Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Пудовкин Всеволод Илларионович

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Пудовкин Всеволод Илларионович
1893-1953

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пудовкин, … ларионович

Все́волод Илларио́нович Пудо́вкин (1893 — 1953) — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист, художник, педагог. Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1947, 1951). Народный артист СССР (1948). Член ВКП(б) с 1939 года.

Биография
Всеволод Пудовкин родился, по одним данным, 16 февраля, по другим — 16 ноября по старому стилю 1893 года в Пензе третьим ребёнком в многодетной семье. Через четыре года семья переехала жить в Москву. Отец Илларион Епифанович происходил из крестьян Пензенской губернии, работал приказчиком и коммивояжером[4]. Мать Елизавета Александровна (в девичестве Шилкина) занималась домашним хозяйством.
После переезда в Москву учился в шестой Московской гимназии, потом на отделении естественных наук физико-математического факультета МГУ, но не успел сдать выпускных экзаменов. В 1914 году ушёл на фронт Первой мировой войны, был ранен, взят в плен (в лагере под Килем в Померании работал химиком), бежал, вернулся уже в Советскую Россию.
Вернувшись в Москву, Пудовкин устраивается делопроизводителем в военкомат, а через некоторое время находит работу химика в лаборатории завода «ФОСГЕН-1».
В 1920 году поступил в Первую государственную школу кинематографии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса (ныне — ВГИК) (класс В. Р. Гардина, позже — в студии Л. В. Кулешова).
Окончив студию Л. Кулешова в 1925 году и создав в качестве актёра первый в истории кино образ большевика и ряд эксцентрических и сатирических образов, Пудовкин становится кинорежиссёром.
С 1925 года работает на студии «Межрабпом-Русь» (с 1936 года — «Союздетфильм», с 1948 года — киностудия имени М. Горького).
В 1926 году Пудовкин вместе со сценаристом Н. А. Зархи и оператором А. Д. Головнёй создаёт фильм «Мать» по одноимённому роману М. Горького. Фильм стал крупнейшим достижением советского кинематографа.
Следующий фильм — «Конец Санкт-Петербурга» (1927), созданный Всеволодом Пудовкиным, Натаном Зархи и Анатолием Головнёй, — также принадлежит к лучшим достижениям киноискусства. Третьим шедевром Пудовкина считается картина «Потомок Чингисхана» (1929).
Пудовкин был председателем Российской ассоциации работников революционной кинематографии; с 1944 года — президентом киносекции Всесоюзного общества культурных связей с зарубежными странами, членом Советского комитета защиты мира.
Автор книг «Кинорежиссёр и киноматериал» (1926), «Киносценарий. Теория сценария» (1926), «Актёр в фильме» (1934).
Преподавал во ВГИКе на режиссёрском факультете (с 1950 года — профессор).
Жена (с 1924 года) — актриса Анна Николаевна Земцова (экранный псевдоним Анна Ли) (сыграла главную героиню в фильме Пудовкина «Шахматная горячка» и роль курсистки-революционерки Анны в «Матери», затем перестала сниматься).
Всеволод Илларионович Пудовкин скончался 30 июня 1953 года в Юрмале (район Дубулты), близ Риги (по другим данным в Москве). Накануне он заболел гриппом, сопровождавшимся высокой температурой. Не оправившись от болезни, вернулся к активным физическим нагрузкам — игре в теннис. В последующую ночь у Пудовкина диагностировали инфаркт миокарда. Через сутки ему стало лучше, но при попытке встать его поразил инфаркт лёгкого и остановка сердца. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Награды и премии
Сталинская премия первой степени (1941) — за фильмы «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1940).
Сталинская премия первой степени (1947) — за фильм «Адмирал Нахимов» (1946).
Сталинская премия второй степени (1950) — за фильм «Жуковский» (1950).
заслуженный деятель искусств РСФСР (1940)
народный артист СССР (1948)
два ордена Ленина (1935, 1950)
два ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1953)
орден Красного Знамени
медали.
VIII МКФ в Венеции (Премия за лучшие массовые сцены, фильм «Адмирал Нахимов», 1947)
II МКФ в Локарно (Премия за лучшую операторскую работу, 1947).
МКФ в Карловых Варах (Премия за выдающуюся режиссуру, фильм «Жуковский», 1950)
МКФ сельскохозяйственных фильмов в Риме (Премия «Золотой колосс», фильм «Возвращение Василия Бортникова», 1953)
Почётный член киноассоциации Бенгалии (1951).

