http://s2.uploads.ru/t/U94B7.jpg

Из воспоминаний Нестерова Ивана Андреевича

«По рассказам моего отца наше село было основано в 18 веке. Оно располагалось на Мишиной горе. Ельника на ней тогда не было, поле не распахивалось. Каких – либо построек в том месте, где ныне располагается село, в то время не было. От СДК до дома Ф. Е. Ушакова располагалось озеро, в котором, по словам отца, водилась рыба.

   В поле сеяли различные сельскохозяйственные культуры: рожь, овес, просо, коноплю. В начале школы в нашем селе не было. Дети ходили на дом к учителю, которому платили за обучения деньги. Позднее появилась школа, которая расположилась напротив сельской церкви. Школа насчитывала 4 класса. Классы были большие по 20-30 учеников.

   Наше село было большим. В одном доме вместе с родителями жили их дети и  внуки. В настоящее время многие дома не сохранились, исчезли целые улицы. Река Труев раньше протекала ближе к горе, но постепенно она изменила свое русло. Наше село было помещичьим. В селе был барский дом, в котором большую часть года жил управляющий. Сам барин жил в Москве. До 1937г. наша церковь была действующей. При церкви постоянно жил поп и псаломщик. Поп жил в доме В. М. Шабалова. На месте кирпичного дома стоял дом псаломщика. Церковь была построена не сразу, а два этапа. На первом этапе было построено основное здание. Позднее к церкви был сделан придел, где сейчас проходит церковная служба. На колокольни находились два колокола, один большой, другой малый. Колокола славились своим звучанием. Звон колоколов было слышно даже в соседних селах. Когда строили церковь, кирпич делали из местной глины. В 1937г. церковь была закрыта, колокола сняли. Большой колокол увезли в город, а малый оставили около магазина, откуда он вскоре исчез. В 1938г. году мы с женой ездили венчаться в село Ульяновка.

   Первый колхоз в нашем селе возник в 1930г. Его назвали «Пробуждение». Одним из его организаторов был Жарков. Позднее его руководителями были Болгасев Михаил Иванович и Ушаков Федор Егорович. До создания в селе было много состоятельных крестьян. В хозяйстве моего отца была лошадь, две коровы, овцы и свиньи. Когда создавали колхоз, организовывали сходки жителей села, где проводилась агитация. Многие крестьяне идти в колхоз не хотели, иные записывались, а потом выходили. На крестьян, которые не хотели вступать в колхоз, оказывали давление, раскулачивали, отбирали имущество, дом, скотину, инвентарь. У Морозова сняли с крыши кровельное железо. Причем снимали его жители села. Мой дед отказался идти в колхоз, тогда у него отобрали лошадь, корову. В 1932- 1933г. – это время засухи и сильного голода. Люди ели траву (лебеду) и умирали. Особенно сильно пострадали дети. К началу войны в колхозе насчитывалось 64 лошади, 120 коров, были также свиньи и овцы. Существовал также птичник и телятник.

   В 1938г. меня призвали в армию. Я служил в Забайкалье. За полгода до начала войны вернулся домой. 22 июня дома была моя жена. В старом СДК было радио, по которому передали сообщение о начале войны. При СДК работала мать Анны Зайцевой. Моя жена увидела, что она бежит по улице и кричит: «Война, Матрена (мать Евдокии Лопухиной), война с немцами». Сообщение передали в сельскую контору. Через три дня мне пришла повестка. Провожал нас на фронт Федор Егорович Ушаков. В Кузнецке нас погрузили в вагоны и направили в сторону Белостока. Я попал в 49 Моторно-инженерный батальон Могилевской бригады. До Белостока не доехали, город оказался захваченный немцами. Нам пришлось выгрузиться из вагонов, отступать к Москве. Мы попали в окружение, их которого с трудом удалось выбраться. Шли лесами и болотами. Участвовал в боевых действиях под Москвой, Смоленском, Минском, в Польше (Щетин). Форсировал Одер, попал на побережье Балтийского моря. Наша армия наступала на Берлин с севера. Не дойдя до него 125км., мы встретили весть о капитуляции Германии. После окончания войны нас отправили в город Коваль (Западная Украина), затем в Калининградскую область, где мы участвовали в разминировании минных полей. Вернулся домой 4 сентября 1946 года.

   При переправе через реку получил ранение. Осколок попал мне в правую руку. Мне повезло. Рядом со мной погиб мой товарищ. В нашу задачу входило строительство инженерных заграждений, минирование. Работали ночью, натягивали колючую проволоку. Самым запоминающим событием стало мое пребывание под Москвой, в Горках. Наша колонна попала под авианалет. Самолеты шли низко над землей, бреющим полетом, в упор расстреливая машины. Из 21 машины уцелела только одна. Спасаясь от бомб, солдаты разбежались, прячась за деревья, пни и в ямы».

   За участие в боевых действиях И. А. Нестеров получил следующие награды: медаль «За боевые заслуги», медаль «За оборону Москвы», медаль «За освобождение Варшавы», медаль «За победу над Германией», орден Отечественной войны второй степени, медаль Жукова.  После окончания войны жил и работал в селе 1-ое Тарлаково, в нашем совхозе. В настоящее время его в живых уже нет.

Источник: http://bestschool2010.ucoz.ru/index/bes … polk/0-114