Подвиг пензенского летчика Константина Анохина обрел бессмертие на белорусской земле
11.03.2015 11:11
В деревне Крайцы Лепельского района Витебской области Белоруссии стоит обелиск. Он увековечивает память о пензенском летчике Константине Анохине. Бойце, который погиб спустя 15 дней после начала Великой Отечественной войны, идя на таран танковой колонны врага. За это он был удостоен звания Героя Советского Союза.
Константин Ефремович Анохин родился 1 июня 1913 года в деревне Покровка ныне Никольского района Пензенской области в крестьянской семье. Окончил школу ФЗУ, работал слесарем, заведующим технической библиотекой на станции «Рузаевка» Мордовской АССР.
В Красной Армии с 1936 года. В 1938 году окончил Оренбургское военное авиационное училище летчиков. Член ВКП(б) с 1939 года. С началом Великой Отечественной войны ушел на фронт. Был командиром звена 170-го истребительного авиационного полка.
Подвиг
Командир звена 170-го истребительного авиационного полка (23-я смешанная авиационная дивизия, Западный фронт) лейтенант Константин Анохин 6 июля 1941 года вылетел по тревоге на самолете «Як-1», и вступил в воздушный бой с пятью вражескими бомбардировщиками.
Уничтожил один из бомбардировщиков противника, он сам был подбит. Свою горящую краснозвездную крылатую машину лейтенант Анохин направил на вражескую танковую колонну в районе села Зубово Оршанского района Витебской области Белоруссии.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Анохину Константину Ефремовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награжден орденом Ленина.
Потомки отблагодарили Героя за его подвиг. Помимо обелиска в деревне Крайцы, в селе Зубово в Белоруссии, где похоронен Константин Анохин, установлен бюст Героя.
Кроме того, в белорусской советской энциклопедии под названием «Навечно в сердце народном» имеется краткая биография и фотография Константина Анохина.
В городе Никольске также установлен памятник Анохину — бюст на мемориальном комплексе воинам-никольчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Мемориал расположен на центральной площади города.
В городе Никольске и селе Покровка Никольского района Пензенской области имя Героя носят улицы.
Жизнь и подвиг Героя увековечен и в очерке пензенского журналиста. В проекте телеканала «Россия 1. Пенза», посвященном Героям-пензенцам, предлагаем познакомиться с ним.
Бессмертие
Шел пятнадцатый день Великой Отечественной войны советского народа против гитлеровской Германии...
Сейчас, когда история отодвинула события на целых три с половиной десятка лет, мы говорим об этом как-то просто и обыденно. Но кому довелось в то грозное время быть на передовой линии фронта, лицом к лицу с врагом, кто вырывался из котлов вражеских окружений, кто чудом выжил на страшных дорогах отступлений, выстоял, а затем громил врага в невиданных по своему ожесточению боях и сражениях, тот знает и помнит, что стоил каждый такой день нашей Родине, армии.
Уже к началу июля сорок первого года немецко-фашистские полчища продвинулись в Прибалтике, Белоруссии и на Украине на триста-пятьсот и более километров. Горели разбомбленные города и села. Немецкие танковые клинья врезались в наши оборонительные рубежи, рассекая их и обходя с флангов. Они угрожали Москве, Ленинграду, Смоленску, Киеву. Изматывая врага в кровопролитных боях, наши войска вынуждены были отступать вглубь родной страны.
Дорогой ценой платили гитлеровцы за свой успех. Потери, понесенные врагом, не шли ни в какое сравнение с его потерями в Западной Европе.
Великая партия большевиков, созданная и выпестованная В.И. Лениным, нашла в себе достаточно сил и умения, чтобы преодолеть неудачи начала войны и мобилизовать советских людей на организованный отпор немецко-фашистским оккупантам.
Обстановка сложилась так, что Красной Армии пришлось в начальный период войны вести оборонительные бои и набирать необходимый опыт в ведении обороны против сильного врага в условиях ожесточеннейших схваток с ним. Такие бои развернулись, в частности, на восточном берегу Березины, в районе белорусского города Борисова. Здесь противник намного превосходил наши наземные силы, а его авиация почти безраздельно господствовала в воздухе. Но именно здесь, в неимоверно тяжелых, неравных боях, разнеслась по всему фронту слава о летчиках 170-го истребительного авиаполка. Именно здесь лучший из них — наш земляк Константин Ефимович Анохин, уроженец села Покровки Никольского района, совершил свой бессмертный подвиг и стал первым в этом полку Героем Советского Союза.