Память
Именем режиссёра названы:
Улица Пудовкина в Москве.

Фильмография
Режиссёр
1921 — Голод… голод… голод…
1921 — Серп и молот
1925 — Шахматная горячка
1925 — Луч смерти (сорежиссёр и сценарист)
1926 — Мать
1926 — Механика головного мозга (научно-популярный)
1927 — Конец Санкт-Петербурга
1928 — Потомок Чингисхана (в зарубежном прокате под названием «Буря над Азией»)
1932 — Простой случай
1933 — Дезертир
1938 — Победа
1939 — Минин и Пожарский
1940 — Кино за XX лет
1941 — Суворов
1941 — Боевой киносборник № 6 (новелла «Пир в Жермунке»)
1942 — Убийцы выходят на дорогу
1943 — Во имя Родины
1946 — Адмирал Нахимов
1948 — Три встречи
1950 — Жуковский]
1952 — Возвращение Василия Бортникова
Актёр
1920 — В дни борьбы — Красный командир
1921 — Серп и молот — Андрей
1924 — Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков — авантюрист Жбан
1925 — Луч смерти — патер Рево
1925 — Кирпичики
1929 — Живой труп — Протасов
1929 — Весёлая канарейка — иллюзионист-факир
1929 — Новый Вавилон — Oфицер версальцев
1933 — Дезертир (не снимался)
1943 — Во имя Родины — Немецкий генерал
1943 — Юный Фриц — Офицер гестапо
1945 — Иван Грозный — Никола Большой Колпак, юродивый
1946 — Адмирал Нахимов — адмирал Меншиков
Сценарист
1921 — Голод… голод… голод… (совместно с В. Гардиным)
1923 — Слесарь и Канцлер (совместно с В. Гардиным)
1925 — Луч смерти
1926 — Механика головного мозга
1940 — Кино за XX лет — (совместно с Ю. Олешей, А. Мачеретом, Э. Шуб)
1942 — Убийцы выходят на дорогу — (совместно с М. Большинцовым)
1943 — Во имя Родины — (совместно с Д. Васильевым)
Художник
1925 — Луч смерти
1924 — Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков

http://penza-trv.ru/go/region/pudovkin

...Его отец происходил из крестьян с. Шукша Пензенской губернии. Работал по торговой части - приказчиком, коммивояжером. В 1897 г. Пудовкины переехали в Москву. Отец имел материальные возможности дать сыну образование. В Москве мальчик учился в 6-й московской гимназии, интересовался астрономией, физикой, математикой, увлекался живописью, музыкой (играл на скрипке), сочинял пьесы. ...

http://penza.bezformata.ru/listnews/pen … /54524050/

Народный артист СССР Всеволод Пудовкин — один из самых знаменитых среди наших земляков-кинематографистов
Пудовкин первым сумел «привить ветвь» кинематографа к древу русской культуры, соединив новаторство киноязыка с традициями отечественной литературы и театрального искусства
Его лучшие фильмы — трилогия «Мать», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингисхана» — покорили планету.

