Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Плахов Николай Иванович

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Здравствуйте!

Информация в Книге Памяти Пензенской области не установлена.

Донесение Управления 51 ад 3 января 1942. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … nie1838432 :

https://i.imgur.com/YYjyJpFb.jpg
https://i.imgur.com/JvSZwu2b.jpg
Плахов Николай Иванович
Дата рождения: __.__.1921
Воинское звание: сержант
Последнее место службы: 7 тбап
Дата выбытия: 13.10.1941
Причина выбытия: убит
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 33
Опись ист. информации: 11458
Дело ист. информации: 15

Приказ об исключении из списков 15 февраля 1942. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … az73794612 :
https://i.imgur.com/ixz8wMQb.jpg
https://i.imgur.com/kIwdUPwb.jpg
Плахов Николай Иванович
Дата рождения: __.__.1921
Воинское звание: сержант
Последнее место службы: 7 тбап
Дата выбытия: 13.10.1941
Причина выбытия: убит
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 33
Опись ист. информации: 11458
Дело ист. информации: 15
Доп. сведения: в/пилот 7т/б ап; член ВЛКСМ с 1937; в Красной Армии с 25 (?) 1941. Родственники: отец, Плахов Иван; адрес проживания: Пензенская обл., Сердобский р-н, с. Байка.

Донесение о потерях 21 февраля 1942. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … ie77865809 :

https://i.imgur.com/NK3TID7b.jpg
https://i.imgur.com/hcLbKgZb.jpg
Плахов Николай Иванович
Дата рождения: __.__.1921
Место рождения: Пензенская обл., с. Байка
Дата и место призыва: Сердобский РВК, Пензенская обл., Сердобский р-н
Воинское звание: сержант
Последнее место службы: 1 ад
Дата выбытия: 13.10.1941
Причина выбытия: пропал без вести
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 33
Опись ист. информации: 11459
Дело ист. информации: 12
Доп. сведения:  должность, часть: пилот 7 ТБАП; пропал б/ вести при выполн. боев. задания ((так в документе). Родственники: отец, Плахов Иван; адрес проживания:  Пензенская обл., Сердобский р-н ( в док-те Сердопский), с. Байка.

Информация о месте рождения

Байка — село Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области. Население: 554 человека (2010). Прежние названия: Богоявленское, Козьмодемьянское. https://ru.wikipedia.org/wiki/Байка_(Пензенская_область)


7 гвардейский Краснознаменный бомбардировочный авиационный Гатчинский полк. 7 тбап сформирован в Едрово в апреле 1938 г. на базе 2 тбабр в составе четырех эскадрилий ТБ-3 и одной эскадрильи И-15бис.  С марта 1942 г. известен как 7 апдд. Преобразован приказом Наркома обороны СССР № 137 от 26.03.1943 в 7 гапдд
В январе 1944 г. за отличия в освобождения г. Красногвардейск (Гатчина) полку присвоено почетное наименование «Гатчинский».
Переименован Директивой Генерального штаба № Орг/10/315706 от 26.12.1944 в 7 гбап.
Награжден орденом Красного Знамени.

  Подчиненность и участие на фронтах.  В составе действующей армии:

30.11.39 - 13.03.1940 (7 тбап) советско-финляндская война
22.06.1941 - 05.03.1942 (7 тбап) На 22.06.1941 входил в состав 40 дбад, 19.08.1941 переведен в состав 51 дбад -> 1 нтбад, в декабре 1941 г. включен в состав 23 тбад -> 53 ад дд.
20.03.1942 - 26.03.1943 (7 ап дд)
26.03.1943 - 26.12.1944 (7 гап дд) С июня 1943 г. входил в состав вновь сформированной 54 ад дд.
26.12.1944 - 09.05.1945 (7 гбап)
09.08.1945 - 03.09.1945 (7 гбап) советско-японская война

Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях. На вооружении имел 44 ТБ-3 (из них 18 исправных). Летом 1942 г. 3-я эскадрилья полка начала переучивание и перевооружение на самолеты Ли-2; с 25.08.1942 начала действовать. Полностью на самолеты Ли-2 полк перешел в течение 1943 года. http://ava.org.ru/bap/7g.htm

