Пудовкин Всеволод Илларионович
1893-1953
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пудовкин, … ларионович
Все́волод Илларио́нович Пудо́вкин (1893 — 1953) — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист, художник, педагог. Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1947, 1951). Народный артист СССР (1948). Член ВКП(б) с 1939 года.
Биография
Всеволод Пудовкин родился, по одним данным, 16 февраля, по другим — 16 ноября по старому стилю 1893 года в Пензе третьим ребёнком в многодетной семье. Через четыре года семья переехала жить в Москву. Отец Илларион Епифанович происходил из крестьян Пензенской губернии, работал приказчиком и коммивояжером[4]. Мать Елизавета Александровна (в девичестве Шилкина) занималась домашним хозяйством.
После переезда в Москву учился в шестой Московской гимназии, потом на отделении естественных наук физико-математического факультета МГУ, но не успел сдать выпускных экзаменов. В 1914 году ушёл на фронт Первой мировой войны, был ранен, взят в плен (в лагере под Килем в Померании работал химиком), бежал, вернулся уже в Советскую Россию.
Вернувшись в Москву, Пудовкин устраивается делопроизводителем в военкомат, а через некоторое время находит работу химика в лаборатории завода «ФОСГЕН-1».
В 1920 году поступил в Первую государственную школу кинематографии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса (ныне — ВГИК) (класс В. Р. Гардина, позже — в студии Л. В. Кулешова).
Окончив студию Л. Кулешова в 1925 году и создав в качестве актёра первый в истории кино образ большевика и ряд эксцентрических и сатирических образов, Пудовкин становится кинорежиссёром.
С 1925 года работает на студии «Межрабпом-Русь» (с 1936 года — «Союздетфильм», с 1948 года — киностудия имени М. Горького).
В 1926 году Пудовкин вместе со сценаристом Н. А. Зархи и оператором А. Д. Головнёй создаёт фильм «Мать» по одноимённому роману М. Горького. Фильм стал крупнейшим достижением советского кинематографа.
Следующий фильм — «Конец Санкт-Петербурга» (1927), созданный Всеволодом Пудовкиным, Натаном Зархи и Анатолием Головнёй, — также принадлежит к лучшим достижениям киноискусства. Третьим шедевром Пудовкина считается картина «Потомок Чингисхана» (1929).
Пудовкин был председателем Российской ассоциации работников революционной кинематографии; с 1944 года — президентом киносекции Всесоюзного общества культурных связей с зарубежными странами, членом Советского комитета защиты мира.
Автор книг «Кинорежиссёр и киноматериал» (1926), «Киносценарий. Теория сценария» (1926), «Актёр в фильме» (1934).
Преподавал во ВГИКе на режиссёрском факультете (с 1950 года — профессор).
Жена (с 1924 года) — актриса Анна Николаевна Земцова (экранный псевдоним Анна Ли) (сыграла главную героиню в фильме Пудовкина «Шахматная горячка» и роль курсистки-революционерки Анны в «Матери», затем перестала сниматься).
Всеволод Илларионович Пудовкин скончался 30 июня 1953 года в Юрмале (район Дубулты), близ Риги (по другим данным в Москве). Накануне он заболел гриппом, сопровождавшимся высокой температурой. Не оправившись от болезни, вернулся к активным физическим нагрузкам — игре в теннис. В последующую ночь у Пудовкина диагностировали инфаркт миокарда. Через сутки ему стало лучше, но при попытке встать его поразил инфаркт лёгкого и остановка сердца. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).Награды и премии
Сталинская премия первой степени (1941) — за фильмы «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1940).
Сталинская премия первой степени (1947) — за фильм «Адмирал Нахимов» (1946).
Сталинская премия второй степени (1950) — за фильм «Жуковский» (1950).
заслуженный деятель искусств РСФСР (1940)
народный артист СССР (1948)
два ордена Ленина (1935, 1950)
два ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1953)
орден Красного Знамени
медали.
VIII МКФ в Венеции (Премия за лучшие массовые сцены, фильм «Адмирал Нахимов», 1947)
II МКФ в Локарно (Премия за лучшую операторскую работу, 1947).
