Памяти Владимира Андреева: рассказ сестры
Сегодня, 10 июля, исполняется 90 лет со дня рождения Владимира Ивановича Андреева (1926-1996), советского дипломата, чрезвычайного и полномочного посла СССР в Колумбии.
В энциклопедическом издании «Пензенская персоналия» «Славу Пензы умножившие» (т. 1, стр. 19) про Владимира Андреева сказано, что родился он в двух-этажном доме на ул. Пешей, по окончании школы № 1 направлен в закрытую шифровальную школу под Ульяновском, после войны окончил Московский государственный институт международных отношений, работал в центральном аппарате МИДа и в советских представительствах за рубежом, дорос до чрезвычайного и полномочного посла.
«Улица Московская» обратилась к младшей сестре Владимира Андреева, Нине Ивановне Оя, с просьбой рассказать о том, каким она помнит своего брата.
Владимир и Нина Андреевы родились в семье Ивана Никитича и Александры Ильиничны Андреевых.
Отец был участником Первой мировой войны, имел боевые награды и ранения, по которым был признан инвалидом. В 30-е годы работал в системе потребительской кооперации товароведом, а перед самой войной – товароведом в магазине «Военторг», что и спустя 40 лет располагался на верху ул. Московской. Умер Иван Никитич в 1949 г.
Мать, Александра Ильинична, была из рода Нуйкиных. Родилась и выросла в г. Петровске Саратовской губернии. Окончила в Петровске гимназию.
Была на 10 лет моложе своего мужа, за которого вышла замуж в 18 лет. Работала бухгалтером. На том месте примерно, где сейчас фонтан на ул. Московской, в 30-е годы находилась база, где Александра Андреева трудилась старшим бухгалтером.
В 1944 г. перенесла инсульт и долгое время была лишена дара речи.
Жила семья на самом деле в доме, что позади здания художественного училища. В то время это была ул. Пешая, д. № 3, сегодня это ул. Богданова. Жили Андреевы в кв. № 10 на 2 этаже.
Квартира не находилась в их собственности, хотя Ивану Никитичу и предлагали в 20-е годы за мешок муки записать ее на себя. Но он благоразумно отказался.
Квартира Андреевых и в предвоенные годы и во время войны являлась местом, где собирались дети и подростки – товарищи и друзья Владимира Андреева.
Общительный и талантливый мальчик, он отлично учился, особенно по математике (это и стало основанием для приглашения в закрытую шифровальную школу), играл в волейбол и футбол, занимался в авиамодельном кружке, ходил в балетную школу.
В 30-е годы занятия балетом для желающих проходили в драматическом театре и в Доме пионеров (в бывшем здании Дворянского собрания) на ул. Кирова. Вот туда-то Владимир Андреев и ходил вместе со своей сестрой Ниной.
Занимался музыкой, играл на пианино, оно стояло в доме. На этом пианино играл и будущий профессор Московской консерватории, а в 1941 г. учащийся 5 класса музыкальной школы Евгений Малинин, который был эвакуирован в Пензу вместе со школой, но в доме которого пианино не было.
Благодаря своей маме Володя Андреев хорошо знал немецкий. Мама же помнила немецкий благодаря учебе в Петровской гимназии.
Сестра Нина вспоминает, что, когда Володя выходил из дома в школу, мама кричала ему вслед на немецком: «Держи спину».
Летом семья Андреевых ездила отдыхать в Ахуны, где у них была своя лодка-плоскодонка. Володя очень любил грести на лодке.
Поднимались с велосипедами в верхний лес (ныне часть его образует парк им. Белинского) и катались там. У каждого члена семьи был свой велосипед. На зиму их вешали на крюки в квартире.
Едва ли не каждое лето ездили отдыхать к сестре матери, Антонине Ильиничне, в Петровск. Дом ее стоял на берегу реки Медведица возле церкви.
Нина Ивановна Оя вспоминает, что ее брат был человеком ответственным и принципиальным. Характерный случай: она пришла в комитет комсомола школы № 1, где они оба учились, и стала просить принять ее в комсомол. Брат Владимир сказал ей, что у нее двойка по математике и потому ее пока нельзя приять в комсомол.
«Он был лидером в школе», – говорит про него сестра Нина Ивановна. В старших классах Владимир Андреев развивал свои лидерские качества, работая в летние каникулы пионервожатым в лагере в Кичкилейке.
Летом 1943 г., едва только Владимир Андреев сдал экзамен по математике, его и двух его одноклассников, Владимира Бирюкова и Витольда Долженкова, отобрали для учебы в закрытой шифровальной школе под Ульяновском.
Сестра Нина, в то время ей было 15 лет, ездила к брату, чтобы передать ему и его товарищам посылки из дома.
