Скотников Иван Гаврилович
http://zarpressa.ru/news/den-pobedu/fro … -ne-zabyt/
http://zarpressa.ru/news/1520/frontovik … -ne-zabyt/
Фронтовик убит, но не забыт
22.05.2015
21 июня 1941 года они увиделись в последний раз
– Одно не дает мне покоя: я так и не побывал на могиле отца, – сокрушается Винадикт Иванович Скотников. – В извещении было написано, что он захоронен на кладбище города Терийоки. Я считал, это территория Финляндии. А недавно узнал, что это Зеленогорск, город под Санкт-Петербургом.
Семья из Пензы
Иван Гаврилович Скотников родился в селе Степановка Пензенской области, с 1933 года он был кадровым офицером, танкистом. А его супруга Ольга Николаевна Ларина, уроженка Пензы, как и подобает офицерской жене, вместе с двумя сыновьями ездила за мужем по гарнизонам Украины и Белоруссии. В 1941 году семья оказалась в Бресте. Отец-военный предвидел предстоящую войну, поэтому весной 41-го детей отправили к брату Ольги Николаевны в Пензу, надеясь, что там не бросят родных кровиночек. В начале лета Ольга Николаевна слегла с аппендицитом в городскую больницу Бреста. 21 июня Иван Гаврилович навестил жену, которая готовилась к операции. Тогда еще никто из них не знал, что в тот летний вечер они видели друг друга в последний раз.
В воскресенье, 22 июня, рано утром Брест принял на себя первый удар войны.
Мама Боец-подрывник
Ветер войны разметал небольшую семью в разные стороны. Где воевал Иван Гаврилович – неизвестно, писем от него не было. Детей в Пензе родственники почти сразу определили в детский дом №1, который располагался на улице Красной. Ольга Николаевна осталась в оккупированном Бресте. Операцию по удалению аппендицита ей так и не сделали. Ведь в захваченном городе хозяйничали немцы, и всех больных из госпиталей они попросту выгнали.
Пензячка Ольга Николаевна была далеко не робкого десятка. Довольно быстро она примкнула к городскому подполью. Доставляла партизанам оружие и патроны. Уводила в лес бежавших из фашистского плена красноармейцев. А потом и сама ушла в партизанский отряд, в котором воевала до самой своей демобилизации в 1944 году. «Она была боец-подрывник», – с гордостью говорит Винадикт Иванович.
Детдом на Красной
О своем детдомовском детстве Винадикт Иванович рассказывает неохотно: «Было, все было». Пенза, хоть и тыл, а тоже и голод, и холод на себе испытала. И уж жизнь детдомовца не назовешь сладкой и сытной. Но он не осуждает родного дядю, в доме которого не нашлось места племянникам.
Самое радостное событие тех лет: однодневная побывка отца в 1943 году. К родственникам он даже не заходил, остановился у друга. Весь день провел с сыновьями. Привез с фронта гостинец: хлебушек. Слаще хлеба ничего не было.
Счастье и горе 44-го
За год до Победы в Пензу из белорусского партизанства вернулась Ольга Николаевна. Забрала своих повзрослевших сыновей из детского дома. Стали жить в тесноте, да не в обиде, в комнатушке дома на Песках. Ждали отца с фронта или хотя бы весточку от него. Но однажды пришло извещение, которое сообщало, что Иван Гаврилович Скотников, гвардии майор помощник командира полка по технической части 27-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка, погиб 11 июня 1944 года. До Победы он не дожил, не довоевал 11 месяцев.
Безвозвратная потеря
После войны Ольга Николаевна вышла замуж второй раз, но это – тут Винадикт Иванович немного грустно улыбается – была уже другая жизнь.
В память об отце-фронтовике остались довоенная фотография, на которой Иван Гаврилович широко улыбается, выцветшее извещение да копия одного листка из «Именного списка безвозвратных потерь офицерского состава». От этих сухих, казенных выражений и сейчас становится не по себе: «Причина выбытия: убит».
Свою жизнь Винадикт Иванович связал с Заречным. Сейчас подрастают его внуки и правнучка. Есть у него одно важное дело – отыскать на зеленогорском кладбище под Санкт-Петербургом могилу отца, который на войне заслонил собой грядущее поколение.
Ольга Кашина
Ларина (Шурыгина) Ольга Николаевна
Отредактировано простомария (2017-06-16 05:34:11)