Николай Михайлович Инюшкин
Пензенской истории причастны
Ф. П. Вазерский
Такую сцену на проселочной дороге, ведущей из Пензы в Мокшан, вряд ли можно было наблюдать до лета 1910 года. Но именно тогда из нехитрого экипажа о двух лошадях разносились над полями хорошо поставленные мужские голоса:
На воздушном океане
Без руля и без ветрил
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил.
Средь полей необозримых
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада.
Несколько экзотическая ситуация была вместе с тем вполне объяснимой. Просто в этом самом экипаже два молодых человека — студенты Московской консерватории Федор Вазерский и Николай Грачев — везли в уездный центр свою любовь к музыке А. Рубинштейна, поэзии М. Лермонтова и желание поставить в пензенском захолустье оперу «Демон». Так оно и случилось после того, как юные энтузиасты сумели очень быстро объединить тамошних меломанов. В день постановки, которую, конечно, трудно было сравнить со столичной по части голосов, оркестра и декораций, Народный дом был полон. «Печальный Демон, дух изгнанья» был принят на ура.
Губернские «Ведомости», посвятив этому событию статью «Опера в Мокшане и мокшанская публика», отметили, что это не первый приезд в провинцию студентов консерватории. «Каждый раз своим посещением, — растроганно писал корреспондент, — они доставляют мокшанцам много непосредственной радости и вносят немало светлых лучей в темное и сонное существование Мокшана».
Наш рассказ об одном из инициаторов оперной постановки «Демона» — Федоре Петровиче Вазерском.
Всю свою жизнь посвятил Вазерский тому, чтобы поэзия, песня, музыка стали праздником для многих тысяч людей.
Федор Вазерский родился 21 ноября 1887 года в Пензе. Имело ли влияние на его музыкальную судьбу место рождения? Думаю, да, и сошлюсь на интересное свидетельство известного мемуариста XIX века Василия Инсарского.
«Пензу в мое время можно было принять за обширную, натуральную консерваторию, где все непрерывно пели, только без профессоров и разных мудрых устройств, которыми отличаются действительные консерватории. Там положительно все пели, а те, которые не могли или не умели петь, принимали в пении самое горячее участие».
Достоверно известно, что в семье мещан Вазерских тоже пели охотно и много. В приходской школе маленький Федя пел в детской опере высоким красивым альтом партию Маши.
А вот в учительской семинарии, куда поступил Федор, музыки ему было маловато. Желанную гармонию звуков давало изучение русской поэзии, входившей в учебную программу. Да и без программы Федор с упоением зачитывался Пушкиным, Некрасовым, Лермонтовым, не забывая, что пензенская земля питала творчество любимого стихотворца. По собственным его воспоминаниям, юный семинарист с особым чувством читал «Парус» и «Бородино» на литературных вечерах.
Юного меломана можно было увидеть и в хоре духовной семинарии у замечательного педагога Алексея Васильевича Касторского…
Обладатель отличного природного тенора берет уроки у недавней солистки итальянской оперы Бинерт, оказавшейся волею судеб в Пензе, и в это же время — с 1903 по 1907 год — успевает овладевать скрипкой и контрабасом в училище Российского музыкального общества.
Словом, уже тогда было ясно, что учителем грамматики и словесности Вазерскому долго не быть, и он прилагает все силы, чтобы после, так сказать, «натуральной» консерватории пензенской попасть в настоящую — московскую.
Так оно и случилось. Этот диплом, подписанный Ипполитовым-Ивановым , Гедике , Игумновым , Горди , Гольденвейзером и другими знаменитыми музыкантами-педагогами, Федор Петрович получил в 1913 году. Большой красивый документ торжественно извещал о высоких оценках, об успешном завершении полного курса музыкального образования.
Но в нем не могло отразиться, что в эти годы и в Москве, и не только в ней энергичный пензяк овладевал еще одним нелегким искусством — умением заражать своей любовью к музыке других людей.
Причем любовь эта была совершенно бескорыстной. Казалось бы, приезжая на каникулы в Пензу, не слишком богатый юноша мог, что называется, подработать своим талантом. Так нет, вместе с сокурсником и будущим многолетним коллегой Николаем Грачевым едет в Мокшан, чтобы поставить там в Народном доме «Евгения Онегина» и «Демона».
Афиша 1914 года — тоже свидетельство щедрости души нашего земляка: в подмосковном селе Марфино Вазерский создал крестьянский хор и струнный оркестр, поставил оперу «Русалка».
Обратите внимание — на музыкальные занятия с крестьянами не жалеет времени уже не студент, а солист знаменитой тогда частной оперы Зимина, на сцене которой пели и Шаляпин, и Собинов, и другие музыкальные звезды.
