Хохлунов Михаил Дмитриевич
1923 - ок. 2007
http://www.rodzem58.ru/news-27-2362.html
http://penza.bezformata.ru/listnews/sol … /31082842/
27.03.2015
Солдат Бессмертного полка
Смотрю на папины фотографии, присланные с фронта. Вот одна из первых – порывистый юноша в новой гимнастёрке. На руке кокетливо блестят часы, в глазах романтика, на лице – улыбка. А вот фото 1943 года. Зимняя шинель, шапка со звездой, черты лица те же, но уже взгляд мужчины, повидавшего войну. Фото с друзьями - однополчанами в день Победы в Чехословакии – цветут сады. И под красивым цветущим деревом они – победители, улыбающиеся боевые друзья. Но сколько в глазах грусти от пережитого…
Одна из последних фотографий ‑ уже с Восточного фронта с Японией. Наш солдат сидит в начищенных до блеска сапогах и что-то разглядывает. На обороте надпись: «На добрую память папе с мамой от сына Михаила. 3.09.45 г. Пусть это фото напомнит вам дни войны с Японией и Победу над ней; вторую Победу на моем счету».
‑ Пап, расскажи о войне.
Молчание.
‑ Пап, ну расскажи о войне, чего молчишь?
Долгая пауза.
‑ Да что говорить, ведь война – это не сказка…
И опять долгая - долгая пауза, потом вздох. Вижу, как глаза наполняются влагой, и седая голова низко опускается. Чувствую, что затронула самые глубокие и самые тяжелые воспоминания. А что можно рассказать дочери, сыну, жене, родителям о том, мрачном и кровавом времени? Это опять рвать свое сердце на части, идти в атаку, попадать под шквал минометного огня, видеть смерть своего экипажа Т‑34, и оставшись в живых, пронести это через годы в своем сердце, оставаясь удивительным жизнелюбом.
Но есть великий день – 9 Мая, народный праздник всех, кто победил коричневую чуму ХХ века. Всегда ‑ стол и гости. И выпив «фронтовые 100 грамм», папа позволял себе вспомнить эпизоды войны. Это были самые экстремальные моменты в военных буднях. Вот о некоторых я и хочу рассказать…
Михайлу Хохлунову исполнилось девятнадцать, когда его призвали в армию в 1942 году. Закончив школу связи в Куйбышевском подразделении, переведен в Ульяновск, где выпускники продолжали обучение уже в танковой школе. После её окончания направлен на Челябинский танковый завод. Здесь прямо с конвейера бойцы получили боевые Т‑34 («тридцатьчетверка» – так всегда называл свой танк папа). И сразу же ‑ на фронт, в действующую армию Второго Украинского фронта в составе 1010-й танковой бригады. На Корсунь – Шевченковском направлении произошло его первое сражение, «боевое крещение». Вспоминает, как наступали три «тигра», дрожала земля, рвались мины, гранаты. Они шли в лобовую атаку и сразу вывели из строя первый «тигр», но второй и третий открыли по ним перекрестный огонь. Снаряды противника пробили башню Т‑34, из строя вывели пулемет и пушку, а заряжающему снесло череп.
Михаил в экипаже был стрелком. Он почувствовал, как ему стало заливать лицо кровью убитого бойца, а другой боец встал за его спину и был смертельно ранен осколком. Остался в живых один Михаил. За свой первый бой награжден медалью «За отвагу» и нагрудным знаком «Отличник ‑ танкист».
Как боевая машина, их танк был выведен из строя, но позже его использовали, как тягач, доставляя на передовую патроны.
Михаил вырос в патриархальной, добропорядочной семье, где почитание и любовь к родителям лежали в основе миропорядка. Отец его – Дмитрий Сидорович Хохлунов был земским фельдшером, лечил и спасал жизни людей, воевал в первую мировую и был ранен. Пуля остановилась у него в нескольких миллиметрах от сердца. Так и жил с этим «трофеем» до 1949 года, помогая людям в выздоровлении. Мать Михаил всегда называл «маманей». Родители были людьми верующими, и провожая сына на фронт, благословив на ратный путь, постоянно молясь за него, они дали ему оберег – записку со знаменитым 90 псалмом Давида: «Живый в помощи Всевышнего, в крове Бога небесного водворится…» И как только выдавалась подходящая минутка – солдат доставал записку и читал эти великие строки: «оружием будет тебе истина его». Михаил видел, что не он один читает молитвы. Многие бойцы шли в атаку не только с именем Сталина, но и с великой верой в Бога, в свое правое дело, и «падет от стрелы твоея тысяча и сто тысяч, к тебе же не приближется…» И еще у него всегда было убеждение: «не убий!» ‑ и тебя не убьют.
