http://www.penzahroniki.ru/index.php/sp … 21-02-1938
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Николаевич
(17.08.1885 — 21.02.1938)
Один из первых русских военных лётчиков, Георгиевский кавалер.
Родился в Пензе в семье полковника Николая Ивановича и Капитолины Ивановны Данилевских.
Отец в чине подпоручика служил адъютантом 4-го батальона 160-го Абхазского полка под командованием будущего генерал-лейтенанта Араблинского Балакиши Алибек оглы (1828–1902). В 1878-1887 гг. полк был расквартирован в Пензе.
Н. Н. Данилевский в 1902 г. окончил Воронежский кадетский корпус, в 1905 г. выпущен из Павловского военного училища по первому разряду и первой категории.
С этого времени он всецело посвятил себя воздухоплаванию и авиации: учился в Варшавском крепостном воздухоплавательном отделении, в 1907 г. окончил офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка в Петербурге также по первому разряду, а в 1911 г. стал выпускником Гатчинской авиашколы. В ноябре 1911 г. начинающего авиатора направляют в авиационный отдел школы инструктором для подготовки новичков. Осенью 1914 г., не достигший 30-летия Н. Н. Данилевский получает под своё руководство лётную часть Гатчинской военной авиационной школы. Сестра авиатора, учительница математики в Бобруйске Лидия Николаевна Данилевская, писала:
«Из-под крыла Николая Николаевича Данилевского вылетели такие соколы, как Водопьянов, Слепнёв, Бабушкин, Фарих...».
В 1916 г. Н. Н. Данилевского направляют на фронт в качестве помощника командира авиадивизиона Западного фронта. За проявленное мужество и отличие при выполнении разведывательных заданий он был награждён двумя орденами — Св. Анны 2-й ст. с мечами и Св. Станислава 2-й ст., а также золотым Георгиевским оружием. Первая мировая война плавно перешла в революционную бурю 1917 г., а на смену бури пришла Гражданская война. И во всех этих событиях Николаю Николаевичу пришлось быть активным действующим лицом.
В 1920-х–1930-х гг. он служил техническим инспектором в соединениях Воздушного флота и гражданской авиации. В 1923 г. командир дивизии Н. Н. Данилевский с военной службы перешёл в гражданскую авиацию, создавая новые воздушные маршруты, в том числе для перелёта шести советских самолетов по маршруту Москва — Пекин. В 1932 г. Николай Николаевич возглавил эксплуатационный техотдел лётного управления «Госаэрогеодезия». В марте 1933 г. он был арестован, хотя у белых никогда не служил. Никакие прежние заслуги и его применимость к нуждам авиации тех лет не остановили власть от репрессивных мер против талантливого авиатора. Данилевскому, помимо прочего, было предъявлено обвинение в «нанесении оскорбления Герою Советского Союза, депутату Верховного Совета СССР тов. Водопьянову». Даже в выписке из протокола заседания тройки УНКВД от 16 февраля 1938 г., приговорившей одного из первых летчиков страны к расстрелу, повторяется то же абсурдное обвинение. По воспоминаниям его сестры Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Михаил Васильевич Водопьянов говорил:
«Если бы не Н. Н. Данилевский, я бы не только Героем Советского Союза, но и лётчиком не стал бы».
В самом деле, Водопьянова, как сына кулака, в авиацию не брали, но хлопоты Данилевского сняли все барьеры, и Водопьянов попал в авиашколу. Воспитанником Данилевского был и пятый Герой Советского Союза, полковник Маврикий Трофимович Слепнев.
Свои «Воспоминания военного лётчика» Н. Н. Данилевский закончил словами:
«Нас осталось мало, иные разбились, кости иных покоятся на полях всемирной войны, иные, по воле судьбы, далеко от нас. Но всё же хочется надеяться и думать, что тот дух и традиции, которые одушевляли нас в своё время, не пропали.
На смену нам пришло новое поколение, выросла могучая семья молодых лётчиков, и остаётся только пожелать, чтобы нравственная связь между нами и новыми свежими силам прерывалась».
________________________________________
Источник: Тюстин, А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия. Славу Пензы умножившие. [В 3 т.]. Т. 1 (А-Л).: [биогр. слов.] / Тюстин А. В., Шишкин И. С. — Пенза : б. и., 2012. – 208 с.: портр.— с. 104-105.
