Шталаг 304(IVH) Цайтхайн
В предверии немецкого нападения на Советский Союз 22 июня 1941г. ОКВ приказало соорудить 60 новых лагерей исключительно для размещения советских военнопленных. Каждый из этих лагерей в конечном итоге должен был быть готовым принять 30000 пленных. В то время, как большинство новых лагерей должны были строиться на оккупированных территориях Польши и Советского Союза, 14 лагерям выделили место в самой Германии. Одно из этих мест находилось на территории полигона Цайтхайн, где в апреле 1941г. начались строительные работы в непосредственной близости к вокзалу Якобсталь.
Цайтхайн относится к числу к тому времени уже существующих лагерей для военнопленных военного округа IV (Саксония, провинция Саксония) в Мюльберге/Е., Торгау, Альтенбурге/Т., Хонштейне, Ошатце и Хартманнсдорфе.
Он назывался: лагерь для военнопленных – шталаг 304 (IV H) Цайтхайн.
С сентября 1942г. Цайтхайн под названием шталаг IV B/Z стал филиалом шталага IV B в соседнем Мюльберге/Е.
Сохраняя это административное подчинение он в феврале 1943г. был переоборудован в госпиталь под названием Запасной госпиталь для военнопленных Цайтхайн.
Наряду с шталагом IV B Мюльберг Цайтхайн в 1941/42гг. служил центральным приемочным и распределительным лагерем для вновь прибывающих советских военнопленных военного округа IV.
В то время, как нетрудоспособные пленные оставались в лагере, способные к труду люди были распределены по трудовым командам других шталагов военного округа. Собственные трудовые команды шталаг 304 (IV H) имел только в самом лагере и в непосредственных окрестностях, например на полигоне и на заводе производства боеприпасов в Цайтхайне.
«Лагерь для русских Цайтхайн» 1941-1942
В июле 1941г. были доставлены первые советские военнопленные.
После регистрации, медицинского обследования и гигиенической обработки они в начале были размещены под открытым небом.
Территория была лишь окружена забором из двойной колючей проволоки. Не было ни бараков, ни палаток для размещения пленных. Защищаясь от непогоды военнопленные вначале выкапывали себе землянки. Строительство жилых бараков, латрин, кухней и колодцев началось только тогда, когда для этого в распоряжении стало достаточно военнопленных.
Нехватка колодцев и вытекающая из этого нехватка воды заставила пленных, получающих и в количественном и в качественном отношении совершенно недостаточно продовольствия, пить из луж. В этих условиях быстро распространялись отеки от голода, скорбут и хронические поносы, что дополнительно ослабляло обессиленных от тяжелых боев и длительного этапирования пленных. Нехватка туалетов, умывальников, защиты от вшей приводили к ужасным гигиеническим условиям.
Эти чреватые последствиями жизненные условия ОКВ в Цайтхайне сознательно терпело также, как и в других, занятых советскими военнопленными лагерях. Это способствовало разражению эпидемий дизентерии, брюшного и сыпного тифа, жертвами которых в 1941/42гг. стали тысячи пленных и в Цайтхайне. С декабря 1941 по март 1942гг. из-за эпидемии сыпного тифа лагерь находился под карантином. Если до начала карантина в лагере находилось еще 10677 пленных, то после его снятия в апреле 1942г. их осталось лишь 3729. В лагерь во время карантина никто не прибыл.
В 1941/42гг. оперкомандой, состоявшей из трех криминалистов Дрезденского гестапо, было «отобрано» и доставлено в концентрационный лагерь Бухенвальд через шталаг IV В Мюльберг не менее 1000 пленных.
Сразу по прибытию они были расстреляны в сооруженной специально для уничтожения советских военнопленных камере расстрела в конюшне. Их трупы после этого были сожжены в крематории.
После того, как летом 1942г. в ходе летнего наступления немцев (Операция Blau) еще раз десятки тысяч советских военнопленных прибыли в Цайтхайн, в сентябре 1942г. шталаг 304 вместе с примерно 10000 советских военнопленных и большинством основного немецкого персонала был переведен в Лёвен в Бельгии. Оттуда шталаг 304 - вплоть до освобождения Бельгии объединенными нациями в 1944г. - управлял трудовыми командами советских военнопленных, занятых в угольной промышленности Бельгии и северной Франции.
Запасной госпиталь для военнопленных Цайтхайн 1943-1945
Как филиал шталага IV В Мюльберг Цайтхайн с сентября 1942г. служил преимущественно для размещения на долгий срок нетрудоспособных советских военнопленных. В последующие месяцы началось переоборудование лагеря в госпиталь для травмированных и заболевших в трудовых командах пленных.
В последней стадии он мог разместить одновременно 7700 больных.
С февраля 1943г. лагерь для военнопленных Цайтхайн был переименован из шталага IV В/Z в Запасной госпиталь для военнопленных. Тем не менее он оставался филиалом шталага IV В Мюльберг.
