Грунин Никита Васильевич
Родился 10 июня 1919 года в с.Кукарки Белинского района. В 1932 году окончил школу крестьянской молодежи в г.Чембаре и 5-месячные педагогические курсы. В 1936 году окончил 10-месячные курсы при Чембарском педагогическом техникуме. Педагогический стаж с 1936 года. Работал учителем Липовской школы Башмаковского района, затем Орловской школы Сосновского сельсовета того же района. Член ВЛКСМ. Общественная работа - ответственный редактор сельской газеты "Пропагандист". С 1936 года обучался на заочном отделении Чембарского педагогического техникма, который закончил 21.08.1939 года.
КУКАРКИ (Кукарка), русское село Пушанинского сельсовета, в 4,5 км к юго-западу от него, на р. Большой Чембар. На 1.1.2004 г. – 310 хозяйств, 664 жителя. Основано между 1762 и 1782 гг. государственными крестьянами с. Городок. В основе ойконима мордовские термины кукарьга («крючок, загиб»), ки («дорога»). Имелась в виду крутая дорожная петля, огибающая поворот р. Чембар. В 1782 г. показана в «градской даче» г. Чембара, на бывших землях ясачных крестьян. В 1877 г. – Мачинской волости Чембарского уезда, 134 двора. Приход Покровской церкви с. Городок. В 1896 г. – 221 двор. В 1911 г. – село Мачинской волости, крестьянское общество едино с крестьянами с. Городок, 310 дворов, церковь, земская школа, кузница, 6 лавок. В 1939 г. – центр Кукарского сельсовета Чембарского района. В 1955 г. – Мачинского сельсовета, центральная усадьба колхоза имени Сталина. В 1980-е гг. – центральная усадьба колхоза «Прогресс». Численность населения (по годам): в 1782 – оценочно 407, 1864 – 814, 1877 – 970, 1896 – 1303, 1897 – 1404, 1911 – 2044, 1926 – 1844, 1930 – 1954, 1939 – оценочно 1230, 1951 – 567, 1959 – 739, 1979 – 759, 1989 – 803, 1996 – 807 жителей. Источник: http://www.suslony.ru/Penzagebiet/belinsk.htm
ОРЛОВКА, русская деревня Сосновского сельсовета, в 4 км к северу от него, на левом берегу речки Ушинки. На 1.1.2004 г. – 55 хозяйств, 85 жителей. С 1918 г. – центр сельсовета. В 1926 г. – центр сельсовета Большеижморской укрупненной волости Беднодемьяновского уезда, 122 двора. В 1939 г. – деревня Сосновского сельсовета Башмаковского района, правление колхоза «Красный пролетарий». В 1955 г. – бригада колхоза имени Маленкова. Родина Героя Социалистического Труда Анастасии Федоровны Ерофеевой (род. в 1942 г., работала в г. Иванове прядильщицей меланжевого комбината, избиралась депутатом Верховного Совета РСФСР, делегатом 25 съезда КПСС). Численность населения (по годам): в 1926 – 620, 1930 – 713, 1939 – оценочно 768, 1959 – 595, 1979 – 320, 1989 – 187, 1996 – 115 жителей.
Источник: http://www.suslony.ru/Penzagebiet/bashmak2.htm
Донесение о потерях:
Грунин Никита Васильевич
Младший сержант
Дата рождения __.__.1919
Место рождения Тамбовская обл., Чембарский р-н, Кукарский с/с
Дата и место призыва Башмаковский РВК, Пензенская обл., Башмаковский р-н
Последнее место службы 4 бр. особ. корп. ж.д. войск
Дата выбытия 10.07.1941
Причина выбытия пропал без вести
Место выбытия Украинская ССР
Источник информации ЦАМО
Номер фонда ист. информации 58
Номер описи ист. информации 818884
Номер дела ист. информации 33
См.: https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … ie1040045/
Особый корпус железнодорожных войск — объединение ж.-д. войск, на которое возлагалась основная задача — строительство и эксплуатация ж. д. по заданиям НКПС. Создано по постановлению Совета Труда и Обороны СССР от 14 янв. 1932. Первоначально О. к. состоял из 5 бригад, 14 строителей, полков, 9 эксплуатационных ж.-д. полков и 3 батальонов механизации работ. В 1937 строит, полки были переформированы в строительно-путевые и мостовые батальоны, а эксплуатационных полки выделены из состава О. к. и подчинены непосредственно НКПС. Соединения и части О. к. участвовали в строительстве железных дорог Москва — Донбасс, Акмолинск — Караганда, в реконструкции железнодорожных линий Армавир — Минеральные Воды, а также в строительстве Пермской, Свердловской и Уссурийской железной дороги, в развитии крупных железнодорожных узлов — Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, вели др. работы. В 1934 все части О. к. были сосредоточены на Д. Востоке, где строили новые железнодорожной линии Кангауз — Сучан — Находка, Смоляниново — Дунай, Сучаи — Сергеевка, Манзовка — Варфоломеевна, Платоновка — Турий Рог, реконструировали ряд линий, развивали железнодорожные узлы Владивосток и Хабаровск, ряд станций Забайкальской железной дороги, участвовали в строительстве железнодорожной линии Улан-Батор — Налайха в Монгольской Народной Республике. В 1939 части О. к., выполняя задание правительства, скоростными методами за 76 дней построили новую ж.-д. линию Борзя — Байн-Тумен (Чойбалсан) длиной 324 км.
В марте 1941 1-я, 4-я, 5-я бригады О. к. и Управление О. к. были направлены в районы Украины для усиления действующих и строительства новых железнодорожных линий. С первого дня Великой Отечественной войны эти соединения О. к. проводили заграждение железных дорог, нередко вели оборонит, бои с войсками противника (в Фастове, в районе Киева и др.). Осенью 1941 1-я и 4-я ж.-д. бригады участвовали в битве под Москвой. В янв. 1942 Управление О. к. было расформировано и на его базе сформированы Гл. управление военно-восстановит. работ НКПС и Управление ж.-д. войск.
Источник: http://lokomo.ru/info/osobyy-korpus-zhe … voysk.html
Информация из донесения:
Грунин Никита Васильевич
Младший сержант
Дата рождения __.__.1919
Причина выбытия жив
Источник информации ЦАМО
Номер фонда ист. информации 58
Номер описи ист. информации Н-18005
Номер дела ист. информации 7
См.: https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … e73327063/
Анкета Грунина Н.В., табель успеваемости отсканированы из личного дела обучающегося за 1936 год, хранящегося в архиве Белинского филиала Каменского техникума промышленных технологий и предпринимательства.