БРАТСКАЯ МОГИЛА СОВЕТСКИХ ВОИНОВ, ПОГИБШИХ В ПЕРИОД СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ, ГОРОДИЩЕНСКИЙ РАЙОН, С. РОССОШКА
АДРЕС ОБЪЕКТА: Российская Федерация, Южный федеральный округ, Волгоградская область, Городищенский район, с. Россошка, ул. Первомайская
КАРТОЧКА ВОИНСКОГО ЗАХОРОНЕНИЯ: Карточка захоронения МО РФ (15.10.2014)
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Россошка — село в Городищенском районе Волгоградской области России. Входит в состав Россошенского сельского поселения. В 30-х годах XX века в районе современной Россошки существовали хутор Большая Рассошка и село Малая Рассошка. Село Россошка впервые указано в списке населённых пунктов Городищенского района по состоянию на 1 июня 1952 года. В период с 1963 по 1977 годы Россошинский сельсовет входил в состав Калачёвского района. В 1977 году село вновь было включено в состав Городищенского района.
В период Сталинградской битвы в районе с. Россошки проходили кровопролитные ожесточенные бои за стратегически важные участки между Волгой и Доном. Хутора Большая и Малая Россошки были полностью уничтожены, жители этих хуторов были вынуждены переселится. В настоящее время село Россошка находится в 5,5 км к юго-западу от села Степной Городищенского района Волгоградской области, являющегося административном центром Россошинского сельского поселения и в 3,5 км к западу от села Западновка Городищенского района Волгоградской области.
Летом 1942 года в период Сталинградской битвы немецкое командование свой главный удар на Сталинград направило через Россошинские высоты. Россошинские высоты — это цепь холмов, протянувшаяся на десятки километров от х. Вертячий до Котлубани, большей частью по западному берегу р. Россошка, небольшой речки, в засушливые годы местами полностью пересыхающей, с высоким и крутым западным берегом. С главной точки Россошинских холмов — высоты 137,2 — на многие километры хорошо просматривается приволжская степь, видны отдельные строения на станции Котлубань. В районе высоты 137,2 развернулись самые кровопролитные сражения. Десять дней и ночей здесь вела героические бои 35-я гвардейская стрелковая дивизия, отражая многочисленные атаки противника.
В составе дивизии не было артиллерийского полка, 76-миллиметровых пушек в стрелковых полках и штабной батареи, в дивизии совершенно отсутствовал транспорт, как на механической тяге, так и на гужевой.
Из оперативных сводок:
День первый, 23 августа 1942 г. К 16.00 колонна танков и мотопехоты противника, развивая наступление, вышла к разъезду 564. В 17.30 в неравный бой вступил 371-й батальон 169-й танковой бригады в составе 16 танков Т-34: было уничтожено 68 автомашин с пехотой, несколько ручных и тяжелых пулеметов, три бронемашины и до 400 гитлеровцев. В штабе дивизии получили приказ сняться с занимаемого рубежа, выйти в тыл прорвавшихся немецких войск и соединиться в районе Большой Россошки с частями 62-й армии. С рассветом была поставлена новая боевая задача — атаковать противника в районе х. Малая Россошка, Власовка, выбить немцев с занятой ими накануне высоты 77,6, расположенной вблизи хуторов. Штаб 35-й гвардейской стрелковой дивизии не располагал точными данными о дислокации немецких войск в зоне восьмикилометрового коридора. Поэтому во время марша в новый район (предстояло преодолеть 15 километров) возникали непредвиденные ситуации. Батальон капитана Тельцова столкнулся с колонной мотопехоты противника. Под руководством старшего лейтенанта Лопаткина 6-я рота смело и решительно атаковала колонну и разгромила ее. Было уничтожено шесть автомашин противника, убито свыше 25 немцев.
