В "Варианте "Омега" Олег Даль сыграл нашего земляка
Владимир ВЕРЖБОВСКИЙ
Очень немногие пензяки знают, что в фильме "Вариант "Омега" прототипом главного героя был наш земляк Борис Саломахин. Когда еще только писался сценарий, в Пензу зачастила съемочная группа, которую интересовало буквально все: разведшкола немцев, Целариус Шварц Хапласин, начальник школы Трусов и многое другое. И кто, как не Борис Александрович, проведший среди этих людей полтора года, мог в мельчайших подробностях рассказать о характерах и привычках известных нацистов.
...22 июня 1941 года Саломахин принял свой первый бой на границе, обороняя полученный рубеж с собранной из отступавших бойцов командой. Потом плен, семь дней без еды в вагоне до городка в Восточной Пруссии. В лагере Борис встретил своего знакомого по ОГПУ Тихонова. Стали держаться вместе. Когда немцы предложили вербовку, чекист посоветовал согласиться, сказав, что и сам пойдет на это. Два месяца фашисты проверяли доступными им способами отобранных людей. Все это время Тихонов молчал, и лишь когда спецконтингент переодели в красноармейскую форму, сообщил Борису Саломахину, что он разведчик, и дал пароль и явки к своим. Местом назначения "завербованных" стал город Лейце, разведшкола абвера № 3 на 350 военнопленных. Начались интенсивные занятия по 12 часов в день. Каждый из курсантов был предупрежден о неразглашении перед другими своего имени и биографии. Друг к другу обращались только по кличкам.
Через месяц начальник школы Вернер инспектировал стрельбы. Саломахин решил использовать свой шанс и попросил два пистолета. Все пули легли в центр мишени. На следующий день пензяка привезли в Таллинн к шефу разведбюро Целариусу. В тире Борис еще раз продемонстрировал "македонскую" стрельбу (с двух рук). Этому мастерству он научился еще подростком, когда работал в цирке. Фрегатен-капитан назначил Веселого (кличка Саломахина) преподавателем в школе. Таким образом, он стал иметь дело со всеми обучающимися группами и вновь встречаться с Тихоновым.
Однажды в Лейце из Финляндии привезли пленных моряков. Все увольнения сразу же были запрещены: немцы стали готовить операцию по захвату Кронштадтского рейда. Фашисты даже подобрали и оборудовали местность, похожую на объект нападения. Тренировки проходили ежедневно. Но сообщить об этом своим Саломахин не мог, а Тихонова к тому времени в школе уже не было. К счастью, операцию отменили. Веселого вызвал к себе Целариус и поставил задачу отобрать сто лучших агентов из трех школ для взрыва Шепелевского маяка. После отбора кадров Саломахина назначили руководителем операции. Когда все было готово, фрегатен-капитан приехал на показательные учения. По их итогам высокопоставленный немец вручил Борису Саломахину именные часы.
В день "Х" на десяти штурмботах диверсанты двинулись к маяку. Каких усилий стоило Веселому сорвать операцию, знает один Бог! Рискуя разоблачением, он все же поднял стрельбу. Выстрелы услышали наши. Взрыв маяка провалился. В Таллинне Саломахина сразу заковали в наручники, подвергли пыткам. Разведчик сумел выстоять - доказать его вину в гибели диверсантов не удалось. И все же его поместили в лагерь для военнопленных, на каторжные работы.
Когда с кадрами у немцев стало совсем плохо, Бориса вновь вернули в разведшколу. Новое задание - взять языка. Для этой цели фашисты бросили в бой батальон, чтобы отвлечь внимание советских войск от участка перехода линии фронта. Саломахин, шедший в составе группы, вновь открыл огонь, связав диверсантов боем. Чтобы остаться на нейтральной земле, он прикинулся мертвым, а когда группа отошла, пополз к своим. На допросе попросил отвести его к командиру полка, которому и сообщил пароль, данный еще Тихоновым. Через сутки из Ленинграда прислали самолет. Вернувшись к своим, наш земляк и не подозревал, что скоро вновь окажется в Таллинне. Ему изменили лицо, но риск быть узнанным все же оставался.
В феврале 1944 года Саломахина сбросили с парашютом под Таллинном. Но еще в воздухе его обстрелял летчик с "мессера". Обе ноги Бориса были прострелены, но кости оказались не задеты. Перевязав раны, разведчик выбрался на шоссе, доковылял до станции Сонда и встал в очередь за билетами. Увы, их продавали только обладателям зеленых пропусков, а у него пропуск был синий. Поэтому до Таллинна Саломахину пришлось добираться на попутке. Конспиративная квартира располагалась в полусотне метров от бюро Целариуса. Однажды Борис нос к носу столкнулся со своим бывшим шефом, но фрегатен-капитан "подопечного" не узнал.
Много ценных сведений передал разведчик нашему командованию. А когда советские войска подошли к городу, то Константинов (согласно новой легенде это была его фамилия) ушел на станцию Реула, где и дождался прихода красноармейцев. После войны Саломахин поселился в Пензе.
Знаменитый актер Олег Даль, играя роль советского разведчика, воплотил в этом образе черты характера нашего земляка. К сожалению, Борис Александрович не дожил до наших дней; сейчас о нем никто не вспоминает. Саломахин похоронен на одном из пензенских кладбищ.