Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Лапшов (Лапшев) Александр Тимофеевич

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Здравствуйте!

Бессмертный полк.

Лапшов Александр Тимофеевич

https://i.imgur.com/w4m8WpTm.jpg

1.01.1918 - 30.06.1941

младший лейтенант

Дата рождения: 1.01.1918
Место рождения: с. Степановка, Бессоновский р-н, Пензенская обл.
Воинское звание: младший лейтенант
Годы службы: 1939 -1941
Дата смерти: 30.06.1941

Боевой путь
Дата призыва: 15.05.1939
Боевое подразделение: 4 штурмовой авиаполк
История солдата

В 1935 г. окончил 7-летнюю школу в с. Степановка. В 1938 г. окончил 2 курса техникума.

С 15 мая 1939 г. курсант 2 авиаэскадрильи Таганрогской военной авиационной школы им. Чкалова. Учился вместе с Алексейкиным Александром Андреевичем, Грицевич Николаем Афанасьевичем,  Карпенко Константином Петровичем, Кузьмичевым Александром Александровичем, Рязановым Василием Степановичем Шаховым Виктором Николаевичем.

24 июля 1939 г. курсанты приняли военную присягу. 28 ноября 1940 г., по окончании авиашколы, присвоено звание младший лейтенант. Назначен младшим летчиком 4 скоростного бомбардировочного авиаполка. В декабре 1940г. личный состав полка начал переучиваться на самолеты Ил-2, весной 1941г. полк переименован в 4 штурмовой авиаполк (ШАП). Командир полка- майор Гетьман Семен Григорьевич.

26 июня 1941г. полк в составе 63 самолетов Ил-2 перебазировался с аэродрома Богодухов на аэродром Карачев. 27 июня- на аэродром Старый Быхов в составе 55 самолетов .28 июня совершено 12 самолетовылетов в район Бобруйска.

29 июня 1941 г. произведено 59 самолетовылетов на бомбардировку переправ противника на р. Березина в районе Шадково- Доманов, бомбардировку скопления танков в районе Бобруйска. Уничтожен мост на р.Березина. С вылета не возвратился младший лейтенант Грицевич, совершивший вынужденную посадку. Николай Афанасьевич умер от ран на следующий день.

30 июня 1941.г. полк произвел 36 самолетовылетов на штурмовку войск противника в районе г. Бобруйск, а в 14-00 на штурмовку центрального аэродрома г. Бобруйск. На аэродроме находилось до 30 самолетов различных типов- Ме-109 (Мессершмитт), Ме-110 и Ю-88 (Юнкерс). Потери полка- самолеты старшего лейтенанта  Сигида Федора Игнатьевича и старшего лейтенанта Подлобного Валентина Ивановича. Совершены дымовые налеты с бомбометанием по мотомеханизированным частям противника на шоссе Бобруйск- Могилев и Бобруйск- Рогачев.

С боевого вылета не вернулись: старший лейтенант Слепцов Семен Савельевич, капитан Шульгин Василий Иванович, младший лейтенант Лапшов Александр Тимофеевич.

Младший лейтенант Алексейкин Александр Андреевич не вернулся с боевого вылета 03 июля 1941г.

Младший лейтенант Кузьмичев Александр Александрович- 09 июля 1941г., младший лейтенант Рязанов Василий Степанович- 26 июля 1941г. Младший лейтенант Карпенко Константин Петрович погиб 03 августа 1941г.

Семья солдата: тетя, Валяспикова Татьяна Прокопьевна.

История солдата 01.06.2022 внесена в регионы: Пензенская область, Пенза. Страницу солдата ведёт: K Konstantin.

Источник: https://www.moypolk.ru/soldier/lapshov- … imofeevich

В ОБД Мемориал в настоящее время Александр Тимофеевич упоминается в следующих документах:

Печатная Книга памяти. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … 1050165889 :
Лапшов Александр Тимофеевич
Дата рождения: __.__.1918
Место рождения: Пензенская обл., Бессоновский р-н, с. Степановка
Дата и место призыва: Бессоновский РВК
Воинское звание: мл. лейтенант
Дата выбытия: 30.06.1941
Причина выбытия: пропал без вести
Информация об архиве -
Источник информации: Всероссийская Книга Памяти. Пензенская область. Том 5
Информация о месте выбытия в КП отсутствует.