День третий, 25 августа 1942 г. Шла подготовка к атаке у х. Власовка. Бойцы сосредоточились у заранее выкопанных в крутом западном берегу ступенек. Огонь врага был плотным. Противник массированно обстреливал позиции, над головами бойцов свистели пули, взрывались мины, взметывая пыль и дым к небу. «В таких условиях прозвучали призывы в атаку, и поднялась вся рота, пошла в атаку, побежала с криком «Ура!!!» и через несколько минут мы ворвались в Малую Россошку», — вспоминает ветеран Иван Яковлевич Гончаров из Новосибирска. Противник начал ураганный минометный обстрел хутора, прижал бойцов к земле. Единственным укрытием служили обгорелые стены домов — они давали защиту от осколков. Проявил находчивость и личную храбрость командир роты старший лейтенант Абасов. Он проник в подбитый танк и открыл огонь из башенного орудия, сделал тридцать шесть выстрелов, уничтожил танк и бронемашину, минометный расчет, поджег несколько машин. Утром в бою за Власовку проявили исключительный героизм и отвагу пулеметчики роты, которой командовал старший лейтенант Рубен Ибаррури. В этом бою он получил тяжелое ранение осколком мины в живот. Больше недели врачи боролись за жизнь Рубена, но спасти его не удалось. 3 сентября 1942 года он скончался в госпитале в Среднеахтубинском районе.
В журнале боевых действий 62-й армии за 24—25 августа 1942 года появилась короткая запись: «35-я гвардейская стрелковая дивизия в продолжении двух дней вела бои за овладение высотой 137,2».
26 августа 1942 года советское командование готовилось к решающему штурму высоты 137,2. Но уже рано утром послышался отдаленный гул самолетов. Не успел отбомбиться последний самолет, как противник начал сильный орудийный и минометный обстрел. Мощный огневой шквал продолжался около часа. По плотности огня советское командование вычислило направление атаки и сосредоточило основные ударные силы на позициях 2-го батальона 100-го полка. Из Западновской Балки послышался рокот моторов, показались башни первых танков. В журнале боевых действий 62-й армии появилась очередная лаконичная запись: «На правом фланге противник в течение 26 августа 1942 года трижды контратаковал Малую Россошку, атаки были отбиты с большими для него потерями».
День пятый, 27 августа 1942 г. Ставка Верховного главнокомандования и руководство фронта потребовали уничтожить противника на рубеже высоты 137,2 — Малая Россошка. Наступление было назначено на 2 часа ночи. Расчет командования 35-й гвардейской стрелковой дивизии использовать ночное время для сосредоточения частей в непосредственной близости от противника оказался крупным просчетом и закончился для 100-го и 101-го гвардейских стрелковых полков трагически. В этот день они потеряли до 2000 солдат, не решив ни одной из поставленных боевых задач. На 27 августа 1942 года для немецких войск сложилась следующая оперативная обстановка: 14-й танковый корпус у Волги оказался практически отрезанным и вел тяжелые бои. 16-я танковая, 60-я моторизованная и 76-я пехотная дивизии вели боевые действия на флангах полосы прорыва. Советские 35-я гвардейская, 87-я и 29-я стрелковые дивизии в районе Котлубань, высота 137,2, держали коридор под постоянным контролем, препятствуя передвижению немецких колонн к разъезду 564 и обратно. Враг сосредоточил крупные силы, собираясь овладеть высотой. За день наши части отразили 6 яростных атак немцев. В 100-м и 101-м гвардейских стрелковых полках потери доходили до 90% людского состава. Сложилось катастрофическое положение с ранеными. На сборном пункте без санитарной обработки, ожидая эвакуацию, находилось до 700 человек. Стояла 30-градусная жара. Кто мог хоть как-то двигаться после оказания первой медицинской помощи уходили к Сталинграду. Остальных разместили в овощехранилище, которое разбомбили фашисты. Ночью жители села и солдаты лопатами сгребли в воронки останки, и все заровняли. Стояла страшная жара, миллионы мух грозили эпидемией. Не было никаких похоронных команд. В оперсводке фронта за 27 августа 1942 г. значится: «62-я армия на правом фланге отражала атаки противника на хуторах Власовка, Малая Россошка»
День восьмой, 30 августа 1942 г.
Весь день немцы вели артиллерийский и минометный огонь по позициям десантников. Во второй половине дня перешли в наступление.
Десантники совместно с курсантами 2-го Орджоникидзевского пехотного училища и танкистами 169-й танковой бригады отбили атаку. Наши потери составили 26 убитыми и 35 ранеными.
Пришло первое пополнение — 651-й истребительный противотанковый полк.
На всех соседних участках вели кровопролитные бои 16-й танковый корпус, 39-я гвардейская и 315-я стрелковая дивизии. Разъезд 564, Кузьмичи и х. Бородкин с 26 августа неоднократно переходили из рук в руки.
День десятый, 1 сентября 1942 г.
До позднего вечера 35-я гвардейская стрелковая дивизия обороняла южный и юго-восточный скаты высоты 137,2 и х. Большая Россошка, Малая Россошка, Власовка.
