью и учителем химии средней школы. Заочно окончил химико-биологический факультет Саранского пединститута. Награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». С 1958 года на заслуженном отдыхе.
Умер в 1978 году, похоронен в Москве.Ягодина Александра Григорьевна (1897-1986 г.г.)
В 1916 году окончила с золотой медалью Казанскую женскую гимназию. С 1917 года более 40 лет проработала в школах Большого Вьяса: сначала учителем начальных классов, затем преподавателем математики в школе второй ступени, ШКМ, НСШ и средней школы. Заочно окончила физико-математический факультет Саранского пединститута. Награждена Орденом Ленина, медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», знаком «Отличник народного просвещения РСФСР». В 1958 году ушла на заслуженный отдых. Умерла в 1986 году, похоронена в Москве.Источник: Газета Сурская правда02.04.2015 12:22
6 января в 20:09
Виктория Молодцова, Москва: Геннадий Ягодин предложил стране программу свободы и ответственности в образованииМногие годы Геннадий Ягодин успешно занимался наукой, точнее – химией редких металлов, общими проблемами физической химии, основал одну из научных школ по кинетике экстракционных процессов. В науку он шел, что называется, упорно и целеустремленно. Сын учителей математики и физики села Большой Вьяс Пензенской области он был круглым отличником, поступил в Московский химико-технологический институт имени Дмитрия Менделеева (ныне РХТУ), после его окончания в 1950 году остался в аспирантуре, а после защиты кандидатской диссертации стал преподавать в родном вузе. На секретном физико-техническом факультете Ягодин изучал технологии атомной промышленности (они тогда были новы и несовершенны), трудился в закрытом Челябинске-40, стал автором полутора сотен различных изобретений, 10 из них были внедрены в производство и дали весомый эффект. Его стараниями были усовершенствованы важнейшие процессы в атомной, химической и некоторых смежных отраслях промышленности, технологии, например, Ягодин предложил способ разделения изотопов и родственных элементов, попутно немало сделав для фармацевтики, производства стройматериалов и моющих средств, утилизации отходов сельского хозяйства. После защиты докторской диссертации Геннадий Алексеевич стал профессором, заведующим кафедрой, деканом инженерного физико-химического факультета, заместителем генерального директора Международного агентства по атомной энергии в Австрии, где работал в течение трех лет. Вернувшись из Вены, Геннадий Алексеевич возглавил МХТИ, создал там единственную в России кафедру промышленной экологии, позже уже в РХТУ был инициатором и активным участником образования первого в стране инженерного экологического факультета, а затем кафедры и Института проблем устойчивого развития, внес большой личный вклад в научно-педагогическое обеспечение подготовки инженеров-технологов, специализирующихся в области рационального использования вторичных ресурсов, а также инженеров-экологов.
Геннадий Алексеевич Ягодин
23 года потребовалось для того, чтобы выпускник МХТИ стал его руководителем, но это был не просто путь к административной должности, это была школа, как сейчас бы сказали, менеджмента, которая давала Ягодину бесценные практические управленческие знания, поэтому, наверное, нет ничего удивительного в том, что ученого и управленца заметили - в 1985 году он был назначен министром высшего и среднего специального образования СССР, первым министром, назначенным Михаилом Горбачевым после прихода того к власти. Наверное, неслучайно, что именно во время перестройки Ягодин стал министром высшего и среднего специального образования: этому времени перемен и демократизации нужны были Интеллигенты, понимающие, что и как нужно менять в подготовке кадров высшей квалификации. Через три года в стране создали Государственный комитет по народному образованию СССР, объединив министерства высшего, среднего образования, просвещения и Комитет по профессионально-техническому образованию, вот тут страна на самом высшем уровне оценила значимость Ягодина для перестройки всего отечественного образования - первый президент СССР Михаил Горбачев назначил Геннадия Алексеевича председателем Государственного комитета СССР по народному образованию. И перестройка началась.Геннадий Ягодин довольно быстро собрал свою команду в Гособразовании, теперь трудно сказать, угадывал ли он, какие кадры нужны для этой команды, или точно знал, но его первыми заместителями стали Феликс Перегудов и Владимир Шадриков, и еще несколькими заместителями – люди уважаемые, своей предыдущей деятельностью доказавшие, что готовы все силы, знания, опыт отдать делу, которому служат. В тогдашнем Гособре начинали те, кто потом стали значительными фигурами в отечественном образовании, в коллегии работали такие мощные общественные деятели, как тогдашний секретарь ЦК ВЛКСМ Людмила Швецова, которые помогали в определении запросов общества на качественное образование.
Это было удивительное ведомство, в котором собрались еще не известные стране, но позже ставшие лидерами в своих направлениях работы молодые ученые. При Ягодине в стране возникли психологические службы, социологические опросы, новые учебные планы, программы развития и многое другое. Психологов в школы привел тогдашний главный психолог Гособразования, а ныне директор ФИРО Александр Асмолов, дефектологией занимался нынешний директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев.