Донесение 11-й смешанной авиационной дивизии с 22 июня по 15 декабря 1941. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … nie9514297 :
Лапшев (Лапшов) Александр Тимофеевич
Дата рождения: __.__.1918
Место рождения: Пензенская обл., Бессоновский р-н, с. Степаново
Воинское звание: мл. лейтенант
Последнее место службы: 11 сад 4 шап
Дата выбытия: 30.06.1941
Причина выбытия: пропал без вести
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 20054
Опись ист. информации: 2
Дело ист. информации: 5
Доп. сведения из документа: пилот; не вернулся с боевого задания из р-на Бобруйск. Родственники: тетя, Татьяна Прокопьевна Балясникова, адрес проживания: гор. Пенза, Московская ул., 39. Информация о наименовании ВК призыва в док-те отсутствует.

Приказ Главупраформа войск КА 5 мая 1942. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … kaz9052310 :
Лапшов Александр Тимофеевич
Дата рождения: __.__.1918
Место рождения: Пензенская обл., Бессоновский р-н, с. Степановка
Воинское звание: мл. лейтенант
Последнее место службы: 4 скорос. бомб. полк
Дата выбытия: 30.06.1941
Причина выбытия: пропал без вести
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 56
Опись ист. информации: 12220
Дело ист. информации: 9
Доп. сведения из документа: мл. летчик 4 скоростного бомбардировочного полка; пропал без вести на Западном фронте; член ВЛКСМ; в КА с 1939. Информация о наименовании ВК призыва в док-те отсутствует.

Учетно-послужная картотека. https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-car … cer3290997 :
Лапшов Александр Тимофеевич
Дата рождения: 01.01.1918
Место рождения: Пензенская обл., Бессоновский р-н, с. Степановка
Дата поступления на службу: 15.05.1939
Воинское звание: мл. лейтенант
Наименование воинской части: 4 сбап
Судьба: Пропал без вести
Дата окончания службы: 30.06.1941

Записи из ГУК. https://pamyat-naroda.ru/heroes/sm-person_guk1065387844 :
Лапшов Александр Тимофеевич
Дата рождения: 1918
Место рождения: Пензенская область Бессоновский район село Степановка
Наименование военкомата: Бессоновский РВК
Дата призыва: 15.05.1939
Воинское звание: младший лейтенант
Дата выбытия: 30.06.1941

Информация о месте рождения.

Степановка — село в Бессоновском районе Пензенской области России. Административный центр Степановского сельсовета. Население: 1091 человек (2010). https://ru.wikipedia.org/wiki/Степановка_(Пензенская_область)

Дополнительная информация.

Авиаторы Второй мировой.

Лапшов Александр Тимофеевич

Страна: СССР
Годы жизни: 1918 - 30.06.1944 (НБЗ)
Место рождения: Пензенская обл., Бессоновский р-н, с. Степановка
Вид авиации: бомбардировочная, штурмовая
Категория: летчик
Звания: мл. лейтенант
Места службы: 4 ббап/4 шап, 06.41-30.06.41, летчик
Мл. лейтенант, летчик 4 шап.

30.06.41 г. не вернулся с боевого задания из района Бобруйска (Ил-2 зав. No. 1204).
Источник: http://allaces.ru/p/people.php?id=7596

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»

27 ноября 2020.

https://i.imgur.com/CakWtldb.jpg

В Беларуси бушуют политические страсти, а общественность Беларуси и России увековечивает память воинов 4-го штурмового авиаполка...