Он всегда говорил, что убивать на войне не главное, а вот создать для врага панику, показать силу своего духа в правое дело, ошеломить и подавить противника своей верой – вот что лежит в основе боевого духа. «Лично я никого не убил, а вот меня пытались, и не раз. Но пришел живым, без ранений», ‑ так говорил отец, вспоминая войну.
…Это было в Молдавии, на границе с Румынией. Михаил сидел с радиостанцией в окопе. В это время шел воздушный бой с «мессершмиттами», и наш самолет был подбит. В этот момент ему нестерпимо захотелось пить. Вещмешок с фляжкой был неподалеку, и он пополз к нему. Поднося фляжку ко рту, увидел, что подбитый самолет падает прямо на него. Летчик успел выпрыгнуть с парашютом, а самолет врезался в то место, где только что сидел с рацией Михаил. Образовалась огромная воронка, осколки разлетелись в разные стороны, от рации ничего не осталось. Но сам он – «живый в помощи Всевышнего».
Другой яркий эпизод, который он вспоминал всегда со слезами и дрожью. Это было под Яссами. Он держал связь с армией, и надо было постоянно проверять кабель на протяжении двух километров. Во время одной из проверок Михаила заметил немецкий минометчик и стал бить прицельным огнем. Михаил вжался в землю, а фашист лупил и лупил по нему. Бил крестом по две штуки: в голову, ноги, руки, а Михаил лежал в центре, и через него, как заговоренные, пролетали мины и осколки от них, осыпая его градом земли и металла… Он лежал, вжавшись в землю, прося у неё защиты и покрова «ибо ангелам своим заповедывал охранять тебя на всех путях твоих…» И остался жив, невредим, не ранен. Чудо! Медалью «За боевые заслуги» он был награжден за этот бой. За то, что на вверенном ему рубеже доблестно нёс службу. Не струсил, держал связь с Армией и выполнил свой долг достойно. После этого боя Армия пошла в прорыв Ясско – Кишиневской группировки, и полку, в котором служил М. Хохлунов, было присвоено звание «гвардейского».
Расскажу еще об одном увлечении из гражданской жизни, которое уже после войны определило весь его дальнейший путь. Это фотография, любовь к которой ему привил директор железнодорожной школы Александр Николаевич Лисов. Папа вспоминал, что на войне не было ничего дороже, чем послать фото своим родным и близким. Все понимали, что оно может оказаться последним приветом от бойца. И однополчане, зная, что Михаил может делать снимки, помогали ему, находя где-то удивительным образом бумагу, реактивы и даже фотоаппараты! Вот что значит русская смекалка! Идут бои, кровавые и жестокие, а в минуту затишья – сфотографируешь ребят, командира. Снимешь с танка аккумулятор, укроешься в землянке и пока бойцы спят, делаешь «карточки». Они были небольшие, всего по 5х7 сантиметров, но такие дорогие! И военный фотограф, не жалея сил и времени на сон, делал свое доброе дело, понимая, как это важно для тех, кто ждет, кто в них верит. Сегодня тот фронтовой снимок для многих единственный, нетленный и светлый образ их сына, брата, мужа, отца, дедушки.
‑ А вот уже мы по Европе шли маршем, ‑ вспоминал отец. ‑ Почти все европейские страны – Болгария, Румыния, Чехословакия, Венгрия славились своим виноделием. В каждом поселке местное население нас встречало, как освободителей и героев: с хлебом - солью, угощением, цветами, и конечно, домашним вином. Нередко были на нашем пути совершенно пустые деревни с заброшенными подвалами, в которых вино стояло в бочках. Да, «дегустировали», и было дело, однажды все канистры и фляжки залили. Утром встали – умыться нечем, так и умывались вином. Глаза щипали, а бойцы смеялись, все, как в русской песне: «И реки, полные вина».
