Ситникова Людмила Петровна
06.06.1923 - 04.12.2011
http://vkuznecke.ru/stati/o-gorode-kuzn … ge-38.html
https://www.liveinternet.ru/users/agnie … t417021605
Боец Людмила Ситникова
Очерк А.Курепиной.
Поезд в Кузнецк пришел уже поздно вечером. Перекладывая вещмешок с плеча на плечо, Людмила шла по темным, до боли знакомым улицам Кузнецка к родному дому. Шла медленно, прихрамывая (сказывалось ранение), вдыхая родной воздух, ощущая мир и спокойствие.
Уже возле дома повстречала молодую парочку. Девушка, как ни странно, ее сразу узнала: «Люда!». А ведь когда три года назад Людмила уходила на фронт, она была совсем девчушкой. У дома постояла, собралась с духом, постучала в окно. К темному стеклу припало чье-то лицо: то ли отец, то ли мама. От волнения не поняла. Тихонько проговорила: «Пустите переночевать». А когда отец открыл калитку, уже не сдерживалась, с рыданиями бросилась к нему: «Папа, я вернулась».
Даже сейчас, спустя пятьдесят лет, Людмила Петровна Ситникова не может скрыть волнения, вспоминая свое возвращение домой. Как переживает заново все пережитое ею в годы юности, которые пришлись на трагические времена Великой Отечественной войны.
О нападении на нашу страну семья Ситниковых узнала в фотоателье, куда пришла в воскресенье, 22 июня 1941 года, чтобы сделать фотографию для старшего сына, служившего в армии на Дальнем Востоке.
В то время Людмила училась в технологическом техникуме. Сразу же учащихся послали на работу в совхоз, а когда окончилась копка картошки, всех их отправили в Шемышейский район на рытье окопов. Шесть месяцев работали девчата. Тонны земли перелопатили, многое пережили.
В начале апреля 1942 года всех отпустили домой. Но не успели приступить к занятиям, как некоторым девчатам пришли повестки из военкомата. Это был первый военный призыв женщин в армию.
Помнит Л.П.Ситникова, как провожал Кузнецк эшелон призванных в армию женщин. Оркестр, речи, растерянные и заплаканные лица, судорожные объятия матерей...
Ехали в товарных вагонах. Куда, никто не знал. Только в Ульяновске выяснилось, что девушки будут служить в 97-м отдельном батальоне воздушного наблюдения, оповещения и связи.
Людмилу Ситникову распределили в группу, где обучали специальности наблюдателя-телефониста. Занятия проходили в Мелекессе (ныне Димитровград). Барак, где жили девушки, стоял на берегу реки. Но не было времени любоваться красотами природы.
До августа 1942 года постигали премудрости своей военной специальности. Привыкали к дисциплине. Свыкались с действительностью. И хотя порой девчатам так не хватало материнского тепла, ласки, они уже ощущали себя настоящими бойцами. Тем более, что наряду с освоением специальности они осваивали и солдатские навыки: учились ползать по-пластунски, стрелять, рыть окопы и землянки и т.д.
Первый пост, на котором несла службу Людмила Ситникова. находился в селе с поэтичным названием Озерки. Потом, до 1944 года, она служила на разных постах Приволжского региона. Два года всматривалась, вслушивалась в небо над приволжскими степями. По шуму моторов и силуэтам опознавала типы самолетов. Словом, несла службу боец Ситникова.
В августе 1944 года 97-й отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи переводят ближе к передовой, и он вливается в состав третьего Белорусского фронта. Штаб батальона должен был базироваться в Вильнюсе.
К месту дислокации ехали через всю разрушенную, разграбленную Россию. Подмосковье, Смоленщина, Белоруссия. Торчащие из-под земли трубы землянок, развороченные бомбами улицы, обвалившиеся стены зданий - вот что увидели девчата на месте сел и городов на пути следования эшелона. Сердце сжималось от боли за Родину и ненависти к врагу.
Служба в Литве коренным образом отличалась от той, что была в Ульяновской области. В Вильнюсе находился лишь штаб батальона. А посты ВНОС были разбросаны далеко от города. По шести-семи человек жили на постах, полностью себя обслуживали и круглосуточно вели наблюдение за воздухом.
О.П. Радченко и Л.П. Ситникова. 1943 год.
Пост, где служила Людмила, находился далеко от Вильнюса, возле хутора Краснополье. Хутор - домов шесть-семь. Жили там в основном старики, женщины и дети. Занимались натуральным хозяйством. А мужчины все больше по лесам промышляли, нападали на посты, отнимали у населения продукты.
Здесь, в Литве, батальон стал нести и первые потери. Нередкими стали нападения на девушек: бандитам были нужны оружие, боеприпасы, продукты, рация. Подмогу ждать приходилось долго, оборонялись сами, как могли.
23 января 1945 года Людмила пошла на хутор, чтобы договориться о замене двух столбов: следовало исправить телефонную связь с соседним постом в Новоселках. Не успела она войти в дом хуторянина, как туда ворвались два бандита. Они требовали сведения о батальоне, о наличии оружия, боеприпасов, спрашивали, кто командир, искали документы. Но на все был один ответ: не знаю.
