Ивченко Николай Николаевич
http://www.znamyatrud.ru/news-13-708.html
16.05.2011
У ВОЙНЫ НЕДЕТСКОЕ ЛИЦО
Житель города Никольска Николай Николаевич Ивченко награжден юбилейной медалью «65 лет со дня снятия блокады Ленинграда». Николаю Ивченко не довелось бороться с оружием в руках против фашистских захватчиков, но, еще будучи ребенком, он стойко переносил все тяготы войны наравне со взрослыми.
«Первое, что всплывает в памяти при слове «война», это бомбежка, - вспоминает Николай Николаевич. – Больше всего мы, дети, да и взрослые тоже, боялись бомбежек. Было очень страшно, когда мы – я и младшая сестренка - шли с мамой по улице Ленинграда, и вдруг взвывала сирена, а буквально через несколько секунд после нее – взрывы, разрушенные дома, воронки там, где только что стояли здания. Бомбежки помню еще и потому, что во время одной из них погиб мой отец. Он работал на ленинградском заводе, и вот в один из страшных дней 1942 года бомба упала прямо на станок, за которым работал отец». 21 июня 1941 года для шестилетнего мальчугана Коли был совсем обычный день, если не считать, что было воскресенье. Единственное, что омрачало настроение Коли – это слезы матери и других женщин. Все вокруг со страхом повторяли: «Война! Война началась!» и снова плакали. Только потом, спустя несколько месяцев, Коленька понял, что такое война. Это страх, голод, разруха, потеря близких людей, одиночество и изоляция от остального мира. Блокада Ленинграда продолжалась целых 900 дней. Но люди не отчаивались, наоборот, не смотря на бомбардировки, артобстрелы и голод, всеми силами помогали фронту. Но блокада давала о себе знать: ленинградцы гибли не столько от снарядов, сколько от истощения. Бывало, вспоминает Николай Николаевич, буквально на его глазах люди падали прямо на улице и умирали от голода. Это было страшно, особенно для детей, которые боялись смерти, потому что еще и не жили совсем. Страшно было и тогда, продолжает разговор Ивченко, когда мать оставляла детей одних: ей приходилось работать, как многим женщинам в то нелегкое время. Николай Ивченко вспоминает, что когда погиб отец, матери предложили ехать в эвакуацию. Тогда она вместе с детьми перебралась через Ладогу по «дороге жизни» на Малую Землю. Там пересели на товарный поезд и доехали до Башкирии, где оставались до 1945 года. Как только мать Николая Ивченко узнала, что войне конец, тут же засобиралась назад, в Ленинград, и они приехали домой. «Конечно, родной Ленинград было не узнать, - рассказывает пожилой человек. – Я просто потерялся на своей родной улице, не узнавал ее, потому что многих домов не было, а вместо них зияли воронки. Помню, мама заплакала, когда увидела, что дом, в котором мы жили, уцелел. Я ее спросил: «Мам, ну почему ты плачешь? Ведь мы вернулись». Она тогда ответила: «Потому и плачу, от счастья». Только потом, став взрослее, я понял, почему мама тогда плакала: мы-то вернулись домой, только вот отца с нами не было». Постепенно, год за годом, из памяти Николая Ивченко стираются те страшные блокадные годы. Но потомки всегда будут помнить о Великой Отечественной войне, история которой сложилась из тысяч, миллионов таких, как наш герой, людей, на чьей судьбе Вторая мировая оставила свою уродливую зарубку.
http://www.znamyatrud.ru/news-13-1762.html
10.02.2013
ГОРОД, ЗНАКОМЫЙ ДО СЛЕЗ…
Блокада Ленинграда остается одним из самых трагичных эпизодов Великой Отечественной Войны. И у этой трагедии с каждым годом остается все меньше свидетелей.
Николай Николаевич Ивченко родился в 1935 году. Когда началась война, ему было шесть лет, тот возраст, когда воспоминания врезаются в память наиболее сильно. Николай Николаевич неохотно вспоминает те годы. Холод и голод, постоянные арт-обстрелы и авиа-налеты. В один из таких налетов в сорок втором году бомба попала в цех охтинского химического комбината, где работал отец Николая Николаевича. Так семья Ивченко осталась без кормильца.
Николай Николаевич вспоминает нормы хлеба, которые выдавалась населению блокадного города по карточкам (потерять карточку было равносильно смерти). Работающая мать получала сто двадцать граммов хлеба в день, шестилетний Николай и его трехлетняя сестра меньше ста граммов.
Ужасы блокады закончились для Николая Николаевича и его семьи летом 1942 года, когда их по Ладоге эвакуировали на Новую Землю, а затем с Новой Земли в Башкирию. Вернулись Ивченко в Ленинград в 1944 году. Только тогда, в возрасте 9 лет Николай пошел в первый класс. А после четырех классов поступил в ремесленное училище: в послевоенные годы нужда кормить семью, в которой Николай Николаевич остался единственным мужчиной, была важнее образования.
В Никольск Николай Николаевич переехал в 1991 году вместе с супругой, местной уроженкой. Несмотря на это, он каждый год совершает поездку в Санкт-Петербург, где прошла большая часть его жизни, в том числе и страшные годы блокадного голода. Хотя на вопрос о связи с Питером, о ленинградских корнях, Николай Николаевич говорит, что это более метафора, и что он, живя в Никольске, не испытывает особой ностальгии, и считает Никольск хорошим городом для жизни.