Чем дальше длилась война, тем большее значение приобретали советские военнопленные в качестве рабочей силы для немецкой военной экономики.
В течение 1942г. сохранение необходимой для поддержания немецкой военной экономики рабочей силы получило приоритет над уничтожением. Вследствие недостаточных мер по улучшению условий жизни и питания с одновременным истощяющим трудовым использованием продолжалось прогрессирующее обессиливание пленных, что способствовало распространению заболеваний особенно туберкулезом, которые вскоре приняли масштабы эпидемии.
Количество размещенных в Цайтхайне больных туберкулезом советских военнопленных постоянно росло.
Они прибывали из трудовых команд или же из других госпиталей военного округа IV. Ввиду практически не улучшенных условий жизни и совершенно недостаточных возможностей медицинской терапии шансы на выздоравливание у них были лишь минимальными. По различным данным ежедневно умирало по 10-20 человек.
До окончания войны госпиталь Цайтхайн оставался лагерем смерти для советских военнопленных.
23 апреля 1945г. части Красной Армии освободили лагеря для военнопленных Цайтхайн и Мюльберг. Многие из бывших узников Цайтхайна еще через многие месяцы после освобождения умерли от последствий плена.
Воспоминание и память 1945 – 1985 гг.
Мучительный путь советских военнопленных с окончанием Второй мировой войны, однако, еще не завершился. В глазах Сталина они – неважно, проявили ли они сопротивление или сотрудничали с немцами – провинились не выполнив приказ № 270 от 16 августа 1941г., который приравнивал военнопленных к «дезертирам, предавшим родину». Поэтому их после «освобождения» допрашивали в так называемых фильтрационных лагерях и нередко приговаривали к многолетнему заключению в исправительно-трудовых колониях ГУЛага. Выживших отпустили на свободу лишь после смерти Сталина.
На протяжении всей жизни бывшие заключенные подвергались различного рода дискриминациям в трудовом и бытовом отношении. Их полная реабилитация в России произошла лишь после издания декрета Президента Бориса Ельцина в связи с 50-летием окончания войны в 1995г.
1 августа 1946г. Советская военная администрация земли Саксонии приказала провести расследование преступлений в Цайтхайне.
Комиссия под руководством советского генерал-майора Хоруна состояла из советских офицеров, работников Народной полиции и немецких судебных медиков.
Обследовали братские могилы на четырех кладбищах Цайтхайна, причем захоронения были частично или полностью вскрыты. Для этих работ в обязательном порядке были привлечены бывшие члены НСДАП. Важнейшей целью этого расследования было выяснение причин смерти, поскольку предполагали, что в Цайтхайне имели место массовые расстрелы. Это предположение не подтвердилось, а было доказано, что причинами массовой гибели бессомненно были голод и эпидемии.
Комиссия выявила, что во вскрытых захоронениях находятся до 35000 умерших советских военнопленных. Официально же до начала 90-х годов говорили об общем количестве умерших здесь 140000 – число, явно недостоверное с научной точки зрения. Это число носило пропагандистский характер.
Ведь еще за несколько недель до начала расследования в статье Саксонской газеты под заглавием «Лес мертвых в Цайтхайне» это число впервые было указано. В ГДР это число больше не проверяли и везде указывали как официальное.
После окончания расследований все 4 кладбища были оборудованы заново за счет сельских районов Ошатц и Гроссенхайн, отвечающих за эту территорию.
На месте массовых захоронений 1941г. в непосредственной близости расположенного на железнодорожной трассе Риза-Грёдитц «кладбища русских» возникло мемориальное кладбище Цайтхайн.
До демилитаризации частей полигона Цайтхайн в середине 90-х годов остальные три кладбища находились на территории военной зоны и не были доступны посетителям. Общественная память концентрировалась на мемориальном кладбище Цайтхайн.
Индивидуальная память жертвам была нежеланной и невозможной, т.к. известные в 1945/46гг. имена умерших сознательно не указывались при переоформлении кладбищ. Анонимизация жертв было выражением объявления советских военнопленных вне закона на их родине, где политическое руководство им отказало в признании быть «героями Великой Отечественной войны». Прозванных предателями родины в лучшем случае терпели под видом безымянных жертв фашизма.
http://www.polk.ru/forum/index.php?showtopic=1018
Обзорная карта Мемориального комплекса Эренхайн Цайтхайн
Портал на входе в Эренхайн Цайтхайн.
Вид на могильное поле с обелиском, Кладбище I и V Эренхайн Цайтхайн
Вид на могильное поле II с центральным обелиском
Вид со стороны на могильное поле III с центральным обелиском
Вид со стороны на могильное поле IV с центральным обелиском
Отредактировано Дворянкин С.А. (2020-01-15 16:22:13)