Ветеран ВОВ: "В армии я прослужил 43 года и 6 месяцев"
06 мая 2015 Тимур Полич
Возрастное ограничение: 12+
Александр Волков рассказал о войне
Приближается самый главный праздник в стране - 70 лет Победы. Ветеран Великой Отечественной войны Александр Васильевич Волков рассказал о том, как попал в армию и как проходила его служба.
До главного исторического праздника в стране остается 3 дня. Именно в этом году исполняется 70 лет со дня главной Победы для нашего народа - над фашистской Германией.
Журналист информационно-развлекательного портала vPenze.ru встретился с ветераном Великой Отечественной войны Александром Васильевичем Волковым, который рассказал о том, когда его призвали в армию, как и где проходила служба, сколько раз его ранили противники.
До армии
Родился в селе Анучино Каменского района в 3 февраля 1925 года. До 17 лет там жил и работал. Последняя должность была секретарь сельсовета. В 17-летнем возрасте 28 октября 1942 года призвали в армию.
Обучение
Направили в пензенское училище связи, но его не пришлось закончить, потому что ликвидировали институт политруков рот. Их всех прислали на переучивание в Пензу. В мае 1943 года половину обучающих направили в горьковскую школу радиоспециалистов, куда я попал, половину - в десантные войска.
В этот момент Горький бомбили. До 8 августа учился в школе. Получил специальность радиотелеграфист 3-его класса. Меня тут же направили на фронт поездом направлением Горький-Харьков. Там 183 дивизия стояла на формировании. 8 сентября мы прибыли в Харьков. В октябре в пешем строю двигались на фронт, находящийся в Киеве.
Служба
Здесь я почувствовал силу советской армии
6 ноября освободили Киев, а 7 ноября дивизия прибыла в Киев. Через Днепр был проведен понтонный мост саперами. По нему шли даже танки. Мы прошли через Киев. Невооруженным взглядом можно было заметить огонь. Чуялся запах гари. Наша дивизия прошла через Киев и остановилась в городе Макаров.
В это время немцы ударили в контратаку и подошла вплотную к Макарову. Наша дивизия встала в оборону во 2 эшелоне. Войска, которые стояли до нас, выдержали атаку немцев. В атаку пошли только в декабре месяце. Мы сразу освободили город Фастов, Казатин, Жмеринку и подошли к Виннице. Там мы встали в оборону. Я уже потом работал на американской радиостанции РСБ-384 - жутко неудобные. Признаться, отечественные были лучше.
Самое главное на войне - побороть страх
В январе 1944 года ударили по нашей дивизии 120 танков с расчетом сбросить нас за Днепр. Здесь я почувствовал силу советской армии. Несмотря на большие потери дивизии, она выстояла. Пришлось отступить на 7 километров. Передовые части пехот понесли потери. Мы с рядовым Швецом находились в резерве. Нас отправили в пехоту в начале января. Страшно было для всех. Самое главное - побороть страх, не показать, что ты боишься. Так я пробыл в пехоте до июня месяца 1944 года.
Мы со Швецом находились в более худшем положении, чем пехотинцы. У них был автомат и саперная лопата, а у нас радиостанция - 12 килограммов, другой нес продукты питания, ко всему прочему также несли автоматы и саперные лопаты.
Самое страшное - зима. Вот где нас остановили - это и был ночлег. Рыли окопы и ложились спать. Что примечательно, никто не болел. До сих пор не могут понять, почему. Никто не может доказать, почему, находясь в таких условиях (ночуя в окопе), мы не заболевали. Но у нас было преимущество перед немцами в белье. Мы носили хлопчатобумажное, все натуральное, а у противника все древесное. Возможно, именно поэтому могли спать на снегу. Правда, главный минус - мерзли ноги, ничего с этим не могли поделать. Я горжусь тем, что воевал в пехоте 6 месяцев.
Осколок попал в щеку, выбил все зубы и оторвал часть губы
В апреле 1944 года меня ранили. Осколок попал в щеку, выбил все зубы и оторвал часть губы. Меня лечили в дивизионном медсанбате. В июле, после выздоровления, взяли радистом в штаб. Там уже обеспечивал связь у начальников дивизии. Там, конечно, безопасней, но и там столкнулись с противником.