Когда нынче назначают очередного министра образования, страна не устает удивляться тому, что он снова из высшей школы и практически не знаком со средней. Приход Ягодина на пост председателя Гособразования из системы высшего образования тогда никого не озадачил – сын сельских учителей не понаслышке знал школьные проблемы и со знанием дела обсуждал их с учителями СССР. Но он понимал и другое – без ученых и педагогов невозможно лишь за счет административного ресурса изменить в лучшую сторону отечественное образование, наверное, поэтому и собрал лучшие силы во Временный научно-исследовательский коллектив «Базовая школа» (ВНИК «Школа») под председательством тогдашнего научного сотрудника Академии педагогических наук СССР Эдуарда Днепрова. Заслугой Геннадия Ягодина стало то, что этот коллектив был свободен в создании новой концепции развития отечественного образования. То, что началось во времена Гособразования СССР, дало импульс для создания современной модели школьного, высшего, среднего специального, дополнительного образования, которая сегодня приобретает все новые и новые черты. К концу лета 1988 года ВНИК, состоявший из авторитетных ученых-педагогов и педагогов-практиков, подготовил проект нового устава школы и концепцию развития образования в СССР. В декабре на Всесоюзном съезде работников народного образования эти документы Геннадий Ягодин представил на обсуждение, их одобрили делегаты - учителя, преподаватели, управленцы, ученые, общественные и политические деятели. Одним из первых нововведений Ягодина стал изданный летом 1988 года приказ №540, разрешавший переводить из класса в класс и даже выпускать с аттестатом учащихся средней и старшей школы, которые не успевали по одному или более предметам. При Геннадии Алексеевиче было введено свободное посещение лекций, отменена военная подготовка для девушек-студенток, из вузовских программ исключили устаревшие общественно-политические дисциплины, университеты получили автономию. На Всероссийском съезде работников народного образования, созванном по его инициативе вместе с «Учительской газетой», Геннадий Ягодин обнародовал свое мнение о реформировании школы. Он считал, что нужны:
- переход к государственно-общественной системе народного образования,от остаточного - к приоритетному финансированию, от финансовой закрепощенности школы - к ее экономической самостоятельности,
- создание Всероссийского совета по народному образованию,
- как первейшая задача школы - развитие личности ребенка,
- отказ от привычного деления уроков в начальной школе - они должны быть интегрированными,
- в средней школе - погружение в культуру, науку, понимание их внутренней логики,
- одинаковая программа для всех на 75-80 процентов, остальные 20-25 нужно отдать на откуп школе,
- на третьей ступени школы помимо обязательного курса необходимо дать учителю возможность включать в программу по своему усмотрению тех писателей и поэтов, знакомство с которыми для юношества он считает необходимым;
- выпускных экзаменов достаточно четырех, пусть у одного будет оценка по физике в аттестате, у другого - нет;
- избавить школу от переполненных классов и плохих учителей, а профессионалам повысить зарплату,
- пересмотреть обществоведение, новейшую историю, естествознание,
- оставить блок обязательных предметов и разные типы школ: физико-математического уклона, гуманитарного, профессионального,
- отпустить поводок запретов, пусть школа сама выбирает, как учить.
Это была программа свободы и ответственности, с которой не все были согласны.В 1989-1991 годы Ягодина и его ведомство яростно критиковали как сторонники реформ, так и их противники. Одни считали, что демократизация образования идет недостаточно быстро, другие - что все идет к развалу советской школы. Позицию Гособра нужно было все время объяснять, увеличивая количество его сторонников. Ягодин умел так объяснить предлагаемое и планируемое, что в него начинали верить даже те, кто был далек от проблем и перспектив образования, а те, кому они были близки, становились единомышленниками председателя Гособра. В те годы Геннадий Алексеевич очень много общался с журналистами, считая, что идея становится материальной силой, если овладевает массами, что тут у СМИ самые широкие возможности помочь тем, кто эти идеи предлагает. Ягодину можно было напрямую (без волокиты и посредничества пресс-секретарей, без заблаговременного представления вопросов и последующего визирования готовых материалов) задать любой вопрос и рассчитывать на полный и честный, а самое главное, компетентный ответ. Геннадий Алексеевич удивительно точно выстраивал свои взаимоотношения с представителями СМИ. На его пресс-конференции и встречи, короткие брифинги после заседаний коллегий собиралось рекордное количество журналистов, которые после встречи с Ягодиным становились людьми, осведомленными не только в общих проблемах образования, но и в тех конкретных шагах, которые предпринимала команда Ягодина. Журналисты эти работали не только в больших газетах и журналах, но даже в многотиражных газетах, которые (что удивительно!) Геннадий Алексеевич читал внимательно, это позволяло ему узнавать о мнениях в педагогических и научных коллективах. Может быть, поэтому все его выступления перед любыми коллективами были точны, полны конкретных проблем и предложений для их решения.