Во всех подразделениях проведены митинги и беседы на тему «Остановим врага на подступах к Сталинграду и уничтожим его между Волгой и Доном!»
В 23.00 дивизией был получен приказ об отводе частей на новые рубежи. В боевом распоряжении Юго-Восточного фронта указывалось: «Ввиду создавшейся обстановки в районе Басаргино отвести на внутренние оборонительные рубежи 62-ю армию».
За десять дней Россошинских боев 35-я гвардейская стрелковая дивизия потеряла около 90% своего личного состава.
В период Сталинградской битвы хутора Большая и Малая Рассошки были временно оккупированы немецко-фашистскими захватчиками.
Хутор, как и другие регионы, входил в так называемую зону военного управления. К числу особенностей оккупации региона относятся его плотность и насыщенность гитлеровскими войсками (преимущественно немецкими и румынскими). Основными усилиями оккупационных властей (военных и сельскохозяйственных комендатур и гестапо) здесь были направлены главным образом на обеспечение безопасности немецкого тыла и снабжение гитлеровских войск за счет местных ресурсов. Во избежание заражения личного состава войск эпидемическими заболеваниями от местных жителей и ради затруднения ведения разведки советской стороной население выдворялось из зоны боевых действий. Мирные жители привлекались к принудительному бесплатному труду в пользу германской армии, подвергались жестоким наказаниям за нарушение оккупационного режима[4].
В Балке Грачева (западнее х. Малая Рассошка) в период временной оккупации фашисты разместили лагерь для советских военнопленных. Лагерь располагался внутри территории окружённой немецкой группировки (Сталинградского «котла»). В основном там держали красноармейцев, захваченных во время летнего немецкого наступления в июле-августе 1942 года.
С 5 декабря 1942 года окружённые немцы перестали выдавать советским пленным вообще хоть какое-то подобие еды (раньше кормили мёрзлой ботвой и супом из шкур дохлых лошадей). «Ешьте друг друга» — заявили представители высшей расы. В итоге, обезумевшие от голода, потерявшие рассудок люди были вынуждены грызть вмёрзшие в лёд тела умерших товарищей. Многие там же сходили с ума.
Одной из проблем 6-ой армии, окруженной под Сталинградом, был голод. Немецкие солдаты даже совершали вылазки на нейтральную полосу в надежде найти у трупа советского воина сухой паек.
Невозможно представить, как страдали от голода советские военнопленные в сталинградских концлагерях. Энтони Бивор утверждает, что среди пленных были зафиксированы случаи людоедства.
Сами полуголодные, солдаты вермахта срывали злобу на беззащитных людях, натравливая на них овчарок, пока самих собак вскоре не съели. Воду пленным немцы тоже не выдавали — советские пленные ели загаженный и окровавленный снег на месте лагеря, и тысячами умирали от дизентерии. Не было никаких бараков — люди жили на морозе, спали на снегу, без еды, огороженные просто колючей проволокой. Военнопленных, измученных и истощенных от голода, немцы расстреливали. При отступлении фашисты всех, кто не мог передвигаться, расстреляли и сбросили в балку, а тех, кто мог выполнять даже самую легкую работу, нагрузили кониной, вооружением и увели с отступающими немецкими частями.
Следующий этап борьбы за Россошинские высоты связан реализацией масштабной наступательной операции советских войск, получившей кодовое название «Уран», в рамках которой проходило контрнаступление советских войск силами трёх фронтов: Юго-Западного, Сталинградского и Донского с целью окружения вражеской группировки войск в районе города Сталинграда, разделения её на части и их последующее уничтожения.
Операция осуществлялась в период с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г. Финальный этап операции «Уран» получил название «Кольцо» — стратегическая военная операция, предусматривающая уничтожение войск противника, блокированного в г. Сталинграде.
Операция проводилась в период с 10 января по 2 февраля 1943 г. В рамках реализации операции «Кольцо» в районе населённых пунктов Большие и Малые Россошки советскими войсками была разгромлена крупная группировка противника, удерживающая хорошо укреплённый стратегический плацдарм и освобождены указанные населённые пункты.
