Вишнякова (Тамбовцева) Матрёна Викторовна

http://www.vestivad.ru/news-3-2861.html

04.04.2016
Таких учителей знают и помнят
http://www.vestivad.ru/images/news/news_text_2861_14447_10001.jpg
«В  прошлом году  в нескольких номерах газеты «Вадинские вести»  печатался краеведческий  материал учителя Вадинской средней школы В. И. Вишнякова  о  нашем селе  «Краткая история сельца Каргалеи». Владимир Иванович  подробно, интересно написал об истории возникновения села, жизни и быте каргалейцев.
Мы, его односельчане, очень благодарны ему за большую и кропотливую работу. Но, на наш взгляд, он совсем немного написал о своих родителях. А повезло ему родиться в  умной, скромной, трудолюбивой, интеллигентной учительской семье.
2 апреля 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения мамы Владимира Ивановича,  учителя начальных классов Каргалейской 8-летней школы Матрёны Викторовны Вишняковой. Мы, её бывшие ученики, педагоги и учащиеся  школы, считаем,  что эта замечательная женщина, настоящий  Учитель,  достойна того, чтобы о ней помнили и знали, поэтому обратились к старшей сестре В. И. Вишнякова Валентине Ивановне  Оськиной (Вишняковой), проживающей ныне в Зарайском районе Московской области, с просьбой рассказать о маме,  о корнях учительской династии Вишняковых. Она нам ответила.  Вот её письмо».