Помню, к нам пришло пополнение, когда освобождали Львов. К нам прибыл радист лет тридцати. В этот день дежурил я ночью, а с утра заступал уже он. Когда штаб дивизии перемещался, два самолета "Мистер Шмидт" налетели на колонну штаба дивизии и сбросили 2 бомбы. Одна попала на 5-6 машин. В одной из машин все погибли. Мы сидели в фургоне. Вторая бомба упала слева от нас, метрах в пятидесяти. В колонне находилась зенитная батарея наша, они начали обстреливать самолеты, из-за чего они улетели. Старший у нас был Приходько, он выбежал и спросил: "Никого не ранило?". А второй радист сидел на ходу, держал связь. Он говорит: "Меня ранило". Я посмотрел ему в лицо, а лицо бледно-желтое. Осколок прошел в ребро. Мне пришлось его перевязать. Недалеко от Львова находился госпиталь. Его там оставили лечиться. Через 2 недели от жены пришло письмо, что он умер в госпитале.
Майор Вакуров: "Вы что спите? Немцы в селе!"
В марте 1945 года штаб дивизии всю ночь перемещался. Легли спать, кто свободный от дежурства. Тут забегает майор Вакуров и кричит: "Вы что спите? Немцы в селе!". Все вскочили и начали разбегаться. Я отбежал 100 метров и потом вспомнил, что радиостанцию забыл. Вернулся обратно. Начальник радиостанции Илюшенко стоит и в руках держит канистру бензина. Я у него спросил, почему не едете? А он отвечает: "В двухэтажном доме командующий фронтом генерал армии Еременко". Мы с ним ждем конца, что будет. Потом разведчики докладывают, что немцы в конце села.
В это время немцы окружили половину дивизии в Висла Вельке. Командующий фронтом приехал туда, где замыкают окружение. Мы ждем, что будет. Потом Еременко выходит, у него 20 человек охраны. На горизонте появились немцы, а наша армия как открыла огонь. Кольцо окружения прорвали. У нас было полное преимущество во всем.
Аналогичное ранение, как в апреле 1944 года, произошло с радистом 27 года рождения, когда до конца войны оставалось 4 дня. Его тоже ранило. Я сопровождал 2 повозки на велосипеде. Нас обстреляли во время дороги. Один из снарядов разорвался, мы все упали. Один из бойцов получил ранение в ребро. Это произошло на подступах к Чехословакии. Я сумел найти врача. Он сказал, что заберет раненого с собой. После войны уже получил от него письмо. Он уже находился в Сочи. Писал мне со словами благодарности.
На фронте я был по 11 мая 1945 года. Демобилизовался, когда мне было 62 года. В армии я прослужил 43 года и 6 месяцев. Выслуга с войной - 46 лет.
Блиц-опрос
1. Насколько часто вас посещают родственники?
Дочь, зять и внук должны приехать ко мне в июле. Правда, сейчас не так просто добраться до Пензы. Необходимо оформлять загранпаспорт. Племянник, который в Пензе, приезжает каждый день ко мне. В Сурском крае у меня две сестры. С ними часто созваниваемся.
2. Какая ваша самая последняя покупка?
Купил телефонный аппарат.
3. Самая ценная вещь в доме?
Хлебница (смеется). Самая дорогая - фотография дедушки. Ее удалось реставрировать. Радует меня, не знаю как.
4. Самое яркое военное воспоминание?
С моей помощью 36 офицеров политработников стали генералами. Я работал начальником отдела кадров. Представлял их, помогал им стать генералами. Они меня не забывают. 9 мая все поздравляют.
5. Самое незабываемое путешествие?
Путешествовал я очень много. Побывал во всех городах в Болгарии, кроме Полдивы. Я считаю, что, если и есть рай на земле, то он в Болгарии.
6. Самое яркое невоенное воспоминание?
Война захватила меня в Воронеже. Раньше была карточная система. В Воронеже я обучался на курсах механика звукового кино. Нам давали карточки на 400 грамм хлеба каждому, а число не указано, стерлось. Я свою порцию съел за половину месяца. В итоге В Пензу я добирался 3 дня голодным. Это был сентябрь 1941 года.
7. Кто из вождей был лучше?
Признаю Сталина и Путина. Остальных никого не признаю. Путин - это спаситель России: восстановил армию, старается восстановить территорию. Во Львове на Украине мы жили в 3-4 раза хуже жили до переворота. А после него в 5 раз хуже.
8. Самая ценная награда?
Орден Красной Звезды. Его мне вручил в апреле 1945 года командир дивизии генерал-майор Василевский.
9. Отношение к современной армии.
Армия выросла буквально за 2 года. Ее не узнать. Если не будешь держать армию, то будешь кормить чужую. Военнослужащие должны быть свои. Путин все правильно делает.
10. Отношение к санкциям.
Санкции отпадут, никуда они не денутся. То, что сделал Путин, величайший подвиг. Это наша земля, это мы ее завоевывали.