Информация из газеты Пензенская Искра №5(367), 4 марта 2016 года

   Не просто разведчик.

         http://s0.uploads.ru/t/VD5lx.jpg

  Ветеран Великой Отечественной войны Алексей Семёнович Игнатов о войне, похоронке и чудесных спасениях.

Мечта о форме

Игнатовы попали в Пензенскую губернию ещё во времена столыпинских реформ.  Семья поселилась  под Каменкой, основав хутор Пужаки.
В семье было шесть сыновей и, по тем меркам, семья считалась зажиточной – на каждого члена семьи мужского пола выделяли по три десятины земли.
Маленький Лёша был младшим из детей, и когда сначала от тифа скончался отец, а через несколько лет умерла мать, опеку над ним взяли старшие братья и сёстры. Старший брат Василий научил мальчика читать, писать, считать. В школу ребёнок пошёл в 11 лет. В 17 поступил в ФЗУ при велозаводе имени М.В.Фрунзе, где работал токарем.
«Однажды у заводской проходной я увидел мужчину в военной форме, - вспоминает Алексей Семёнович. И, глядя на него, мне кажется, что передо мною не 95-летний ветеран, а тот самый мальчик Алёшка, мечтатель и будущий капитан. – Начищенные сапоги, наглаженные брюки, кожаные ремни, офицерский планшет (такой сохранился и у Игнатова.,- Прим. Автора). Я не выдержал, подошел: «А где такую можно взять?»  «Надо учиться», - с улыбкой ответил незнакомец, оказавшийся работником военкомата. Привёл к себе в кабинет, выписал повестку и велел приходить в день совершеннолетия. Сначала я служил в Монголии, затем учился в Омском пехотном училище.
                                                                   
                                      http://sf.uploads.ru/t/NHzLn.jpg

Ребята из Брянских лесов.

Весь выпуск перебросили под Москву. Юный Игнатов начал командовать взводом пехоты 601-го Краснознамённого полка 82-й мотострелковой дивизии.
«В день мы отбивали по шесть атак, - продолжает рассказывать ветеран. – Во время одного из боёв я получил первое ранение – осколок прошёл в трёх миллиметрах от сердца, левое плечо было раздроблено. Я вернулся в Омск,  пять месяцев пролежал в больнице. Однажды там появился начальник моего родного училища: «Хочу взять тебя к себе преподавателем».
А я так рвался на фронт! И однажды вызвался сопровождать одну маршевую роту в город Ефремов Тульской области. А там попросил командира запасного полка оставить меня. Посоветовали обратиться в резерв командного  состава фронта. Там уже предложили воевать в тылу врага. Обучили всему в спецшколе».
Через пять месяцев -  в Брянские леса. В 1942 году группа разведчиков 61 –й армии была доставлена самолётами  к партизанам отряда «В бой за Родину».
«Надо было вести разведку и передавать сведения о численности войск противника в нескольких районах, минировать мосты, подрывать поезда и автомашины, всячески препятствовать переброске войск и техники гитлеровцев к фронту… Помню, идёт нам навстречу старичок, грибы собирает, а мы, молодёжь, к нему: «Вы не подскажете, где здесь партизаны?» - «Подскажу». Привёл нас к командиру отряда Н.И.Бусловскому.
25 октября наша группа взорвала эшелон Полпинской хозветки. В результате крушения были уничтожены 8 танков, 5 автомашин, 11 противотанковых орудий, 18 железнодорожных платформ и паровоз. Всего же нашей группой было взорвано 11 воинских эшелонов, 24 автомашины, 19 мостов».

«А мы же тебя похоронили»

Возможно, достижений было бы и больше, если не предатель среди своих, который выдал фашистам место расположения партизан. Наш герой вместе с товарищами оказался в кольце врага на острове, окружённом ещё не замёрзшим болотом. Партизаны продержались трое суток, а во время бури просто выскользнули.
Игнатов опять попал в госпиталь. А после выписки узнал, что ему присвоили звание старшего лейтенанта, наградили за 4 вражеских эшелона орденом Отечественной  войны  Первой степени и предоставили 10-дневный отпуск.
«Отправился я в гости к сестре Марии. Захожу в дом, а она и её ребятишки удивлённо смотрят на меня. Оказывается, на меня пришла похоронка: «Мы же тебя давно похоронили…».
После отпуска очередное задание: развернуть диверсионные действия на железнодорожных линиях Брянск – Орёл, Брянск – Москва и других.
Чтобы отвлечь от себя внимание немцев, полицаев, Игнатов вместе с товарищами переоделся в немецкую форму. Под носом врага бойцы заминировали линию Орёл – Брянск и взорвали эшелон с боеприпасами.
На самом деле для того, чтобы описать все подвиги Алексея Семёновича, газетной полосы не хватит. Но хочется рассказать ещё одну историю из его фронтовой жизни.
По озеру Нобель на лодках надо было перебраться на другой берег, вычислить врага.
«Погода просто располагала к такой операции: на небе были хмурые тучки, накапывал дождик. До берега оставалось меньше  километра, когда тучи вдруг рассеялись и на воде появилась лунная дорожка… Нас засекли, начался обстрел, нескольких человек ранили, лодки были перебитыми. Пришлось вернуться обратно.  Начальство жалеть не стало, отправило под военный трибунал. Там меня приговорили к высшей мере наказания – расстрелу, правда, потом за заслуги перед Отечеством наказание смягчили до штрафбата. Вот только где этот штрафной батальон находится, никто не знал. С офицером разведки мы две недели курсировали по разным городам в его поиске. А на месте выяснилось, что там нужен человек для поимки «языка». Опять в леса. Вместе с ребятами обнаружили отряд немцев. Во время боя у меня ранило ухо. И, знаете, это ведь был своего рода добрый знак – проступок на озере я должен был искупить именно  кровью. Пятерых немцев мы привели в штаб батальона. После этого все наказания с  меня были сняты».
Алексей Семёнович  кавалер орденов Богдана Хмельницкого, Отечественной войны,   Красной Звезды. Имеет множество медалей.  В Брянском музее партизанского движения даже есть фотография нашего земляка, Героя, человека с большой буквы.

Арсений Фоменков.

Отредактировано ЛАК (2016-10-27 13:47:10)