БАТАЛЬОН ЕФРЕЙТОРА АРХАНГЕЛЬСКОЙ
В Блиновской семилетке педагоги Аннушку очень хвалили, на уроках зачитывали её сочинения. Как примерная ученица получала она даже подарки от школы: до сих пор памятны коробка цветных карандашей и шаль в цветочек. В те времена это было большой редкостью и радостью. Свои знания и способности девушка сумела применить позже, когда по сокращенной программе осваивала в тбилисской школе связи азбуку Морзе и работу с "ключом": на фронте передавать телеграммы открытым текстом было невозможно.
Приняв присягу в Грозном, Анна, как и многие каменские девчата, была направлена в действующую армию. Её стрелковая дивизия воевала на 2-м Украинском фронте в составе 476-го отдельного батальона связи. "Вся фронтовая жизнь моя была связана с аэродромами. Мы обслуживали истребители и штурмовики, принимая телеграммы-распоряжения и указания в связи с боевыми вылетами ЯК-5 и ИЛ-12", - уточняет Анна Аверьяновна.
"Аэродромы и железные дороги враг бомбил беспощадно. Сбросит бомбы самолет и на бреющем полете спускается чуть ли не до земли - из пулемета расстреливая всех, кого обнаружит. Так что смерть ждала нас на каждом шагу", - продолжает ефрейтор Архангельская и вспоминает, как однажды в Кировограде взрывной волной ударило её так сильно, что пришлось в санчасти две недели лечиться от глухоты.
В роте связи, где служила Анна, девушек было мало. Особенно тяжело слабому полу приходилось зимой: в землянках стыли, да и жили в них нечасто. "Зайдем в домик какой разволоханный, в уголке поставим нашу "морзяночку", а топить нечем. Скаты (колеса) старые жгли, а от них тепло-то какое, - машет рукой, - чад один". Женщины есть женщины. Хотелось телеграфисткам выглядеть аккуратно во что бы то ни стало. Приедут на место назначения, пока ребята налаживают связь, девчата ищут речку или хоть болото какое - чтобы голову помыть, гимнастерку постирать, подворотничок поменять.
А как гордились своими летчиками! Вот они, настоящие герои! "Сидят с нами, анекдоты рассказывают, весело. А полетели соколы наши… и сердце сжимается, ждешь их неделю целую, все слушаешь, не загудит ли мотор, а они уж не вернутся никогда. Тяжело очень провожать их было". Вспоминает Анна часто балагура и храбреца Мишу Кияшко, который осуществлял боевые вылеты даже с температурой, больной, а чтоб с задания не сняли медики, стряхивал тайком градусник: "Не мог он отсиживаться, отставать от товарищей. Не страшился войны".
Окончание Великой Отечественной застало Аннушку в Австрии. К этому моменту её батальон прошел уже всю Украину, Румынию и Венгрию. С каким удовольствием телеграфистки сменили шинели и кирзовые сапоги на туфельки и легкие платья! Дома Анну встретила семья, отец тоже пришел с фронта - к великой радости все были живы, целы и, главное, вместе.
За плечами у Анны Аверьяновны целая жизнь. Тридцать лет прожито вместе с мужем Владимиром Ивановичем Барановым. Ездила она за своим любимым старшиной по стране вслед за военной частью, где он служил, была и в Узбекистане, и в Киргизии. Шестнадцать лет отработала слесарем-сборщиком на заводе "Белинсксельмаш".
9 мая Анна Баранова наденет свои награды - орден Отечественной войны II степени, медаль Жукова и медаль "За Победу", знак фронтовика, а на парад пойти не сможет: зрение подводит. Как уже повелось, встретится с родными и близкими, получит из их рук охапку красных тюльпанов и неизбежно погрузится в воспоминания. Вернется мысленно она в тот самый радостный день, когда войне пришел конец. Вспомнит аэродром, заполненный счастливыми людьми, торжественно ревущие моторы крылатых машин, крики "ура!", пилотки в небе - и ставшие такими родными лица тех, с кем три года шла фронтовыми дорогами сквозь непогоду, бомбежки и страх к долгожданной Победе!
Информация с сайта http://www.novkamen.ru/news-3-956.html
Отредактировано Дворянкин С.А. (2012-08-25 00:12:54)