Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Аскалонов Василий Иванович

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

http://s2.uploads.ru/t/QnmXh.jpg
Аскалонов Василий Иванович

http://s8.uploads.ru/t/QXqBn.jpg

http://s9.uploads.ru/t/kXygG.jpg

Отец Аскалонова В.И. - Иван и первая его супруга Анна

Родился в 1923 г. Уроженец Башмаковского района.
Отец - Аскалонов Иван, священник в Башмаковском районе; мать - Аскалонова Ирина Михайловна. Отчим Яруш Михаил Трофимович. Сестра Мария Ивановна. Убит в бою 03.02.1945 г.

СОСЕДКА, русское село, центр Соседского сельсовета, в 24 км к западу от р.п. Башмаково. На 1.1.2004 г. – 662 хозяйства, 1445 жителей. Железнодорожная станция на линии Пенза – Ряжск. Основано на землях генерала Льва Александровича Нарышкина в первой половине 19 столетия в Моршанском уезде Тамбовской губернии. Впервые упоминается в документе под 1853 г. как деревня при р. Шушле и вершине ручья Дубового, 46 дворов, 411 житель, имелся кирпичный завод. Крестьяне переведены помещиком из соседнего с. Громок. По преданию, первопоселенцы вышли из соседнего с. Нарышкино, где была контора управляющего имением, отсюда название Соседка (деревня-соседка). Перед отменой крепостного права д. Соседка показана за Эммануилом Дмитриевичем Нарышкиным, 190 ревизских души крестьян, 95 тягол (барщина), у крестьян 46 дворов на 70 десятинах усадебной земли (в т. ч. под конопляниками 28 дес.), 570 дес. пашни, 96 дес. сенокоса, выгон общий, у помещика 834 дес. удобной земли, в том числе леса и кустарника 47 дес., сверх того 30 дес. неудобной земли (Приложение к Трудам, т.3, Морш. у., №54).
В 1874 г. открылось движение по железной дороге. В 1887 г. дворянин Павел Иванович Марков (один из подрядчиков строительства Моршанско-Сызранской ж.д.) имел здесь 782 десятины пашни, 137 десятин сенокоса; скотный двор, 12 постоянных работников, 53 рабочих лошади, 28 коров, 41 телка, 40 бычков, 136 овец, 43 свиньи. У крестьян (541 чел.) имелось в 1881 г. пашни по 3 десятины на ревизскую душу, 172 рабочих лошади (8 дворов безлошадные), 88 коров, 390 овец, 84 свиньи, 5 пчеловодов (45 колод). В 1881 г. у крестьян на 86 дворов имелось 582 десятины надельной земли, 156 дес. брали в аренду, насчитывалось 172 рабочих лошади, 88 коров, 390 овец, 84 свиньи, в 5-ти дворах занимались пчеловодством (45 ульев), садов не было. В 1897 г. при д. Соседке показана усадьба П.И Марковой (32 жителя), а близ станции Соседки – дом Г.Н. Шестакова (9 жителей). В 1881 г. в селе был трактир, в 1888 г. – церковноприходская, в 1913 г. – земская школа. В 1913 г. в деревне показана экономия Павлины Ивановны Марковой, церковноприходская школа.
В 1928–59 гг. – районный центр Центрально-Черноземной области, затем – Тамбовской и Пензенской областей. В 1934 г. – центральная усадьба колхоза «Красный Колос». В 1936 г. открылась неполная средняя школа. В совхозе Героями Социалистического Труда стали в 1947 г. за высокие урожаи свеклы и ржи свекловод Прасковья Михайловна Анашкина (род. в 1916 г.), полевод Софья Васильевна Васюнина (род. в 1921 г.), Е.И. Онникова, свекловод Матрена Ивановна Улитина (род. в 1919 г.), свекловод Мария Васильевна Чуйкова-Агашина (род. в 1913 г.). Больница на 40 койко-мест, средняя школа (205 учащихся), дом культуры, библиотека, комбинат бытового обслуживания, почта. В 1939 г. – машинно-тракторная станция (МТС). В 1955 г. – Громовского сельсовета Соседского района, колхоз имени Кирова.
В 1993 г. на базе совхоза «Соседский» организовано сельскохозяйственное товарищество (355 работников), специализация – производство сахарной свеклы, зерна и доращивание крупного рогатого скота. В том же году в селе проживало 35 служащих железной дороги. Имелась больница на 40 коек, средняя школа (205 учащихся), дом культуры, библиотека, комбинат бытового обслуживания, почта, кафе.
Численность населения (по годам): в 1862 – 387, 1883 – 518, 1897 – 551, 1913 – 730, 1923 – 712, 1926 – 806 (в т.ч. 6 в пос. Водокачка), 1934 – 767, 1939 – 549, 1959 – 2439, 1970 – 2107, 1979 – 1898, 1989 – 1621, 1998 – 1635 жителей.
http://www.suslony.ru/Penzagebiet/bashmak2.htm

