Оя Альфред Альфредович
05.09.1924 - 05.07.2000
http://moypolk.ru/soldiers/oya-alfred-alfredovich
http://pkg.museum-penza.ru/news/2013/10/1/1151151
Альфред Альфредович Оя - художник-фронтовик
1 октября 2013 16:12
Альфред Альфредович Оя (1924–2000 гг.) — участник всесоюзных, республиканских и зональных выставок (с 1954); международных выставок — Брюссель (1959, бронзовая медаль), Вена (1959, диплом), США, Мексика, Голландия, Дания, Щвеция и др. Работы Оя находятся в крупнейших музеях страны. Оя — член Союза художников СССР с 1954 года. Заслуженный художник РСФСР (1961), заслуженный деятель искусств РФ (1996), член-корреспондент Петровской академии науки и искусств (1997). Альфред Альфредович учился в Пензенском художественном училище, высшее образование получил во ВГИКе (1948—1954) на художественном факультете. После окончания института Оя работал на студии «Союзмультфильм» (1954—1955). Выполнил эскизы к кинофильмам «Сампо» (1956, режиссер А. Л. Птушко, «Мосфильм»), «Свет далекой звезды» (1964, режиссер И.В. Пырьев, «Мосфильм»), диафильму «Сын Калева» (1961, 2 серии). Создал графические серии: «Калевипоэг», «Живые и мертвые» (1961), «Нет» (1966), «Солдаты не умирают» (1973), «Слово о полку Игореве» (1977—1982).
А.А. Оя. "Наваждение. Мать", 1966
В 1955 году Альфред Альфредович возвратился в Пензу. Преподавал в Пензенском художественном училище. С 1976 года — профессор Пензенского инженерно-строительного института, заведующий кафедрой рисунка, живописи и скульптуры архитектурного факультета. Альфред Оя — автор монументальных произведений: панно для Пензенского драмтеатра (в соавторстве с В.В. Сачковым), обелиск Славы «Росток» (в соавторстве с А.А. Фоминым и Л.Д. Иофаном).
Ему особенно была близка тематика, связанная с Великой Отечественной войной. Рядовым пехотинцем в составе Эстонского корпуса он с боями прошёл долгие вёрсты войны. В 1941 году, Альфред Оя, со второго курса Пензенского художественного Училища, уходит на фронт. В то время ему не исполнилось и восемнадцати. В январе сорок третьего, в сражении за Великие Луки, был тяжело ранен. После выздоровления вернулся в свою часть, участвовал в войне с Японией. Оттуда мать художника, Ида Густавовна, получила "похоронку", которая извещала о смерти её сына Альфреда. К счастью это известие оказалось ошибкой. На всём военном пути, художника сопровождал потрёпанный походный альбом, в который Альфред заносил торопливой рукой беглые наброски и штрихи увиденного. Зная войну изнутри, он сумел пронзительно, с особой душевной болью, отразить все невзгоды и страдания, обрушившиеся на простых советских людей. Прошли годы. И вот на живописных полотнах и графических листах Заслуженного художника России Альфреда Альфредовича Ои, ярко, проникновенно запечатлелись наполненные драматизмом незабываемые картины войны, подвига русского воинства, материнского неизбывного горя и скорби.
В память о погибших воинах он создал ряд монументальных памятников на Пензенской земле (села Большие Хутора и Вилейки в Нижнеломовском районе, Радищево в Кузнецком районе).
http://www.pguas.ru/science/scientist/OyaAA Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Оя Альфред Альфредович (1924–2000 гг.)
Заслуженный художник РСФСР (1961 г.), заслуженный деятель искусств России (1996 г.), профессор Альфред Альфредович Оя был приглашен на педагогическую работу в наш вуз в связи с открытием в нём архитектурной специальности (1976 г.). К этому времени А.А. Оя уже сникал известность художника-графика. Его творческая индивидуальность формировалась под влиянием двух художественных школ: Пензенского художественного училища (здесь он начинал учёбу в 1939 году, но из-за начавшейся Великой Отечественной войны завершить образование ему удалось только в 1948 году) и ВГИКа, где он окончил в 1954 году художественный факультет.
