БАСМАНОВ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ
(1923-?)
https://i.imgur.com/Pj8cQBKm.jpg
https://i.imgur.com/cuUGgdQm.jpg

Лейтенант, командир бронеплощадки ПВО Бронепоезда «Стремительный» 14-го ОДБП

Басманов Иван Константинович родился в 1923 году в селе Веселовка Пензенского района Пензенской области. В декабре 1941 года был призван на фронт Терновским РВК Пензенской области.

Из наградного листа к Ордену «Красная Звезда»:
«За короткий промежуток времени работы командиром бронеплощадки бронепоезда Стремительный» лейтенант Басманов И.К. показал себя тактически грамотным офицером, своей требовательностью и скромностью быстро завоевал авторитет среди личного состава.
В боях против немецких захватчиков и лахтарей показал себя мужественным, боевым офицером.
В июньских боевых операциях на Сестринском направлении 9 и 10 июня 1944 года, оставаясь за командира бронепоезда, четко организовал работу орудийных расчетов и метким огнем вывел из строя 75мм артбатарею противника.
Помогая 2-ой СР 92 СД произвести разведку боем в направлении сопки «Черная», «Орех», лейтенант Басманов направил огонь артиллерии по траншеям противника и вывел из строя до полуроты солдат и офицеров противника.
В результате четкой работы артрасчетов и своевременного меткого огня сопка «Черная» и «Орех» были ротой взяты. Задание командования было выполнено успешно».

Военную службу окончил 13 марта 1948 года в звании капитана.

Награды:
Медаль «За оборону Ленинграда»
Орден Красной Звезды (24.06.1944г)
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Орден Отечественной войны I степени юбилейный
--------------
Источник: Портал Память народа

Источник: https://vk.com/14odbp?w=wall-214219482_160

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2/t85881.png https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2/t36789.png http://s6.uploads.ru/t/NgiVv.png https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2/t28940.png

14-й отдельный дивизион бронепоездов

I. Командный состав дивизиона

Командиры дивизиона
1943-1944 ЗАДОРОЖНЫЙ Николай Григорьевич, майор
1944-1945 Орлов, майор
Заместитель командира дивизиона по строевой части
_______________________
*Занимал должность на момент окончания войны.

II. Формирование и организация

Сформирован Ленинградским фронтом на основании директивы ГБТУ КА 19.01.1943 г. из бронепоезда «Стойкий» (передан из состава Балтийского флота) и мотоброневагона МБВ-2, получившего наименование «Стремительный». Бепо получили номера № 600 и 684 соответственно.

Бепо С-30 «Стойкий» был построен на заводе № 371 имени Сталина и сдан 11 ноября 1941 г. Он состоял из бронепаровоза Од № 8, вооруженного счетверенной зенитной установкой пулеметов Максима и трех 4-осных бронеплощадок. Две из них строились на основе полувагонов с установкой двойного борта и бетонной заливкой между ними. Вооружение каждой состояло из двух 76-мм пушек Ф-32 и 4 пулеметов ДТ в башнях КВ-1, пяти бортовых пулеметов Максима и одного зенитного ДШК. На третьей бронеплощадке размещались два 120-мм миномета и четыре бортовых пулемета Максима.

Бронелоезд С-30 участвовал в боях с ноября 1941 г. в районе станции Саперная и на Карельском перешейке. Так как первоначально бепо входил в состав Балтийского флота и его команда комплектовалась из моряков дивизиона дальнобойных орудий особого назначения, находившегося в районе Дудергофа.

Мотоброневагон находился в боях с 5 августа 1941 г. Причем мотоброневагон сначала действовал в составе отдельного бепо № 60 на Балтийской железной дороге в районе станций Кингисепп, Молосковицы, Чудово, а затем на Московской дороге у Чудово, Любань и Тоено. С 20 сентября 1941 г. МБВ-2 как самостоятельная единица действовал у Саперной, поддерживая части 86-й стрелковой дивизии, а с 16 ноября был придан бепо «Народный мститель», вместе с которым позже вошел в состав 71-го одбп.

14-й одбп до 6 августа 1943 г. действовал в составе 67-й армии, а затем его включили в 23-ю армию Ленинградского фронта. Через два дня бронепоезда получили задачу поддержать части 55-й отд. стрелковой бригады.

14-й одбп действовал в районе Павлово. Невская Дубровка в период с 15 августа по 29 сентября 1943 г., почти ежедневно совершая огневые налеты по немецким позициям. Стрельба велась главным образом в ночное время по заранее разведанным и пристрелянным целям. 120-мм минометы, которые имелись на вооружении одной из бронеплощадок «Стойкого», снимали, и они вели огонь с земли.

27 сентября минометная броне площадка убыла на завод имени Сталина для перевооружения — на ней планировалось установить две 76-мм зенитных пушки образца 1931 г.

21 октября дивизион передали 67-й армии и перебросили на станцию Каменка для поддержки 124-й стрелковой дивизии. 6 ноября бронепоезда вели огонь по немецким позициям, выпустив 229 снарядов.

29 ноября 1943 года мотоброневагон «Стремительный» отправился на ремонт на завод имени Сталина, где он пробыл до конца года.

22 января 1944 г. по распоряжению командующего бронетанковыми и механизированными войсками 67-й армии Ленинградского фронта 14-й одбп перебросили на станции Ржевка-Обухово для поддержки частей 116-го стрелкового корпуса. 23 - 25 января бронепоезда вели огонь по немецким позициям, поддерживая действия наших частей. Особенно напряженным были 24 - 25 января, когда бепо выпустили 1332 снаряда по противнику в районе Саблино, отбив несколько немецких контратак.

5 февраля 1944 г. дивизион прибыл на станцию Ленинград-Московская пассажирская, а через четыре дня его вывели в резерв Ленинградского фронта.

9 июня 1944 г. 14-й одбп вошел в состав 21-й армии, и на следующий день поддерживал наступление 109-й стрелковой дивизии в районе Лахты, израсходовав 1308 снарядов. Дальнейшее продвижение бронепоездов из-за разрушенного железнодорожного полотна было затруднено.

7 августа 1944 г. согласно приказания командующего бронетанковыми и механизированными войсками 21-й армии 14-й дивизион убыл в Выборг. В октябре мотоброне вагон «Стремительный» прибыл в Ленинград для ремонта, а в ноябре сюда же перебросили бепо «Стойкий» и базу дивизиона.

6 февраля 1945 г. 14-й дивизион вернулся на место прежней дислокации в Выборг. Здесь он находился вплоть до окончания Великой Отечественной войны, а в начале июня прибыл на станцию Ленинград Витебская — Сортировочная. Здесь в период с 26 июня по 25 июля 1945 г. 14-й дивизион бронепоездов расформировали. Вооружение и матчасть передали в состав 62-го отд. дивизиона бронепоездов.

III. Боевой и численный состав дивизиона

Сформирован в составе:

Бепо № 600 «Стойкий»
Бепо № 684 «Стремительный»

Источник: http://tankfront.ru/ussr/odbp/odbp14.html