Журналисты поддерживали Геннадия Алексеевича, а он как мог всегда поддерживал журналистов, с особым уважением относился к педагогической прессе. Опираясь на широкую сеть педагогических изданий, Гособразование могло обсудить многие проблемы, привлечь педагогическую общественность к выработке идей по реформированию системы образования, поддержать министра, подсказать, посоветовать ему нечто очень важное. Надо сказать, что особые отношения у председателя Гособразования СССР были в те годы с «Учительской газетой». Геннадий Алексеевич помнил, как его родители – сельские учителя – в течение многих лет выписывали «УГ», как педагогические коллективы воспринимали материалы, публикуемые в ней, как газета изучала мнение учителей и влияла на их мнение. Сотрудничество газет и Гособразования было деловым и плодотворным. Не случайно, именно «Учительская газета», не задумываясь, встала на защиту Геннадия Ягодина, когда вдруг возникла ситуация возможного освобождения его от должности, которую создали консервативно настроенные чиновники и партийные бюрократы. В течение 1991 года Ягодина три раза отправляли в отставку: в апреле и июле это пытался сделать премьер-министр Виктор Павлов, а в августе – ГКЧП. Ягодин все три раза сохранил пост, но не сохранился СССР, а затем и Гособразование СССР.
В 1991 году Геннадий Алексеевич стал ректором-организатором Международного университета в Москве, который возглавлял в течение 10 лет. С ним из Гособразования в университет ушли многие талантливые члены его министерской команды, работа по выработке идей, которые бы улучшили отечественную систему образования, продолжалась.
Для Ягодина это было завершение чиновничьей карьеры, но продолжение карьеры научной и педагогической. До последних дней жизни Геннадий Алексеевич оставался профессором МХТИ, директором Московского музея образования, активно занимался программами экологического образования школьников.Признанный ученый в области химии и химической технологии неорганических веществ, автор более 600 статей, обзоров, учебников, учебных пособий и монографий, опубликованных в разных странах мира, он стремился решать экологические проблемы на Земле, развивать систему экологического образования, создавать в стране новое отношение к окружающей среде обитания человека, воплощать в жизнь идеи устойчивого развития. Не случайно в течение многих лет Ягодин читал курс «Проблемы устойчивого развития» для студентов Института проблем устойчивого развития, экологического и педагогического факультетов РХТУ им. Д.И.Менделеева, а в Высшей школе наук лекции об окружающей среде. При поддержке московских Департамента образования и Департамента природопользования и охраны окружающей среды под научным руководством Геннадия Ягодина была организована подготовка учителей-организаторов экологического образования для школ Москвы.
У Геннадия Алексеевича Ягодина было много творческих планов, и он рассчитывал их реализовать, ведь его родители были долгожителями. Не все планы ему удалось воплотить в жизнь, но остались многочисленные ученики и есть надежда, что их деятельность станет продолжением многих дел их Учителя.
Журналистский коллектив «Учительской газеты» выражает глубокое соболезнование семье, родным, близким, коллегам Геннадия Алексеевича Ягодина.
Фото Виктории Молодцовой
http://www.ug.ru/old/02.09/t5.htm
Геннадий ЯГОДИН:
Вот заставить бы всех учителей самих ежегодно сдавать школьные экзамены по всем предметам!На входе в его кабинет слева висит яркая латунная табличка: "Ягодин Геннадий Алексеевич, ректор Международного университета". А справа - не менее впечатляющая: "The Coca-Cola company. Пейте кока-колу". Ровно десять лет назад знаменитая на весь мир компания выделила существенные деньги на основание этого университета. С именем Ягодина, последнего министра образования Советского Союза, связывают начало горбачевской перестройки в нашей школе. Много ли изменилось с тех пор? И в том ли направлении, как это было задумано, движется локомотив системы образования России?
- Геннадий Алексеевич! Почему-то для каждого министра (и не только образования) стало традиционным начинать свою деятельность с реформ. Чего здесь больше - попытки самовыражения и самоутверждения или реально назревшей необходимости?
- Жизнь никогда не останавливается на каком-то определенном этапе. Она все время движется, развивается. Этапы этого развития совпадают с приходом во власть различных людей, которым кажется, что они лучше понимают ситуацию и лучше других видят перспективы.
- Кто из министров прошлых лет, на ваш взгляд, был наибольшим реформатором?
- Революционные изменения, произошедшие в отечественной школе, я больше сравниваю не с личностью того или иного министра, а с политической ситуацией в стране. Ведь во времена Горбачева впервые за много лет в процессе обучения во главу угла был поставлен не министр, ректор или профессор, а ученик. Это действительно великий прогресс, ибо никто не заинтересован в качестве образования больше, чем ученик, студент и его родители. И вся вариативность образования (что, несомненно, является благом) пришла именно оттуда, из того времени.
Но я лично не люблю слово "реформа" - впрочем, как и "революция". Изменения должны быть не скачкообразными, а постепенными, эволюционными. Тем более в такой неизбежно консервативной системе, как система образования. Неизбежной потому, что школа должна учить не гипотезам, а только годами устоявшимся и проверенным идеям, взглядам, фактам. Вместе с тем эволюционные процессы здесь также неизбежны. К примеру, когда человек проник в тайны микромира, установил силы, управляющие движением электронов, атомов и молекул, и понял, что наша жизнь не причинно-следственна, а в достаточной степени вариативна, потребовалось ввести в школьную программу теорию вероятности...
