В.Г. Гришаков, В.Н. Жигалин
Книга Памяти
Кевдо-Мельситовского сельского совета
Каменского района Пензенской области
1941 – 1945 г.г.Посвящается воинам, павшим за родную землю
Кевдо-Мельситово - 2014
ББК 63.3 (2) 722
УДК (947 + 957) *1941/1945* (035)Гришаков В.Г., Жигалин В.Н.
Книга Памяти Кевдо-Мельситовского сельского совета Каменского района Пензенской области.1941 – 1945 г.г. – Пенза. 2014, 202 с. с илл.Рецензент: Олег Васильевич Ягов, доктор исторических наук, профессор, декан историко-филологического факультета Пензенского государственного университета
Книга является результатом многолетних изысканий авторов по возвращению имен погибших односельчан. Опираясь на широкий круг источников, в том числе интернет-ресурсов «ОБД Мемориал» и «Подвиг народа», они выявили 541 фамилию земляков. В отличие от Всероссийской Книги Памяти, содержащей отрывочные сведения о судьбе павших воинов, данная работа существенно глубже. В ней приводятся обстоятельства гибели, краткий боевой путь воинских частей, где служили кевденцы, публикуются уникальные фотографии, даются подробные данные о местах захоронения, сведения о родственниках, наградах. Исследование снабжено приложениями, систематизирующими и обобщающими полученные сведения. Книга будет полезна не только землякам, но и всем, кому небезразлична ратная история нашей страны, а также учащимся школ, техникумов, ВУЗов в качестве учебного пособия при изучении тем, связанных с Великой Отечественной войной (1941 – 1945 г.г.)
Авторы выражают огромную признательность жителям сел Кевдо-Мельситово и Безруково, оказавшим помощь в сборе материала для книги.
Книга издана при финансовой поддержке Дубцовых Геннадия Александровича и Любови Александровны.
© Гришаков В.Г., Жигалин В.Н.
От авторов
Более четырех лет прошло, как увидел свет 11-й том Книги Памяти Пензенской области и более 18-и с момента выхода ее первых десяти томов. Завершена колоссальная работа над памятником уроженцам Пензенской области и призванным с ее территории погибшим в боях и плену, умершим от ран и пропавшим без вести солдатам и офицерам Красной Армии. Мы думаем, что пора взглянуть непредвзято и проанализировать работу пензенской редколлегии, которая была образована на основе постановления Правительства РФ от 22 декабря 1992 года об издании Книги «Память». Редколлегия получила архивные распечатки на более 150 тыс. погибших. При работе (при подворном обходе и опросе населения) было выявлено 33,5 тыс. имен солдат и офицеров в дополнение к сведениям из Центрального архива Министерства обороны. Всего было опубликовано 11 томов Книги Памяти Пензенской области. Кроме того, издано 17 тыс. персональных буклетов для родных и близких погибших.
Работа была проделана огромная, труд титанический, и все же сегодня назрела необходимость дополнения, уточнения и расширения региональной Книги Памяти в части конкретных населенных пунктов. Почему? Давайте подойдем с вами к любому сельскому обелиску, посвященному памяти павших, и взглянем на списки. Все ли земляки увековечены? Нет. Пытливый человек при желании может найти около десятка человек, чьи фамилии отсутствуют на памятнике. И такая картина в каждом населенном пункте. Благо, если есть родственники погибших и настойчивые, которые добьются от главы сельской администрации внесения данных на обелиск. Но таковых все меньше. Пройдет еще десяток лет и никому это не будет нужно. Вот первая причина. Вторая – это многочисленные искажения в самих списках погибших. Напутаны фамилии, инициалы, даты. Часть фамилий вообще не имеет никакого отношения к данному селу. Третья, самая вопиющая, кроется в том, что среди погибших есть и живые. Таких, по Кевдо-Мельситовскому сельскому совету, например, одиннадцать.
Есть еще один важный момент. Во время работы редколлегии, ей были доступны многие документы военкоматов, которые сейчас по разным причинам утрачены. Кое-где документы времен Великой Отечественной стали просто уничтожать, так как они уже пролежали положенный срок в 50 лет. Да и сколько может выдержать бумага, хранящаяся в условиях далеких от идеальных? Зачастую эти документы в наше время удалены из реестров архивов военкоматов, и им отводился первый попавшийся угол. Теперь же с объединением военкоматов и вовсе не ясна судьба, которая уготована подобного рода свидетельствам… А ведь среди них есть уникальные, как, например, Книга призыва, куда вносились сведения о призывнике, дате его призыва, но самое главное – куда он был направлен, что могло бы оказать большую помощь в установлении его дальнейшей судьбы, когда неизвестно ничего. Таких данных нет в ЦАМО, а они продолжают гибнуть из-за нашей халатности и времени. К сожалению, подобная участь и у семейных архивов. Еще лет двадцать назад, когда были живы ветераны, сохранялись фронтовые реликвии, письма, фотографии, похоронки. Сейчас «благодарные потомки» выбрасывают «лишний хлам», а если нет совести – то и торгуют фронтовыми наградами. Маргинализация сельского населения, переезд в города, появление в селах мигрантов из Средней Азии, - все это влечет за собой разрыв связи поколений, времен, затухание исторической памяти. Мы все прекрасно знаем, к чему приводила переоценка ценностей у молодежи, какие последствия имела ориентация на псевдогероев. Предлагаемая на суд читателей Книга Памяти Кевдо-Мельситовского сельского совета – это не противовес Книге Памяти Пензенской области. Это подтверждение тому, что ей необходима новая жизнь. Тем более, что все условия для создания местных Книг Памяти в каждом сельском совете есть. Это доступные Интернет-ресурсы, а именно сайты Объединенной базы данных «Мемориал» (obd-memorial.ru), содержащей персональные сведения по безвозвратным потерям за 1941 – 1945 г.г. и «Подвиг народа» (podvig-naroda.ru) - банк документов о ходе и итогах боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной войны. Есть и ветераны, вдовы, их дети и внуки. Школы еще остались. Им-то и нужно решать задачу по сохранению исторической памяти. Мы понимаем, что сельская школа сейчас превратилась в грандиозную экспериментальную площадку по самым различным направлениям. Учителя перегружены. Но в погоне за «новациями» мы забывает про традиции, про своих героев. Знаем, какую реакцию может вызвать наше обращение к сельским школам по поводу работы над обновленной Книгой Памяти. Знаем, но верим, что эта задача только ей по-плечу. Если не мы – то кто же? Хотя работа предстоит не из легких – она окупится сторицей. Мощнейший воспитательный потенциал даст о себе знать. Вот он настоящий, не приторный и пафосный книжный, а свой, родной, деревенский патриотизм.