Непродолжительное время он работал на «Мосфильме» (1954-1955 гг.), где принимал участие в создании некоторых кинокартин. Его эскизами были оформлены кинофильмы «Сампо» (1956 г.), «Свет далёкой звезды» (1964 г.), диафильм «Сын Калева» (1961 г.).
С 1955 года Альфред Альфредович трудится в Пензе. Здесь в наибольшей мере ему удалось реализовать свой художественный талант. В этот период он создаёт самые значительные произведения: графические сериалы «Калевипоэг», «Живые и мёртвые», «Нет!», «Солдаты не умирают», иллюстрации к книгам «Слово о полку Игореве», «Ошибка одинокого бизона» Д. Шульца.
Ему особенно была близка тематика, связанная с Великой Отечественной войной. Рядовым пехотинцем в составе Эстонского корпуса он с боями прошёл долгие вёрсты войны, получил тяжелое ранение. После излечения участвовал в войне с Японией. Зная войну изнутри, он сумел пронзительно, с особой душевной болью, отразить все невзгоды и страдания, обрушившиеся на простых советских людей. В память о погибших воинах он создал ряд монументальных памятников на Пензенской земле (села Большие Хутора и Вилейки в Нижнеломовском районе, Радищево в Кузнецком районе).
Имя А.А. Оя не забыто в Пензе. Любимым местом отдыха пензенцев является набережная р. Суры, где красуется обелиск «Росток», созданный по проекту художника. Пензенский облдрамтеатр украшают панно – тоже творение Альфреда Альфредовича.
Его работы демонстрировались на многих международных, всесоюзных и республиканских выставках и удостоены многочисленных наград: в Брюсселе (бронзовая медаль, 1959 г.), Вене (диплом, 1959 г.), США, Мексике, Голландии, Дании, Швеции и других странах. Многие картины А.А. Оя находятся в крупнейших музеях страны.
Придя в наш вуз с богатейшим творческим багажом, Альфред Альфредович сумел в короткий срок сформировать вначале на общественных началах, а затем и официально кафедру «Рисунок, живопись и скульптура». Он привлекал на кафедру молодых и талантливых специалистов. «Через творчество – к учебному процессу» – таков был девиз работы его коллектива.
А.А. Оя руководил кафедрой до конца своей жизни. Благодаря его авторитету, его усилиям удалось высоко поднять значимость художественной подготовки архитекторов. По его инициативе в стенах вуза стали постоянно проводиться совместные выставки студентов и педагогов. Многие его воспитанники и поныне демонстрируют свои работы на выставках, причём не только в Пензе, но и в других городах.
Альфред Альфредович был страстным любителем природы. Охота и рыбалка занимали всё его свободное время. Здесь он черпал вдохновение и обдумывал свои творческие планы… Ратные и творческие дела А.А. Оя оценены по достоинству. За участие в Великой Отечественной войне он награждён орденами Отечественной войны I степени, Славы III степени, многими медалями, в том числе медалью «За отвагу», которой он особо гордился.
Его достижения в творчестве отмечены орденом «Знак Почёта». Он первым на архитектурном факультете получил звание профессора (1987 г.) и был удостоен почётного звания члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств.
О добрых делах Альфреда Оя напоминает мемориальная доска у кафедры – его любимом детище (учебный корпус № 3).
https://penzanews.ru/region/encyclopedia/9726-2009
ОЯ АЛЬФРЕД АЛЬФРЕДОВИЧ (5.9.1924, с. Опарино Архангельской обл. — 5.7.2000, Пенза) — график, художник кино.
Альфред Оя учился в Пензенском художественном училище, высшее образование получил во ВГИКе (1948—1954) на художественном факультете. После окончания института Оя работал на студии «Союзмультфильм» (1954—1955). Выполнил эскизы к кинофильмам «Сампо» (1956, режиссер А. Л. Птушко, «Мосфильм»), «Свет далекой звезды» (1964, режиссер И.В. Пырьев, «Мосфильм»), диафильму «Сын Калева» (1961, 2 серии). Создал графические серии: «Калевипоэг», «Живые и мертвые» (1961), «Нет» (1966), «Солдаты не умирают» (1973), «Слово о полку Игореве» (1977—1982).