«День рождения моей мамы Матрёны Викторовны Вишняковой (в девичестве Тамбовцевой) 2 апреля 1916 года. Родители её были крестьянами, позднее – колхозниками. Проживали в с. Котёл Вадинского района Пензенской области. В семье, кроме мамы, было ещё четверо детей. Времена для страны выдались трудными: 1-я мировая война, потом революция, гражданская война, послевоенные годы, разруха, голод.
В селе находилась начальная школа, которую мама окончила, несмотря на все трудности. Потом её приняли в 5-й класс Вадинской семилетней школы. Мама рассказывала, что после окончания, ей, как и многим её одноклассникам, хотелось продолжить образование. Но где? На счастье всех выпускников директор школы пришёл с радостным известием: на базе их учреждения образования открылся педагогический техникум. Почти все ученики написали заявления, были зачислены в него и успешно окончили, получив профессии учителей начальных классов.
Годы учёбы были трудными: обучающиеся недоедали, плохо было с одеждой, обувью. Жили не дома, а на квартирах. Но молодёжь стремилась к знаниям, так как полуграмотной стране нужны были учителя.
Вместе с мамой, начиная с 5-го класса, учился и мой отец Иван Иванович Вишняков, житель села Каргалей. Совместную жизнь они начали в 1938 году. Работали в то время в 7-летней школе села Коповка, в котором я, их первая дочь, и родилась в марте 1939 года.
Папа после педучилища поступил в Куйбышевский институт на заочное отделение и закончил его в 1940 году (факультет русского языка и литературы). В 1940 году его приказом Вадинского РОНО перевели в Больше-Лукинскую среднюю школу на должность заведующего учебной частью, а через месяц он был призван в ряды Красной армии.
К тому времени у меня появилась сестрёнка Людмила. Мама с нами осталась одна в незнакомом коллективе и далеко от родных. Тот учебный год для неё был тяжёлым. Она работала, а для нас нанимали няньку. Детских садов тогда не было. Папа из армии, конечно, переживая о нас, своей семье, писал  в РОНО письма, чтобы маму перевели  поближе к родным. Так мы и оказались в с. Каргалей, где жили папины родители Иван Артёмович и Валентина Яковлевна Вишняковы,  где в школе нужна была учительница. Это было в мае 1941 года, а 22 июня началась война.  Это страшное слово несло горе и беду в каждый дом. Мирная жизнь закончилась.
Отец вместе со всеми солдатами сражался на фронтах войны все 4 года. Закончилась война для него в Румынии. А вернулся он домой в 1947 году в звании капитана  с наградами: медаль «За боевые заслуги» и двумя орденами: «Красной Звезды» и «Отечественной войны».
Дедушку моего  Ивана Артёмовича в 1942 году, сначала, мобилизовали вместе с другими односельчанами, его  одногодками на трудовой фронт. Они рыли  противотанковые рвы и окопы под Пензой (в Селиксах). А потом он был отправлен в действующую армию. Дед погиб, участвуя в страшных  кровопролитных боях под Воронежем. Имя его, как и имена других солдат, отдавших жизни за свою Родину, увековечено на Стене Памяти около Каргалейской 8-летней школы (Памятник солдату).
Мама моя все военные годы проработала в Каргалейской начальной школе в должности учительницы и заведующей школой (1941-1947 г.). Она часто брала меня с собой на работу. Мне нравилось вместе с её учениками, которые меня опекали, сидеть на уроках. Запомнилось, как зимой, во время перемен, все ученики торопились к голландке и отогревали руки об её теплые «бока». В классах было холодно – дрова экономили, так как привезти их из леса – была целая проблема, а потом ещё нужно было бревна распилить и расколоть, что уже делали всем школьным коллективом. Спасало то, что в школе было много учеников-переростков, и с этой работой они справлялись. В этой же голландке в углях пекли картошку и ели её на большой перемене. Даже без соли она казалась вкусной.
Колхоз подкармливал нас, ребятишек, и летом. В школе варили для нас пшённую кашу. И в обед, захватив из дома тарелку и ложку, мы спешили подкрепиться – бежали в школу.
Время было голодное, деликатесов мы, дети, никаких не знали. Конфеты делали из сладкой свёклы. Когда она поспевала, её парили в печке в чугунке, затем разрезали на кусочки, а их потом высушивали в печке на противне. Клейкие тёмные и сладковатые «конфеты» нам очень нравились. А настоящие сладости – «подушечки»  и «помадку» мы уже попробовали только в послевоенное время.
Несмотря на трудности (не хватало учебников, тетрадей, карандашей, чернил, наглядных пособий), учителя старались давать детям положенные по программе знания. Мама к своим обязанностям учительницы относилась очень добросовестно. Всегда готовилась к урокам. Вечерами при свете керосиновой лампы проверяла тетради, писала планы красивым аккуратным подчерком. За что она ни бралась, делала всё аккуратно и старательно. Руки у неё  были золотые. Хорошо шила на швейной машинке, вязала на спицах и крючком. Скатерти и салфетки, связанные её руками, всегда украшали наш дом. У мамы были врождённые способности и к рисованию, что ей очень помогало в её работе в школе.
Запомнилась мне Ёлка – новогодний праздник, которую организовали мама и её коллега, молодая учительница Евдокия Фёдоровна, проработавшая все военные годы в нашей Каргалейской школе. На праздник пришли  многие жители,  родители. Все были довольны и радовались выступлениям детей, которые водили хоровод вокруг ёлки, исполняли «Танец снежинок», рассказывали стихи. Правда, ёлка была украшена самодельными игрушками, сделанными самими детьми из крашенной бумаги, соломинок и др. природных материалов. Но это не убавило радости и веселья, которого так не хватало в те годы и взрослым, и детям.