А был ли звездой Федор Вазерский? Был, и величины немалой. Но ее свет направлен был туда, где его так не хватало, — в российскую провинцию.
Потому и было вполне осознанным возвращение столичного тенора в родную Пензу после событий октября 1917 года.
Революцию Вазерский принял. Ее лозунги перекликались с тем, что мечтал делать молодой энтузиаст. «Музыкальное образование — народу». В городе, где уже существовало с 1882 года музыкальное училище, а значит, и определенный слой музыкальной интеллигенции, эта идея нашла горячий отклик. В пору решительных переименований и смелых новаций решено было осенью 1918 года открыть Народную консерваторию.
Во главе этого новообразования был поставлен Алексей Васильевич Касторский, у которого Вазерский пел в хоре. Но именно благодаря настойчивости Федора Петровича Народная консерватория 18 ноября 1918 года стала реальностью. Хором, исполнившим песню «Красная звезда», дирижировал Вазерский.
Первая советская казенная должность Вазерского именовалась так: заведующий музыкальной секцией подотдела искусств губернского отдела народного образования. Но это был удивительный чиновник! Он добывал в Москве инструменты и пел в концертах, он выбивал дополнительные площади для консерватории и дирижировал, он был поистине в гуще новых увлекающих пензяков музыкальных дел.
«Число желающих познать музыку, — вспоминал Федор Петрович, — было так велико, что консерватории предоставляли несколько помещений».
Но мы до конца не поймем своей истории, самих себя, не поймем, если не добавим к этому еще один штрих. Идет гражданская война, голодно, холодно, керосина нет, но его экономят, чтобы зажечь камин во время вечерних концертов, но классы консерватории и залы, где звучит музыка, полны. Но Федору Вазерскому мало консерватории, он не просто мечтает, а создает на ее базе новую пензенскую оперу.
Идея горячо поддержана коллегами, учащиеся поют в хоре, в котором 160 голосов, играют в оркестре, где до 70 музыкантов, из Москвы и других городов приезжают певцы-профессионалы.
Тяжелейший 1919 год завершается в битком набитом зале гарнизонного театра (так стал называться Народный дом, нынешний драмтеатр). С блеском идет «Руслан и Людмила», и те, кто не попал на спектакль, могли прочитать в губернской газете: «Все создано заново, благодаря неиссякаемой энергии, настойчивости и горячей любви к делу талантливого Вазерского: он создал не только оперную группу, но сумел возбудить непреодолимое стремление к самостоятельной творческой работе».
Среди тех, кто пел в пензенской опере, было немало знаменитостей будущих (например, Александр Яхонтов) и знаменитостей, уже в ту пору состоявшихся (могучий бас Григорий Пирогов).
Но давайте выделим из исполнителей, вернее исполнительниц, одного человека, ставшего самым дорогим для Федора Петровича.
Мария Харитонова, родом пензенская, училась в Народной консерватории, потом солистка оперы. Яркой, темпераментной была она в роли Кармен. Блестящий сценический символ свободной любви. И совсем иной образ ангела в «Демоне», который тоже был поставлен революционной Народной оперой.
В жизни же Мария Захаровна тоже была красивым символом — верной, доброй, умной жены и товарища. Они поженились в 1920-м и полвека шли рука об руку, не разлучаясь, преданные своей любви и своему служению искусству.
Но этим годам еще предстоит быть. А пока в конце 1921 года читатели губернской газеты с огорчением узнают, что из-за недостатка средств опера превращается в передвижную агитгруппу и будет обслуживать Тамбов, Курск, Тулу и другие города. Сделанное в Пензе за три года впечатляет: поставлено 14 опер, дано более 2000 концертов.
Однако Федор Петрович отступать не любил. Похоже на каламбур, но уже в 1922 году Вазерский занимает пензенский «Олимп». Именно так назывался кинотеатр, расположенный в знакомом пензякам здании. Именно здесь Федор Петрович открывает театр-мастерскую «Те-ма». Здесь учат музыке, здесь снова работают над оперными постановками.
И все же без расставания с родной Пензой, и надолго, не обошлось. С 1923 по 1938 год Вазерский возглавляет творческие коллективы, организует передвижной Средневолжский краевой театр оперы и балета. В Средневолжский краевой театр входили Самара, Оренбург, Ульяновск, Пенза. Обслуживая эти города, театр гастролировал и по стране. 32 оперы увидели во время гастролей 1,5 миллиона слушателей.
