9-я бригада морской пехоты Черноморского флота.
9-я бригада морской пехоты не столь широко известна, как, например, 7-я бригада Е. И. Жидилова или 8-я бригада морской пехоты, но это соединение имеет не менее славную историю. Ее судьба схожа с судьбой 7-й и 8-й бригады, и она тоже окончила свою историю в Севастополе, и большая часть ее личного состава лежит в Севастопольской земле, но бригада погибала, как минимум трижды.
9-я бригада морской пехоты была создана 20 сентября 1941-го года по приказу Наркома ВМФ по штату четырехбатальонной бригады морской пехоты (штатная численность 4200 человек). Бригада формировалась за счет Керченской военно-морской базы и призывного контингента. Офицерский состав -кадровый из частей ЧФ, военно-морской базы Керчь и частей морпогранохраны НКВД. Формирование бригады было завершено к 1 октября 1941 года.
6 декабря 1941г. от командования ЧФ был получен приказ, о сокращении численного состава 1-го и 2-го батальонов до 300 человек в каждом (10 ударных групп по 30 человек). «Высвободившийся» личный состав 9-й бригады, был передан в отдельный батальон морской пехоты Азовской флотилии и отдельный батальон морской пехоты Керченской ВМБ. Остальные были направлены в Севастополь.
В 1-й (командир ст. л-т А.Ф.Айдинов, военком Л.Ф.Пономарев) и 2-й батальоны (ст. л-т А. М. Шерман, военком политрук Шойхетман) 9-й бригады морской пехоты были отобраны бойцы и командиры морской пехоты, имеющие хорошую физ. подготовку и состояние здоровья, принимавшие участие в боевых действиях в Одессе, Керчи, Севастополе.
Данное переформирование было произведено в связи с подготовкой Керченско-Феодосийской десантной операции. Задачей 1-го батальона являлась высадка в Феодосийском порту, второй батальон готовился для высадки отдельного десанта в районе п.Коктебель. Вместе с частью личного состава, в состав Керченской военно-морской базы, убыл и военком 9-й бригады полковой комиссар Монастырский, который стал военкомом КВМБ. Его сменил полковой комиссар В. М. Покачалов. В связи с тем, что десант в Коктебель был высажен в очень сокращенном варианте, обе десантные группы были высажены в Феодосийском порту. Личный состав батальона морской пехоты КВМБ, костяк которого составляли так же моряки 9-й бригады морпехоты, составил первый бросок Керченского десанта.
В состав 9-й бригады эти части не вернулись. Потеряв до 70% личного состава, остатки этих частей были влиты в состав 83-й отдельной стрелковой бригады (о ней чуть позже). От 9-й бригады снова остался один штаб.
К 20 октября 1941 года бригада была выдвинута для противодесантной обороны г. Керчи, и оборудовала 4 батальонных опорных пункта: 2-й батальон на Булганакском рубеже, 1-й батальон позади 2-го батальона, 3-й батальон на Багеровском направлении, 4-й батальон в районе Камыш-Буруна и береговой батареи №29. Для прикрытия батарей береговой обороны №127 и 128 от десантов и атак противника, на Арабатскую стрелку были выделены 1-я и 2-я роты 1-го батальона. 28 октября 1941г. роты были оттянуты обратно в расположение 1-го батальона.
1-я рота, прикрывавшая 128-ю батарею 100мм орудий в районе Крепости Ак-Монай, отошла без потерь. 2-я рота в боях с румынскими войсками в районе Генгорки потеряла 50% личного состава.
В 7 часов утра 4.11.41г. 1-й батальон в составе 720 человек вместе с 76мм батареей выдвигается в район Ак-Монайского рубежа. Переброска производилась по железной дороге, с разгрузкой на станции Семь колодезей. Батальон закончил переброску в 12 часов 4.11.41г. и поступил в оперативное подчинение командира 106-й дивизии полковника Первушина. Батальон действовал не единым подразделением, а был разделен по-ротно и придан полкам дивизии.