http://uploads.ru/t/h/S/J/hSJUa.png

Асколонов Василий Иванович Лейтенант
Дата рождения __.__.1923
Место призыва Башмаковский РВК, Пензенская обл., Башмаковский р-н 
Воинская часть 490 минп РГК 1 Уд. А
Дата поступления на службу__.06.1941
Кто наградил 1 Уд.А
Наименование награды Орден Красной Звезды
Даты подвига 08.03.1943-16.03.1943,20.03.1943
Номер фонда ист. Информации 33
Номер описи ист. Информации 682526
Номер дела ист. Информации 661
Архив ЦАМО
Приказ подразделения
№: 323 от: 01.06.1943
Издан: ВС 1 Уд.А
Архив: ЦАМО
Фонд: 33
Опись: 682526
Ед.хранения: 661
№ записи: 16354391

http://s9.uploads.ru/t/oVy7n.jpg

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig- … e16354393/

http://uploads.ru/t/v/c/d/vcdWo.png

Аскалонов Василий Иванович ст. лейтенант
Дата рождения __.__.1923
Место призыва Башмаковский РВК, Пензенская обл., Башмаковский р-н 
Воинская часть 490 аминп 73 ск 52 А
Дата поступления на службу __.09.1941
Кто наградил 52 А
Наименование награды Орден Отечественной войны II степени
Даты подвига 12.11.1943,20.11.1943
Номер фонда ист. Информации 33
Номер описи ист. Информации 686044
Номер дела ист. Информации 2721
Архив ЦАМО
Приказ подразделения
№: 121/н от: 23.12.1943
Издан: ВС 52 А
Архив: ЦАМО
Фонд: 33
Опись: 686044
Ед.хранения: 2721
№ записи: 19674459

http://s0.uploads.ru/t/TfEUL.jpg

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig- … e19674482/

http://uploads.ru/t/v/c/d/vcdWo.png

Аскалонов Василий Иванович гв. ст. лейтенант
Дата рождения __.__.1923
Место призыва Соседский РВК, Пензенская обл., Соседский р-н 
Воинская часть 143 гв. аминп 65 А 2 БелФ
Дата поступления на службу __.07.1941
Наименование награды Орден Отечественной войны II степени
Даты подвига 14.01.1945,15.01.1945,03.02.1945
Номер фонда ист. Информации 33
Номер описи ист. Информации 686196
Номер дела ист. Информации 1198
Архив ЦАМО
Приказ подразделения
№: 99/н от: 20.02.1945
Издан: ВС 65 А 2 Белорусского фронта
Архив: ЦАМО
Фонд: 33
Опись: 686196
Ед.хранения: 1198
№ записи: 23685019

http://s7.uploads.ru/t/4wIhD.jpg

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig- … e23685047/

Фамилия Аскалонов
Имя Василий
Отчество Иванович
Дата рождения/Возраст __.__.1923
Последнее место службы 143 гв. минп
Воинское звание ст. лейтенант
Причина выбытия убит
Дата выбытия 03.02.1945
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 563784
Номер дела источника информации 4
http://s5.uploads.ru/t/IHyFK.jpg

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74360217

Фамилия Аскалонов
Имя Василий
Отчество Иванович
Воинское звание ст. лейтенант
Причина выбытия убит
Дата выбытия 03.02.1945
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 744825
Номер дела источника информации 85

http://s7.uploads.ru/t/nNSGt.jpg

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=75548164

Фотографии хранятся в личном архиве племянницы В.И. Аскалонова Основиной Л.Я.

Отредактировано Любовь М. (2018-06-26 18:27:18)

+3

2

http://s5.uploads.ru/t/nQLsO.png

Аскалонов Иван Павлович 
     Родился 24 июня 1885 года в с.Соболевке Чембарского уезда, ныне Каменского района. Отец его,  Павел Петрович, служил псаломщиком в Соболевке с 1883 года, а в 1903 году переведен на должность диакона. Дед, Петр Яковлевич, уроженец с.Владыкино Чембарского уезда, с 1852 года служил пономарем в Соболевке, а в 1880 году рукоположен во диакона. В 1904 году П.Я.Аскалонов «за безупречную 50-летнюю службу награжден орденом Святой Анны 3-й степени». Прадед, Яков Иванович,  с 1825 года служил пономарем в с.Владыкино. Аскалонов Иван Павлович 15 июня 1908 года окончил Пензенскую духовную семинарию. 6 октября того же года определен на священническое место в с.Казанскую Андреевку Пензенского уезда (ныне с.Кучки Пензенского района, - В.Г.) и утвержден законоучителем местного земского училища. 20 июня 1910 года назначен заведующим Павловской церковно-приходской школы. В 1914 году назначен учителем Ивановского земского училища. На момент ареста проживал в с.Казанская Андреевка.
16 февраля 1931 года арестован по обвинению в принадлежности к Пензенскому филиалу Всесоюзной церковно-монархической организации «Истинно-православная церковь». 14 декабря 1931 года приговорен к заключению в концлагерь сроком на 3 года. На момент следующего ареста – священник с.Мордовская Пишля Рузаевского района Мордовии. 1 декабря 1937 года был приговорен к расстрелу.
Источник: Гришаков В.Г. Черные страницы каменского православия. 1918 – 1941 г.г.. – Пенза, 2015. – 240 с.: ил.,  с.163 - 164.