- ...которой сейчас нет.
- Да, но именно поэтому она сейчас и нужна! Другой пример: сейчас мы сделали большие успехи в изучении теории наследственности, строения ДНК, РНК, белков. Все это требует увеличения знаний в биологической химии и соответственно увеличения количества часов в школе на изучение органики. А ведь традиционно большее внимание здесь уделялось именно неорганике. Когда новейшие информационные технологии позволили нам с помощью обработки громадного количества информации выводить некоторые закономерности и законы, это потребовало знаний статистики. И поэтому совершенно логично, что школьников также нужно знакомить с основами статистики.
- В рамках математики или отдельного предмета?
- Это уже не так важно. Проблема в другом: в школе (любой, а не только современной, российской или советской), может быть, и легко ввести что-либо новое, но крайне трудно что-либо вывести, от чего-то отказаться - именно вследствие ее консервативности. Да, примеры таких "выводов" история знает - это касается и операций с римскими цифрами, и древних языков, и т.д. Но все это школа воспринимала крайне болезненно.
- Какова же, на ваш взгляд, должна быть современная школа?
- Теперь, когда от меня не требуют принятия срочных и немедленных решений, когда наконец-то появилось время на размышления и глобальный анализ накопленного опыта, у меня самого сложилась стройная и целостная концепция школьного образования.
Чего сейчас ждут от школы в первую очередь? Чтобы она смогла подготовить ребенка для поступления в вуз, будущего студента. А детский сад - будущего школьника, уже способного к первому классу и читать, и считать. Но ведь главной задачей школы должна быть подготовка человека, гражданина для реальной жизни в современном обществе. Чтобы каждый ученик понимал свою ответственность перед обществом и свою полезность для него. Этот гражданственный подход всеми вроде бы и понимается - на теоретическом уровне, но до практического применения нам еще довольно далеко. Ведь что до сих пор составляет главную гордость для наших преподавателей? Количество выпускников, поступивших в вузы (особенно престижные). А стремление к этому и порождает целый ворох проблем, главная из которых - колоссальные перегрузки, которым подвергаются и ученики, и учителя.
С моей точки зрения, школа должна состоять из трех ступеней. Первая - начальная, четырехлетняя, начинается с шестилетнего возраста. Как правило, это безоценочная школа (Шалва Амонашвили прекрасно доказал возможность ее существования), в которой все эти годы с детьми работает только один учитель - и по труду, и по пению, и по математике, и по физкультуре.
В этом вопросе у меня много ярых противников, в том числе и среди друзей. Борис Неменский, например, считает, что изобразительное искусство детям должен преподавать профессионал, закончивший как минимум художественно-графический факультет. Ирина Архипова ратует за то, чтобы пение тоже вел человек, имеющий музыкальное образование. Практически это невозможно. Во-первых, потому, что необходимого количества часов эти педагоги в наших школах никогда не наберут, особенно в нынешних демографических условиях. А во вторых, у нас и профессионалов-то столько не наберется.
Школа одного учителя - вопрос принципиальный. Для ребенка родители - почти что боги, и учитель становится одним из них, а иногда и занимает первое место на этом "Олимпе". И лишать его этой иллюзии не нужно! Только спустя три-четыре года обучения дети начинают сомневаться в том, что им говорят родители и учитель, то есть насколько они "боги или полубоги". Поэтому крайне важно, чтобы первый учитель был яркой и всесторонне развитой личностью, как можно дольше оставался для них авторитетом на всю жизнь.
Поскольку кадры решают все, здесь это проблема номер один. Казалось бы, сейчас самый большой конкурс в педагогических вузах как раз на факультеты начального образования. Но многие абитуриенты рассуждают так: "Уж что-что, а учителем начальных классов я всегда смогу быть". Это заблуждение, потому что первые годы обучения - самые ответственные, а потому требуют полной самоотдачи и высокого педагогического мастерства от учителя. Не случайно практически все помнят свою первую учительницу по имени-отчеству.
- Может быть, потому, что она вела большинство предметов всю начальную школу?
- Скорее из-за того, что она первая - после родителей - заложила в детей основы понимания жизни вне семьи.
В этой начальной школе треть (а может быть, даже и половина) всех часов должна быть отдана физической культуре. Еще в древности люди понимали, что для гармоничного развития человек должен быть не только умным, но и сильным, физически здоровым. У нас же, ни для кого не секрет, преподавателей физкультуры в школьной иерархии ставят куда ниже физиков, математиков, химиков. Второстепенность их видна и в зарплате, и в отношении к урокам, и в кадровом вопросе (часто на работу принимают людей без специального образования). А ведь если в семье не привыкли к активным играм на свежем воздухе, к регулярной зарядке и силовым упражнениям, то единственно, где это можно исправить (пока еще!), - начальная школа.