Истоки
Всеволод Пудовкин родился в Пензе. Его дед был крестьянином-собственником из села Шукша Мокшанского уезда Пензенской губернии.
Отец, Илларион Ерофеевич, с 1883 года жил в Пензе. Здесь он обвенчался с Елизаветой Алексеевной Шилкиной. Через несколько лет семья — родители и шестеро детей — переехала в Москву.
Лодя, как звали Пудовкина в детстве, был блестяще и разносторонне одарен: хорошо рисовал, писал пьесы, играл на скрипке и фортепиано, увлекался спортом, любил классическую музыку, живопись, литературу, театр.
Прервав обучение на физико-математическом факультете Московского университета, в 1914 году он добровольцем ушел на фронт. Три года провел в немецких лагерях. Выучил там польский, английский, немецкий и французский языки. После побега из плена вернулся в Москву.

Триумф
Кино тогда пребывало в младенчестве. Никто еще даже не догадывался, что уникальный набор талантов, которыми обладал Пудовкин, был классической формулой профессионального кинорежиссера.
И какими-то волшебными путями он все же пришел в кино: поступил в 1920 году в Государственную школу кинематографии.
Конец 20-х годов стал для Пудовкина триумфальным: он снял свою легендарную кинотрилогию «Мать» с актерами Московского художественного театра.
Этот фильм пронизан любовью и сочувствием к простому человеку. Синтез поэтичности и документальной точности поражал зрителей. Известно, что материалы фильма «Мать» показали американской кинозвезде Дугласу Фербенксу. «Это похоже на жизнь, но усилено до большого искусства», — сказал он.
В 1958 году по результатам международного опроса историков кино и критиков «Мать» включили в список 12 лучших фильмов всех времен и народов.
Фильм «Конец Санкт-Петербурга» рассказывал историю деревенского парня, прошедшего путь рабочего, солдата и революционера.
Картину «Потомок Чингис-хана», по воспоминаниям Пудовкина, он согласился снять, чтоб отдохнуть и сменить обстановку. Но получился киношедевр.

Многоликий гений
После знакомства с архивами – письмами, дневниками, статьями Пудовкина, воспоминаниями коллег и родных – становится очевидным: в нем удивительно сочетались три совершенно разных человека: один – киноклассик и орденоносец; другой – герой забавных историй и анекдотов; третий, каким его знали самые близкие, – лирический, душевно тонкий и ранимый.
Это его лирическое начало проявилось в фильме «Простой случай», где автор поэтическими кинообразами пытался рассказать историю становления «нового человека». Сегодня очевидно, что неудача картины предвосхищала главную трагедию Пудовкина — трагедию прихода в кинематограф звука.
В конце 30-х годов ему поручили экранизировать роман В. Шкловского «Россия в XVI веке». Фильм «Минин и Пожарский» получился театральным, с огромным количеством пышных декораций и длинных монологов.
Тем не менее главную задачу — воспитывать советских людей в духе патриотизма — фильм выполнял. Так же, как и следующая картина Пудовкина «Суворов», где блестящему актеру Николаю Черкасову (Сергееву) удалось создать живой и выразительный образ великого полководца.
Короткометражный фильм «Пир в Жирмунке», снятый Пудовкиным в годы Великой Отечественной войны, стал одним из самых ярких в советских боевых киносборниках.
Послевоенный «Адмирал Нахимов» попал под огонь критики в партийном постановлении: за отсутствие исторического подхода, недостаток патриотизма, переизбыток «светских» сцен.
Пудовкин доснял ряд сцен, перемонтировал картину — и получил за нее Государственную премию I степени.
Все годы творчества Пудовкин гениально работал в качестве киноактера.
Он размышлял и о языке кино, его труды по теории киноискусства, переведенные на многие языки мира, кинематографисты называют золотой книгой кинематографа.

Предвестник оттепели
…В феврале 1953 года Пудовкин громко отпраздновал свое 60-летие. Когда пионеры на юбилейном вечере назвали его «дедушка Пудовкин», в зале рассмеялись — так молодо выглядел юбиляр.
В марте умер Сталин. В апреле на экраны страны вышел фильм Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова». История о фронтовике, вернувшемся домой, была для того времени традиционной по содержанию, но новаторской по форме.
Фильм поражал живыми сценами послевоенной деревни. На экран вернулся простой человек со своими бедами и болями; вернулась образная сила экранной пластики.
Звук, который прежде казался лишним в художественном мире Пудовкина, был здесь гармоничной частью кинорассказа, ставшего апофеозом весне, жизни, красоте мира и человека. По сути, фильм мэтра проложил дорогу грядущему кинематографу оттепели.
Летом того же 1953 года Пудовкин, отдыхая в Прибалтике, долго играл в теннис, потом плавал в холодном море. Тяжело заболел и через несколько дней умер.
Так случилось — он ушел вместе со своей страшной и прекрасной эпохой.

