И.Н. Иноземцев
Пензенский краевед И.И. Клохтунов: основные вехи биографии и штрихи творческой деятельности
Научн. рук. – д.и.н., профессор С.В. Белоусов
Кафедра «Всеобщая история, историография и археология »
Наша исследовательская работа посвящена Заслуженному учителю школы РСФСР, историку-краеведу, журналисту, участнику советско-финской и Великой Отечественной войн – Ивану Ивановичу Клохтунову.
Цель исследования – выявить и исследовать основные вехи биографии И.И. Клохтунова, рассмотреть результаты его педагогической и общественной деятельности, представить главные направления краеведческой работы.
Практическая значимость и новизна исследования, заключается в том, что данная работа, по сути, является первой попыткой изучения жизненного пути, деятельности и трудов И.И. Клохтунова.
С открытием пензенского отделения Русского исторического общества и региональной общественной организации краеведов пензенской области, исследования по изучению нашего края получили мощный толчок к дальнейшему развитию, в связи с этим возникает все большая необходимость изучения педагогического и краеведческого опыта предыдущих поколений.
При написании работы мы использовали такие источники, как материалы ГАПО, ЦАМО, фонды Нижнеломовского районного краеведческого музея и краеведческого музея МБОУ СОШ с. Голицыно.
Основные вехи биографии.
Иван Иванович Клохтунов родился 7 апреля 1915 г. в с. Овчарное Нижнеломовского уезда Пензенской области в семье крестьянина-средняка Ивана Дмитриевича Клохтунова. С 7 лет юный Иван
начал работать с отцом в поле и помогать по хозяйству. Тем самым, еще с детства у него в душе закладывалась любовь к труду и родной земле, которая через десятки лет найдет отражение в его краеведческих трудах.
С 1924 по 1928 г. он проходил обучение в Овчарнской начальной школе. С 1925 г. – пионер. В сентябре 1928 г. Иван Иванович поступил учиться в Нижнеломовскую школу 2-й ступени, а в 1931 г. ушел на подготовительные курсы в Нижнеломоский педагогический техникум. В 1932 г. он принят во ВЛКСМ, а 15 июля 1933 г. награжден званием ударника.
Но в конце 1933 г. Клохтунов дискредитирован и исключен из техникума.
С января по июль 1934 г. работал учителем начальных классов Потьменской семилетней школы, техникум закончил заочно в 1936 г.
Сразу после реабилитации был направлен на работу в политотдел
Голицынской МТС. Здесь создавал первые курсы трактористов, вручал первые почетные грамоты победителям социалистического соревнования, так же в качестве заместителя редактора осуществлял всю работу по организации и редактированию газеты «За зажиточного колхозника». В январе 1935 г. Клохтунову было поручено организовать редакцию и типографию только что
созданного Голицынского райкома партии, а затем последовало назначение на должность ответственно секретаря редакции. Когда работа в редакции была полностью налажена, Иван Иванович был назначен на должность заведующего Голицынским районным отделом народного образования. Тогда Клохтунову было всего 20 лет. Работа была трудна, но интересна. Положение усугублял низкий уровень специальных знаний и отсутствие стажа среди педагогических работников. Из 240 учителей лишь один имел высшее образование, 20–среднее, а остальные прошли кратковременные курсы и сами писали с ошибками. В 1935 г. Клохтунов приступил к освоению курса Института журналистики им. Воровского. Уже через 2 года он назначен заведующим Петровослободской начальной школой. 26 сентября 1936 г. женился на учительнице Клавдии Илларионовне Соболевой, а в 1937 г. в семье Клохтуновых родилась дочь Людмила.
1 января 1940 г. Иван Иванович был призван в ряды РККА. Местом службы стал 796-й стрелковый полк 141-й стрелковой дивизии первого формирования, принимавшей тогда участие в боевых действиях на фронтах советско-финской войны. С февраля 1940 г. Клохтунов – полковой учитель, в обязанности которого входили инструктаж и обучение разговорной речи бойцов из южных и среднеазиатских республик советского союза.
Своего дальнейшего места службы Иван Иванович не менял, и мы смогли проследить весь его боевой путь. В июне 1940 г. Клохтунов направлен в распоряжение политотдела, где становится секретарем редакции дивизионной газеты «На страже Октября» и военным журналистом.
Уже 23 июня 1941 г. дивизия приняла участие в боях с немецкими захватчиками. Последующие боевые действия сопровождались постоянным отступлением и большими потерями. 2 августа дивизия окружена противником под Уманью и в ходе ликвидации уничтожена.
Будучи контуженым и раненым в ногу Иван Иванович был пленен 8 августа. В его судьбе начались настоящие муки ада. Первым концлагерем была «Уманьская яма», который размещалась на месте птицефермы и глиняного завода. К сожалению, дальнейшая судьба в плену известна лишь эпизодами.
