СУДЬБЫ
Этот год для Александры Ивановны юбилейный. Как-никак 90 лет исполняется! Немало дорог позади, много тревог. И все-таки она счастливая. Счастлива от того, что даже в самое тяжелое время встречались на пути хорошие люди.
Отец
В семье Бобровой бережно хранятся уникальные фото старых времен и событий. А ещё фрагменты дневника, который вел отец Александры Ивановны Иван Филиппович Бирюзов. Судьба его была насыщена различными перипетиями, достойной был личностью, цельной, поэтому заслуживает хотя бы короткого рассказа.
В 14 лет из родной Абалдуевки (ныне Залесное) он отправился в Пензу, а оттуда в Сибирь, на Ленские прииски. В 1914-м в Кронштадте учится на бомбардира, а затем его принимают в морской экипаж, который отправляется в Красное море. Во время следования корабль подбивают англичане. Двенадцать часов морякам пришлось держаться на воде. Выжили только благодаря тому, что она была теплой. А затем спасённым довольно продолжительное время пришлось находиться на северо-востоке Египта в Порт-Саиде. И.Ф.Бирюзов даже успел освоить английский язык и подписывал на нём открытки.
В Европе одна за другой вспыхивали революции, поэтому возвращаться в Россию пришлось через Шанхай, на Владивосток. А тут грянуло белочешское восстание. В Самаре Иван Филиппович рисковал быть расстрелянным только за то, что был в тельняшке моряка. К счастью, трагедии удалось избежать. Добрался до станции Воейково, а оттуда в Абалдуевку, домой.
Долго отдыхать не пришлось. Вскоре, в 1918-1919 гг., Бирюзова призвали на службу во флотилию Маркова. Всё, что переживал, о чём мечтал, думал, скучал и страдал, Иван Филиппович излагал в дневниковых записях. Было ли это желанием в таком виде оставить потомкам память о себе или таковой являлась внутренняя потребность души сводить мысли на бумагу, сказать трудно. Сегодня уцелевшие пожелтевшие страницы дневника из начала двадцатого столетия являются соединением прошлого, настоящего и будущего. Меняется история. Неизменными остаются стремление к счастью, ранимые человеческие души.
Записи Бирюзова ценны ещё тем, что и после ратной службы, вернувшись на малую родину, он оставил после себя заметный след в становлении Каменского района. В 1930-1935 гг. в Каменке был заведующим районного отдела здравоохранения, строил первую, еще деревянную, больницу. В 1935-м за счет слияния территорий Каменского и Мокшанского районов был организован Головинщинский район, где отдел здравоохранения возглавил также Иван Филиппович.
Он много работал, часто ездил по всем сёлам. Три дочери и сын видели труд отца, его доброе отношение к людям, желание помогать им. Сегодня старшая дочь Александра Ивановна вспоминает, что пусть семья жила бедно, но очень дружно. Дети видели уважительное отношение родителей друг к другу, и это являлось для них примером собственного будущего.
Дочь
В 1940-м Александра окончила школу с похвальной грамотой. Это всё равно что сегодня с золотой медалью. Какой же она была счастливой, когда исполнила свою мечту - легко, без экзаменов, поступила в Московский государственный институт имени Ленина, в очень престижный по тем временам. Жила на Усачевке, пока шла на занятия до Пироговки, любовалась столицей, хотя и была она тогда ещё больше деревянной, чем каменной. Да только радость сельской девчонки оказалась недолгой.
В 1941-м в ночь на 22 июня Александра готовилась сдавать основы марксизма-ленинизма. И вдруг какой-то гвалт поднялся в общежитии. Война! Тогда и не поняли, что это значит по-настоящему.
Тем не менее экзамены сданы, первокурсники стали второкурсниками. Но отменили стипендию, а за обучение ввели плату. Домой студентов не отпускали, им было поручено ходить по домам и призывать жителей эвакуироваться. Трудились и на общественных работах. Москву нещадно бомбили. Воздушные тревоги по сей день не стерлись из памяти Александры Ивановны.
-Как сирена завоет, все бежим в метро - спасаться от бомбежки, - рассказывает она. - С собой всегда носили сеточки с документами и одеяльцем.
Платить за учебу у Бирюзовых было нечем, поэтому оставаться в институте Александра не могла. Подружки собрали ей денег на обратный билет. Так Саша вернулась в Головинщино.
А 1 августа 1941 года Александра Ивановна была принята на работу в школу села Скворечное. Дети тогда и учились, и вместе с учительницей помогали Родине. На полях собирали колоски и картошку, а еще теплые вещи для бойцов. Сами голодные, хорошо, у кого было своё молоко, а хлеба не было - всё для фронта. Бывало, на уроках ребятишки падали в обморок от недоедания. Учительнице как паёк выделяли восемь килограммов кукурузных хлопьев, к празднику 200 граммов вареного сахара. Как приятно было хоть по чуть-чуть иногда угощать учеников.
-Тяжело приходилось, - вспоминает Александра Ивановна. - Но дети были очень скромными, терпеливыми. Дисциплину не надо было устанавливать. Войдешь в класс - и сразу тишина. Я хорошо помню, что люди в Скворечном были дружными, помогали друг другу. Конечно, получали и похоронки. Но никто не роптал.
Страшное известие с фронта не обошло и семью Бирюзовых. В 19 лет 20 августа 1943 года под Харьковом погиб сын и брат Николай. Там он и захоронен, фамилия защитника Родины из села Головинщино высечена на памятнике погибшим воинам. Через много лет после войны средняя и младшая сестры ездили на могилу к брату. Местная жительница рассказала им о том сражении: "Был очень страшный бой. Мы долго сидели в погребах, спасались. А когда вышли наутро, увидели, что всё поле покрыто погибшими". В шкатулке Александра Ивановна хранит письма Николая с войны. О том, что происходило на фронте, брат никогда не писал.
Долгожданную поистине Великую Победу она встречала вместе с ребятами, очень дорогими её сердцу, ведь столько вместе пережили.
Информация с сайта http://www.novkamen.ru/news-3-949.html