Дошел до Берлина!
Самый страшный удар первых дней войны приняли на себя кадровые военные, кто проходил действительную военную службу. Одним из таких был наш земляк Андрей Тюрников, которого призвали в красную армию осенью 1940 года.
В Европе полыхала вторая мировая война, германский сапог прошел победоносным шагом по многим Европейским странам, покорив их практически молниеносно. На границе, в Эстонии, где связистом служил Андрей Тюрников, пахло войной, ежедневные провокации, нарушение воздушного пространства германскими самолетами стало уже нормой. Да и в самой Эстонии, которая недавно вошла в состав СССР, также было не спокойно. Часто националисты нарушали линии связи, резали провода.
Здесь в Эстонии и встретил Андрей Тюрников начало войны, налеты вражеской авиации, беспрерывные бомбежки. Одиннадцатая пехотная дивизия, в которой он служил, отступала под натиском превосходящих сил противника. По приказу командования, заняли оборону на берегу Финского залива.
На войне солдат не распоряжается собой, идет туда где приказано быть. Так и А. Тюрникову после присвоения звания сержант, проверке всех анкетных данных, приказали отбыть в другую часть – гвардейский полк, на вооружении которого стояло самое грозное оружие «Катюши»: здесь предстояло служить в качестве командира, как сейчас принято называть «Установок залпового огня». С этой воинской частью связана вся дальнейшая воинская служба Андрея Ильича Тюрникова. Находясь в особом подчинении, часть перебрасывали с одного участка фронта на другой. Если где-то складывалась для наших войск бешеная обстановка, туда направляли «Катюши». Дав несколько залпов, приходилось срочно менять дислокацию, немцы засекали место огневого полета и высылали туда свои самолеты. За нами шла настоящая охота – вспоминает Андрей Ильич, днем приходилось порой укрываться в лесах, маскировать машины.
Куда только не бросала война сержанта А. Тюрникова, на своей установке колесил по полям Белоруссии, Польши, Германии. Во время налета немецкой авиации получил серьезную контузию, но опять вернулся в свой родной полк. Он один из немногих наших земляков, кто дошел до Берлина, участвовал в его штурме, здесь и встретил самый радостный праздник – День Победы. Об этом он узнал, когда его часть стояла у знаменитых Бранденбургских ворот. Было всеобщее ликование, стрельба в воздух из личного оружия, крики «Ура», а порой и слезы по тем боевым товарищам, кто не дожил до этого светлого дня.
Война закончилась, постоянное нервное напряжение спало, и дали о себе знать и контузия, и простуда в ледяной воде при форсировании реки Волхов. Легкие стали пошаливать, после госпиталя Андрея Тюрникова демобилизовали по болезни. Вернулся в родные места, а дома ни матери, ни отца, кое-как отстроился, женился, жизнь налаживалась.
Сейчас А. Тюрникову 92 года, у него 2 сына и дочь. Учитывая свой возраст перешел жить к дочери Александре, где и живет сейчас, вспоминая годы своей боевой службы.
газета "Сельская правда" 03.05.2011 сайт http://www.selpravda.ru/news-3-81.html