В 1955 году Альфред Альфредович возвратился в Пензу. Преподавал в Пензенском художественном училище. С 1976 года — профессор Пензенского инженерно-строительного института, заведующий кафедрой рисунка, живописи и скульптуры архитектурного факультета. Оя создает иллюстрации к книгам, изданным в Пензе: «Ошибка одинокого бизона» Д. Шульца (1956), «Выстрел на окраине» Н. Почивалина (1958). Альфред Оя — автор монументальных произведений: панно для Пензенского драмтеатра (в соавторстве с В.В. Сачковым), обелиск Славы «Росток» (в соавторстве с А.А. Фоминым и Л.Д. Иофаном). Альфред Альфредович — участник Великой Отечественной войны. Он создал памятники павшим воинам в селах Б. Хутора, Виляйки, Радищево.
Для работ Оя характерны экспрессивный стиль, динамическая выразительность. Он постоянно искал новые художественные приемы, работал в угле, акварели, темпере, изменяя тон, цвет, ритм. В 1977 году Альфред Оя создал серию работ на сюжет С. : «И один в поле воин», «Черное солнце», «Багряные шиты», «Опаленная земля», «Ярославна», «Боян», «Ночь над Путивлем», «Соколы». В 1980 создана новая серия — «Песнь о Руси»: «Боян», «И один в поле воин», «Пожарище», «Половцы прошли». В 1982 году Альфред Оя создает серию «Кто с мечом к нам придет»: «На краю дикого поля», «Черные тучи», «И один в поле воин», «Боян», «Тревога», «Утро», «Половцы прошли», «Одна».
Альфред Оя — участник всесоюзных, республиканских и зональных выставок (с 1954); международных выставок — Брюссель (1959, бронзовая медаль), Вена (1959, диплом), США, Мексика, Голландия, Дания, Щвеция и др. Работы Оя находятся в крупнейших музеях страны. Оя — член Союза художников СССР с 1954 года. Заслуженный художник РСФСР (1961), заслуженный деятель искусств РФ (1996), член-корреспондент Петровской академии науки и искусств (1997).Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
http://www.art-penza.ru/houme/103-oya.html
Альфред Альфредович Оя. Выставка памяти нашего земляка
Выставка, открывшаяся в Картинной галерее им. К.А. Савицкого в Пензе, посвящена памяти художника-гражданина, творца истории Пензы, фронтовика Альфреда Альфредовича Ои.
В двух залах разместилось тридцать работ художника-патриота. Вглядываясь в представленные произведения посвящённые войне, проникаешься точным, мощным "акцентом", выраженным мастером в его работах.
Интересно и непросто сложилась судьба. Когда началась Великая Отечественная война, Альфред Оя, со второго курса Пензенского художественного Училища, уходит на фронт. В то время ему не исполнилось и восемнадцати. В январе сорок третьего, в сражении за Великие Луки, был тяжело ранен. После выздоровления вернулся в свою часть. Потом была война с японцами на Дальнем востоке. Оттуда мать художника, Ида Густавовна, получила "похоронку", которая извещала о смерти её сына Альфреда. К счастью это известие оказалось ошибкой.
На всём военном пути, художника сопровождал потрёпанный походный альбом, в который Альфред заносил торопливой рукой беглые наброски и штрихи увиденного.
Прошли годы. И вот на живописных полотнах и графических листах Заслуженного художника России Альфреда Альфредовича Ои, ярко, проникновенно запечатлелись наполненные драматизмом незабываемые картины войны, подвига русского воинства, материнского неизбывного горя и скорби.
http://www.liveinternet.ru/users/4231626/post378124847
Оя А.А. Свидание. 1988
http://www.npenza.ru/articles/view/id/1585.html областная газета "Наша Пенза"
ПОВСТРЕЧАВ ЛЮБОВЬ ОДНАЖДЫ...
16.03.2016
Что такое семейное счастье? От чего зависит? Кому дается? Как его сберечь? Сегодня я расскажу о семье, очень известной в Пензе. Сложившейся почти что по воле случая, но ставшей крепкой на десятилетия. Глава этой семьи был ее лидером, знаменем, славой. А его супруга — душой, красой, опорой и поддержкой. Мои герои — заслуженный художник России, заслуженный деятель искусств России, профессор Альфред Альфредович Оя и его жена Нина Ивановна. Впрочем, не только они. Но обо все по порядку.