12 января 1943 г. командующий Донским фронтом генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский перенёс главный удар с участка 65-й Армии в полосу 21-й Армии, которая своим левым флангом наступала в направлении станции Воропоново. 65-я Армия войсками правого фланга наносила удар в направлении Ново-Алексеевский. Её действия с севера обеспечивались правым флангом 24-й Армии. 57-я и 64-я Армии обеспечивали наступление главной ударной группировки с юга. Путём перегруппировки войск, произведённой 13 и 14 января 1943 г. состав 21-й Армии был усилен. Несмотря на упорное сопротивление немцев на рубеже у реки Россошки, советские войска, подтянув артиллерию, с боем преодолели эту реку и продолжали развивать своё наступление. Враг, оставляя тяжёлое вооружение и военное имущество, беспорядочно бежал по заснеженной степи. Подразделения и 214-я стрелковой дивизии под командованием генерала Н.И. Бирюкова, сумели овладеть совхозом № 1, и после этого успешно развернуть наступление к Малой Россошке, сметая на своём пути немцев в овраг, где они были уничтожены. За Россошкой дивизия деблокировала и взяла в плен большую вражескую группировку, удерживающую Россошинский плацдарм. В ходе этих боев советские войска смогли внести в немецкую оборону гигантский клин, тянущейся северной стороны долины речушки Россошки вниз до Карповки. В результате этого западная часть «котла» оказалась отрезанной от основных сил. На этом бои за Россошинский плацдарм полностью завершились.
Немцы потеряли около 140 тыс. человек убитыми, 91 545 человек сдались в плен. Около 6000 человек были эвакуированы по воздуху.
Отношение советских солдат к пленным, несмотря ни на что, было гуманно, о чём свидетельствуют Ф. Паулюс[7] и К. К. Рокоссовский.
Итогами наступательной операции «Кольцо» стали окончательный разгром вражеской группировки в Сталинграде: 22 дивизии, 160 воинских частей усиления. Это была победная точка во всей Сталинградской битве. Советское командование и бойцы РККА продемонстрировали чёткое взаимодействие различных родов войск, хорошую организацию тыла и резервов, высокую манёвренность и решительность действий Красной Армии.
Советских воинов, умерших от ран и погибших в боях, захоранивали в братских могилах.
По информации райвоенкомата на 2014 год в «Братской могиле советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», 1942-1943 гг., 1959 г., расположенной по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, с. Россошка, ул. Первомайская, захоронено всего 350 военнослужащих, из них 170 известных военнослужащих.
[1] История административно-территориального деления Сталинградского (Нижневолжского) края. 1928—1936 гг.: Справочник / Сост.: Д. В. Буянов, Н. С. Лобчук, С. А. Норицына. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012. — 575 с. — 300 экз.
[2] История административно-территориального деления Волгоградской (Сталинградской) области. 1936—2007 гг.: Справочник. в 3 т. / Сост.: Д. В. Буянов, Т. И. Жданкина, В. М. Кадашова, С. А. Норицына. — Волгоград: Перемена, 2009. — Т. 1.
[3] Там же.
[4] Акт комиссии о злодеяниях немецко-фашистских войск на хут. Новая Алексеевка и хут. Россошка Городищенского района Сталинградской области в период оккупации.18 июля 1943 г. Государственный архив Волгоградской области Ф. Р-6088. Оп. 1. Д. 364. Л. 12–13. Подлинник.
[5] Акт об обнаружении лагеря советских военнопленных в Балке Грачева (западнее деревни Малая Россошка Сталинградской области). 19 января 1943 г. Государственный архив Российской Федерации Ф. Р-7021. Оп. 45 Д. 1. Л. 1. Копия. Машинописный текст.
[6] Акт об обнаружении лагеря советских военнопленных в Балке Грачева (западнее деревни Малая Россошка Сталинградской области). 19 января 1943 г. Государственный архив Российской Федерации Ф. Р-7021. Оп. 45 Д. 1. Л. 1. Копия. Машинописный текст.
[7] Ф. Паулюс. Архив Паулюса: «Большое количество личного состава вследствие перенапряжений и истощения от боев, холода и голодания находилось на грани смерти. Многие из-за недостаточной сопротивляемости организма подверглись впоследствии заболеваниям, хотя врачи и командование Красной Армии делали все, что было в человеческих возможностях, чтобы сохранить жизнь пленных№ — Ф. Паулюс
[8] К. К. Рокоссовский. Солдатский долг. — Воениздат. — 1988. — С. 14.
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры
ВОЛГОГРАДСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
+7 (917) 832 38 76
info@voopiik34.ru
WhatsApp
2024 CC BY-NC-ND 4.0 | ВООПИиК. https://voopiik34.ru/object/bratskaya-m … rossoshka/