+2

3

http://moypolk.ru/soldiers/askalonov-vasiliy-ivanovich

Аскалонов Василий Иванович
старший лейтенант
Родился в 1923 году в селе Кандиевка Башмаковского района. Участник Великой Отечественной войны.
Награжден в 1943 и в 1945 (посмертно) орденами Отечественной войны 2 степени (на фото - орден Красной Звезды - прим. М.А.Ш.)
В 1943 году служил нач. разведки дивизиона 490 арм. минометного полка (120 мм).
Лежал в госпитале Кисловодска с 1943 по 1945 год. После выздоровления вернулся на фронт. После ранения ком. батареи  в гв. 143 минометном полку.
Погиб в Германии в 1945 году.
Основин Егор (правнук)
регион: Белинский

+2

4

Вячеслав Геннадьевич, в церковных семьях обычно было много детей.
Что-то известно о братьях и сестрах Василия Ивановича?

0

5

Доброе утро, Мария! Информация о братьях и сестрах Василия Ивановича у меня отсутствует.

0

6

Аскалонов Иван Павлович был дважды женат. На фотографии он с первой супругой (возможно, её звали Анна). В первом браке родилось шестеро детей: Лидия, Антонина, Фаля (Фаина?), Анатолий, Иван. Возможно, шестой ребенок умер вместе с матерью (при родах). Во втором браке (жена Ирина Михайловна) родилось двое детей: Василий (1923 г.р.) и Мария (1925 г.р.).

Иван Иванович Аскалонов жил в Москве (ул. Перовская). Сейчас там же живет его дочь Татьяна.
Анатолий Иванович Аскалонов жил в Москве (ул. Люблинская). Дочь Лариса погибла. Есть сын Владимир.
Василий Иванович Аскалонов не был женат.
У  Марии Ивановны Аскалоновой было 9 детей: Вячеслав, Вера, Лидия (1951 г.р.), Любовь, Валентина, Александр, Сергей, Анна, Юрий.

Вторая супруга Ивана Павловича Аскалонова - Ирина Михайловна - после смерти мужа вышла замуж, поэтому в одном из документов Василия Ивановича Аскалонова упоминается его отец (на самом деле отчим) - Яруш Михаил Трофимович.

Информация племянницы В.И. Аскалонова Основиной Лидии Яковлевны.

+2

7

Здравствуйте, Любовь, Мария, Вячеслав Геннадьевич!

Григорий71 написал(а):

Аскалонов Иван Павлович
...
16 февраля 1931 года арестован по обвинению в принадлежности к Пензенскому филиалу Всесоюзной церковно-монархической организации «Истинно-православная церковь».

По Пензенскому филиалу информацию не видел, в Интернет есть информация, например, по Чувашскому филиалу церковно-монархической организации «Истинно-православная церковь»:

Выписка из обвинительного заключения
по следственному делу №3131/258 о к/р церковно-монархической организации «Истинно-православная церковь» в ЧАССР.

В конце марта м-ца 1932 года на территории Урмарского, Цивильского, Канашского, Ибресинского и др. районов Чувашской АССР Секретно-политическим отделом ПП ОГПУ Нижкрая ликвидирована церковно-монархическая организация, именовавшая себя «Истинно-православная церковь». Руководство организации принадлежало ссыльному епископу «Нектарию», проживавшему в Казани.