22 июня 1941 г. в памяти нашего народа навсегда останется драматической датой. Началась Великая Отечественная война Советского Союза против объединённой нацистами Европы. На рассвете этого дня гитлеровская Германия внезапно, ещё до объявления войны, нанесла по Советскому Союзу удар невероятной силы. Её ударные группировки после авиационной и артиллерийской подготовки перешли в наступление от Балтийского до Черного моря. На главных направлениях враг создал тройное и даже пятикратное превосходство в силах и средствах и, следуя доктрине «молниеносной войны», считал разгром СССР делом решённым. Но первые же сражения с советскими войсками показали несбыточность этих надежд. Нацисты несли потери, каких не знали ранее в ходе своих боевых действий.

Массовый героизм – отличительная черта наших воинов с самого первого дня войны. Лётчики шли на таран. Этот подвиг в первый же день войны совершили советские офицеры Л.Г. Бутелин, А.С. Данилов, И.И. Иванов, Д.В. Кокорев, А.И. Мокляк, Е.М. Панфилов, П.С. Рябцев. Не случайно уже в первый день войны люфтваффе потеряли около 220 самолетов.

В начале войны Красная Армия понесла тяжёлые потери, особенно в авиации, враг захватил господство в воздухе, и его сухопутные войска продвигались в глубь Советского Союза. Одной из причин поражений в начальной период войны явилось слабое авиационное прикрытие при ведении Красной Армией боевых действий. Важнейшей проблемой начального периода была борьба с танковыми группировками, представляющими собой главную ударную силу гитлеровской армии. Враг владел инициативой, рвался к Москве, Ленинграду и Киеву, но при этом нёс серьезные потери. По данным исследований немецкого военного историка Рюдигера Оверманса, потери вермахта только убитыми на Восточном фронте за III квартал 1941 г. составили 185 198 человек. При этом были потеряны больше половины танков (к началу войны 4 171 танк был сосредоточен на Восточном фронте, в июне 1941 г. нацисты потеряли 130 танков, в июле – 744, в августе – 604, всего – 1 4784), люфтваффе лишилось большого количества самолетов (к 22 июня 1941 г. на советском фронте немцы сосредоточили 2 604 боевых самолёта, а также около 1 000 боевых самолётов своих союзников, а за 4 недели войны с СССР они потеряли 1 171 самолёт). Мужество и массовый героизм советского народа, проявленные в начальный период войны, позволили сломать хребет нацистской Германии и развеять миф о непобедимости вермахта. Именно тогда был заложен фундамент нашей Великой Победы. Хвалёная военная машина гитлеровской Германии ощутила: время легких прогулок закончилось, в России непрошенных «гостей» ждёт погибель.

Лётчики 4-го штурмового авиаполка дрались в небе Белоруссии, ни секунды не сомневаясь, что враг будет уничтожен, и они будут в поверженном Берлине (в итоге так и вышло: авиаполк принимал активное участие в Берлинской операции – Авторы).

Первое боевое распоряжение полк получил на полевом аэродроме в Старом Быхове, что южнее Могилёва, куда его 27 июня 1941 г. перебросили с аэродрома Богодухов под Харьковом. Предстоял групповой удар по немецкой танковой колонны на шоссе под Бобруйском. Опыта боевого применения штурмовиков Ил-2 советская авиация не имела. В связи с понесёнными потерями истребителей на Западном фронте боевые вылеты четвёртому штурмовому предстояло выполнять самостоятельно, без их прикрытия. Шёл шестой день войны.

В своей книге «В военном воздухе суровом» ветеран авиаполка Герой Советского Союза Василий Борисович Емельяненко (известен ещё и тем, что нотный стан на самолёте Титаренко из фильма «В бой идут одни «старики»» был «позаимствован» с машины В.Б. Емельяненко – Авторы) пишет: «Многотрудный день был уже на исходе, как вдруг командира первой эскадрильи капитана Спицына и его заместителей старшего политрука Филиппова и капитана Холобаева срочно вызвали к командиру полка.

Они представились суровому на вид полковнику с двумя орденами Красного Знамени на шевиотовой гимнастерке и с огромным маузером в деревянной кобуре. Это был Николай Федорович Науменко, возглавивший теперь авиационную группу Западного направления. Прибывшим летчикам Науменко сказал:

- Втроём полетите на разведку боем в район Бобруйска. Что увидите восточнее реки Березины, не трогать, а западнее - бить. Ясно?