Следующей, на мой взгляд, должна быть ступень, на которой во всех школах страны должны быть единые программы по всем предметам - при наличии разнообразных учебников. Современная школа крайне перегружена. Как говорил академик Жаворонков: "Беда мне с этими молодыми преподавателями: они вкладывают в студентов все, что знают сами, и еще чуть-чуть для самообразования". А ведь все прекрасно знают, что чуть ли не каждый из школьных учителей считает свой предмет если не самым главным, то одним из них. И старается вложить в него максимально много - и по программе, и сверх нее.
- Но в сложившейся системе взаимоотношений школа - вуз преподаватели просто вынуждены поступать именно так. Потому что от них требуют показателей - мест в олимпиадах, золотых и серебряных медалей, поголовного поступления в престижные высшие учебные заведения. А мы-то с вами знаем уровень вопросов, которые задают на вступительных экзаменах!
- Совершенно верно. К сожалению, ситуацию усугубляет и сложившаяся система преподавания предметов (в том числе и по существующим ныне учебникам): учитель преподносит некоторый материал, требует ученика выучить его, а потом ответить - или по учебнику, или его же собственными словами. И за это воспроизведение учительских слов, мыслей ставят отметки! Такая "недумательная педагогика" - самый большой недостаток нашей школы. Она никак не способствует развитию личности ребенка, приучает мыслить шаблонно, в заданных рамках.
Чтобы приучить человека думать, нужна своя собственная педагогика, своя методика. Но, кроме того, нужно еще и время. А времени-то как раз и нет! Родители учеников все чаще понимают, что освоить всю школьную программу на "отлично" невозможно никому - если следовать логике самих учителей, старающихся вложить в свой предмет все, что только можно. Это слишком большой объем, и не только для детей.
С моей точки зрения, все учителя этой ступени должны знать школьную программу. По этому поводу мне говорят: "Как хорошо, что вы больше не министр!". Потому что я пришел к такому выводу: единственный способ "помочь" учителям войти в бедственное положение их подопечных - это заставить их самих ежегодно сдавать экзамены по всем предметам школьного курса. Хотя бы на "удовлетворительно"!
Да, допустим, эта идея кажется фантастичной и неисполнимой. Но тогда ответьте мне, пожалуйста: а в школе (роно, методкабинете, педвузе) сейчас хоть кто-нибудь знает основы всех школьных предметов? Могу с уверенностью сказать - нет! Потому что каждый методист, как правило, является специалистом в своем направлении. Что же получается? Ученик школьную программу знать должен, а ни один из учителей - не должен! Вот здесь и кроется причина всех перегрузок. Ведь практически все программы составлены исходя из нужд и интересов отдельных учителей-предметников, но не самого ученика. И тесты - в том числе и тесты единого государственного экзамена - готовят именно предметники. Да, возможно, по отдельности эти тесты и легкие, но в совокупности... Попробуйте-ка лучше собрать учителей любого района или города и провести среди них это тестирование. Уверен, 90% не сдаст даже на тройку.
По идее в каждой школе должен быть хотя бы один человек, знающий все предметы, который будет не только направлять и координировать всю методическую работу в школе, но и грамотно следить за нагрузкой школьников. А в идеале такими универсалами должны быть все педагоги.
Школа должна давать некий обязательный минимум знаний. Но его должны усваивать абсолютно все, то есть он должен действительно быть минимумом. На втором этапе очень важно показать многообразие и взаимосвязь наших знаний об окружающем мире. Но не нужно стараться углубиться в какие-то отдельные науки - это в конечном счете вряд ли будет способствовать гармоничному развитию школьников.
Профильной должна быть только старшая школа, которая охватит три последних года обучения. Профильные классы как раз и должны готовить в университет. Или - к профессиональной работе. С моей точки зрения, некоторыми предметами здесь можно пренебречь (математикой, химией, физикой), но четыре должны быть обязательно во всех школах, независимо от их профиля: русская словесность (в нашей многонациональной стране это совершенно необходимо), психология (которая поможет каждому человеку узнать его потенциальные возможности), социология или обществоведение (человек в обществе) и экология (думаю, в современных условиях это более чем очевидно).
- Вы ведь сторонник двенадцатилетнего образования?
- Да, но только при условии, что это не вызовет увеличения программ, а будет способствовать их разгрузке.
- Идея ЕГЭ вам нравится?
- Сама по себе идея хорошая. Только я считаю, что прежде всего это нужно лишь тем выпускникам, которые стремятся поступить в вузы. Всех остальных нужно выпускать по школьным отметкам. В крайнем случае вопросы ЕГЭ должны быть такими, чтобы абсолютно все ученики смогли сдать определенный минимум. Пусть верхняя планка завышается сколько угодно, но нижняя должна быть доступна каждому. Да и вопросы ЕГЭ нуждаются в тщательной проработке, чтобы ученики не просто выбирали предложенный ответ, а больше сравнивали, анализировали.