   7-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк
7-й авиационный полк дальнего действия
7-й гвардейский Гатчинский Краснознаменный авиационный полк дальнего действия
7-й гвардейский бомбардировочный Гатчинский Краснознаменный авиационный полк   

Номер в/ч: 15479. В действующей армии:

30.11.39 - 13.03.40 (7 тбап)
22.06.41 - 05.03.42 (7 тбап)
20.03.42 - 26.03.43 (7 ап дд)
26.03.43 - 26.12.44 (7 гап дд)
26.12.44 - 09.05.45 (7 гбап)
09.08.45 - 03.09.45 (7 гбап)

Сформирован в Едрово в апреле 1938 г. на базе 2 тбабр в составе четырех эскадрилий ТБ-3 и одной эскадрильи И-15бис. Вошел в состав 15 тбабр. В июне 1939 г. передан в состав 29 тбабр.

С началом советско-финляндской войны в действующей армии. Еще до начала боевых действий на базе двух эскадрилий полка (24 ТБ-3) сформированы две транспортные группы, обеспечивающие переброску личного состава, боеприпасов, горючего и авиационно-технического имущества частей ВВС СЗФ. До момента расформирования групп в январе 1940 г. самолетами переброшено 946 человек, 85 тонн горючего и 145 тонн авиационного имущества и продуктов. Налет групп составил 468 часов.

Одна эскадрилья полка (6 ТБ-3) принимала участие непосредственно в боевых действиях, для чего перебазировалась в Пушкин. За время боевых действий эскадрилья произвела 85 ночных боевых вылета продолжительностью 268 час, сбросив 123 тонны бомб. За это время были потеряны шесть ТБ-3 (с учетом пополнений для эскадрильи) и один экипаж командира полка полковника Киселя. Все самолеты разбились на своей территории в основном из-за плохой погоды.

По окончании боевых действий все самолеты вернулись в Едрово.

Промежуток времени между Финской и Великой Отечественной войнами полк провел в интенсивной подготовке к боевым действиям. Основной упор делался на отработке десантирования войск.

На 22.06.41 г. входил в состав 40 дбад. На вооружении имел 44 ТБ-3 (из них 18 исправных). Вероятно, полк подчинялся непосредственно штабу 1 бак ДБА, т.к. в Журнале боевых действий 40 дбад не отражена боевая работа 1 тбап, а в донесениях о готовности частей 40 дбад сведения о базировании и наличии самолетов завершаются на дату 22.07.41 г.

Ночные экипажи полка преимущественно выполняли боевые вылеты на бомбардирование ночью. Дневные экипажи (не подготовленные для полетов ночью), в основном летали по транспортировке грузов.

С 04.08 по 07.09.41 г. группа 18 самолетов обеспечила тренировку и подготовку к боевым действиям 5-го вдк. Произведено 1004 самолетовылетов, сброшено 10781 парашютистов, кроме того, произведен облет более 2 тыс человек молодых парашютистов.

С 06.08 по 08.08.41 г., когда противник прорвался к г. Орел, полк совместно с другими частями перебрасывал 5-й вдк под Орел. Произведено 26 вылетов, переброшено с аэродрома Тейково на аэродромы Орел, Мценск и Оптуха 1 артдивизион 8 орудий 76 мм с боекомплектом, 4 легких танка, 3 полуторатонных автомашины с противотанковыми пушками, Радиостанцию на пикапе М-1, 12 тонн боеприпасов, 120 человек.

19.08.41 г. переведен в состав 51 дбад -> 1 нтбад.

С 30.08. по 10.09.41 г. на участке Северо-Западного фронта экипажи полка сбрасывали грузы выходившей из окружения Лужской группировке.

В декабре 1941 г. включен в состав 23 тбад->53 аддд. В декабре 1941 - январе 1942 г. принимал участие в контрнаступлении советских войск под Москвой.

