Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Загайнов Анатолий Ильич

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Донесения послевоенного периода 16.06.1947 ок бел. во https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=75122185 :
ID 75122185
Фамилия Загайнов
Имя Анатолий
Отчество Ильич
Воинское звание капитан
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.__.1942
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 594259
Номер дела источника информации 30.

Информация о военнопленном https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=84874357 :
ID 84874357
Фамилия Загайнов
Имя Анатолий
Дата пленения Не позднее 25.12.1943
Лагерь лагерь Грена, Бернбург
Судьба попал в плен
Воинское звание капитан
Название источника донесения РГВА
Номер фонда источника информации 500
Номер описи источника информации 4
Номер дела источника информации 364.
Доп. информация из документа:

Информация о военнопленном https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=84874169 :
ID 84874169
Фамилия Загайнов
Имя Анатолий
Дата рождения/Возраст 31.12.1913
Место рождения Пензенская обл.
Дата пленения Не позднее 25.12.1943
Лагерь лагерь Грена
Лагерный номер 1182
Судьба сбежал из плена
Воинское звание капитан
Название источника донесения РГВА
Номер фонда источника информации 500
Номер описи источника информации 4
Номер дела источника информации 364.

http://uploads.ru/t/n/0/f/n0f3C.png
Медаль "За отвагу" http://www.podvig-naroda.ru/?#id=103721 … ilManAward :
Загаинов Анатолий Ильич 1913г.р. -(в наградном листе Загайнов прим. С.К.Г.)
Звание: ст. лейтенант
Место рождения: Пензенская обл., г. Пенза
Номер записи: 1265178995
в РККА с 1935 года Место призыва: Кизеловский РВК, Молотовская обл., г. Кизел
Место службы: 9 гв. сд ЗапФ
Дата подвига: 25.11.1941
№ записи: 10372181
Фронтовой Приказ №: 44 От: 17.01.1942
Издан: ВС Западного фронта
Архив: ЦАМО
Фонд: 33
Опись: 682524
Единица хранения: 245
№ записи 10371982.

http://uploads.ru/t/v/c/d/vcdWo.png
Орден Отечественной войны II степени http://www.podvig-naroda.ru/?#id=151213 … ailManUbil :
Загайнов Анатолий Ильич 1913г.р.
Год рождения: __.__.1913
Место рождения: Пензенская обл., г. Пенза
№ наградного документа: 84
Дата наградного документа: 06.04.1985
Номер записи: 1512135883.

Спецпроект «История Победы»  Анатолий Загайнов.

http://sg.uploads.ru/t/38LpE.jpg
На фото - наш дед и прадед Загайнов Анатолий Ильич (1913-1988). В 1936 году, по окончании Казанского военно-инженерного училища, он был направлен на Дальний Восток в звании лейтенанта. Там его застало начало Великой Отечественной войны; сразу же он отправился на фронт и был зачислен в инженерные войска. Основным назначением инженерных войск является инженерное обеспечение боевых действий. А оно организовывалось и осуществлялось с целью создания войскам необходимых условий для своевременного и скрытного выдвижения, развертывания, маневра, успешного выполнения ими боевых задач, повышения защиты войск и объектов от всех видов поражения, для нанесения противнику потерь, для затруднения действий противника. По сути, это войска переднего края. Так вот действуя в составе инженерных войск, прадед проявил себя как грамотный стратег, практичный командир и к 1943 году дослужился до капитана. Принимал участие в битве за Москву (30 сентября 1941 — 20 апреля 1942), переправе через Днепр (26 августа — 23 декабря 1943) и Восточно-Померанской операции (10 февраля - 4 апреля 1945).
  За годы военных действий прадед выказал себя доблестным офицером и был удостоен ордена Красной Звезды(за Московскую битву), ордена Боевого Красного Знамени (за Днепровскую переправу), медалей «За отвагу» (в Московской битве, Днепровской переправе и Померанской операции), «За победу над Германией».
  В Восточной Померании в боях за оксхефтский плацдарм подразделение капитана Загайнова попало в окружение. Недолгое время прадед находился в плену, познав на собственном опыте тяготы и лишения советского военнопленного. Всю свою боль он выразил в пронзительнейших стихах, которые сочинил в лагере:

И мама родная не знает,
Что сын ее бедный в плену,
Надеясь вернуться достойно,
Геройски продолжить войну.

  Вместе с Восточной Померанией были освобождены и советские военнопленные. По реалиям того времени, прадед не имел права участвовать в дальнейших боевых действиях, а кроме того, подлежал скорому суду как «изменник». Однако положение спас начдив-генерал: принял прадеда к себе в адъютанты (тоже, кстати, одна из черт того времени: нередко командиры корпусов «прятали» от расправы Политуправления разумных, бывалых, стратегически мыслящих офицеров). В статусе адъютанта прадед дошел до Берлина.
И тем не менее, послевоенная жизнь прошла в отягощении бременем былого. Прадед, светлейшая голова, был вынужден всегда держаться «в тени», никогда не претендуя на первые должности, которых был, несомненно, достоин, но для которых требовалась кристально-чистая в политическом и идеологическом смыслах биография. Прадед же не мог похвастаться ни «правильным» социальным происхождением, ни «безгрешным» прошлым. Однако он не утратил бодрости духа, оптимизма, всегда был душой компании; его обожали коллеги и, конечно, домочадцы. К сожалению, он не так уж много рассказывал о своем боевом прошлом - оберегая детей и внуков, опасаясь «испортить им жизнь своими грехами». Но нам всем очень отрадно, что прадед был в нашей жизни… Светлая тебе память, брат, муж, отец, дед и прадед Анатолий!
Историю Анатолия Ильича Загайнова прислала его правнучка Дарья Ломизова.