Маме приходилось решать не только школьные вопросы, но и делать много домашней работы вместе со своей свекровью, нашей бабушкой. Вместе они растили нас, вместе переживали все невзгоды, сажали и обрабатывали огород, косили сено для коровы.  Зимой вдвоём после того, как мама приходила из школы, отправлялись они в лес за дровами для печки. Нагрузив салазки сушняком и увязав верёвкой, спешили уже в темноте быстрее выехать из чащи,  всё время беспокоясь о нас (обо мне и сестрёнке Люде), оставшихся дома.
Жили дружно. Мама по своему характеру была сдержанной в эмоциях и очень справедливой. Никогда не кричала ни на кого ни в школе, ни дома. Но слушались её и мы, собственные дети, и школьники безоговорочно. Дисциплина на уроках была отличная. Она заслуженно пользовалась  уважением учеников и их родителей.
Для меня и моего  младшего брата  Владимира, родившегося после войны, в 1947 году,  мама стала и первой учительницей. В школе она нас ничем не выделяла среди других учеников, хвалила только тогда, когда мы этого заслуживали, а требовала даже больше, чем от других.
Мама всю свою трудовую школьную жизнь   работала со сдвоенными классами:  1-й с 3-м, 2-й с 4-м. Она как-то так умела построить уроки, что всем было интересно, все были заняты делом, никто не скучал и в результате все получали необходимые знания. А для меня мама и во взрослой моей жизни была всегда примером во всем.
Родители мои не обособлялись и от жизни колхоза. Мама во время войны была агитатором. Ведь тогда в Каргалеях не было радио, электричества. Новости узнавали только из газет. Вот мама и сообщала всё, о чём читала, колхозникам, разъясняла. Я помню, что к нам в дом часто вечерами, особенно в зимнее время, приходили женщины-солдатки, делились новостями с фронта, читали письма, вязали носки из шерстяных ниток для солдат.
В военное время общение, дружба, коллектив помогали людям выжить, пережить горе. Мама в это тяжёлое время все свои летние каникулы, по своей доброй воле, работала в колхозе наравне с колхозницами на всех сезонных работах. В обеденный перерыв также читала им газеты  с очередными сообщениями с фронтов. Мамин труд был отмечен  правительственной наградой – медалью «За трудовое отличие».
А отец мой Иван Иванович Вишняков, как только вернулся с войны и стал работать учителем,  одновременно возглавил Каргалейскую колхозную партийную организацию. Бессменным парторгом он был до 1953 года. Хочу сказать, что тогда эта работа не оплачивалась, это было партийное поручение.
Благодаря хлопотам и непосредственному участию папы в Каргалеях построили и открыли школу 7-летку. Это было огромное благо и радость для учеников и всех жителей села. Школа начала работать  в 1949 году. Хотя полностью она была не достроена, но 2-й с 4-й и 5-й классы учились уже в новом здании. На следующий учебный год открылся уже 6-й  класс, а затем 7-й. В новую школу пришли и новые ученики, выпускники Бутырской начальной школы. Запомнились мне и новые учителя: Софья Александровна  Орлова преподавала математику и была нашей пионервожатой; Вера Васильевна Самарина – учительница ботаники и зоологии, вела кружок юннатов; Мария Васильевна Ткачева – учительница начальных классов; Анастасия Дмитриевна Журавлева – учительница русского языка и литературы. Все были молодые и работали с желанием и интересом. Наш пришкольный участок занимал 1 место в районе, и 2-е учеников были приглашены в Пензу на областной слёт. Получили в награду шахматы и Почётную грамоту.
В  школе каждый советский праздник отмечался выступлением нашей школьной художественной самодеятельности. Работал драматический кружок. Школьники привлекались и к уборке территории вокруг школы. А когда созревал колхозный урожай, помогали его убирать. Дёргали коноплю – тогда её сеяли целыми плантациями, убирали клубни картофеля с распаханного поля. Нам, учащимся, эти дни коллективного труда очень нравились. Активное участие принимали мы и в посадке лесополос. Сажали  деревья и около новой школы,  и возле своих домов. А также обустраивали цветочные клумбы.
Школа была центром образования и  приобщения к культуре. В школе, опять же благодаря хлопотам директора, стала работать библиотека. Книги были источником знаний. Кино показывали в клубе очень редко. Поэтому библиотеку посещали многие, книги читали охотно.
Первый выпуск окончивших Каргалейскую 7-летнюю школу состоялся в 1952 году. В послевоенные годы жизнь стала не  легче – страну нужно было поднимать из разрухи и отстраивать заново, но жить стало веселее и радостнее.
В 50-е годы наше село было радиофицировано и электрофицировано.
Родители мои прожили трудную жизнь. Много сделали для людей, посвятив свою жизнь воспитанию и просвещению детей, подрастающего поколения. Мама работала до пенсии (1971 г.). Каргалей она считала своей родиной, знала всех в селе, относилась с уважением к жителям. Её первые ученики, повзрослев, приводили в 1 класс уже своих детей. Так что у мамы учились два поколения детей. И я думаю, что она оставила о себе добрую память.
Мы, дети, гордимся своими родителями, а внуки и правнуки – дедушкой и бабушкой, и благодарны им за всё: за то, что вырастили нас, дали образование, помогли нам растить наших детей, своих внуков и правнуков. Всегда и везде мы чувствовали их любовь, заботу и поддержку. Мы, потомки, стараемся быть достойными памяти родных.
Родители наши достойны того, чтобы их помнили. Добропорядочные, скромные люди, преданные своему учительскому делу. Труд их был оценён и отмечен многими наградами».

Коллектив Каргалейской школы по воспоминаниям Валентины Ивановны Вишняковой (Оськиной)

Отредактировано простомария (2016-04-09 01:20:45)