К исходу дня 5.11.41 г. батальон вернулся в расположение бригады в составе 170 человек при двух 76мм орудиях. В ходе отступления частей 51-й армии, бригаде были приданы из состава отступающих частей: одна счетверенная зенитная пулеметная установка на грузовике, шесть танкеток Т-38 из состава разведбата 106-й стрелковой дивизии. 6 станковых и 12 ручных пулеметов.В результате боев в районе Керчи бригада потеряла около 70% личного состава (из них 63% пропавшими без вести) и всю артиллерию. Если говорить точнее, бойцов бригады списали оптом, не сильно разбираясь в потерях.
Остатки бригады 18.11.41 г. были сосредоточены в районе г.Тамань (всего 1775 человек), 19.11.41 г. остатки бригады были пешим маршем переброшены для отправки в Севастополь. Для посадки на корабли были переброшены только стрелковые части. Штаб, тылы и управление бригады остались в распоряжении командующего Керченской ВМБ. Для погрузки в Туапсе прибыло 1360 человек из состава бригады под командованием к-на Подчашинского, и 218 человек личного состава 120-го и 72-го дивизионов береговой артиллерии под командованием майора Моздалевского В.Ф.
В Туапсе личный состав бригады был загружен на борт ЛД «Харьков». Личный состав бригады был сведен в один батальон, командиром которого был назначен капитан Бузинов К. Г., НШ капитан Головин Л. П.
По прибытию в Севастополь, личный состав был вновь разделен на два батальона в одном 400 человек во втором около 900. Первый, направленный в 8-ю бригаду (две роты), возглавил Л.П.Головин, второй, приданный 7-й бригаде (так же две роты), возглавил капитан К. Подчашинский, ставший командиром 5-го батальона 7-й бригады. Остатки 9-й бригады были влиты в эти подразделения, и в бригаду не вернулись.
В ходе 2-го штурма, 8-я бригада морской пехоты понесла тяжелые потери, и ее остатки (всего около 150 человек), под командованием капитана Л.П.Головина были влиты в состав 5-го батальона 7-й бригады. Капитан Л. П. Головин стал начальником штаба 5-го батальона. После отражения 2-го штурма часть личного состава попала в состав десантных операций ЧФ. Так, к примеру, капитан Бузинов Г.К. погиб в составе Евпаторийского десанта.
Командованию 9-й бригады морской пехоты 25.11.41 г. была поставлена задача сформировать ее заново, на базе «высвободившегося» после потери Керчи, личного состава Керченской ВМБ, а так же личного состава и командиров ЧФ, выписанных из госпиталей. Из состава бойцов КВМБ были сформированы 1-й и 2-й батальоны бригады, численностью по 750 человек, без тяжелого вооружения.
6 декабря 1941г. от командования ЧФ был получен приказ, о сокращении численного состава 1-го и 2-го батальонов до 300 человек в каждом (10 ударных групп по 30 человек). «Высвободившийся» личный состав 9-й бригады, был передан в отдельный батальон морской пехоты Азовской флотилии и отдельный батальон морской пехоты Керченской ВМБ. Остальные были направлены в Севастополь
В 1-й (командир ст. л-т А.Ф.Айдинов, военком Л.Ф.Пономарев) и 2-й батальоны (ст. л-т А.М.Шерман, военком политрук Шойхетман) 9-й бригады морской пехоты были отобраны бойцы и командиры морской пехоты, имеющие хорошую физ. подготовку и состояние здоровья, принимавшие участие в боевых действиях в Одессе, Керчи, Севастополе.
С января по апрель 1942г. 9-я бригада морской пехоты формируется заново в Новороссийске, за счет личного состава ЧФ. Комплектование производилось, в основном, за счет «керчан» и «севастопольцев», выписанных из госпиталей (примерно 70% личного состава). В связи с затишьем в Севастополе, в апреле 1942г. поток «выздоравливающих» резко сократился. Полностью укомплектовать бригаду личным составом и вооружением в Новороссийске не удалось, в связи с чем, бригада переводится в Батуми, где доукомплектовывается за счет Батумского укрепрайона, который к тому времени, возглавил бывший командир 8-й бригады морпехоты 1-го формирования, полковник В.Л.Вильшанский.