* * *
Правильно говорят, что не война делает солдата отважным, а вся его жизнь — с той самой, пожалуй, поры, как только он встает на ноги. Однако именно на войне, где, как никогда и нигде более, обостряются все человеческие чувства, где мерилом всего и всех является неукоснительный долг перед Родиной и верность военной присяге, там, на войне, особенно зримо раскрывается «натура» каждого человека.
Немецко-фашистская агрессия застала лейтенанта Анохина в должности командира звена истребителей, и с первых же военных дней молодому летчику пришлось вступить в единоборство с гитлеровскими стервятниками. Еще на пути к фронтовому аэродрому он совершил свой первый подвиг, который почему-то не отмечен в официальных документах архива Министерства обороны СССР. О нем рассказали много позже оставшиеся в живых боевые друзья Анохина. А было это так.
На четвертый день войны, 25 июня 1941 года, 170-й истребительный авиационный полк, в котором служил наш земляк, погрузился на станции Сещенская Орловской области на железнодорожные платформы и направился в Белоруссию. В районе города Орши эшелон был обнаружен немецким «юнкерсом». Пикируя, бомбардировщик сбросил первую серию бомб, но, по счастью, мимо цели. А на платформах, кроме авиационной техники, находились также боеприпасы. Одно-единственное попадание могло поднять на воздух весь эшелон.
Анохин бросился к зенитному пулемету.
О чем думал в ту минуту, он, пожалуй, не вспомнил бы и сам. Словно стальная пружина толкнула его на платформу. И вот прижались к теплым гашеткам пулемета пальцы. Одна очередь, вторая, третья... Приблизила, накрыла и вновь унеслась зловещая, молниеносная тень вражеского самолета. И вдруг — громкое «ура!» всего эшелона: фашистский стервятник задымился, повернул на запад, но через какой-то миг взорвался и рухнул на землю...
Таким, неожиданным для самого Константина, оказалось его боевое крещение. Личный счет сбитым вражеским самолетам он открыл еще на пути к фронту, не поднимая своего звездокрылого «ястребка» в небо.
А потом начались фронтовые будни. Три, четыре, а то и пять боевых вылетов за день — много ли это? Наверное, только сами военные летчики могут оценить такое поистине неимоверное напряжение. И мужество. И отвагу. И дерзость, с какой рвался в воздушный бой наш земляк и за которую командир полка как-то любовно назвал его «Пензенский сокол».
А друзья почему-то вспоминали другое: в короткие передышки между боями Константин, обычно сдержанный и немногословный, вдруг словно «раскрывался». Он начинал рассказывать о родном, горячо любимом Пензенском крае, о безбрежных присурских лесах Никольщины, где затерялось в стороне от больших дорог его родное сельцо Покровка. О Никольских мастерах алмазной грани, искусством которых славен старинный завод «Красный гигант». О том, как ему, девятнадцатилетнему комсомольцу, парторганизация паровозоремонтного депо Рузаевка, где он работал по окончании школы ФЗО, доверила организацию колхоза. А потом, когда встал вопрос, кого послать в военно-авиационное училище, деповская комсомолия единодушно решила: Костю Анохина!
Нет, это была не простая потребность «выговориться», которая так присуща людям в трудной фронтовой обстановке. И конечно же, не бахвальство. Он просто вспоминал все, что было дорого, из своей молодой жизни. Он никогда не искал в ней легких дорог.
Рос и мужал вместе со страной, которая по-богатырски расправляла плечи, строя социализм. Его крепкие, по-крестьянски мозолистые и с детства привычные к труду руки уверенно держали штурвал самолета в часы учебных полетов. И после каждого инструктор-лейтенант одобрительно кивал головой: «Будет толк из парня». Константин прикрепил кнопками над своей койкой фотографии Чкалова, Коккинаки, Громова и во всем старался походить на этих прославленных советских асов. Было ему тогда двадцать шесть лет — возраст, когда зрелость еще впереди, но характер, вобрав в себя пережитое, уже сложился. И главным в характере Анохина была огромная, беззаветная любовь к Родине, любовь человека и коммуниста, помноженная на безмерную ненависть к врагу, нарушившему мирную жизнь его народа.
— Как я их ненавижу, этих фашистов. Как хочу бить их, уничтожать, чтобы не топтали они нашу прекрасную землю! — не раз вырывалось у Константина в кругу однополчан.