Получилось это так: на базу, где их мама работала старшим бухгалтером, приехали за товаром из Ульяновска. Это были женщины, с которыми Александра Ильинична была знакома уже не один год. И потому, наверное, она рискнула отправить с ними свою 15-летнюю дочку, чтобы та отвезла брату посылочку. Заодно Нине Андреевой дали и посылочки для Володиных товарищей.
В посылочке, вспоминает Нина Ивановна, в стеклянной банке было сливочное масло, перемешанное с медом, и было сухое печенье и булочки, что испекла для сына мама.
Вообще, по словам Нины Ивановны, в те годы ее мама каждое воскресенье пекла пироги.
Добравшись на поезде с пересадкой до Ульяновска, Нина Андреева пешком шла до места расположения части, в которой служил и учился на шифровальщика ее брат. Помнит, что шла долго, не один километр, но не боялась. Часть находилась в березовой роще.
Брат один вышел к ней (товарищей не выпустили: один был занят, второй провинился и был наказан), в военной форме он выглядел уверенно.
Больше Нина Андреева не навещала своего брата в этой части. В следующий раз она увидела его уже по окончании войны, когда он приехал домой в Пензу.
В конце войны Владимир Андреев воевал в составе Войска Польского. И тому подтверждение – его фото в форме офицера Войска Польского и награды у него на груди.
На одной из фотографий, сделанной в Люблине 19 августа 1944 г., ее брат Володя в группе военнослужащих в польской форме, и на обратной стороне подпись: «Вспомните, но не горюйте! Мы еще не один бокал вина осушим вместе. От любящего вас сына».
По словам Нины Ивановны, брат присылал матери денежный аттестат из действующей армии, деньги приходили от отправителя по имени Вольдемар Андриевский. И потому на почте мать спрашивали, не полька ли она.
Нина Ивановна вспоминает, что брат прислал ей из Польши красивое платье. А когда он приехал домой и тут наступил Новый год, она в этом платье пошла на бал, где и познакомилась со своим будущим мужем Альфредом Оя .
Владимир Андреев поступил в Московский государственный институт международных отношений, каждый год на зимние и летние каникулы приезжал в Пензу к родителям.
По окончании института приезжал значительно реже. К тому же отец, Иван Никитич, умер в 1949 г., в возрасте 53 лет, а мать, Александра Ильинична, умерла в 1954 г., в возрасте 48 лет.
Будучи еще студентом МГИМО, Владимир Андреев встретил в метро девушку, которая ему понравилась, и, будучи человеком решительным, тут же дал ей пригласительный на бал в свой институт. Она пришла. Так он нашел себе спутницу жизни – Лилию Ивановну. Поначалу молодая семья жила в квартире тестя в доме на Фрунзенской набережной.
Карьеру Владимир Андреев начал с кресла секретаря комитета ВЛКСМ МИДа, но очень скоро был направлен на работу в посольство в Вашингтон. Здесь в 1956 г. у него родился сын Андрей.
В 60-е годы Андреев работал в посольстве СССР в Мексике, а в 1971 г. он вновь в Вашингтоне в должности первого секретаря посольства. К этому времени относится покупка кооперативной квартиры в доме, где жили дипломаты, неподалеку от Киевского вокзала.
Иногда Владимир Андреев приезжал в Пензу, чтобы навестить сестру и друзей юности. Среди его друзей был Николай Сазонов, который в 1961-1976 гг. работал директором завода ТЭМ, они познакомились еще до войны в лагере в Кичкилейке.
Приезжал с детьми, дочерью Натальей и сыном Андреем, и они вместе с Сазоновым ездили отдыхать в лагерь «Карасик», что возле Золотарёвки.
Вершиной дипломатической карьеры Владимира Андреева можно считать должность чрезвычайного и полномочного посла СССР в Колумбии. Нина Ивановна отмечает, что годы дипломатической службы сказались на характере брата: он стал эмоционально более сдержанным.
Сын Владимира Андреева, Андрей Андреев, 1956 года рождения, пошел по стопам отца.
По информации, что можно найти в Интернете, он окончил МГИМО, на дипломатической службе с 1978 г., владеет арабским, английским, французским, в МИДе специализировался на Ближнем Востоке и Северной Африке. Последняя обозначенная в
Интернете должность – чрезвычайный и полномочный посол в Объединенных Арабских Эмиратах, занимал ее с июля 2009 г. по апрель 2013 г., имеет дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посланника.
Вот собственно говоря и все, что «Улице Московской» удалось разыскать о личности Владимира Андреева, дабы поведать о нем нашим читателям.
Фото из архива Нины Оя
Автор Валентин Мануйлов Воскресенье, 12 Июль 2015 22:04