Комета по фамилии Оя
Есть люди, которые мелькнули на пензенском небосклоне ярчайшими кометами. Возникли словно из космоса, отполыхали и оставили свой след. Никто уже не скажет точно, каким ветром занесло эстонца Альфреда Оя в наши края. Родился он в Архангельской области. А вот местом своего творческого рождения считал именно Пензу. Здесь он учился в художественном училище имени К.А. Савицкого, здесь работал почти всю жизнь (небольшой московский период был связан с сотрудничеством с киностудией «Мосфильм»). Очень многое в нашей области напоминает об Альфреде Альфредовиче. Это и его картины в нашей галерее, и памятники воинам в селах области, и обелиск «Росток», созданный по проекту Оя и ставший символом Пензы.
Военная тема была одной из тех, что волновали его во все времена. Ведь он сам со второго курса художественного училища ушел на фронт. Изнутри знал солдатский быт, видел смерть. Был тяжело ранен в бою под Великими Луками, после госпиталя снова вернулся в свою часть. Люди, знавшие его, вспоминали, что даже на фронте он делал наброски, которые потом пригодились ему в творчестве. После окончания Отечественной
войны участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке против японцев. Рассказывают, что оттуда родным даже пришла похоронка на него… Но он вернулся с войны живым. Оя награжден орденом Отечественной
войны I степени, орденом Славы III степени, медалью «За отвагу».
Эстонец Оя снова вернулся в русскую Пензу. Здесь и образовалась семья, которую можно было бы назвать интернациональной, ведь женой Альфреда стала русская девушка Нина Андреева. Наверное, судьбой назначено им было встретиться на пензенской земле. У супругов родились сын Виктор и дочь Эникен.
Альфред закончил художественное училище, затем Всесоюзный институт кинематографии. Участвовал в создании кинолент — по его эскизам были оформлены фильмы «Сампо», «Свет далекой звезды». Художник смело брался за самые разноплановые задачи: сделал иллюстрации к книге «Слово о полку Игореве» и даже диафильм «Сын Калева». Создал графические сериалы «Калевипоэг», «Живые и мертвые», «Нет!», «Солдаты не умирают». Стал преподавателем художественного училища. Его работы демонстрировались на международных, всесоюзных и республиканских выставках и удостоились многочисленных наград: в Брюсселе (бронзовая медаль, 1959 г.), Вене (диплом, 1959 г.), США, Мексике, Голландии, Дании, Швеции и других странах. Комета по фамилии Оя ярко сияла на пензенском небосклоне и была видна со многих континентов.
Женское счастье
Жизнь семьи кардинально изменилась. Когда они поженились, Альфред был студентом, а Нина работала. Жили скромно. Теперь все стало иначе. Он без устали писал, выставлялся, много ездил. И к нему в Пензу приезжали живописцы со всех концов Союза. Жена вела дом — шумный и хлебосольный. И работала в Пензенском музыкальном училище.
— Нина Ивановна по натуре была очень отзывчивым человеком, — вспоминает бывший директор училища Инна Михайловна Кулаевская. — В училище поступали ребята не только из областного центра, но и из села. Она за каждого из них чувствовала свою ответственность. Даже когда муж стал профессором, заведующим кафедрой в Инженерно-строительном институте, она принимала учеников в своем доме. Жили Оя на улице Московской. И нередко по праздникам, возвращаясь с демонстрации, воспитанники Нины Ивановны заходили к ней в гости…
Но свою дочку Эникен Нина Ивановна отдала другому преподавателю.
— Она считала, что будет больше пользы, если Эни станет учиться у постороннего человека, а не у мамы, — говорит Кулаевская, — поэтому девочка была моей ученицей. Вообще Нина была человеком принципиальным. Например, в работе мы обе соблюдали дистанцию, хотя в жизни были очень близкими подругами. И я знала, что случись какая-то неприятность — она первая ко мне придет и поддержит.
Быть женой творческого человека, тем более такого известного, как Оя, — дело непростое. В круг их общения входили многие высокопоставленные персоны. Например, секретарь обкома КПСС Георг Васильевич Мясников, курировавший в области вопросы идеологии (и культуру в том числе) вместе со своей супругой не раз захаживал в гости к семейству Оя. Дружили домами, что называется.