В архивном фонде Вазерского я нашел такой наивно-трогательный документ времени: «Мы, допризывники 2-й очереди 1914 — 1915 гг., в количестве 60 человек, прослушали впервые оперу «Кармен». До этого мы не имели никакого представления, что такое опера. Директор тов. Вазерский оказал нам полное содействие и помощь. Посещение оперы доставило нам громадное удовольствие».
Ф. П. Вазерский (в центре) на заседании художественного совета. 1940-е гг.
В 1935 году театр, которым руководил Федор Петрович, был передан Казахской ССР и явился основой республиканского театра оперы и балета.
В 1937 году в Саранске Вазерский организует первую оперу Мордовской республики.
Отсюда уже и до родной Пензы рукой подать, и осенью 1938 года Федор Петрович и Мария Захаровна возвращаются домой, чтобы возродить, прямо скажем, забывавшиеся традиции. В Доме культуры им. Кирова Вазерский становится художественным руководителем, организует симфонический оркестр и создает «рабочую оперу». В «Русалке», «Севильском цирюльнике», «Тихом Доне» с уважением и все большим умением поют слесари, токари, служащие.
В репертуаре творческих коллективов, с которыми занимается Вазерский, заметна любимая Федором Петровичем лермонтовская тема. Это не случайно — ведь в 1939 году страна отметила 125-летие со дня рождения поэта. Чуть раньше юбилейной даты произошло знаменательное для пензенского края событие — был открыт Дом-музей в селе Лермонтово. С большим волнением приняли участие в торжествах по этому случаю Ф.П. Вазерский и М.З. Харитонова, которые посетили мемориальные места, а затем осуществляли художественное руководство большим концертом в областном драматическом театре 15 октября 1939 года. В духе времени газета «Сталинское знамя» сообщала, что «концерт интересен и тем, что большинство его участников — рабочие и служащие завода имени Фрунзе. Народ — вот истинный наследник творчества Лермонтова. Участники оперного коллектива Дома культуры имени Кирова, учащиеся музыкального училища исполнили ряд стихотворений Лермонтова, романсы, написанные на его слова Рубинштейном, Даргомыжским, Глазуновым. Особенно горячо зрители встретили исполнителей отдельных сцен из «Маскарада» и «Демона».
А пензенские любители музыки уже мечтали о профессиональном театре оперы и балета.
Думал об этом и Федор Петрович. Он очень рассчитывал, что первым спектаклем, в котором пензенский оперный театр предстанет в профессиональном качестве, станет все тот же любимый «Демон». Уже почти договорились об участии в постановке знаменитых московских солистов А.А. Яхонтова и И.М. Скобцева. Ну разве отказали бы уроженцы Пензы в такой лестной просьбе!
Война смешала планы. И все же Ф. Вазерский не позволил голосу пушек заглушить голос муз. По его инициативе был организован хозрасчетный оперный коллектив, в котором нашли место многие эвакуированные в наш город артисты. Через некоторые годы он стал Государственным театром оперы и балета, размещаясь сначала в клубе им. 1 Мая на ул. Московской, а с осени 1943 г. в клубе им. Дзержинского. Федор Петрович по возрасту не подходил к военной службе, но на фронт рвался. Около четырех месяцев находился он в частях 3-го Украинского фронта на Днепре, выступал среди солдат и раненых в прифронтовых госпиталях, работал с самодеятельными артистами, создавал ансамбли песни и пляски.
Пензенская профессиональная опера существовала до 1948 года. Сохранился репертуарный список Пензенского театра оперы военных лет. Среди двадцати поставленных произведений из года в год не уходит со сцены и «Демон». После этого Федор Петрович некоторое время руководит музыкальным училищем, возглавляет областной отдел искусств, а с 1953 года до конца дней главным его занятием является преподавательская деятельность.
И все же ни одно заметное музыкальное мероприятие в Пензе и области не обходилось без участия героя нашего рассказа. Непременный дирижер объединенного хора на ежегодных праздниках песни, организатор новых самодеятельных оперных коллективов, символ благородного, бескорыстного служения музыке и ее пропаганде — таким остался в истории нашего края Федор Петрович Вазерский.
Последняя работа дирижера и педагога, связанная с лермонтовским наследием и представленная широкой публике, состоялась в дни 150-летия со дня рождения любимого поэта. Учащиеся и преподаватели музыкального училища подготовили под руководством Вазерского знакомую поколениям пензенских меломанов оперу А.Г. Рубинштейна. Весьма символично, что «Демона» увидели не только в Пензе, Белинском, Городище, но и в Мокшане. Творческий круг музыкального служения Лермонтову замкнулся. Ну а жизненный путь выдающегося деятеля российской культуры завершился 16 декабря 1970 года.
Время сердцу быть в покое
От волненья своего…