Замыслы
В учебниках по истории кино жизнь Пудовкина выглядит фееричной. В реальности он часто снимал совсем не те фильмы, о которых мечтал. В 1927 году, например, хотел снять картину о Пушкине, но это желание не нашло поддержки у главного заказчика – государства. Точно так же, как и его идея снять продолжение фильма «Конец Санкт-Петербурга».
В 1936 году Пудовкин вынашивал замысел экранизации пушкинского «Моцарта и Сальери». В 1938 году начал работать над экранизацией «Анны Карениной», но фильм внезапно сняли с производства.
Всю жизнь он хотел поставить фильм о Петре Первом и сыграть в нем главную роль. Мечтал экранизировать «Братьев Карамазовых». В годы войны загорелся идеей снять фильм по запискам фронтового корреспондента, совместно с Константином Симоновым был написан сценарий «Смоленская дорога»…
И еще у него была главная мечта всей жизни – снять фильм о Бетховене, сыграть роль великого композитора. В архиве Пудовкина сохранилось описание первых кадров фильма, вот фрагмент: «Для того чтобы передать свой гнев другим, у него есть только музыка, самое отвлеченное из искусств, которое каждый дурак может толковать по-своему… Бетховен, утверждающий величайшее достоинство человека!».
У Всеволода Пудовкина для того, чтоб передать свои мысли и чувства в безвоздушном пространстве времени, был только кинематограф. Сегодня его творческое наследие кажется посланием, которое предстоит разгадывать будущим поколениям зрителей.

Автор: Светлана СТАРОСТИНА Источник: Пензенская Правда 01.02.2017

http://www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/16244/bio
дата рождения указана - 16/28 февраля 1893
http://s9.uploads.ru/t/36mqU.jpg
фото из фондов Российского государственного архива литературы и искусства
http://sh.uploads.ru/t/hIQtO.jpg
Протасов, "Живой труп", 1929
http://s1.uploads.ru/t/myHYv.jpg
в роли немецкого генерала в фильме "Во имя родины", 1943г.
http://s3.uploads.ru/t/LX1Ma.jpg
юродивый в фильме Эейзенштейна "Иван Грозный, 1944
http://s5.uploads.ru/t/Q8fkK.jpg
адмирал Меншиков в фильме "Адмирал Нахимов", 1946г.

0

2

http://arhiv-pnz.ru/news/2013/02/25/9273314/print Государственный архив Пензенской области

В документах Госархива Пензенской области, в архивном фонде Пензенской духовной консистории, в метрической книге Духосошественской церкви г. Пензы за 9 февраля (по новому стилю – 21 февраля) 1893 года под № 8 имеется запись о рождении у купца Иллариона Степановича Пудовкина и его жены Елизаветы Александровны сына Всеволода. При крещении младенца присутствовали мещанин П.Ф. Колоярцев и купеческая сестра К.Н. Алексеева. Крестил новорожденного священник Иван Кронтовский с дьяконом Иваном Румянцевым.

http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/sov/40435/bio

ЗЕМЦОВА АННА НИКОЛАЕВНА

Снималась в немом кино под псевдонимом Анна Ли.
В 1924 году Анна Земцова стала женой режиссера Всеволода Пудовкина, снималась в его фильмах. После 1927 года ушла из кино, посвятив себя семье.
Скончалась в 1966 году.
http://s7.uploads.ru/t/Pk9sR.jpg
в фильме "Шахматная горячка", 1925

0