Источник: https://www.penzainform.ru/felicitation … ajnov.html

Отредактировано Стрельцов К.Г. (2019-11-15 17:49:52)

+1

2

sgvavia.ru›_fr/14/___336--.doc
Борис Николаевич Великосельцев. Воспоминания военнопленного шталага 336. (отрывок воспоминаний, речь идет о подготовке побега из офицерского лагеря 336/Z Кальвария в Литве).

Крылов сообщил мне, что некоторые сведения о тех, что особо активно сотрудничал с немцами, к нему попали, как к переводчику, и он передал их для хранения капитану Анатолию Загайнову, работающему в пищеблоке, а Загайнов уложил бумаги в бутылку и закопал в условном месте. Капитан Загайнов Анатолий Ильич был жителем Хабаровска, он неплохо писал стихи и являлся многих слов для лагерных песен, в которых фигурировали лица из числа комендатуры. В его поэзии часто встречались и мало пристойности, но в лагере дам не было. В мою обязанность входило готовить «строевую записку», в которой по-батальонно перечислялось – убыло (куда), прибыло(откуда) , в строю, а также общий итог. По этой записке (следовательно?) рапортует дежурному немецкой комендатуры и передаёт ему эту записку, а дневальный считает военнопленных, построенных по десять человек в ряду. Практически все помещения, как внутри лагеря, так и внешние проходили через меня и командиры батальонов и рот ежедневно сообщали мне о положении в их личном составе. Анатолий Загайнов наладил добычу хлеба и зарядок для коптилок. Он передавал их мне, а я санитару Епифанову, который укладывал добычу в свою санитарную сумку и транспортировал в госпиталь «землекопам». Для добычи горючего Загайнову пришлось привлечь Александра Крикуна – кладовщика. Крикун - москвич, до войны он работал в группе стратонавтов, участвовал в подъёмах в стратосферу, и имя его было известно в среде авиаработников, да и пресса не обходила его молчанием. Я познакомился с Крикуном, и он произвёл очень хорошее впечатление, прямотой, открытостью и честностью взгляда.<...>
Артисты [из числа заключенных- МАШ] давали свои концерты два-три раза в месяц или на улице или в помещении на воздвигнутой ими же сцене.
Немцы не вмешивались в содержание репертуара, лишь однажды комендант привел на концерт каких-то высокопоставленных типов и после того как хор и музыканты исполнили им «Три танкиста» он заметил, все же японцы — наши союзники, это все надо учитывать!», но на этом все и закончилось. Музыканты выделили группу для джаза и наименовали ее «Хитрый джаз». Свое выступление они начинали словами Загайнова:
«Разрешите в добрый час, ну а как же!
Вам представить «Хитрый джаз». Ну а как же!
Хоть талантов нет у нас, Ну а как же!
Вы увидите сейчас … что,
Много у нас диковин
Каждый пятый Бетховен!
Музыканты и певцы.
<...>

Днем 30 октября 1943 года из Калварии наметили к отправке команду, в которую вошли «кухонная команда», «артисты», художники, в том числе и я. После обыска всю группу из блока 2 перевели во второй блок. Настало время использовать наш подкоп. Отправка была назначена на следующий день. Я подобрал группу для побега и через два часа после отбоя мы стали пробираться к комнате, от которой начинался ход. Оказалось, что госпиталь изолирован от нашей казармы. Пришлось возиться дверью, но когда мы добрались до нижней части комнаты, оказалось, что и она закрыта, при этом закрыта изнутри. Значит в ней кто-то закрылся и охраняет. Я начал переговоры. Оказалось, что главврач, предупрежденный Епифановым, поставил своего санитара на охрану, на наши уговоры санитар-охранник не ответил согласием, к тому же Савичев оказывается предупредил коменданта Кривошеева и сами бы мы применили агрессивность – они могли поднять шум и вызвать немецкую охрану. Правда – все они и Кривошеев и Савельев тоже попались бы в лапы немцам зная о существовании подкопа и не сообщили! Но побега они боялись еще больше. Я хотел предложить побег и этим «господам», но Кривошеев отказался, а Савельев спрятался.
Утром нас построили и повели к станции, железнодорожный вокзал находился в 4-х км от города. Теперь надо было думать о побеге из вагона. В первую же ночь в полу вагона нам удалось пропилить отверстие достаточное чтоб опуститься на шпалы, нужно было только выбрать момент, когда поезд замедляет ход: При прыжке было страшно, что рука – нога попадет под колесо. Я пошёл на прыжок одним из первых, все-таки парашютист. Надо сказать, что все, кто прыгнули первыми были наиболее удачливыми – оказалось, что  на последнем вагоне была площадка с часовым. Хорошо, что у часового была только винтовка, а не автомат, он заметил побег с большим опозданием, но стрельбу все же открыл. Я ушел от железной дороги в сторону Литвы. Вероятно побег был совершен на территории Польши, карты не было, направление определялось только по звездам и солнцу. Днем надо было прятаться и наблюдать, идити ночью. Начало ноября было прохладным, но сухим. Небо было безоблачным. Луна и леса потемнели. Стога служили нам укрытием от чужих глаз, а шли мы втроем – Загайнов, Н. Сереев и я. На четвертый день нашего марша, нас все же кто-то из местных жителей заметил и выдал полиции. Сеновал – сарай, где скрывались мы был окружен и нас забрали и привели в какой-то поселок что делать с нами было неясно. Калвария нас отправили в (?)... руки! На место назначения мы не прибыли, а состав откуда мы сбежали, уже был расформирован.
Все же было получено указание доставить нас в шталаг. XI A в г. Альтенграбов.

+1