- Ясно! - разом ответили лётчики, но продолжали стоять. Конечно же, полковник Науменко ещё что-то добавит. Слишком уж кратко поставлена задача на первый боевой вылет. Учили совсем не так, а по всем пунктам боевого приказа: линия фронта, группировка противника и своих войск, маршрут полета, боевой порядок... А тут - две короткие фразы, но действительно, как будто, всё ясно. Может быть, оттого, что Спицын и Филиппов воевали еще в финскую, а Холобаев в авиации тоже не новичок, на испытательной работе ко всякому притерпелся. Таким лётчикам и карты в руки.
........................................................................................
В период с 27 июня по 30 августа полк, действуя на бобруйском, а затем на смоленском направлениях, выполнил 427 боевых вылетов, уничтожил и повредил 70 самолётов, 198 танков, 1820 автомашин, 30 автоцистерн, 13 зенитных орудий, 37 мотоциклов, 1 мост, 20 домов с войсками противника и до 12 500 солдат и офицеров. За отличное выполнение заданий командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 октября 1941 г. полк награждён орденом Ленина, что для сорок первого было, прямо скажем, редкостью. За время боёв на Западном фронте полк потерял свыше 40 человек личного состава и 55 самолётов.

С 30 августа 1941 г. авиаполк был выведен в Воронеж на пополнение. Орденами и медалями были награждены 32 лётчика и техника. Командиру полка С.Г. Гетьману присвоено звание Героя Советского Союза. С 18 сентября полк продолжил выполнять боевые задачи по уничтожению наступающих танковых и механизированных колонн, живой силы противника уже на Южном фронте...>.

Источник: https://vk.com/@vault_eight-net-v-rossi … svoi-geroi

См. также сайт подразделения специального назначения "Кобра" и ОО "Братство Краповых Беретов "Кобра", ПМР.
Источник: http://forumsbkbkobra.fmbb.ru/viewtopic.php?p=877

Re: 4-й шап. Кто вылетал с 26 июня по 20 июля 1941г

« Reply #20 : 11 Октября 2011, 09:23:10 »

Источник: http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=18774.20

Информация о возможном первичном месте выбытия.

Бобру́йск (белор. Бабру́йск) — город областного подчинения в Белоруссии, административный центр Бобруйского района Могилёвской области. Население: 207 351 человек (2024).

В годы Великой Отечественной войны 28 июня 1941 года Бобруйск был занят немецкими войсками. Тогда, в июле 1941 года, в районе Бобруйска разыгралось сражение, ставшее частью Смоленского сражения.

Бобруйск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 29 июня 1944 года в результате успешного проведения Бобруйской операции, являвшейся частью Белорусской операции («Операция Багратион») — масштабной наступательной операции советских войск, проводившейся с 23 июня по 29 августа 1944 года. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бобруйск

Отредактировано Легошина Валентина (2024-10-07 15:41:55)

0

2

Здравствуйте!

Воздушные защитники Рогачева. Версия событий 02.07.1941 г.

Это у древних – вначале было слово. Тут сначала было вот это самое фото.

В ходе дискуссии на форуме сайта РККА Ру, дело было в 2013-м, выяснилось, что снимок этот был сделан в селе Дворец Рогачевского района в начале июля 41-го.

Хороший такой прифронтовой пейзажик – поврежденные «панцеры» и рядышком могилы немецких танкистов. Но вот какая штука. Сколько я не читал – ничего о боях в районе села Дворец в 41-м не находил.

В самом Дворце не был – только из окна видел, когда ездили в Бобруйск. Во время последней вахты памяти, как всегда проходившей на древней и славной рогачевской земле, поинтересовался уproliv

- Кто именно «упокоил» фрицев, тех, что на снимке?? -

Он в ответ предположил, что тут руку могли приложить отступавшие к Рогачеву части Красной армии. Я еще тогда подумал – почему именно здесь? Проще было бы у самого Рогачева, на водной переправе дать бой колоннам немецких танков.