По прибытию в Севастополь в 01 час 28.05.42 г. бригада поступила в распоряжение коменданта береговой обороны Севастополя, П. А. Моргунова. Стоит заметить, что к этому моменту, было завершено разделение функций внутри СОР, и комендант БО нес ответственность только за охрану береговой черты Севастопольской обороны от гипотетических десантов противника.
До 29.06.42 г. части бригады свои позиции удержали, однако в связи с тем, что командование СОР, прикрывая свою «эвакуацию» сняло с позиций 388-ю дивизию, а 7-я бригада морпехоты не удержала свои позиции, в оборонительной линии возникли бреши. Возникла угроза расчленения подразделений бригады и их окружения. 3-й батальон, вместе с минометчиками бригады оказался оттеснен и окружен в районе высоты Горная, и начал отход к Георгиевскому монастырю, где вместе с остатками 109-й дивизии был прижат к берегу моря. Остатки 4-го батальона оказались оттеснены к 7-й бригаде морской пехоты, и начали отход с ее остатками в район Максимовой дачи, дальнейшая судьба батальона неясна.
Остальные части бригады были вынуждены начать отход со скатов высоты Карагач. Остатки 1, 2 батальонов бригады и артдивизиона закрепились в районе развилки Ялтинского и Балаклавского шоссе, не имея соседей ни слева, ни справа. Дождавшись темноты остатки 1-го и 2-го батальонов, численностью около 200 человек, под командованием майор Никульшина начали отход к м. Херсонес. Штаб бригады отошел сначала к молочной ферме, затем на м. Херсонес.
Вот как описывает боевые действия 9-й бригады морской пехоты за этот день ее командир полковник Н. В. Благовещенский в своем отчете от 4-го июля 1942 года в Новороссийске:
«На рассвете 30 июня противник до полка с танками повел наступление вдоль северных скатов Карагачских высот, одновременно обходя левый фланг 4-го батальона в районе Хомутовой балки. Прорвавшись на фронте хутора Максимовича — вые. 101,6 противник повел наступление на рубеже вые. 114,4 и 113,7 с северного направления, зайдя в тыл 2-го батальона, расположенного вдоль Балаклавского шоссе. 2-й батальон, вырываясь из окружения, с боем начал отход на юго-запад к 109-й стрелковой дивизии. С 08.00 связь со всеми батальонами проводная и по радио была потеряна. Оба батальона понесли огромные потери и начали отход в направлении Юхариной балки. К 11.00 противник передовыми частями стал подходить к рубежу Кальфа.
Поддерживающий бригаду 953-й артполк расстрелял пехоту и танки противника и в связи с отсутствием боеприпасов подрывал матчасть. В 13.00 мой КП, находившийся в штольне Юхариной балки, был обойден с двух сторон. Не имея прикрытия, отошел к Молочной ферме. Связь между батальонами не была восстановлена, и только в 22.00 в районе 35-й береговой батареи мною была обнаружена группа командира батальона т. Никульшина.»
Командование бригады было оставлено в распоряжении командира 109 СД П. Г. Новикова. Командир бригады эвакуировался на катере «МО-140» в Новороссийск. Полковой комиссар Покачалов попал в плен, но бежал, и перешел линию фронта под Ростовом в марте 1943 года. Майор Никульшин с 11-ю бойцами на 6 весельном яле пересек Черное море, и вышел к турецким берегам. Судьба остальных командиров батальонов неизвестна.
Последний штрих из документов противника: 22 июля 1942 года через 19 дней после "оставления" Севастополя 2 офицера из 9-й бригады, вступили в бой с противником у д. Мамашай (Орловка).
См. здесь же, в тексте,: описан боевой путь 8-й бригады морской пехоты. Размещены схемы-планы дислокации батарей бригады. Подробнее см. источник: https://dzen.ru/a/YKfHAldFXSPKyMtO