- Обычно люди, вспоминая о своем бурном прошлом, говорят: вот сейчас я бы все сделал совсем по-другому. Геннадий Алексеевич, предположим, вам сейчас предложили вновь стать министром образования.
- Скажу честно - отказался бы! Просто в те времена отказаться было невозможно по целому ряду причин - я был ректором университета, членом партии. Но меня эта работа никогда не прельщала больше, чем работа учителя. Я и сейчас не оставляю преподавательскую деятельность ни в вузе, ни в школе. Именно поэтому я мало пишу, но у меня много учеников.Вадим МЕЛЕШКО
http://naukarao.narod.ru/yagodin.html
http://www.isaran.ru/?guid=5673D687-85C … =ru/person
http://www.muctr.ru/univsubs/infacol/ih … agodin.php Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева, Научно-образовательный кластер имени Г.А. Ягодина (создан в соответствии с решением Ученого совета РХТУ имени Д.И. Менделеева от 25 февраля 2015 г., ранее - кафедра ВШНОС - Высшая школа наук об окружающей среде)
ЯГОДИН Геннадий Алексеевич, 1927 – 2015
Член-корреспондент РАН, академик РАО, профессор, доктор химических наук
Ректор МХТИ имени Д.И. Менделеева (1973-1985), декан инженерного физико-химического факультета (1959-1962,1972-1973), зав. кафедрой технологии редких, рассеянных и радиоактивных элементов (1976-1983), зав. кафедрой промышленной экологии (1983-1985), руководитель Высшей школы наук об окружающей среде РХТУ имени Д.И.Менделеева (2003-2015).
Зам. директора Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ (1963-1966).
Министр высшего и среднего профессионального образования СССР (1985-1988) Председатель Государственного комитета СССР по народному образованию (1988-1991)
Ректор Международного университета в Москве (1992-2003).
Кавалер орденов Ленина, Почета, Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции.
Лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники, Премии Президента РФ в области образования, премии РАН имени В.А. Коптюга, Национальной премии имени В.И. Вернадского (2013) и других.
Известный ученый в области неорганической химии и химической технологии неорганических веществ и редких элементов, в том числе циркония и гафния, внесший большой теоретический вклад в понимание природы быстропротекающих процессов в жидких средах. Под его руководством созданы новые высокоэффективные промышленные экстракторы.
Основатель отечественных научно-педагогических школ экологического образования и образования для устойчивого развития. Инициатор создания и руководитель магистратуры по направлению Экология и природопользование с 1992 г. Под его руководством создана магистерская программа «Экологическое образование», обучение по которой успешно завершили более 200 человек (1993-2012)Геннадий Алексеевич Ягодин родился 3 июня 1927 г в селе Большой Вьяс Пензенской области в семье учителей. С раннего детства под влиянием отца он увлекся химией. Поэтому сразу после окончания школы в 1944 г. Геннадий Алексеевич без колебаний поехал в Москву и поступил на факультет химической технологии силикатов Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева.
В 1949 г. в МХТИ был создан инженерный физико-химический факультет (один из первых в стране), который должен был готовить специалистов для зарождающейся атомной промышленности. И Геннадий Алексеевич уже дипломник поступил на ИФХ факультет, а в 1950 г. с отличием окончил кафедру технологии редких и рассеянных элементов.
Будучи студентом, помимо учебы, Геннадий Ягодин активно занимался общественной работой: в 1949-1950 г.г. он был секретарем комитета ВЛКСМ института, в 1950-1952 гг. – первым секретарем Советского РК ВЛКСМ г. Москвы.
С 1952 г. Геннадий Алексеевич полностью посвятил себя работе в Менделеевском институте, с которым с этого момента была связана почти вся его жизнь: аспирант, ассистент, доцент, профессор, заведующий кафедрой (1976-83 г.г.), дважды декан (1959-61) и (1971-73 г.г.), ректор (1973-1985).
В 1955 г. Г.А. Ягодин блестяще защитил кандидатскую диссертацию под руководством Николая Михайловича Жаворонкова – крупнейшего советского физико-химика, академика АН СССР. Именно он первым оценил масштаб личности своего ученика, его замечательные способности и огромное трудолюбие.
Геннадий Алексеевич закончил престижный Imperial College в Лондоне, а в 1963 г. был назначен на дипломатическую работу в ООН на должность заместителя директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Вене (Австрия). Под его руководством работал департамент «Здоровье и безопасность», который занимался проблемами переработки радиоактивных отходов и поиском безотходных технологий.
В 1966 г., после возвращения на родину, Геннадий Алексеевич возглавил большой цикл научных исследований, имевших большое значение для развития химии и технологии неорганических материалов ядерной техники. Он открыл каталитическое галогенирование твердых веществ, основал одну из научных школ по кинетике экстракционных процессов. Разработанные им новые методы изучения нестационарной массопередачи в процессах экстракции, позволили создать новые высокоэффективные экстракторы. Под руководством Г.А.Ягодина проводились исследования по химии водных и органических растворов солей редких металлов, были изучены свойства большого числа экстракционных систем. Г.А.Ягодин разработал теоретические основы и технологию разделения, а также технологию прецизионной очистки циркония и гафния, установил существование устойчивых многоядерных соединений циркония.