Победу наш отец встретил в «златой Праге». Говорил: «Спим ночью, и уже на рассвете началась жуткая канонада из всех орудий, летели в небо из ракетниц яркие огни, трассирующие пули – а мы со сна выбежали и не поймем, в чем дело. С вечера все было спокойно. И тут поняли – Победа! Капитуляция Германии. Счастье, радость, слезы – все смешалось в едином порыве…»
Но это не конец. Еще надо было воевать на востоке с империалистической Японией. Эшелон с солдатами переправлялся по Куйбышевской железной дороге. Во время остановки в Моршанске, в ожидании другого состава, командир разрешил Михаилу побывать дома. И вот на перекладных он появляется в родной Пачелме. Прижимает своих родителей, сестру, соседей к своей груди, на которой ордена и медали. Сколько было слез радости и счастья за эти часы! Сколько человеческого участия к судьбе солдата проявил командир полка, понимаешь спустя годы.
Свидание с родными было с четырех часов дня до шести следующего утра: 14 часов на родной земле! Провожать отца опять на фронт пришли все близкие. Большая фронтовая жизнь ‑ с 1942 по 1947 годы ‑ отмечена десятью правительственными наградами , восемнадцатью Благодарностями Верховного Главнокомандующего. За участие в Японской операции В.Д. Хохлунов был награжден орденом Великой Отечественной войны.
… Уже девятый год нет с нами дорогого человека, но Родина не забыла его ратные заслуги! Мы с мамой живем в доме, который она получила как вдова участника Великой Отечественной войны. Мы ‑ все наследники ‑ храним память о нашем дорогом муже, отце, дедушке и прадедушке. Есть в семье традиция – свято чтить День Победы, посещать наш Мемориал Славы, чтобы поклониться землякам - пачелмцам и всем воинам Земли Русской за их великий подвиг и мужество, который совершён «не ради славы ‑ ради жизни на земле».
И может быть, весной юбилейного Победного года, как в прошлом мае, опять пролетит над Пачелмой огромная стая журавлей в тот час, когда на Мемориале соберется на празднике весь поселок – от мала до велика. И прокурлычут нам журавли свою песню о жизни и скорби… И вместе со всеми в одном строю Бессмертного полка пройдет и гвардии сержант Хохлунов Михаил Дмитриевич, танкист, связист, русский Воин – Победитель.
Л. Хохлунова,
дочь ветерана Великой Отечественной войны.
р.п. Пачелма
http://www.rodzem58.ru/news-24-1967.html
18.09.2014
Улица имени великого поэта
....Ветеран педагогического труда, старейшая учительница Мария Андреевна Хохлунова рассказала, что раньше улица носила имя Сталина, а в пятидесятые годы произошло переименование, и с тех пор у улицы - имя великого поэта-земляка.
Сегодня Мария Андреевна живет в новой квартире в самом молодом строящемся микрорайоне нашего поселка – на улице 50 лет Победы. Это современное, комфортное жилье она получила как вдова участника Великой Отечественной войны два года назад. А вся предшествующая ее жизнь прошла на улице Лермонтова, в приметном доме с окнами под резным кружевом наличников, с цветами в палисаднике. Дом Хохлуновых славился не только красотой фасада, он и внутри был наполнен творчеством хозяев: комнаты украшали книги, картины, вышивки и цветы. Мария Андреевна всю жизнь преподавала в школе биологию, географию, рисование, а кроме карандаша, кисти и красок еще и мастерски создавала картины с помощью иглы и разноцветных нитей. Глава семьи Михаил Дмитриевич работал фотографом, и сделанные им семейные фото, портреты и поныне хранятся у многих земляков-пачелмцев. В годы войны М.Д. Хохлунов был танкистом, участвовал в боях за Венгрию, Чехословакию. Сегодня в этом просторном, уютном доме живет семья их внучки Татьяны.
Фронтовики. Пензенская область, 2005г..
Хохлунов Михаил Дмитриевич, 22.02.1923 г.р.
http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1521823 … ailManUbil
Хохлунов Михаил Дмитриевич
Год рождения: __.__.1923
место рождения: Пензенская обл., р.п. Пачелма
№ наградного документа: 84
дата наградного документа: 06.04.1985
Орден Отечественной войны II степени
Отредактировано простомария (2016-02-12 00:33:32)