Один стал искать у хозяйки продукты, хлеб, а другой, взяв безоружную Людмилу за ворот телогрейки, повел ее во двор.
Как описать ее состояние в те минуты? Нет таких слов, которые полностью донесли бы состояние человека, фактически идущего на смерть, а может быть, и на мучения.
В сенях бандит замешкался, и Людмиле удалось вырваться из его рук и бежать. Вслед раздалась автоматная очередь.
Когда девчата с поста вбежали на хутор, бандиты уже скрылись. А на снегу лежала Людмила. Пули прошили ее, словно швейная машинка материал.
Первой подбежала начальник поста Ольга Радченко. Склонилась над Людмилой и услышала слабый голос: «Оля, я еще жива!». Оказали первую помощь. Но ранение было очень тяжелым. Требовалась помощь врачей. Решено было отправить ее в г.Трокай, что в двадцати километрах от хутора, в больницу. Никто из хуторян везти девушку-солдата не решался. Боялись бандитов. Но, наконец-то, уговорили одного, Юзаса Игнатавичуса.
Уже смеркалось. На телегу постелили шинель, положили на нее Людмилу. А сверху накрыли огромной охапкой сена. Старик создал видимость, что везет корм скоту. К счастью, в дороге обошлось без происшествий.
Вскоре Людмилу переправили из Трокайской больницы в госпиталь в Вильно. Здесь ей сделали первую операцию. Но требовались более тщательное лечение, новая операция, и ее на санитарном поезде отправили в город Горький.
Только такая кровопролитная война, как Великая Отечественная, могла создать такое противоестественное дело - специальные женские госпитали. Война - удел мужчин. Но в ту войну на фронтах крепко досталось и женщинам.
Четырехэтажное здание женского госпиталя в Горьком было до отказа забито ранеными. Были среди них и безногие, и безрукие, и обезображенные. Ох, война, ты, война, что ты, подлая, сделала?!
Здесь Людмила перенесла вторую операцию, встала на ноги в буквальном смысле.
День Победы Людмила Петровна Ситникова встретила в Горьком. В половине пятого утра к женскому госпиталю подъехали танкисты на двух танках, кричат: «Девчата, вставайте, Победа!». Это, действительно, был праздник.
После госпиталя Людмилу Петровну комиссовали. И поехала она в родной город Кузнецк, где не была" долгих три года.
Возвращались из армии девчата, которые вместе с ней служили в 97-м батальоне ВНОС. У каждой по-своему сложилась жизнь. Л.П.Ситникова закончила Пензенское художественное училище, год проработала в пензенской школе, а потом приехала в родной город и до ухода на пенсию работала учителем в 4-й школе.
Л.Ситникова, студентка 5 курса Пензенского художественного училища. 1950 год.
Спокойная, скромная женщина. Увидев ее, вряд ли кто заподозрит в ней бойца, ветерана войны.
Она проделала огромную работу. Собрала воспоминания о службе в 97-м отдельном батальоне ВНОС всех девушек, кого удалось найти.
Получилась кипа рукописей. Людмила Петровна приложила максимум усилий, чтобы отпечатать, переплести и оформить художественно четыре книги о 97-м батальоне. Сейчас они как ценная реликвия пересылаются от одной однополчанки к другой. Их бережно изучают, дополняют, показывают детям, внукам, друзьям.
В нашем городе немало женщин-фронтовичек. Имена многих из них постоянно на устах. О них пишут в газетах, вспоминают на торжественных собраниях, приглашают на встречи, дарят подарки. Но есть и такие, которые своей скромностью, даже застенчивостью позволили нам, рядом живущим, редко вспоминать о них. Среди таких ветеранов Великой Отечественной войны и Людмила Петровна Ситникова. Но не померкнет слава рядовых войны, не исчезнет восхищение женщинами-воинами! Спасибо вам, Людмила Петровна, и всем ветеранам войны, за то, что вы спасли страну, победили фашизм».
Фронтовики. Пензенская область, 2005г.
Ситникова Людмила Петровна, 06.06.1923 г.р.
http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1507109 … ailManCard
Ситникова Людмила Петровна
Год рождения: __.__.1923
место рождения: Пензенская обл., г. Кузнецк
Звание: красноармеец
в РККА с 18.04.1942 года
Место призыва: Кузнецкий РВК, Пензенская обл., Кузнецкий р-н
Место службы: 97 об ВНОС 13 корп. ПВО
Дата подвига: 23.01.1945
№ записи: 1507109982
приказ №6/н от 12.03.1945 Издан: 13 корп. ПВО Медаль «За боевые заслуги» (представление на медаль "За отвагу")
наблюдатель 97 отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи
Имеет тяжелое ранение правой руки и ноги 23.01.1945
http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1521396 … ailManUbil
Ситникова Людмила Петровна
Год рождения: __.__.1923
место рождения: Пензенская обл., г. Кузнецк
№ наградного документа: 84
дата наградного документа: 06.04.1985
Орден Отечественной войны I степени
Отредактировано простомария (2019-05-14 16:43:16)