Работы Г.А.Ягодина имели большой резонанс в научном мире. Его труды по экстракции цитируются учеными многих стран мира, и актуальны по сей день. Признанный ученый в области химии и химической технологии неорганических веществ, профессор Г.А. Ягодин автор более 600 научных публикаций, нескольких учебников, учебных пособий и монографий, а также более 90 авторских свидетельств.
В 1970 г. Г.А. Ягодин защитил докторскую диссертацию, а в 1976 г. был избран членом-корреспондентом РАН.
В 1973 г. Геннадий Алексеевич становится ректором Менделеевского института. Годы, когда МХТИ возглавлял Г.А. Ягодин, стали для института периодом динамичного развития и значительных перемен в структуре института, направлениях подготовки кадров, организации учебного процесса и методической работы.
В 1975 г. было принято решение об организации в институте общетехнического факультета (ОТФ), основной задачей которого стало координирование программ кафедр, осуществляющих фундаментальную, естественнонаучную, общепрофессиональную и инженерно-химическую подготовку студентов.
Организация ОТФ сопровождалась перестройкой структуры факультетов института, в результате которой были организованы первый в стране факультет кибернетики химико-технологических процессов, факультет химической технологии полимеров и факультет технологии топлива и органических веществ.
Обладая глубокой научной интуицией, Г.А. Ягодин точно предугадал перспективные области науки, для которых необходимо вести подготовку кадров. Понимая ту роль, которую будет играть в будущем биотехнология, он создал в МХТИ кафедру биотехнологии и начал подготовку инженеров в этой области.
В 1971 г. в МХТИ в рамках кафедры технологии неорганических веществ началась подготовка студентов по специальности «Технология рекуперации вторичных материалов промышленности». Анализируя возникший интерес к проблемам охраны окружающей среды, Геннадий Алексеевич добился создания в 1976 г. для этой специальности самостоятельной выпускающей кафедры.
В 1983 г. им была создана новая специальность – «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» и организована первая в Советском Союзе кафедра промышленной экологии, которую Геннадий Алексеевич возглавил лично. Сейчас эта специальность – одна из самых популярных, и около 50 вузов России ведут по ней подготовку инженеров. Созданные Г.А. Ягодиным кафедры составили основу нового инженерно-экологического факультета.
Фактически, Геннадий Алексеевич Ягодин стоял у истоков не только экологического образования в России, но и соответствующей ветви науки. Его заслуга состоит в формировании единой концепции экологического воспитания. По его словам:
«Единая наука о взаимоотношениях человеческой цивилизации и природы стала с началом промышленной революции распадаться - на дисциплины, отрасли, направления. Экология же, которая, по сути, не столько даже наука, сколько мировоззрение, должна вновь «собрать» знания в нечто целостное. Только тогда человек и сможет увидеть свое место в мире…»
Эффективным изменением в организации учебного процесса стало использование потенциала промышленности для подготовки инженеров. По инициативе Г.А. Ягодина Менделеевским институтом были созданы филиалы выпускающих кафедр в отраслевых НИИ и на промышленных предприятиях.
Работая ректором, Геннадий Алексеевич активно продолжал заниматься научными исследованиями, являлся руководителем ряда международных и всесоюзных конференций и симпозиумов. При этом он уделял большое внимание организации научной работы в МХТИ. Впервые учебная исследовательская работа студентов была введена в учебные планы института и стала обязательной для всех студентов. В 1976 г. научно-исследовательский сектор института был преобразован в научно-исследовательскую часть с правами НИИ. Были созданы 13 отраслевых лабораторий, укреплялись связи с промышленностью.
Созданные в тот период научные школы продолжают жить и развиваться и сегодня. Многие из них приобрели мировую известность и имеют высокий авторитет в научном сообществе. Большой вклад внес Г.А. Ягодин в решение такой сложной и актуальной задачи, как строительство Тушинского комплекса. Хотя решение о новом строительстве было принято Правительством еще в 1965 г., к середине 70-х дело практически с места не сдвинулось. Благодаря работе, проводимой Геннадием Алексеевичем, строительство было активизировано, и начался быстрый ввод объектов в эксплуатацию: в 1977 г. – 20-этажный корпус общежития, в 1978 г. – корпус ИХТ, в 1980 г. столовая, в 1981 г. – первый 16-этажный корпус общежития, в 1983 г. второй 16-этажный корпус общежития. При всей важности решения многих других, может быть, более важных задач, рождение Менделеевского студенческого городка стало для института событием эпохальным.
Геннадий Алексеевич придавал большое значение развитию культуры и спорта в институте. Сам вместе с коллегами часто участвовал в различных художественных и культурных событиях. В МХТИ, в Малом актовом зале устраивались «менделеевские» художественные выставки. Активно работал спортивный лагерь.