Раздел I
Возникновение к-р организации «ИПЦ» на территории ЧАССР

Возникновение к/р организации «ИПЦ» на территории ЧАССР относится к лету 1928 года. Первыми инициаторами по созданию организации тогда явились реакционно настроенные попы Корнилов (теперь в ссылке) и Етрухин Афанасий, проживавший в Урмарском районе Нижкрая. Поводом к созданию организации послужил происшедший в церковных кругах раскол в связи с опубликованием в печати известного заявления митрополита Сергия «О лояльности отношений к Советской власти».
Об истории возникновения к/р организации «ИПЦ» в ЧАССР обвиняемый руководитель к/р организации «ИПЦ» поп Етрухин показал:
«… Возникновение к/р организации под названием «Истинно-православных христиан» в Чувашии относится к лету 1929 года. Первыми инициаторами и организаторами этого дела были реакционно настроенный священник Корнилов, служивший тогда в с. Буртасы Урмарского р. (теперь в ссылке) и я. В то время мы хорошо успели ознакомиться с декларацией митроп. Сергия, опубликованной в печати, где он призывал духовенство и верующих к лояльному отношению к (л. 230) Советской власти, но даже больше, он говорил, что печали Советской власти – наши печали. Радость Советской власти – наши радости и т.д. Мы, как глубоко верующие, не могли согласиться с этим и в митроп. Сергии увидели явную измену «Истинному православию» и предание церкви. Во имя спасения «Истинного православия» и недопущения закрытия церквей, насколько это позволяет условия, решили в Чувашии создать к/р организацию «ИПЦ», найти себе твердого в православии епископа. Священник Корнилов тогда сказал, что такой епископ есть в г. Казани в ссылке Нектарий, вот вокруг его надо нам объединиться и я с ним согласился…». (лл. 115 – 116)

Раздел II
Политические устремления участников к/р организации

Политические устремления участников организации имели явно монархический характер. Цели и задачи организации исходили из общих программных установок Всесоюзной организации «ИПЦ» и в момент создания «ИПЦ» в ЧАССР были продиктованы руководителю его – Етрухину Афанасию епископом Нектарием, находившимся в ссылке в г. Казани.
Обвиняемый Етрухин Афанасий показал:
«… Нектарий лично мне говорил в 1929 г. Соввласть, видимо продержится недолго, тогда гибель нам… мы должны организоваться и противоставить себя Соввласти… Эти мысли и слова мы передавали верующим обыкновенно в церквах до службы, во время службы, а с активом говорили отдельно, собираясь под видом заседания церковных советов». (лл. 110) (Л. 231). И дальше, конкретизируя осуществленные организацией политические задачи, Етрухин Афанасий показал, что они в основном сводились к следующим 3-м основным моментам, направленным к свержению существующего государственного устройства и замене его монархическим образом правления:
1. Объединения вокруг себя более непримиримых активных реакционных кадров из числа церковников.
2. Борьба со всеми хоз.-полит. мероприятиями Партии и Соввласти на селе и в первую очередь борьба с мероприятиями по социалистическому переустройству деревни (колхозным строительством).
3. Внедрение в наиболее отсталые крестьянские массы идей «ИПЦ» и религиозного фанатизма.
Етрухин Афанасий показал:
«… Наша к/р организация в основном ставила перед собой такие цели и задачи: 1) Всемирное развитие и укрепление истинного православия. 2) Борьбу с безбожием, а отсюда вполне понятно, борьбу с Соввластью и замене ее монархическим строем. 3) Особенно борьба с колхозами под лозунгом: «Ни одного верующего в колхозе». По все этим линиям под видом защиты истинного православия мы вели свою работу». (лл. 117)

Раздел III
Руководство, структура и личный состав организации

Руководство: Общее руководство по организационным и политическим вопросам Чувашская организация «ИПЦ» получала непосредственно от участника Всесоюзной к/р организации «ИПЦ» - адмвысланного, проживающего в г. Казани, епископа Нектария. Это руководство осуществлялось главным образом путем личных свиданий епископа Нектария с руководителем (л.232) филиала в ЧАССР Етрухиным Афанасием, а так же другими активными участниками организации.
По этому поводу Етрухин Афанасий показал:
«Общее руководство наша организация по церковным и политическим вопросам получала от еп. Нектария из Казани до его ареста, до осени 1931 г. За указаниями и разъяснениями к еп. Нектарию ездили мы лично. Я ездил 2 раза, ездили священн. Христофоров и Кольцов, кроме того, ездил к нему церковный староста Данилов Яков, лишенец. На имя последнего Нектарий прислал письмо с руководящими указаниями о регистрации наших общин…». (лл. 116, 117)
Принял Чувашскую организацию «ИПЦ» под свое руководство епископ Нектарий с момента ее организационного оформления, т.е. с 1929 года.
«Летом того же 1929 г. мы вместе с Корниловым съездили в Казань к еп. Нектарию, он нас принял под свое руководство, как духовное, так и политическое. Подробно ознакомил с тем, какие у нас в православной церкви имеются течения и различия между ними».
Обвин. Етрухин Афанасий (Агафобус) (лл. 116)

Структура организации: Обвиняемый, быв. монах Етрухин Афанасий (он же Агафангел, Агафобус) еще в 1928 г. был посвящен в священники, проживающим в Казани епископом Германом Кокель. В 1929 г. от епископа Нектария он получает приведенный нже документ фактически уполномочивающий его возглавить к/р деятельность религиозно-повстанческих элементов (л. 233) из церковников в пределах Чуваши – АССР.
Г.И.Х.С.Б.П.Н.А.