МКФ в Карловых Варах (Премия за выдающуюся режиссуру, фильм «Жуковский», 1950)
МКФ сельскохозяйственных фильмов в Риме (Премия «Золотой колосс», фильм «Возвращение Василия Бортникова», 1953)
Почётный член киноассоциации Бенгалии (1951).Память
Именем режиссёра названы:
Улица Пудовкина в Москве.Фильмография
Режиссёр
1921 — Голод… голод… голод…
1921 — Серп и молот
1925 — Шахматная горячка
1925 — Луч смерти (сорежиссёр и сценарист)
1926 — Мать
1926 — Механика головного мозга (научно-популярный)
1927 — Конец Санкт-Петербурга
1928 — Потомок Чингисхана (в зарубежном прокате под названием «Буря над Азией»)
1932 — Простой случай
1933 — Дезертир
1938 — Победа
1939 — Минин и Пожарский
1940 — Кино за XX лет
1941 — Суворов
1941 — Боевой киносборник № 6 (новелла «Пир в Жермунке»)
1942 — Убийцы выходят на дорогу
1943 — Во имя Родины
1946 — Адмирал Нахимов
1948 — Три встречи
1950 — Жуковский]
1952 — Возвращение Василия Бортникова
Актёр
1920 — В дни борьбы — Красный командир
1921 — Серп и молот — Андрей
1924 — Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков — авантюрист Жбан
1925 — Луч смерти — патер Рево
1925 — Кирпичики
1929 — Живой труп — Протасов
1929 — Весёлая канарейка — иллюзионист-факир
1929 — Новый Вавилон — Oфицер версальцев
1933 — Дезертир (не снимался)
1943 — Во имя Родины — Немецкий генерал
1943 — Юный Фриц — Офицер гестапо
1945 — Иван Грозный — Никола Большой Колпак, юродивый
1946 — Адмирал Нахимов — адмирал Меншиков
Сценарист
1921 — Голод… голод… голод… (совместно с В. Гардиным)
1923 — Слесарь и Канцлер (совместно с В. Гардиным)
1925 — Луч смерти
1926 — Механика головного мозга
1940 — Кино за XX лет — (совместно с Ю. Олешей, А. Мачеретом, Э. Шуб)
1942 — Убийцы выходят на дорогу — (совместно с М. Большинцовым)
1943 — Во имя Родины — (совместно с Д. Васильевым)
Художник
1925 — Луч смерти
1924 — Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков
http://penza-trv.ru/go/region/pudovkin
...Его отец происходил из крестьян с. Шукша Пензенской губернии. Работал по торговой части - приказчиком, коммивояжером. В 1897 г. Пудовкины переехали в Москву. Отец имел материальные возможности дать сыну образование. В Москве мальчик учился в 6-й московской гимназии, интересовался астрономией, физикой, математикой, увлекался живописью, музыкой (играл на скрипке), сочинял пьесы. ...
http://penza.bezformata.ru/listnews/pen … /54524050/
Народный артист СССР Всеволод Пудовкин — один из самых знаменитых среди наших земляков-кинематографистов
Пудовкин первым сумел «привить ветвь» кинематографа к древу русской культуры, соединив новаторство киноязыка с традициями отечественной литературы и театрального искусства
Его лучшие фильмы — трилогия «Мать», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингисхана» — покорили планету.Истоки
Всеволод Пудовкин родился в Пензе. Его дед был крестьянином-собственником из села Шукша Мокшанского уезда Пензенской губернии.
Отец, Илларион Ерофеевич, с 1883 года жил в Пензе. Здесь он обвенчался с Елизаветой Алексеевной Шилкиной. Через несколько лет семья — родители и шестеро детей — переехала в Москву.
Лодя, как звали Пудовкина в детстве, был блестяще и разносторонне одарен: хорошо рисовал, писал пьесы, играл на скрипке и фортепиано, увлекался спортом, любил классическую музыку, живопись, литературу, театр.
Прервав обучение на физико-математическом факультете Московского университета, в 1914 году он добровольцем ушел на фронт. Три года провел в немецких лагерях. Выучил там польский, английский, немецкий и французский языки. После побега из плена вернулся в Москву.Триумф
Кино тогда пребывало в младенчестве. Никто еще даже не догадывался, что уникальный набор талантов, которыми обладал Пудовкин, был классической формулой профессионального кинорежиссера.
И какими-то волшебными путями он все же пришел в кино: поступил в 1920 году в Государственную школу кинематографии.
Конец 20-х годов стал для Пудовкина триумфальным: он снял свою легендарную кинотрилогию «Мать» с актерами Московского художественного театра.
Этот фильм пронизан любовью и сочувствием к простому человеку. Синтез поэтичности и документальной точности поражал зрителей. Известно, что материалы фильма «Мать» показали американской кинозвезде Дугласу Фербенксу. «Это похоже на жизнь, но усилено до большого искусства», — сказал он.
В 1958 году по результатам международного опроса историков кино и критиков «Мать» включили в список 12 лучших фильмов всех времен и народов.
Фильм «Конец Санкт-Петербурга» рассказывал историю деревенского парня, прошедшего путь рабочего, солдата и революционера.