Данилевский Николай Николаевич
Даты жизни: 1885 - 21 февраля 1938Биография:
Родился в 1885 в Пензе (отец, офицер русской императорской армии). В 1905 — окончил Павловское военное училище, затем — Варшавское крепостное воздухоплавательное отделение, направлен в Петербургский учебный воздухоплавательный парк для обучения полетам на дирижаблях. В ноябре 1911 — окончил Авиационный отдел ОВШ, оставлен при школе инструктором и испытателем образцов новой авиационной техники. С ноября 1914 — начальник летной части Гатчинской военной авиационной школы, через год — руководитель по обучению полетам нижних чинов. С апреля 1916 — помощник командира одного из авиационных дивизионов Западного фронта в чине штабс-капитана, выполнил ряд боевых вылетов (награжден орденами). С ноября 1917 — старший инструктор, затем помощник начальника Гатчинской военной авиационной школы. Участник Гражданской войны, после эвакуации Гатчинской школы в Егорьевск, работал техническим инспектором авиации и воздухоплавания в Управлении Воздушного флота Петроградско-Ярославского округа. В конце 1920-х — проживал в Петушках Московской области, работал летчиком в гражданской авиации, с февраля 1931 — в аэрофотосъемке в треста "Аэрогеодезия". В марте 1933 — арестован, 7 июля 1933 — приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен в Белбалткомбинат, работал летчиком на трассе Кемь-Соловки. В 1934 — освобожден из лагеря, вернулся в Петушки, работал начальником метеостанции. 25 января 1938 — арестован, 16 февраля приговорен к ВМН, 21 февраля расстрелян на Бутовском полигоне.Чины:
на 1 января 1909г. - Варшавское крепостное воздухоплавательное отделение, поручик
http://kraeved-gatchina.de/data/documen … YNE-43.pdf
ГАТЧИНСКИЕ ОФИЦЕРЫ – ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ДАНИЛЕВСКИЙ (1885 – 1938)
Весной 1911 года в доме Шапошниковой (№ 18) на улице Люцевской (Чкалова) в Гатчине поселился молодой штабс-капитан. Вскоре многие жители улицы узнали, что этого симпатичного, серьѐзного офицера зовут Николаем Николаевичем Данилевским и в Гатчине он учится полѐтам на летательных аппаратах.
Дом № 18 на улице Чкалова (Люцевской). Фото конца 1990-х годов
7 лет Данилевский жил в нашем городе, стал одним из первых выпускников местной Авиационной школы, позднее был в руководстве Воздушного флота Советской России. Почему же в нынешней Гатчине так мало
знают о нѐм? Ответ прост: Данилевский – один из тех, кого безвинно репрессировали в 1930-е годы. И хотя в 1955 году его полностью реабилитировали, но необходимо восстановить в Гатчине память об этом замечательном человеке и лѐтчике. Николай родился в Пензе в семье полковника Николая Ивановича Данилевского и его жены Капитолины Ивановны. В 11-летнем возрасте Николай стал воспитанником Воронежского кадетского корпуса. Затем учился в Павловском военном училище Петербурга. Став в 1905 году офицером, Николай выбрал профессию воздухоплавателя и отправился в Варшавское крепостное воздухоплавательное отделение. Затем, уже в Петербургском воздухоплавательном парке, учился полѐтам на дирижабле. В это время в России начала зарождаться авиация, и Николай попросил направить его для обучения полѐтам. Так он оказался в Гатчине, где в ноябре 1911 года стал одним из первых русских лѐтчиков. Способного и умелого офицера оставили при Авиашколе в качестве инструктора. Но не только обучением молодых летунов занимался Данилевский, он ещѐ успевал участвовать в испытаниях новой техники. Так, летом 1912 года Николай испытывал первый отечественный парашют, а в 1913 году доказал, что с летящего самолѐта можно стрелять из пулемѐта. Жаль, что Военное ведомство не обратило на это внимание и русские военные лѐтчики начали Германскую войну, вооружѐнные лишь револьверами. Обучая полѐтам молодых авиаторов, Данилевский не забывал и об их нравственном и культурном воспитании. Будучи сам весьма начитанным, он поощрял интерес своих воспитанников к чтению. Стараниями Данилевского в Авиашколе был сформирован солдатский оркестр народных инструментов. На снимке ниже: Н.Н. Данилевский сидит в центре.
Началась Великая война. Данилевский рвался на фронт. Но опытные и умелые лѐтчики нужны были и в тылу. В ноябре 1914 Николая назначили начальником лѐтной части Авиашколы.
Наступил октябрь 1917 года. Фронт был ликвидирован. В ноябре 1917 года Данилевский возвратился в Гатчину и снова приступил к работе в Авиашколе. Солдаты выбрали его в Комитет школы. Теперь Данилевский – старший инструктор, а затем – помощник начальника Школы. В ноябре 1918 Николая назначили командиром Гатчинской авиашколы вместо перешедшего на сторону белых капитана Д.А. Борейко. Но в те страшные годы судьба людей могла измениться в одно мгновение! Так было и на этот раз: не прошло и трѐх дней с момента принятия Данилевским командования, как его арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. На счастье, этот первый арест длился недолго и вскоре Данилевского не только освободили, но и назначили техническим инспектором авиации и воздухоплавания в Управлении Воздушного флота Петроградско-Ярославского военного округа. В начале 1919 Управление переехало в Иваново-Вознесенск, затем в Ярославль, где в конце года его расформировали. Н. Н. Данилевский был назначен помощником начальника 3-го авиапарка в Витебске. В 1920 Николая назначили начальником аэростанции Лѐтного отдела Главвоздухфлота. В 1923 году Николай перешѐл в Гражданскую авиацию. С февраля 1931 года Данилевский начал заниматься перспективным направлением в авиации – аэрофотосъѐмкой. Некоторые молодые лѐтчики, ученики и воспитанники Данилевского, стали известны всей стране. Достаточно назвать имена М.В. Водопьянова, М.Т. Слепнѐва, М.С. Бабушкина. Интересно, что Водопьянов начинал свою карьеру в авиации, работая в 1920-х годах мотористом у Данилевского.