Приступая к созданию сельской Книги Памяти, мы ставили перед собой следующие задачи:
1. Провести полную ревизию всех сведений, содержащихся на сельском обелиске;
2. Используя интернет-ресурсы, материалы Книги Памяти Пензенской области, сведения военного комиссариата и семейные архивы собрать базу данных погибших, пропавших без вести, умерших от ран и в плену земляков-кевденцев;
3. По каждому конкретному бойцу дать максимально полную картину: год рождения, место рождения и призыва, воинское звание, воинская часть (полк или дивизия), обстоятельства и место гибели, место захоронения, сведения о наградах и родственниках. Там, где это возможно, воссоздать боевой путь солдата.
4. Включить в работу максимальное количество документального материала: фотографии, справки, извещения, карты и т.д.
5. Дополнить работу обобщающими таблицами, содержащими сведения о местах призыва, родах войск, наградах, датах рождения и смерти, участия в сражениях Великой Отечественной. (Приложения №№ 1-9)
В процессе работы над книгой мы поняли, как много еще документов и сведений не использовано в процессе работы над Книгой Памяти. Поэтому лейтмотивом своего труда избрали строки из 10 тома Книги Памяти Пензенской области (Пенза, 1994. С.5 – 6): «Где-то в полуистлевших документах, в каких-то глубинных уголках Памяти Народной найдутся имена героев, погибших на войне. И до тех пор, пока хоть один из них будет оставаться неотмеченным благодарной памятью потомков, работа над Книгой Памяти должна продолжаться…..И пусть каждый воин, отдавший жизнь на ратных полях за землю русскую, обретет здесь место вечного покоя».
Книга Памяти Кевдо-Мельситовского сельского совета вобрала в себя 541 фамилию и имя. Жаль, но сведений почти на 100 земляков удалось собрать очень мало. Поэтому поиск должен продолжаться. Данный труд – это первая системная попытка свести воедино различные исторические источники в масштабах одного сельского совета. А о том, насколько удалась наша работа, судить тебе, уважаемый читатель и вам, дорогие потомки!В.Г.Гришаков, В.Н.Жигалин,
село Кевдо-МельситовоА
1. Айкашев Александр Иванович
2. Айкашев Александр Федорович
3. Айкашев Алексей Ефимович
4. Айкашев Андрей Васильевич
5. Айкашев Андрей Степанович
6. Айкашев Василий Никифорович
7. Айкашев Василий Павлович
8. Айкашев Григорий Ефимович
9. Айкашев Ефим Павлович
10. Айкашев Иван Андреевич
11. Айкашев Иван Ильич
12. Айкашев Иван Михайлович
13. Айкашев Иван Степанович
14. Айкашев Михаил Дмитриевич
15. Айкашев Николай Петрович
16. Айкашев Павел Ильич
17. Айкашев Петр Михайлович
18. Айкашев Семен Васильевич
19. Айкашев Сергей Павлович
20. Айкашев Степан Ефимович
21. Айкашев Тимар (Тимур?)
22. Айкашев Трофим Матвеевич
23. Айкашев Федор Павлович
24. Айкашев Яков Васильевич
25. Айкашев Яков Захарович
26. Айкашев Яков Михайлович
27. Албердин Василий Дмитриевич
28.Албердин Павел Васильевичвнесён ошибочно (Альбертин (Албердин) П.В.) - примечание ДСА
29. Аликов Андрей Иванович
30. Аликов Василий Ефимович
31. Аликов Владимир Степанович
32. Аликов Иван Михайлович
33. Аликов Михаил Михайлович
34. Аликов Степан Ильич
35. Аристов Владимир Егорович
36. Аракчеев Дмитрий Захарович
37. Аракчеев Иван Васильевич
38. Аракчеев Иван Николаевич
39. Аракчеев Иван Никонорович
40. Аракчеев Иван Семенович
41. Аракчеев Николай Петрович
См.также:
Абызов Михаил Никифорович
Айкашев Владимир Иванович
возможно, Айкашев Гаврил (Гавриил) Захарович
Айкашев (Апкашев) Дмитрий Петрович
Айкашев Лев Николаевич
Аликов Александр Федорович
Аристов Филипп Тимофеевич
Отредактировано Дворянкин С.А. (2016-08-24 17:57:50)