Стомаченко Елена Ивановна
Стомаченко Елена Ивановна (1924 г.р., г. Белинский - ?), участник ВОВ. На фронте с ноября 1944 г. по май 1945 г. в 8 мех. Корпусе командиром взвода связи. Награды: орден Отечественной войны II степени. (Чембарская энциклопедия. Пенза - Белинский, 2013).
Стомаченко Елена Ивановна и Леонид Григорьевич
Носова Елена Ивановна
Рядовой
Дата рождения __.__.1924
Дата и место призыва 20.11.1943 Чембарский РВК, Пензенская обл., Чембарский р-н
Военно-пересылочный пункт Пензенский ВПП
Прибыл в часть 22.11.1943
Воинская часть Чембарский РВК, Пензенская обл.
Выбытие из воинской части 22.11.1943
Куда выбыл 1 оуп брп, г. Рузаевка
Источник информации ЦАМО
Номер фонда ист. Информации Пензенский ВПП
Номер описи ист. Информации 163455
Номер дела ист. Информации 146
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … p85202574/
Информация с сайта «Бессмертный полк»
http://moypolk.ru/belinskiy/soldiers/no … a-ivanovna
Фотографии и сканы документов взяты с сайта «Бессмертный полк» (из архива Бикиневой (Стомаченко) Людмилы Леонидовны, дочери Стомаченко Е.И.)
"Сельская новь". 1991 г. 9 мая
Женщина с войны
- Можно ли узнать, что думает человек в последние секунды жизни? - спросила одна из девушек на встрече с ветеранами войны.
Какими они были? О чем они думали? Эти вопросы волнуют разных людей в разное время. Беседуя с ветераном Великой Отечественной войны Еленой Ивановной Стомаченко, я невольно задавала себе эти вопросы.
Порой такими вот, семнадцатилетними, какой была Е.И. Стомаченко, убегали они на войну. Это и о ней сказала поэтесса Юлия Друнина: «В шестнадцать лет узнала я окопы…».
Они рождены были стать любимыми, матерями, и столкнулись лицом к лицу со смертью. В конце войны погибла подруга Елены Ивановны, радистка Дина Иванова. Не щадили себя, хотя многого не понимали. Взрослой Елена Ивановна почувствовала себя уже в первый год войны, когда её было всего лишь пятнадцать. Ученица, девятиклассница, в наше время, а в то время она уже за бригадира была в колхозе. Как-то ночью, часов около двух, идя с наряда, встретила обросшего дезертира. Их в то время много скрывалось в лесах. Не испугалась, крикнула: «Стой! Кто идет?» А он пригрозил ей, зная о том, что её мать дезертиров милиции сдавала: «Передай матери - колодец для неё открытый». Трудно было обнаружить логово предателей., притаились искусно: землянки делали, обкладывались сплошь овечьими шкурами и пробирались к ним на четвереньках, чтобы не было тропинок. Но все же отряд милиции в скором времени их обнаружил, а тот, что матери угрожал, оказался бывшим офицером.
Пятеро детей было у матери Елены Ивановны. Отца со старшим братом призвали на службу ещё в начале войны. От отца до 1944 года не было никаких известий, кроме одного - «Без вести пропал».
А в 1943 году подруга её, Люба Ощепкова, которая получила от мужа похоронку, уговорила идти добровольцами на фронт. И воспользовавшись тем, что мать уехала на встречу с братом, Лена с подругой добрались на лошади до райцентра. В Белинском райвоенкомате записали их добровольцами и отправили на подготовку радиотелефонистами. Мать об этом узнала от знакомых, когда возвращалась домой.
Шел март сорок третьего. Попала Елена на Третий Украинский фронт. Кировоград, Александрия, Новгородка, Знаменка и другие населенные пункты видела с американского бронетранспортера, работая иной раз не только с рацией, но и с пулеметом.
- Елена Ивановна, что самое страшное на войне? - Самое страшное - это всегда смерть. Мне пришлось видеть смерть товарищей, подруг, смерть людей, воевавших против своей страны в фашистских шинелях, среди них были люди разных национальностей. Помню, один из них, грузин, очень просил оставить его в живых. У него в тылу семья, восемь детей. Но расплата была жестокой со всеми.
Война никому не доставалось легко. До конца войны Елена Ивановна была командиром взвода. А в нем были одни мужчины. Несмотря на ранения, в госпиталях не отлеживалась, отделывалась медсанбатом.
На Втором Белорусском фронте в 1944 году повстречалась она с Леонидом Григорьевичем Стомаченко, командиром зенитно-пулеметногй роты. Лишь 12 мая 1945 года они стали мужем и женой. Свадьба была настоящая. Платье, правда, не белое было, а бирюзовое, но просто замечательное.
Войну она закончила в Грабовце, а до этого была встреча на Эльбе. Американцы, англичане, русские праздновали нашу победу - освобождение Европы.
Часто встречается Елена Ивановна Стомаченко со своими однополчанами, а их год от году становится все меньше. Показывает Елена Ивановна снимки, где она в окружении однополчан:
- А вот - наш разведчик, у него три ордена Славы, а он мне говорит: «Ты у нас боевая, вон сколько у тебя орденов!».
Есть у Н. Почивалина в книге «Летят наши годы» рассказ о женщине с войны. Елена Ивановна часто это перечитывает. Вот несколько строк из неё.
«Есть такое святое девичье качество - стыдливость. Ты можешь себе представить, как не терпела её война? Как она жестко и методично убивала её? Солдатскими уборными под первым кустом, прелыми портянками и мужскими кальсонами, тысячами неудобств… Говорят, бабьи слезы - вода, а они часто - кровь… Благородное человечество забыло поставить памятник Женщине. А памятник простой, высоко-высоко, возвышаясь над полями и городами, стоит Женщина и держит в руках земной шар!».
Т. Степанова.
На снимке: Е.И. Стомаченко.
Фото А. Страшевского
Отредактировано Любовь М. (2018-07-26 19:19:00)