Вновь к этой теме я вернулся, дочитав до конца мемуары «бомбера» Николая Богданова. Я уже приводил из них эпизоды, когда делал пост посвященный погибшим над Бобруйским шоссе экипажам ТБ-3. И вот читаю мемуары и натыкаюсь на такое место.

https://i.imgur.com/CakWtldb.jpg

«В тот день мне и Якову Михееву было приказано нанести удар по колоннам танкового соединения противника, прорвавшегося от Бобруйска на Рогачев. Начальник штаба полка майор Богданов прямо сказал нам, что только от нас зависит, прорвутся или не прорвутся немецкие танки сегодня к Днепру. Если они прорвутся, то захватят на его правом берегу плацдарм. Наши войска еще не успели организовать там оборону. В заключение Богданов
пообещал нам, что в районе цели нас прикроют истребители.

После взлета Михеев пристроился ко мне справа. В плотном строю пары мы неожиданно появились над танковой колонной, которая находилась в десяти километрах от Рогачева. Под небольшим углом к шоссе с высоты 1200 метров мы сбросили первые две бомбы по голове колонны. Мы уже считали, что этот бой выигран нами и боевая задача решена: горящие танки и автомашины плотно забили шоссе, - когда сверху на нас ринулись две пары Ме-109.»

Далее описание воздушного боя. Сбит самолет Михеева. Погибли стрелки и штурман Богданова. ТБ-3 горит.

«После резкого толчка при раскрытии парашюта ощутил жгучую боль в правой ноге и тогда понял, что ранен. "Мессеры" поочередно проносились надо мной, стреляя из пулеметов. К моему счастью, над танковой колонной появилась пара грозных Ил-2, "мессеры" бросили меня и ринулись в атаку на них. Они сразу сбили оба штурмовика. Через несколько минут прилетели другие два "ила", и их постигла та же участь.

Вскоре надо мной пролетело звено бомбардировщиков Пе-2 и начало бомбежку. "Мессершмитты" бросились в атаку. После короткой воздушной схватки только два наших самолета ушли домой целыми».
http://lib.rin.ru/doc/i/47315p10.html

Прочтя эти строки, я задумался. Немцы сбивают восемь наших самолетов. Немцы тоже несут урон. Но где? Где это все происходило? И тут я вспомнил то самое  «трофейное» фото сделанное в селе Дворец.

О нем писали блоггеры.
http://zhur-from-rkka.livejournal.com/2263.html
http://dr-dudin.livejournal.com/276047.html

Но по их мнению, потери в бронетехнике, это 3 шт. Pz -III, 5 шт. Pz-II и один Sd.kfz. 250/1 ( немецкие данные) враг понес в ходе боя произошедшего 5-6 июля 1941=го. Мое предположение – немецкие коробки превратили в стальные гробы наши «бомберы».

Итак, ТБ-3 – пилоты Михеев и Богданов, принадлежали 212-му бомбардировочному авиационному полку. А откуда были «ИЛ-2» и «ПЕ-2»?

Вот информация из книги Дмитрия Дёгтева «Чёрная смерть» про использование ИЛ-2 в первые дни войны.

«После перебазирования 4-й шап вошел в состав 11-й сад, которая была основательно потрепана уже в первые дни. Так, лишь в течение первого дня войны она лишилась 127 из 199 имевшихся в ней на тот момент самолетов. При этом 2 июля полк получил от командующего Западным фронтом маршала Тимошенко благодарность за уничтожение девяти переправ через Березину.

В течение 2–3 июля полк вылетал на штурмовку вражеских колонн, продвигавшихся по шоссе Бобруйск – Рогачев – Кричев – Рославль. Обратно не вернулось еще четыре Ил-2.»

17. Лапшев Александр Тимофеевич, 1918, мл. лейтенант, пилот, Пензенская обл., Бессоновский р-н, село Сте- (?)ново, не вернулся с боевого задания из р-на Бобруйск. Родственники: тетя, Татьяна Прокопьевна Балясникова, адрес проживания: гор. Пенза, Московская ул., 39.