А однажды, словно отвечая своим самым заветным думам, добавил почти словами своего любимого писателя Николая Островского:
— Самое дорогое у человека — жизнь. Она дается ему только один раз. Значит, прожить ее нужно так, чтобы остался след твоей жизни и на земле, и в воздухе, и в памяти людей. Нужно будет — отдам за это даже жизнь!
Это звучало клятвой.
* * *
Четвертого июля лейтенант Анохин сопровождал своим звеном наши бомбардировщики в район города Борисова. Осколками зенитных снарядов у его «ястребка» было пробито в нескольких местах хвостовое оперение. Но Константин все же выполнил задание и благополучно возвратился на свой аэродром.
Через три часа — новый вылет, потом еще два. Отремонтированный умелыми руками аэродромных «технарей» «ястребок» был надежен и послушен пилоту.
— Недаром говорят, что за битого двух небитых дают,— шутил Анохин, любовно похлопывая по плоскости самолета. — Ничего, брат, еще как повоюем!
Он снова и снова взмывал в слепящую солнцем синеву неба, удачно провел несколько воздушных боев, но из последнего не вернулся...
Это случилось 6 июля, на пятнадцатый день войны, в Оршанском районе Витебской области. Фашистские стервятники собирались бомбить деревню Зубово. И тогда навстречу пяти «юнкерсам» вылетел его краснозвездный «Як».
Силы были неравными, но отважный сокол решительно атаковал. Вот врезался в землю первый подбитый бомбардировщик, за вторым потянулся густой шлейф дыма, и «юнкерс», отвернув от своих, потянулся на запад. Но вспыхнула и машина Анохина...
В ту минуту к деревне подходила немецкая танковая колонна. Заметил ее задыхающийся в дыму летчик-коммунист и, возможно, вспомнил тогда свою клятву. Наверное! Потому что жители деревни Зубово увидели, как пылающий советский самолет нацелился прямо в передние машины колонны...
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года за такое самопожертвование в бою лейтенант Анохин Константин Ефимович был посмертно удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
Далеко от родной пензенщины, на братской белорусской земле, оставил последний, навеки немеркнущий след своей жизни наш земляк. Там, в деревне Зубово, от которой отвел он страшный бомбовый удар и которую защищал до последнего дыхания, люди похоронили останки героя с воинскими почестями.
Мне довелось побывать в этой деревне осенью 1968 года, когда по ходатайству юных краеведов оршанской средней школы и жителей деревни Зубово там был открыт памятник отважному соколу. Среди присутствовавших на торжественном митинге была и жена К.Е. Анохина — Анна Михайловна. Она рассказала, что в годы Великой Отечественной войны на защиту Родины встали почти все члены их дружной семьи. Сестра Константина Ефимовича — Агриппина — была младшим сержантом батальона ВНОС, другая сестра — Татьяна — служила медсестрой в госпитале, а сама Анна Михайловна после гибели мужа добровольно ушла на фронт связисткой и пробыла в действующей армии до самого последнего дня войны.
В тот ясный сентябрьский день, когда проходил митинг, уже звенел на ветру цветной листопад, а небо было таким же солнечным и синим, как в день последнего боя лейтенанта Анохина. И люди, вспоминая прошлое, шли к установленному на постаменте бюсту героя, чтобы поклониться ему. Шли благодарные жители деревни Зубово, представители общественности Витебска, соседних городов и сел. Шли юные следопыты и учителя Оршанской средней школы, так много сделавшие для того, чтобы подвиг летчика не был забыт. Они писали потом родным лейтенанта Анохина, что место, где стоит его памятник-бюст, стало для них священным, около него зубовские и оршанские пионеры часто проводят свои торжественные сборы и линейки.
А в канун пятидесятилетия образования СССР решением Оршанского Совета депутатов трудящихся имя Константина Ефимовича Анохина было навечно записано в районную Книгу народной славы.
Подвиг нашего земляка-героя обрел бессмертие.
Б. Бурлаков
(«Герои и подвиги» (Сборник очерков), Саратов, Приволжское книжное издательство, 1976 год)
При составлении биографических данных о Героях Советского Союза были использованы архивные материалы и сведения из Интернета.
См. :
1. ГТРК "Пенза" / Подвиг пензенского летчика Константина Анохина обрел бессмертие на белорусской земле
http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=299903&cid=7
2. ЩИТ ОТЕЧЕСТВА
http://pravoslavie58region.ru/index.php … 3-2015.htm