"НАВЕРНО МЫ НЕ ВЕРНЁМСЯ ЖИВЫМИ…"
26 мая 1941 года сержант Тимофей Степанович Аришин из деревни Лопуховка должен был явиться для направления на учебные сборы в Свищевский райвоенкомат. В извещении датой окончания этих сборов значилось 15 июля. 30-летний Тимофей Аришин не мог даже представить, что через 45 дней не вернется домой, что уже никогда в жизни не увидит свою семью. В том же извещении - список документов, вещей и продуктов, которые нужно иметь при себе, и жесткая фраза: "За неявку в указанный срок будете привлечены к ответственности". Конечно, он явился к 12 часам 26 мая, потому что всегда делал то, что должен.
На столике у Бориса Тимофеевича фотографии и документы тех лет. От волнения у него срывается голос: сколько писем было написано, сколько организаций пройдено с 1980 года, когда он начал искать хоть крохотные упоминания о своем отце. Передо мной - запросы в Министерство обороны, комиссариат Белин-ского района, к которому позже была присоединена Свищевка, Балашовский районный комиссариат Саратовской области, откуда распределяли военную часть его отца. За двадцать лет он смог узнать только о пленении Тимофея Степановича. Где и когда это произошло, а также как сложилась дальнейшая судьба сержанта Аришина, было ему неизвестно.
В этом году архив Минобороны смог сообщить рассекреченные данные из немецких лагерей. Вот в моих руках появляется копия карточки военнопленного с лагерным номером 29605. Из этого же письма понимаешь, что Т.С.Аришин 1911 года рождения в июле 1941 года был пленен немцами под городом Рогачевом, который находится в Гомельской области в Белоруссии. Оттуда его вместе с другими солдатами и офицерами гнали в концлагерь "Заксенхаузен". Именно здесь в июле 1942 года Тимофей Аришин и умер. Весточки о том, что глава семьи пленен или пропал без вести, супруга Тимофея Степановича так и не получила.
В нескольких сохранившихся у Бориса Тимофеевича документах - целая жизнь. Коротко и сухо она описана в письме из Центрального архива Министерства обороны СССР: родился - призван - умер в немецком плену. И совсем по-другому видишь жизнь сержанта Аришина в его письме с фронта. Оно написано на клочке бумаги во время боя. Сколько любви и нежности к жене и детям в этом письме, в его коротких, отрывистых фразах, когда человек ничего не просит, ни на что не надеется, хочет сказать последнее "прости", последнее "люблю"… "Нету спасения. На позиции, так что ожидать не придется нас… Вспоминаю всё, что прошло… Наверно больше не придется увидеть… Целую, целую и целую вас Наташа с детками".
Сколько бед пришлось вытерпеть Наталье Семеновне в голодные военные годы с тремя малолетними ребятишками на руках, ведает лишь она. К сожалению, в 1995 году Н.С.Аришина умерла, так и не узнав, где именно погиб любимый. Её сын отчетливо помнит, как мать ждала мужа, ждала хотя бы одной весточки о нем и бережно хранила несколько фотографий, повестку на сборы и то самое письмо, написанное с позиции самым дорогим человеком, не верившим уже, что сможет вернуться к семье.
Когда Борис Тимофеевич получил письмо из Мин-обороны, в живых уже не было ни сестры Антонины, ни брата Владимира. Но рассказать о том, как сражался и погиб за Родину его отец, он может своему сыну Юрию, который помогал в поисках, дочери Галине, внучкам Елене и Екатерине и правнучке Полине. Не только для себя, но и для них он все эти годы не оставлял надежды найти сведения об отце. Чтобы жили и помнили.
"Каменская новь" 02.10.2011 сайт http://www.novkamen.ru/news-3-628.html
Отредактировано ЛАК (2012-08-25 13:56:21)