В октябре 1941 г., пленных, включая Ивана Ивановича, увезли в Верхнюю Силезию. Последовали концлагеря – Ламсдорф, Гросснойкирх, Блехгампф и Лабанд. Там он перенес сыпной тиф, хронический бронхит, и радикулит.
В Лабанде Клохтунов был вынужден работать в санитарной части, так как обладал хорошим почерком и в совершенстве владел немецким языком.
Параллельно в концлагере им усиленно велась антифашистская пропаганда. В апреле 1945 г. в районе г. Егерь (Чехословакия) И.И. Клохтунов освобожден американскими войсками и вскоре вновь принят на военную службу в ряды 196-го запасного стрелкового полка 3-ей гвардейской армии 1-го Украинского фронта. В составе полка принимал участие в Берлинской и Пражской операциях. Демобилизован 21 октября 1945 г.
В конце 1940-ых годов Клохтунов вернулся к преподавательской деятельности. В 1946 г. родилась дочь Татьяна. В 1950-1953 гг. Иван Иванович прослушал Центральные курсы учителей немецкого языка, а в 1956 г. заочно закончил факультет русского языка и литературы Нижнеломовского учительского института. С января 1954 г. по апрель 1975 (до ухода на пенсию)
И. И. Клохтунов сменил несколько должностей: от учителя начальных классов Голицынской средней школы до заведующего методическим кабинетом. С 1959 г. – он член КПСС. В 1972 г. защитил диплом учителя истории и обществознания ПГПИ им. В. Г. Белинского.
Скончался И. И. Клохтунов 28 апреля 1998 года в Голицыно в возрасте 83 лет.
Общественная, педагогическая и краеведческая деятельность. После смерти Иван Иванович оставил большое культурное и краеведческое наследие, изучение которого является неотъемлемой частью нашей работы.
В течение всей жизни он выполнял партийные и общественные поручения, имел активную жизненную позицию. Даже в период учебы в техникуме был редактором стенгазеты, секретарем комитета ВЛКСМ, пропагандистом, корреспондентом районной газеты. Работая в Голицыно, избирался членом бюро РК ВЛКСМ, членом президиума райисполкома, депутатом райсовета.
Не жалел сил для выполнения общественных поручений и в послевоенные годы. Редактор местного радио, инспектор детской комнаты милиции, корреспондент районной и областной газеты – вот лишь малая часть должностей. Десятки лет он вел лекционную и пропагандистскую работу. К примеру, только за одну девятую пятилетку 1971-75г. он прочел 555 лекций, а
в десятую более 400 лекций 1976-80 г, не только в селе Голицыно, но и в соседних районах.
Рассматривая педагогическую деятельность И.И. Клохтунова, мы пришли к выводу, что он внес огромнейший вклад в становления народного образования Голицынского и Нижнеломовского районов как на ранних этапах их развития, так и в послевоенный период. Данное утверждение подтверждает тот факт, что педагогический опыт Ивана Ивановича изучался в 1980-ых г.
Министерством просвещения РСФСР и АПН СССР. В его трудовой книжке свыше 30-и благодарностей, 56-и почетных грамот и дипломов. В 1958 г. Иван Иванович был отмечен значком «Отличник народного просвещения РСФСР».
За заслуги в народном образовании Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1962 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», а в 1975 г. «Ветеран труда».
Поистине бессознательной была любовь И. И. Клохтунова к родной земле, которая нашла свое отражение в историко-краеведческой деятельности.
В 1967 г. при Голицынской средней школе им основам музей, каждый
стенд которого – своеобразная перекличка лет и поколений. Несколько десятилетий, вплоть до самой смерти осуществлял он сбор краеведческого материала. Результатом продолжительной работы в ГАПО, ЦГА СПб, ЦИАМ и других архивах стали несколько десятков трудов по краеведению и статей в периодической печати.
Нами были выявлены три основных направления его творческой
деятельности:
- исследования по истории с. Голицыно и сел бывшего Голицынского района.
- исследования и сбор материалом по истории Нижнеломовского района.
- разработка методических материалов.
Подводя итог нашей работе, стоит отметить, что в современных реалиях, при изучении истории отечества и родного края, все чаще следует обращаться к анализу огромнейшего опыта предыдущих поколений, с целью сохранения исторической памяти, духовно-нравственных ценностей русского народа, а так же нахождения новых эффективных путей дальнейшего развития.
Примечания:
1. Дмитриева В. И. Клохтунов // Пензенская энциклопедия. М., Пенза, 2001. С. 240.
2. ЦАМО. Ф.58. Оп.18003. Д.1414. Л.33.
3. Карпов С. Живет на селе учитель // Знания – народу. 1978. № 1. С. 34-36.
См. :
http://dep_viia.pnzgu.ru/files/dep_viia.pnzgu.ru/news/2014/05/sbornik_lch_15.pdf