—Конечно, в их семье главным был Альфред. И Нина это всегда признавала, она жила его интересами, — вспоминает Инна Михайловна. — В училище ее за глаза называли «Мисс Пенза». Очень тщательно ухаживала за своей внешностью и с большим вкусом одевалась. Ее гардероб составляли какие-то немыслимые по тем временам костюмы, платья, шубы. Их присылал или привозил из-за границы родной брат Владимир…
Родом из детства
И вот здесь надо сказать очень важную вещь: брат Нины Ивановны был известен не менее, чем ее муж, но в своих кругах — дипломатических. Владимир Иванович Андреев — советский дипломат, работал в Вашингтоне, Суринаме, Колумбии. Вот так необычно сложилась судьба. Они с сестрой выросли в простой семье — мама была бухгалтером, отец — товароведом. Но эта семья может служить примером того, чем и как могут родители устроить жизнь своих детей. Вниманием, правильным воспитанием и обучением. Они уделяли детям очень много внимания. Отдали их в балетный кружок, музыкальную школу. В доме было даже пианино — редкость для тех лет. Кстати, такая деталь: во время войны в Пензу была эвакуирована Центральная детская музыкальная школа при Московской консерватории, и Андреевы, подружившись с москвичами, приглашали их пользоваться своим домашним инструментом. На том пианино часто играл Женя Малинин, ученик Станислава Нейгауза — будущий знаменитый пианист, профессор Московской консерватории. Кроме балета и музыки в жизни Владимира было еще одно серьезное увлечение — иностранный язык. Мать сама занималась с сыном немецким языком, который хорошо знала, потому что выросла среди поволжских немцев в Саратовской области. А дочку учила всяким женским премудростям. Впоследствии материнские уроки пригодились обоим. Нина стала идеальной женой. А Владимиру отличное владение немецким помогло поступить в МГИМО — Московский государственный институт международных отношений.
Считается, что это элитарный вуз для детей больших начальников, но умный молодой человек из Пензы, прошедший войну, опроверг это утверждение. Он имел дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла, жил в основном за границей. Но никогда не забывал родную Пензу, свою гимназию №1. И если приезжал в отпуск в Союз, всегда старался навестить семью сестры.
А семья жила очень насыщенной творческой жизнью. Виктор, сын Альфреда и Нины, работал на телевидении и радио, затем стал директором прославленного хора имени Октября Гришина. Эникен, профессиональная пианистка, уехала работать в Москву…
Погасла комета
Конечно, как в любой семье, были и неурядицы, и переживания, но все трудности преодолевались. Кроме одной — тяжело заболел Альфред Альфредович. Он старался противостоять раку, лучшим лекарством считал работу. Руководил кафедрой в инженерно-строительном институте до конца своей жизни…
Нина Ивановна пережила не только мужа, но и своего брата, и своего сына. Осталась одна в своей некогда шумной квартире. Отрадой были внуки. По традиции все поколения этой семьи выбирали творческие профессии. Сын Виктора, Альфред Оя-младший, уже работал телеоператором сначала в Пензе, потом в Москве.
— Оставшись одна, Нина Ивановна осталась верна своим привычкам. По-прежнему следила за собой, не позволяла себе опускать руки, — утверждает Инна Михайловна Кулаевская. — Уж и возраст был почтенный — недалеко и до 90-летия, и прабабушкой стала… Но как была «Мисс Пенза», так и осталась: со вкусом одетая, красиво причесанная. Ни для кого не была обузой, сама себя обслуживала. И умерла легко — во сне. Вечером накрутила бигуди: должна была ложиться в больницу на операцию по поводу зрения, хотела как всегда хорошо выглядеть. А утром не ответила на телефонный звонок дочери…
Это была одна из самых заметных семей Пензы. Фамилия, прославившая наш край. Конечно, мы больше знаем о талантливом художнике Альфреде Альфредовиче Оя, чем о тех, кто окружал его. Но рядом с ним всю жизнь была женщина, которой Бог дал другой талант — вдохновлять мужа своей красотой и поддерживать его своей добротой.
Людмила Харлова
http://it.museum-penza.ru/news/2015/03/27/22310146
http://it.museum-penza.ru/news/2015/06/8/16122269
работы, которые выставлялись на выставке «Изобразительный эпос Альфреда Альфредовича Ои» в Пензенской картинной галереие в 2015
Отредактировано простомария (2017-02-16 09:48:12)