Гришаков Алексей Андрианович, р.1919 + 08.07.1943. Уроженец с.Кевдо-Мельситово Каменского района. Член ВЛКСМ с 1939 года. До 1940 года проживал в г.Баку. Рабочий. Призван в армию в 1940 году Бакинским РВК по спецнабору. Летчик, стрелок-радист. Сержант. Воевал в 29 авиационном полку 5-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Северного флота. Погиб 8 июля 1943 года в результате несчастного случая: «при опробовании с руки пулемета ШКАС младшим лейтенантом Перепелицей, оружие при стрельбе развернуло вправо и тяжело ранило Алексея Андриановича, который умер в лазарете» (Именной список безвозвратных потерь личного состава частей 5-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС СФ на 15.07.1943 г.) Похоронен – Ваенга-1. Холост.
Аэродром Ваенга-1 был построен перед Великой Отечественной войной. Ещё с военных лет Ваенга-1 был известен среди лётно-технического состава как Большой аэродром. Вначале на нём базировался 72-й смешанный авиационный полк ВВС Северного флота.
По соглашению с союзниками (Великобритания и США) 7 сентября 1941 года в ходе операции «Стрендж» с авианосца «Аргус» вышедшем в точку с координатами (69.30 с.ш; 33.10 в.д.) в Баренцевом море в Ваенгу-1 прибывают 24 самолёта «Харрикейн» из английского 151-го авиакрыла RAF. Перед их прибытием самолёты 72 САП были переведены на аэродром Ваенга-2.
Позже прибыли ещё 15 «Харрикейнов», доставленные ранее в Архангельск конвоем «Дервиш» и там собранные. В 151 авиакрыле ведущие советские лётчики прошли переобучение на английские самолёты. Через два месяца с целью дальнейшего переучивания уже советскими инструкторами на основе технической и учебной базы оставленной англичанами на аэродроме сформирован 78 истребительный авиационный полк ВВС Северного флота. Командиром полка назначен Борис Сафонов. Личный состав английского 151-го авиакрыла покинул Советский Союз кораблями. В марте 1942 года произведена ротация: лётно-технический состав на самолётах «Харрикейн» из 78 ИАП переведён во 2-й САП (бывший 72 САП), а часть личного состава 2-го САП на самолётах И-16 переведена в 78-й ИАП. Командирами полков назначены: 2-го САП Сафонов Б. Ф., 78-го ИАП Туманов И. К. (бывший командир 2-го САП).
В последующее военное время для усиления авиационной группировки Северного флота на аэродром активно прибывали советские авиационные подразделения и техника.
С апреля 1942 года до конца войны на аэродроме базировались самолеты Пе-3 95-го истребительного авиационного Краснознаменного полка ВВС Северного флота.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Североморск-1_
Командиром 29-го бомбардировочного авиационного полка был майор Борис Павлович Сыромятников ( с марта 1942) Под его командованием полк на участках Волховского и Северного фронтов с мая по ноябрь 1942 года произвел 398 боевых вылетов на бомбардировку транспортов, баз, портов и аэродромов противника. В результате было потоплено семь фашистских транспортов, в воздушных боях сбито четыре самолета, разрушены портовые сооружения.В сентябре 1943 года Борис Павлович был назначен командиром 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 5-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Северного флота. Главной задачей полка являлись атаки на транспорты врага.
Под командованием гвардии подполковника Б. П. Сыромятникова 9-й гвардейский авиаполк произвел 623 боевых вылета, потопив при этом 25 транспортов, два миноносца, две подводные лодки, шесть сторожевых и много других боевых кораблей.
Осенью 1944 года в ходе Петсамо-Киркенесской операции советские войска овладели городом Петсамо. Противник вынужден был эвакуировать морем остатки своих разбитых частей и соединений.
16 октября авиация Северного флота нанесла сокрушительные удары по вражескому конвою в районе мыса Кибергцес. Ведущим группы в составе десяти торпедоносцев, наносившей завершающий удар, был командир 9-го гвардейского авиаполка гвардии подполковник Б. П. Сыромятников.
Густая дымка скрывала горизонт, видимость была не более пяти километров. В составе конвоя, шедшего из Киркенеса, находились три транспорта, два грузовых судна и несколько барж с войсками. Боевое охранение состояло из 24 кораблей различного класса. В результате предыдущих ударов было уничтожено 10 судов конвоя. В завершающем ударе были потоплены еще 9 кораблей. Конвой был разгромлен.
Во время атаки конвоя торпедоносец гвардии подполковника Б. П. Сыромятникова был подбит зенитным огнем кораблей охранения и загорелся. Однако летчик не изменил боевого курса. На пылающей машине двумя торпедами, сброшенными одна за другой с короткой дистанции, командир полка торпедировал самый крупный транспорт водоизмещением 6 тысяч тонн. А в следующее мгновение, описав огромную дугу, торпедоносец врезался в море. Транспорт, на котором эвакуировались остатки немецкого горно-егерского корпуса (более трех тысяч солдат и офицеров),- взорвался и затонул. Героический экипаж гвардии подполковника Б. П. Сыромятникова в составе штурмана гвардии майора А. И. Скнарева, стрелка-радиста гвардии старшего сержанта Г. С. Асеева и воздушного стрелка гвардии сержанта И. Е. Данилова погиб, выполнив до конца свой долг перед Родиной.
Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии подполковнику Сыромятникову присвоено звание Героя Советского Союза. В селе Сидоровское ему установлена мемориальная доска, а на территории Музея ВВС Северного флота установлен бюст Героя.
Источники: Герасименко Д Я., Колкер И И., Печорошков Ф. Д. Славен героями Северный флот. Мурманск, 1982. С. 120 -121.
Голубев Е. П. Боевые звезды. Ярославль,. 1072. С. 411 -416.
Навечно в строю. М., 1980. Кн. 7 С. 261-269.
Подвиг. Ярославль, 1980. С. 297 -300.
Герои Советского Союза Воєнно Морского Флота. 1937 -1945. Биографический справочник М., 1977. С. 459.
См.: ,Каменский р-н Кевдо-Мельситовский с/с. Погибшие и пропавшие без вести
Отредактировано Григорий71 (2016-08-24 21:46:26)