Сас Юлия Лукинична
http://www.vestivad.ru/news-3-2737.html
01.02.2016
Из Закарпатья – в КеренскНа руках главы семейства Луки Францевича и его супруги Марии Андреевны было шестеро детей, младшему из которых не исполнилось и годика.
О том, как сложилась судьба переселенцев на новом месте, попросила рассказать в газете «Вадинские вести» жительница райцентра З. П. Суздальцева. По мнению Зинаиды Петровны, эта семья заслуживает внимания, так как внесла большой вклад в развитие экономики Пензенской области и других регионов страны.
Братья Сас принимали активное участие в сражениях на фронтах Великой Отечественной войны, не щадили себя ради Победы. З. П. Суздальцева подсказала, что в настоящее время на месте, где век назад поселились русины из Закарпатья, имеет свой домик внучка Луки Францевича и Марии Андреевны – Т. Н. Полежаева.
Тамара Николаевна и её муж Николай Иванович оказались очень приветливыми, гостеприимными людьми. Они рассказали, как их предки, что называется, были вынуждены покинуть насиженные места и с наскоро собранным скарбом отправиться в дальнюю, неизведанную дорогу.
Многие сотни километров шли пешком. Иногда лишь удавалось немного проехать на повозках, запряжённых лошадьми. Под Смоленском старший из детей Сас – пятнадцатилетний Николай (отец Тамары Николаевны) потерялся. Чудом удалось его найти.Воскрешать события давно минувших дней Тамаре Николаевне помогает Николай Иванович, хорошо знающий историю семьи своей супруги и, несмотря на свои 93 года, сохранивший ясность ума. Собеседники рассказывают о том, что русины – это представители четвёртого славянского народа (группа восточнославянского населения). Они всегда жили на Западной Украине, в Закарпатье, восточной Словакии, юго-восточной Польше, Венгрии, северо-западной Румынии и в других местах, но считали себя частью одного, русского народа.
Во время первой мировой войны (1914-1918 г.г.) русины стали жертвами чудовищной этнической чистки, о которой в современной Европе предпочитают даже не вспоминать. Тогда в восточных областях Австро-Венгрии людей вешали и расстреливали только за то, что они называли себя русинами, а своим родным языком считали русский. Это были коренные жители, когда-то единого государства – Киевской Руси....
Семья Сас, спасаясь от гибели, покинула родину через год после начала военного конфликта и репрессий против мирных русинов. На новом месте жительства переселенцам тоже пришлось, как говорится, несладко. Жизнь в Керенске была в то время тяжелой. Наверное, поэтому все другие семьи, прибывшие вместе с семьёй Сас, долго не задержались и ушли кто куда смог.
Семье Луки Францевича и Марии Андреевны помогло выжить то, что им удалось поселиться на окраине города, возле леса. Они разбили большой огород, развели живность, в том числе и овец, которых было где пасти и где заготавливать для них сено на зиму. Это, как говорит Тамара Николаевна Полежаева, спасло семью от голода и нищеты. Но лишения подорвали здоровье главы семейства. Лука Францевич умер в 1929 году, оставив жене восьмерых детей: семерых сыновей и одну дочь.Рассказывая о семье Сас, надо особо отметить роль, которую сыграла в ней единственная дочь Луки Фроловича и Марии Андреевны – Юлия. Когда прибыли в Керенск, девочке не было и пятнадцати лет. Но она очень многое сделала для выживания семьи и становления своих семерых братьев, которые, кроме Николая, рано ушедшего из жизни, все получили высшее образование.
Юлия Лукинична, как говорят Тамара Николаевна и Николай Иванович Полежаевы, посвятила свою жизнь воспитанию братьев и оказанию им помощи во время учёбы. Она не вышла замуж, всё время жила с матерью. Как уже было сказано выше, семье Сас помогло выжить то, что она имела домик на окраине города, а также благодаря животным, которых держали на подворье. Благо, что рядом были луг и лес.
А ещё доход давало ремесло, которым с помощью родителей и братьев занималась Юлия. Она делала сита для просеивания муки. Тогда они были необходимы в домохозяйствах жителей уезда, так как все пекли дома хлеб, пышки и булочки. Эта традиционная кухонная утварь представляла собой обод (обичайку), сделанную из широких лык, содранных с лип, и сетку из часто закреплённого конского волоса. Для их плетения использовался станочек, который Сасы привезли с собой.
Ребята заготавливали лыки, и делали из них обичайки. А сетку ткала Юлия. Закупленный конский волос отмачивала, промывала, подбирала по цвету и т. д. Изделия пользовались спросом. Но некоторые местные жители сам желали освоить это ремесло. Всех, кто обращался с такой просьбой, Юлия учила делать сита.
Тамара Николаевна говорит, что в Керенске, а потом в Вадинске, наверное, у каждого было такое изделие. Одно сито как память о том времени хранится у Полежаевых до сих пор и вполне пригодно к применению по назначению.
Для того, чтобы накормить ребят, одеть и обуть семья Сас держала овец. Тамара Николаевна говорит о том, как оказывалась помощь её дядям, которые учились в Ленинграде. Мясо солилось, варилось, заливалось салом. Получалось что-то наподобие тушёнки – и отправлялось в посылках в город ребятам. Так труд и смекалка помогли семье Сас не только выжить, но и, как говорится, выйти в люди.
Юлия Лукинична умерла в 1981г., вскоре после смерти брата Михаила Лукича (информация от Нины Александровны Сас)
братья:
Сас Николай Лукич (умер в 1930)
Сас Антон Лукич
Сас Андрей Лукич
Сас Владимир Лукич
Сас Михаил Лукич
Сас Петр Лукич
Сас Степан Лукич (р. 1922, Керенск), спортсмен - судьба после 1937 не известна
Отредактировано простомария (2017-11-18 19:27:36)