В тот период быстро развивались международные связи Менделеевского института, чему немало способствовал опыт работы Геннадия Алексеевича за рубежом. Существенно расширился круг заграничных командировок сотрудников института, повысился статус приглашаемых специалистов, увеличилось количество иностранных студентов и аспирантов, а также Почетных докторов МХТИ им Д.И.Менделеева, среди которых Янош Инцеди, Милчо Ангелов Натов, Светла Найденова Райчева, Иржи Мостецки, Жан Майер и др.
В 1985 г. ему была присуждена Государственная Премия СССР.
С 1985 по 1991 г. Геннадий Алексеевич Ягодин занимал пост Министра высшего и среднего специального образования СССР, а затем Председателя комитета СССР по народному образованию.
Вот только некоторые конкретные нововведения, осуществленные под руководством Г.А. Ягодина за этот период:
Провозглашен принцип автономии вузов.
Узаконено представительство студентов в Ученом совете института.
Введено свободное посещение лекций.
Каждый вуз стал самостоятельно формировать учебные программы.
Отменен призыв студентов в армию.
Наряду с марксистско-ленинским, стали преподаваться и другие направления философии.
Поставлено на поток обучение российских студентов на Западе.В 1991 г. он был назначен первым ректором первого в России негосударственного вуза – Международного университета в Москве. Создание его преследовало весьма актуальную задачу: способствовать становлению эффективного по мировым стандартам российского предпринимательства, подготовке будущих руководителей российского бизнеса. При этом основная идея заключалась в том, чтобы не отправлять студентов на учебу в западные вузы, а организовать в России университет, отвечающий мировым стандартам, пригласив работать в нем наряду с ведущими российскими профессорами их зарубежных коллег.
В 1992 г. Г.А. Ягодин, продолжая начатую им десятилетие назад деятельность в области охраны окружающей среды, основал в Международном университете Высшую школу наук об окружающей среде (ВШ НОС) для подготовки специалистов в области природопользования, куда принимались выпускники биолого-химического факультета Московского государственного педагогического университета, выпускники географического факультета Московского городского педагогического университета и других вузов. Основное направление подготовки специалистов – городская экология.
В 1993 г. Г.А. Ягодин был избран действительным членом Российской академии образования.
На курсах «Экологическое образование для всех», инициатором и руководителем которых был Г.А. Ягодин, прошли подготовку около 500 учителей. Геннадий Алексеевич регулярно проводит уроки и встречи с учащимися в московских школах. Он участвовал в разработке программ летних экологических лагерей. Многие годы профессор Ягодин является председателем оргкомитета и жюри московской городской олимпиады школьников по экологии.
В 1995 г. Геннадий Алексеевич выступил инициатором создания в РХТУ им. Д.И. Менделеева Института проблем химии и устойчивого развития (ИПУР), а с 2004 года Высшая школа наук об окружающей среде вошла в состав ИПУР РХТУ имени Д.И. Менделеева. За 15 лет существования в ВШ НОС получили второе высшее образование более 200 человек.
В 2000 г. творческому коллективу, руководимому Г.А. Ягодиным, присуждена премия Президента РФ в области образования за создание системы непрерывного образования в области устойчивого развития. На всех этапах своей работы Геннадий Алексеевич проявлял себя как высоко эрудированный человек, талантливый исследователь, активный руководитель, умеющий хорошо организовать порученное дело. Общающихся с ним всегда поражала его высокая интеллигентность, постоянная готовность помочь в решении трудных проблем и неизменная доброжелательность в отношениях с людьми. Без преувеличения можно сказать, что Геннадий Алексеевич был настоящим русским интеллигентом и Учителем с большой буквы.
http://www.greenplaneta.ru/node/55?size=preview
http://www.kstu.edu.ru/photo_view.php?id=1&id_k=173
министр образования СССР Г.А.Ягодин и ректор Костромского государственного технологического университета Евгений Александрович Смирнов
http://rgakfd.altsoft.spb.ru/showSubObj … 1808627567 Российский государственный архив кинофотодокументов
Депутат Совета Союза ВС СССР по округу № 605, Председатель Государственного Комитета по народному образованию Ягодин Геннадий Алексеевич, Москва, 1986г.
http://pto70.ripo.unibel.by/RIPO/SHKLYAR.html
Шкляр Аркадий Хононович (в то время самый молодой директор ПТУ в СССР, впоследствии - ректор Республиканского института профессионального образования, вице-президент Белорусской академии образования), Шуляковский Валентин Степанович, министр образования Демчук Михаил Иванович и председатель Госпрофобра СССР Ягодин геннадий Алексеевич, ПТУ № 115, г. Минск, 1980-е
http://www.muctr.ru/cullife/newspap/fil … 2015-1.pdf Менделеевец, газета Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева, №! (2308), специальный выпуск, посвященный памяти Г.А.Ягодина
фотографии из спец. выпуска
Международный университет в Москве: Гавриил Харитонович Попов, Юрий Михайлович Лужков, Геннадий Алексеевич Ягодин