Дано сие иеромонаху Агафобусу Етрухину в том, что он действительно отошел от Сергиевского отступничества и является православным священно-иноком церкви христовой, находясь в церковном общении с епископами, отошедшими от митр. Сергия. …означенному иеромонаху Агафобусу благословляется исполнение пасторских обязанностей для православных людей, живущих в пределах нашего отечества и
уклоняющихся от церкви и молитвенного общения с духовенством и епископами – сторонников Сергиевского нечестия и отступничества.
1929 г. 23/III – Казань Нектарий еп. Яранский
(лд 96)
Таким образом, центром организации «ИПЦ» в ЧАССР явилось с. Буртасы Урмарского р., где священниками были обвин. ЕТРУХИН Афанасий. В последующее время были оформлены ячейки – в с. Чурадчики Цивильского р., во главе с попом Христофоровым Вас. 2 – в д. Кибечи Канашского р. во главе с попом Фоминым Тихоном и 3 – с. Кармелы <Хормалы – А.Б.> Ибресинского р. во главе с попом Кольцовым. В свою очередь эти ячейки развили свою деятельность в следующих селениях и деревнях – с. Буртасы, с. Чурадчино, с. Кибечи, д. Б. Яниково, д. Каран-Сирма, Вурман-касы, Ой-касы, д. Шигальи, с. Высоковка, Ирх-Сирма, М. Кормалы, с. Хрмолах, Шероутов, д. Кубня, д. Монсеры и ряде других сел и деревень.

О структуре организации обвин. ЕТРУХИН показал: (л. 234)
«… Вернувшись от еп. Нектария из Казани, мы повели работу по объединению духовенства и а/с настроенного актива церкви – вокруг себя. Первоначальным методом объединения было с. Буртасы (Урмарский р-н), где служили священниками я и Корнилов (в ссылке). У нас была тесно спаянная группа, в которую входили как члены к/р организации «ИПЦ» - 1) ДАНИЛОВ Яков, сторож церкви, кулак, лишенец, активный деятель группы. 2) АФАНАСЬЕВ Григорий, псаломщик, лишенец, активный. 3) МАКСИМОВ Кирилл, пред. церк. совета, середняк, не-лишенец. 4) ИВАНОВ Христофор – дьякон, активный. 5) ФИЛИППОВ Афанасий, кулак, лишенец, член церковного совета. 6) ЛЬВОВ Алексей, кулак, лишенец. 7)ПАВЛОВ Арсений, середняк, нелишенец. 8) СЕРГЕЕВА Анастасия, просфорня. 9) ЕТРУХИН Ананий, мой брат, чтец-дьякон. Здесь группу возглавлял КОРНИЛОВ, а после его ссылки – я».

В группу в с. Чурадчики (Цивильский район) входили: 1)Священник Христофоров Вас. – руководитель группы. 2) Илларионов Эраст, крестьянин, середняк. 3) Его сын Эрастов Георгий, крестьянин-середняк, церковный староста, наш связист. 4) АЛЕКСЕЕВА Дарья, середнячка.
В группу с. М. Кибечи Канашского р. входили: Священник ФОМИН Тихон – руководитель. 2) КУЗМИН Капитон, пред. церковн. совета. 3) ЕВГЕНЬЕВ Ананий, член церковного совета, крестьянин-середняк.

«…. В с. Буртасова в нашей группе руководителем был священник ЕТРУХИН Афан., активными членами группы были ДАНИЛОВ Яков, ИВАНОВ Хрисанф, АФАНАСЬЕВ Григорий, лишенцы ЛЬВОВ Алексей лишенец… Признаю себя виновным в том, что я, находясь под влиянием попа ЕТРУХИНА и др. а/с элементов, делал вред Соввласти и написал письмо к/р содержания»…
(обвин. МАКСИМОВ Кирилл, лд 122, 124) (л. 235)

«… В к/р организацию я был втянут священником с. Буртасы ЕТРУХИНЫМ Афанасием (1930 г.) с этого времени общался и имел дело с явным к/р как еп. Нектарий и священ. ЕТРУХИН Афан. и др. Признаю себя виновным в том, что состоял в к/р организации «ИПЦ» …».
(Обвин. КОЛЬЦОВ А. лд 174-об).