Картину «Потомок Чингис-хана», по воспоминаниям Пудовкина, он согласился снять, чтоб отдохнуть и сменить обстановку. Но получился киношедевр.Многоликий гений
После знакомства с архивами – письмами, дневниками, статьями Пудовкина, воспоминаниями коллег и родных – становится очевидным: в нем удивительно сочетались три совершенно разных человека: один – киноклассик и орденоносец; другой – герой забавных историй и анекдотов; третий, каким его знали самые близкие, – лирический, душевно тонкий и ранимый.
Это его лирическое начало проявилось в фильме «Простой случай», где автор поэтическими кинообразами пытался рассказать историю становления «нового человека». Сегодня очевидно, что неудача картины предвосхищала главную трагедию Пудовкина — трагедию прихода в кинематограф звука.
В конце 30-х годов ему поручили экранизировать роман В. Шкловского «Россия в XVI веке». Фильм «Минин и Пожарский» получился театральным, с огромным количеством пышных декораций и длинных монологов.
Тем не менее главную задачу — воспитывать советских людей в духе патриотизма — фильм выполнял. Так же, как и следующая картина Пудовкина «Суворов», где блестящему актеру Николаю Черкасову (Сергееву) удалось создать живой и выразительный образ великого полководца.
Короткометражный фильм «Пир в Жирмунке», снятый Пудовкиным в годы Великой Отечественной войны, стал одним из самых ярких в советских боевых киносборниках.
Послевоенный «Адмирал Нахимов» попал под огонь критики в партийном постановлении: за отсутствие исторического подхода, недостаток патриотизма, переизбыток «светских» сцен.
Пудовкин доснял ряд сцен, перемонтировал картину — и получил за нее Государственную премию I степени.
Все годы творчества Пудовкин гениально работал в качестве киноактера.
Он размышлял и о языке кино, его труды по теории киноискусства, переведенные на многие языки мира, кинематографисты называют золотой книгой кинематографа.Предвестник оттепели
…В феврале 1953 года Пудовкин громко отпраздновал свое 60-летие. Когда пионеры на юбилейном вечере назвали его «дедушка Пудовкин», в зале рассмеялись — так молодо выглядел юбиляр.
В марте умер Сталин. В апреле на экраны страны вышел фильм Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова». История о фронтовике, вернувшемся домой, была для того времени традиционной по содержанию, но новаторской по форме.
Фильм поражал живыми сценами послевоенной деревни. На экран вернулся простой человек со своими бедами и болями; вернулась образная сила экранной пластики.
Звук, который прежде казался лишним в художественном мире Пудовкина, был здесь гармоничной частью кинорассказа, ставшего апофеозом весне, жизни, красоте мира и человека. По сути, фильм мэтра проложил дорогу грядущему кинематографу оттепели.
Летом того же 1953 года Пудовкин, отдыхая в Прибалтике, долго играл в теннис, потом плавал в холодном море. Тяжело заболел и через несколько дней умер.
Так случилось — он ушел вместе со своей страшной и прекрасной эпохой.Замыслы
В учебниках по истории кино жизнь Пудовкина выглядит фееричной. В реальности он часто снимал совсем не те фильмы, о которых мечтал. В 1927 году, например, хотел снять картину о Пушкине, но это желание не нашло поддержки у главного заказчика – государства. Точно так же, как и его идея снять продолжение фильма «Конец Санкт-Петербурга».
В 1936 году Пудовкин вынашивал замысел экранизации пушкинского «Моцарта и Сальери». В 1938 году начал работать над экранизацией «Анны Карениной», но фильм внезапно сняли с производства.
Всю жизнь он хотел поставить фильм о Петре Первом и сыграть в нем главную роль. Мечтал экранизировать «Братьев Карамазовых». В годы войны загорелся идеей снять фильм по запискам фронтового корреспондента, совместно с Константином Симоновым был написан сценарий «Смоленская дорога»…
И еще у него была главная мечта всей жизни – снять фильм о Бетховене, сыграть роль великого композитора. В архиве Пудовкина сохранилось описание первых кадров фильма, вот фрагмент: «Для того чтобы передать свой гнев другим, у него есть только музыка, самое отвлеченное из искусств, которое каждый дурак может толковать по-своему… Бетховен, утверждающий величайшее достоинство человека!».
У Всеволода Пудовкина для того, чтоб передать свои мысли и чувства в безвоздушном пространстве времени, был только кинематограф. Сегодня его творческое наследие кажется посланием, которое предстоит разгадывать будущим поколениям зрителей.Автор: Светлана СТАРОСТИНА Источник: Пензенская Правда 01.02.2017
http://www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/16244/bio
дата рождения указана - 16/28 февраля 1893
фото из фондов Российского государственного архива литературы и искусства
Протасов, "Живой труп", 1929
в роли немецкого генерала в фильме "Во имя родины", 1943г.
юродивый в фильме Эейзенштейна "Иван Грозный, 1944
адмирал Меншиков в фильме "Адмирал Нахимов", 1946г.