Согласно данным ОБД - Мемориал, по крайней мере, три штурмовика были потеряны в районе Рогачева.

Фото. Братская могила. с. Дворец Рогачевского района Гомельской области

Что касается пикировщиков, по ОБД-Мемориал «пробивается» наличие в «братке» села Дворец захоронения наших летчиков. Вероятно, самолет не сгорел – местные жители собрали документы и похоронили погибших.

Бирчанская слобода это деревня в нескольких километрах от села Дворец. Экипаж принадлежащий 125-му сбап перезахоронили после войны.

Надо сказать, про этот полк в сети мало что найдешь. Есть лишь несколько документов. 125 сбап. 2.07.1941- потеря двух самолетов и одного экипажа. Не тот ли, что похоронен в селе Дворец? В том числе и те, что непосредственно связаны с днем второе июля 1941-го года

125-й сбап.

Полк сформирован 4 августа 1940 году в Могилеве как 125-й бомбардировочный авиационный полк. На 22 июня 1941-го базируется в Быхове, имея на вооружении 30 ПЕ_2 и 38 самолётов СБ (в том числе 8 неисправных). В течение месяца ведёт напряжённые бои в Белоруссии, к 25 июля 1941 года в полку осталось только 7 самолётов и полк был выведен на переформирование в Казань, был вооружён ПЕ-2.

А как дрались эти ребята? Думаю геройски. На сайте «Подвиг народа» я нашел информацию только об одном «бомбере» из этого полка.

Что еще можно добавить. Мой пост только версия к самому первому снимку. А нашим летчикам с ТБ-3, ИЛ-2 и ПЕ-2 вечная память. Они сделали все, что могли.

И вот что еще. Интересно– начальник штаба бомбардировочного полка майор Богданов, обещавший истребительное прикрытие над целью, он врал или действительно, надеялся, что наши истребители появятся в нужное время над шоссе Бобруйск-Рогачев?

Все фото здесь. Источник: https://zihuatanexo.livejournal.com/1407748.html

0

3

Здравствуйте!

Разыскиваются родственники лётчиков 4 ШАП !

Со слов Шутовой Елены Ивановны, уроженки Белоруссии, проживающей ныне в Подмосковье, в октябре этого года намечено торжественное открытие в Быхове памятника героически сражавшимся и погибшим в самом начале войны лётчикам знаменитого авиаполка.

Дополнительная информация.

"Новости Дрибинщины"

30 авг 2021.

В память о летчиках из 4-го ШАП.

Исторический факт: летом 1941 года в небе Белоруссии впервые совершил боевой вылет штурмовик Ил-2, впоследствии — основная ударная сила ВВС Красной Армии и один из легендарных символов Великой Отечественной войны. Боевое крещение авиаторов, которым изначально приказали сдерживать передовые части вермахта на рубежах рек Березина и Днепр, было трагичным. Так, 4-й авиаполк, который целиком перевооружился на незнакомый Ил–2 незадолго до начала войны, погиб почти весь... Летчики не имели полноценной подготовки по «профилю» — прежде полк был бомбардировочным, и зачастую вылетали на штурмовку колонн и переправ без прикрытия истребителей. А ведь первые Ил–2 были одноместными, без воздушного стрелка, и оказывались беззащитными перед врагом с задней полусферы.

Часть пилотов 4-го ШАП до сих пор числится пропавшими без вести. Место захоронения других известно: Бобруйский район, Быхов, Кричев… В Дрибинском районе, в лесу за деревней Темный Лес, покоится лейтенант Андрей Алексеев. Он был сбит 13 июля, нанося удар по вражеской технике на дороге Горки — Горы, восточнее Дрибина. Самолет попал под огонь зенитной артиллерии. 26-летний летчик, командир звена, погиб.