РАЗДЕЛ VI
КОНТР-РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ «ИПЦ»

Массовые моления на домах,
к/р сообщения и совещания:
В целях проведения согласованной к/р деятельности, выработки методов и форм борьбы с отдельными мероприятиями Соввласти, руководители ячеек организации «ИПЦ» и активные ее участники проводили нелегальные совещания. Совещания носили систематический характер и имели место как в домах участников, так и в церквах.
«… Собирались мы маленькими группами по 2-3 по 5-6 человек. Собрания были в с. Чурадчиках, в доме Христофорова Василия, в с. М. Кибечах у Тихона Фоминых, в д. Каран-Сормы у Якова Данилова, в д. Саруях у Сергеевой Анастасии и у меня… На каждом таком собрании лица были по признакам группы, т.е. по деревням».
(обвин ЕТРУХИН лд 95-об)

«… Проводились у нас и нелегальные совещания, одно из таких совещаний, например, было проведено в доме ЕВГЕНЬЕВА Анания, где присутствовал я, КУЗЬМИН Капитон и ЕВГЕНЬЕВ Ананий, здесь мы обсуждали вопросы о недопущении закрытия церквей и о том, как нам лучше вести борьбу против гонения духовенства со стороны Соввласти»…
(Обвин. ЕТРУХИН Афан. лд 117-об) (л. 236)

«… В церкви в 1930 г. в июле м-це, приблизительно, провел совещание, на котором мы говорили, что «колхоз путь к коммунизму, т.е. безбожию». Нужно верующих отговаривать от вступления в колхоз. Особенно сильно отстаивал это Яков ДАНИЛОВ и Афанасий ГРИГОРЬЕВ. Мы решили так: верующим нужно сказать «Кто пойдет в колхоз, тот будет уже считаться неверующим». Эту мысль среди прихожан мы после совещания распространяли и верующие в колхоз не шли».
(Обвин. ЕТРУХИН лд 103об)

«… Собирались небольшими группами в в с. Шигалях в доме Анании ЕГЕНЬЕВА и в с. Чурачиках у попа Христофорова. На собраниях бывали я, поп Христофоров, Агафанус Етрухин и все остальные перечисленные лица. Часть собиралась в дому у меня и вели беседы по церковным вопросам и главным образом о колхозах. Мы говорили: «Хорошо было бы, если бы переменилась Соввласть, нам стало бы жить лучше».
(Обвин. КУЗМИН К. лд 171об, 173об)

Наряду с тем, в целях соответствующей а/с обработки верующих из наиболее отсталых крестьянских масс участники организации устраивали регулярные тайные ночные моления на домах.

«У Агафонуса на дому в д. Б. Янтиково собираются верующие довольно часто со всех концов Чув. республики, т.е. верст за 50. Здесь и производилась соответствующая а/с обработка. Одно из таких собраний я застал 18 декабря 1931 г., летом, накануне праздника Николы. В доме было человек 20 – 1 мужчина, 2 мальчика, да еще вспомнил КАРПОВ давыд и остальные женщины, мужчин был Филипп из Марпосадского района, который детей не пускал в школу».
(обв. КОЛЬЦОВ А. лд 178об) (л. 237)

«В нашей деревне б. Тугаево имеется «сектантская» группа, руководителем является АЛЕКСЕЕВА Дарья. Начиная с 1927 г. и по настоящее время АЛЕКСЕЕВА ежедневно собирает к себе в ночное время всех сектантов и производит в своем доме службы (чтение книг, пение церковных песен). К ним на моление часто по вечерам приезжают из др. деревень попы, как, например, из Буталинской церкви и каждое воскресенье приезжает поп ЕТРУХИН, активно проводит а/с деятельность. После моления устраивают нелегальные, направленные против существования Соввласти и колхозного строительства».
(Свид. Тимофеев К.Т. лд 83, Иванов П.И. лд 82, Андреев П.А. лд 86 – 87, Терентьев И.Т. лд 84об, Панкратьев М.П. лд 88)

«… В доме Хрисанфа ИВАНОВА устраиваются тайные собрания церковников, где систематически ведут а/с агитацию, читают библию, доказывают то, что скоро будет война, всех колхозников перебьют, в колхозы вступать не надо».
(Показ. свид. Алексеева Андрея и аналогич. показания свид. Павлова Семена лд 15 и 16об)

«… Я знаю, что к ЕТРУХИНУ очень часто и много ездит посторонних гр-н из разных деревень, они к ЕТРУХИНУ приезжали для моленья, большинство из приезжающих были женщины. Были случаи приезжающих к нему ЕТРУХИН прятал за печку, чтобы не узнали личности».
(Показ. свид. ВЛАДИМИРОВА лд 1)

Борьба с колхозным строительством.