Н.Н. Данилевский. Гатчина, 1912 год
В марте 1933 года Данилевского арестовали прямо на службе. Вместе с ним арестовали и его подчинѐнных, в т. ч. старшего пилота К.К. Арцеулова, на заре русской военной авиации тоже летавшего в Гатчине и жившего, кстати, тоже на Люцевской улице. И снова, как и при первом аресте, Данилевскому повезло: получив три года лагерей, он провѐл в них лишь один год. Николай работал в Кемьлаге на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Работать плохо Данилевский не умел: несмотря на тяжелейшие условия, он, работая метеорологом, даже стал в лагере ударником труда. Каждую неделю Николай писал письма жене, актрисе Московского передвижного украинского театра Александре Матвеевне, урождѐнной Чуенко. Она, в свою очередь, вместе с детьми навещала мужа на Севере.
Н.Н. Данилевский с женой и детьми. Середина 1930-х
После досрочного освобождения Данилевскому не разрешили селиться ближе, чем в 100 километрах от Москвы. Он поселился в посѐлке Шилово Рязанской области и стал работать на метеостанции. В марте 1937 года Николай перебрался поближе к Москве, на станцию Петушки. Здесь его и арестовали 25 января 1938 года по обвинению в контрреволюционной агитации. И хотя бывшие воспитанники Данилевского – Водопьянов и Слепнѐв – пытались добиться его освобождения, но результатов это не дало. 21 февраля того же года Данилевского расстреляли. А его жене более двух лет не сообщали об этом. Один из первых русских лѐтчиков, житель Гатчины Николай Николаевич Данилевский в своих «Воспоминаниях военного лѐтчика» написал о коллегах по профессии:
«Нас осталось мало, иные разбились, кости иных покоятся на полях всемирной войны, иные, по воле судьбы, далеко от нас. Но всё же хочется надеяться и думать, что тот дух и традиции, которые одушевляли нас в своё время, не пропали. На смену нам пришло новое поколение, выросла могучая семья молодых лётчиков, и остаётся только пожелать, чтобы нравственная связь между нами и новыми свежими силами никогда бы не прерывалась».
Владислав Кислов
http://www.gorod.gatchina.biz/dll_9101702
Данилевский Николай Николаевич
(1885-1939)
Данилевский Н.Н. родился в 1885 г. в городе Пензе в семье офицера. В 1905 г. после окончания Павловского военного училища его направляют в Варшавское крепостное воздухоплавательное отделение.
Когда русская армия начала оснащаться дирижаблями, Данилевского посылают в Петербургский учебный воздухоплавательный парк для обучения полетам на них. Но Данилевского привлекает перспективная отрасль воздушных сообщений – авиация. Когда ему стало известно, что в Гатчине будет оборудован аэродром и начнется подготовка военных летчиков, он попросил направить его в авиацию.
В 1911 г., после сдачи испытаний на звание военного летчика, Данилевского назначают инструктором в авиационный отдел, а после образования Гатчинской военно-авиационной школы – командиром строевой роты.
В годы первой мировой войны в качестве командира авиационного дивизиона он участвует в боевых действиях на Западном фронте. Октябрьскую революцию Н. Данилевский встретил на фронте. В начале декабря 1917 г. он прибыл в Гатчинскую авиашколу, был избран в школьный комитет и исполнял обязанности помощника начальника авиашколы до марта 1918 г.
После эвакуации школы в Егорьевск его оставляют техническим инспектором авиации и воздухоплавания в Управлении Воздушного Флота Петроградско-Ярославского округа.
В начале 20-х гг. начинает создаваться гражданская авиация. С 1923 г. Н. Данилевский возглавляет Совет по гражданской авиации. Авторитет его как авиаспециалиста был очень высок.
Жизнь Н.Н. Данилевского трагически оборвалась в 1939 г.Николаев В. Из племени русских икаров. – Гатчинская правда. – 1980. – 15 марта. – c. 3.
Николаев В. Крылья крепли в Гатчине. – Гатчинская правда. – 1981. – 21-27 ноября. – c. 3.
Николаев В. Из когорты крылатых. – Гатчинская правда. – 1986. – 26 марта. – c. 3.