Изучением боевого пути 4-го ШАП занимается наша землячка Елена Шутова, которая сейчас проживает в России, офицер запаса. Снова приехав в родной Дрибин, Елена привезла с собой знамя авиаполка. Его развернули у братской могилы, в которой похоронен пилот Алексеев. Почтить память авиатора также приехали Виктор Жук, председатель Михеевского сельского Совета, Светлана Морозова, главный специалист отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома, Елена Шевардова, библиотекарь Темнолесской библиотеки-филиала, Андрей Красницкий, начальник обособленной группы Дрибинского района военного комиссариата Горецкого и Дрибинского районов, Владимир Хозяев, секретарь Дрибинского районного Совета ветеранов, Валентина Гомонова, заведующая Темнолесским сельским клубом.

— Полк почти весь погиб — более 40 человек — защищая Могилевщину... Оставшиеся в живых летчики передали последние самолеты другому подразделению и убыли в тыл на доукомплектование. А в октябре 1941 года все центральные газеты напечатали указы Президиума Верховного Совета СССР, согласно которым 4–й полк награждался высшей наградой страны — орденом Ленина, а его командир майор Гетьман удостаивался звания Героя Советского Союза. Награды также получили летчики и техники.

Впоследствии 4–й полк будет преобразован в 7–й гвардейский и войдет в состав 230–й штурмовой авиадивизии. Знамя 4-го ШАП не сохранилось. Но знамя гвардейцев отыскали в музее Вооружённых Сил СССР в Москве и сделали копию. Штандарт изготовили на собственные средства потомки военных летчиков и члены ВИК «Авиагруппа 122». Выполняю наказ: пройти со знаменем по боевому пути полка. Посещаю города, где воевали и похоронены летчики.

В городе Керчь есть памятник авиаторам 230–й Кубанской Краснознаменной ордена Суворова штурмовой авиадивизии, открытый 9 мая 1968 года. В специальной нише памятника установлена капсула с фамилиями 717 человек, погибших в годы войны. Есть в списке и авиаторы, погибшие в Белоруссии летом 1941 года.

В свою очередь родственники летчиков 4-го штурмового авиаполка надеются, что сбудется их мечта — установить памятник в честь 4-го ШАП на белорусской земле. Например, в Быхове, откуда пилоты вылетали на штурмовку вражеских переправ под Бобруйском, на Березине.

Максим ТЕТЕРИН. https://m.ok.ru/group/54836796981257/to … amp;__dp=y

Самолет Ил-2: производство и боевое применение. Почему немецкие войска боялись советских штурмовиков?

19 июля.

Самолет Ил-2 — штурмовик времен Великой Отечественной войны, который наряду с автоматом ППШ, танком Т-34 и реактивной установкой залпового огня «Катюша» стал одним из символов победы Красной армии. Одетый в броню самолет, вооруженный пушками и пулеметами, мог нести реактивные снаряды и бомбы и на поле боя наносил немалый урон живой силе и технике противника. «Лента.ру» рассказывает о создании Ил-2 и его боевом применении.

Фото. Авиаконструктор Сергей Ильюшин

Производство Ил-2.

В период Великой Отечественной войны Ил-2 производился на авиационных заводах в Воронеже, в Куйбышеве (ныне Самара), в Москве, Нижнем Тагиле. Всего с 1941 по 1945 год было выпушено более 36 тысяч самолетов, что позволяет считать Ил-2 самым массовым боевым самолетом в истории.

Боевое применение

Боевое крещение Ил-2 принял 25 июня 1941 года, когда два штурмовика из состава 74-го штурмового авиационного полка капитана Степана Сентемова атаковали механизированную колонну вермахта на участке дороги от станции Коссово до станции Грудополь Брестской области.

В условиях наступления немецкой армии «Ильюшины» оказались главным видом советской авиации, которая, действуя на высотах от 20 до 50 метров, могла оказать действенную поддержку с воздуха своим отступающим наземным частям.

Вместе с тем оказалось, что пушки ШВАК хороши в воздушном бою, но не пробивают лобовую броню немецких танков. Вместо ШВАК с августа 1941-го на «Ильюшины» стали устанавливать по два 23-миллиметровых авиационных орудия ВЯ-23 (300 снарядов), однако и их снаряды могли пробивать броню только легких танков вермахта..

Читать: https://weekend.rambler.ru/read/5310467 … urmovikov/

0