Борьба с колхозным строительством являлась одним из основных моментов в к/р деятельности «ИПЦ». О том свидетельствуют многочисленные показания свидетелей и обвиняемых, так: (л. 238)

«… Желая сохранить как можно большее количество верующих и укрепить веру мы решили: «Верующие в колхозе быть не могут, вошедшие должны выйти из колхозов, а желающих войти мы должны отговорить от вступления (собрание в с. Шигалях 7. I. 32 г.)
(Обвин. ЕТРУХИН Афанасий лд 106 – 107об).

Борьба с колхозным строительством принимала самые разнообразные формы, как, например, устройство массовых тайных антиколхозных собраний, ведение антиколхозной пропаганды специальными маршрутниками из монашек, монахов, странников.

Пораженческая агитация.

Участники организации вели злостную пораженческую пропаганду и распространяли всевозможные ложные слухи о войне и свержении Соввласти.

«… Агафобус ЕТРУХИН говорит в беседах, что Соввласть есть власть «антихриста», у нас, в России, теперь существует сатана, а раз это так, то нам, истинным христианам, необходимо вести борьбу с антихристами».
(обв. КОЛЬЦОВ А. лд 174об)

Распространение ложных слухов.

Расследованием установлено, что в целях создания панических а/с настроений среди верующих крестьян участники организации распускали ложные слухи о «Варфоломеевской ночи», о «Царской семье» и пр. Распространение этих слухов было предварительно согласовано на совещаниях в с. Шигалей, руководит. групп организации «ИПЦ» ЕТРУХИНЫМ Афанас., ХРИСТОФОРОВЫМ Вас. Георг., Эрастовым (в 1931 г., зимой). (л. 239)

«… Мы решили среди верующих распространить слух, что скоро наступит страшная ночь, в эту ночь верующие, духовенство и кулаки будут коммунистами уничтожены. К смерти нужно приготовиться создать молитвенное настроение среди верующих. Эта ночь должна наступить весной 1932 г.».
«Члены нашей к/р организации систематически распространяли среди верующих ложные слухи о том, что коммунисты намереваются устроить как бы Варфоломеевскую ночь и перебить много духовенства и глубоко верующих мирян, о царской семье и т.д.».
(обвин. ЕТРУХИН Афанасий лд 106, 117IIоб, 102 об)

К/р листовки:
Отдельные участники организации распространяли а/с листовки (церковного характера), так наз. «святые письма». Помимо того, обвин ЕТРУХИНЫМ Ананием распространялись листовки с обращением к крестьянам-чувашам молиться за арестованного его брата, руководителя «ИПЦ» в Чувашии.

«… ЯКОВЛЕВ Игнатий из середняков у себя дома устраивал тайные собрания, неоднократно бывал у него дома поп с. Чуратчики ХРИСТОФОРОВ и цер. староста ИЛЛАРИОНОВ Эраст. ЯКОВЛЕВ не пускает своих детей в школу. В 1930 г. распространял письмо, якобы полученное от самого бога, а/с содержания. Просил всех, кому попадется письмо, размножить и давать всем читать, чтобы избавиться от антихриста».
(свид. Чернов И.П. лд 79, Семенов П.С. лд. 81, Котина лд 91) (л.240)

«… В сентябре и ноябре мес. я действительно с членами своей группы писал листовки, где указывал, чтобы они молились богу за моего брата Агафобуса, который в то время сидел в тюрьме. Листовки распространялись через гр-ку РОМАНОВУ. Я на них (листовках) ставил свой именной штамп «ДЖГ» - Ананий, что значит духовный чтец живописец Ананий».
(обвин ЕТРУХИН Ананий лд 132-об, 134-об).

Борьба за воспитание молодежи в к/р духе.

Участники организации вели борьбу за завоевание кадров молодежи и воспитание их в к/р духе. В этих целях они привлекали молодежь на свои собрания и тайные моления, организовывали из молодежи церковные хоровые кружки, вели активную агитацию среди родителей против воспитания их детей в советских школах и своих детей совершенно не пускали в школы. Кроме того, после соответствующей к/р обработки молодых девушек постригали в монахини.

«… Целью нашей организации была борьба с Советской начальной школой, мы, верующие, близко стоящим к нам говорили: «Детей в школу пускать не надо, т.к. в советсвой школе дети вырастут безбожниками, тогда как дети истинно верующих должны быть верующими».
(обвин. ЕТРУХИНА А. лд 101 об.).

«… Практиковалось нами посвящение молодых девушек в иночество. Посвящены лично мною две девицы: Алексеева Пелагея и Таисия Игнатьева».
(обв. ЕТРУХИН Аф. лд 117-об, 104 об.) (л. 241)

«… Агафобус занимался пострижением молодых девушек в монахини. Пострижено им не менее 10 человек из д. Саруй, д. Орнаты, Андреевки, Липсеры – Таисия ЯКОВЛЕВА, из. д. Корсы-Сирмы Пелагея Алексеева. Сам я когда жил в Тойсах постриг 4 человека».
(обвин. Кольцов лд 178, об. Иванов лд 161)

РАЗДЕЛ V
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

На основании изложенного нижеследующие лица обвиняются в том, что они:

I) ЕТРУХИН Афанасий Семенович (Агафобус, Агафангел), 1908 г. рождения, урож. д. Б. Яниково Урмарского р. ЧАССР, чувашин, с 1923-25 г. монах, затем иеромонах, теперь поп-нектариевец, образование получил в сельской школе и в монастыре, холост, арестовывался в 1929 г., в 1930 г, каждый раз обвинялся по ст.58-10 УК. В 1930 г. осужден на 2 года, но наказание не отбывал.
II) ЕТРУХИН Ананий Семенович, 1914 г.р., урож. с. Б. Яниково Урмарского р. Нижкрая, холост, окончил 4-х летку, не судился, церк. чтец, посвященный Нектарием, член церковного совета, имеет середняцкое хозяйство.
(лд 131, 132, 136)

…….

Являлись активными участниками организации «ИПЦ» и ЧАССР, цели, задачи и деятельность которой изложены в описательной части настоящего обвинительного заключения, (л. 242) преступления эти предусмотрены ст. 58-10, 58-11 УК.

ЗА НАЧ. 3 ОТД. СПО (подпись)

«СОГЛАСЕН» НАЧ. СПО ПП ОГПУ НК (подпись)

________________________________________​_

ВЕРНО: СЛЕДОВАТЕЛЬ КГБ ПРИ СМ ЧУВАШСКОЙ АССР
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ
(подпись)

8.VIII. 1963 г. (л. 242 об.).

ГИА ЧР, Ф. 2669, Оп. 3, Д. 3738.

Источник: http://andber.livejournal.com/106013.html

Деятельность Пензенского филиала Всесоюзной церковно-монархической организации «Истинно-православная церковь», по всей видимости, была аналогичной.

+1

8

Любовь М. написал(а):

Аскалонов Иван Павлович был дважды женат. На фотографии он с первой супругой (возможно, её звали Анна). В первом браке родилось шестеро детей: Лидия, Антонина, Фаля (Фаина?), Анатолий, Иван. Возможно, шестой ребенок умер вместе с матерью (при родах). Во втором браке (жена Ирина Михайловна) родилось двое детей: Василий (1923 г.р.) и Мария (1925 г.р.).
Иван Иванович Аскалонов жил в Москве (ул. Перовская). Сейчас там же живет его дочь Татьяна.
Анатолий Иванович Аскалонов жил в Москве (ул. Люблинская). Дочь Лариса погибла. Есть сын Владимир.
Василий Иванович Аскалонов не был женат.
У  Марии Ивановны Аскалоновой было 9 детей: Вячеслав, Вера, Лидия (1951 г.р.), Любовь, Валентина, Александр, Сергей, Анна, Юрий.
Вторая супруга Ивана Павловича Аскалонова - Ирина Михайловна - после смерти мужа вышла замуж, поэтому в одном из документов Василия Ивановича Аскалонова упоминается его отец (на самом деле отчим) - Яруш Михаил Трофимович.
Информация племянницы В.И. Аскалонова Основиной Лидии Яковлевны.

Спасибо, Любовь Михайловна!
по всей видимости, старший брат Аскалонов Анатолий Иванович
возможно, Иван - тоже участник войны (см. http://podvignaroda.ru/?#id=1511437777& … ailManUbil  http://podvignaroda.ru/?#id=1537455933& … ilManAward )

Отредактировано простомария (2017-06-11 00:52:00)

+1

9

Информация Антона Сушкевича, правнука Аскалонова Ивана Павловича и Аскалоновой Анны:

Я правнук Аскалонова Ивана от последней дочери (от первого брака) - Марфы, которую звали все Мария (1917 -2014). Всех детей от первого брака забрала в Москву одна из старших сестер - Лидия. И все жили в комнатке при конфетной фабрике "Красный Октябрь". Когда взрывали Храм Христа Спасителя напротив - выбило все окна лепниной.
Марфа вышла замуж за офицера танковых войск Сушкевича Николая Алексеевича. Родила троих детей: Виталия, Ларису и Геннадия. Виталий живет в Иркутске,  ушел на пенсию  директором дальневосточного речного пароходства. Лариса и Геннадий - ученые  в области медицины. Лариса до сих пор работает ведущим научным сотрудником в институте им. Герцена, Обнинский филиал.
О том, что прадед был расстрелян, я узнал впервые. В семье об этом не говорили.

http://sh.uploads.ru/t/oNtgW.jpg

Фотография хранится в личном архиве Антона Сушкевича

+1