С 12.11.41 г. по март 1942 г. полк 18-ю самолетами доставлял продовольствие в осажденный Ленинград. За это время полком и находившимися в его подчинении пятью экипажами 14 авиаполка и двенадцатью экипажами 39 отдельной эскадрильи на ТБ-3 в Ленинград было доставлено 992 тонны грузов (в основном продовольствия), из Ленинграда вывезено 863 тонны. Кроме того, на Большую землю эвакуировано 597 человек. http://allaces.ru/sssr/struct/p/apdd7.php

1 авиационная дивизия

Подчинение. 01.03.1942:   1 авиационная дивизия / Авиация дальнего действия и разведывательная авиация
https://rkka.wiki/index.php/1_авиационная_дивизия

Пе́рвая авиацио́нная диви́зия может означать:....<>. https://ru.wikipedia.org/wiki/1-я_авиационная_дивизия

Информация о районе боевых действий 7 тбап 1 авиационной дивизии, участником которых стал в октябре 1941 сержант Плахов Николай Иванович, конкретная причина его выбытия из в/части в настоящее время не установлена.

См.: >Пензенцы-авиаторы Великой Отечественной и Советско-японской войн. В списке: Плахов Николай Иванович

Отредактировано Легошина Валентина (2023-09-06 17:55:51)

0

2

Здравствуйте!

Дополнительная информация!

Учетно-послужная картотека. https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-car … icer404940 :
Плахов Николай Иванович
Дата рождения: __.__.1921
Дата поступления на службу: __.__.1940
Воинское звание: сержант
Воинская часть: 7 дбап
Дата окончания службы: 13.10.1941
Причина выбытия: Пропал без вести

7 дбап выделен в середине 1938 г. из состава 2 Авиабригады Балтийского моря, когда ту реорганизовали и передали в ВВС. 26.02.1940 вошел в Особую авиагруппу ВВС Северо-Западного фронта. С этого момента начал участие в Советско-Финской войне.

К началу Великой Отечественной войны входил в состав 51 дбад. В конце августа убыл из состава 51 дбад. По состоянию на 04.01.1942 входил в состав 40 дбад (40 ад дд). 21.03.1942 вошел в состав 1 тбад.

Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

На 17.02.1940 имелся 51 самолет ДБ-3; на 22.06.1941 - 23 самолета ДБ-3, к 01.07.1941 получено еще 14 ДБ-3.

Цветовые коды эскадрилий полка: 1-я АЭ – красные номера, 2-я АЭ – синие, 3-я АЭ – желтые, 4-я АЭ – зеленые, 5-я АЭ - черные.

Командиры полка: подполковник Шалва Алексеевич Дзамашвили 1940 - 09.1941. http://ava.org.ru/bap/7d.htm

7-й дальний бомбардировочный авиационный полк преобразован в 1940 году на аэродроме Курск из 7-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. С 13 августа 1941 года по ? – в составе 40-й дальней бомбардировочной авиационной дивизии.

Участие в операциях и битвах: Советско-Финская война – с 17 февраля 1940 года по 13 марта 1940 года.

Приграничные сражения – с 22 июня 1941 года по 29 июня 1941 года.
Удары по Митаве, Двинску, Платони, Кенигсбергу, Острову, Орлу, Кромам, Демьянску, Можайску,  Дну, Луге, Пскову, Шяуляю, Либаве, Старой Руссе и другим объектам. УТОЧНЯЕТСЯ. Предположительно обращён на укомплектование 751-го дальнего бомбардировочного авиационного полка.

В списках потерь за 13 октября 1941 Плахов Николай Иванович не числится. Стоит обратить внимание на воздушные победы личного состава полка:

4 октября 1941 года. Болотаев Иван Захарович. Сбил Bf.109 в районе Орёл.
4 октября 1941 года. Марандель Андрей Федосеевич. Сбил Bf.109 в районе Орёл.. Источник: Владимир Савончик. https://proza.ru/2016/05/25/1251

Бомбили, штурмовали, вели разведку. 7 дбап.

От рассказа об истребителях перейдём к бомбардировщикам. Не только потому, что в районе деревни Савёловка найдены части самолёта 7-го дбап.

Этот полк, базировавшийся на аэродроме Дягилево, активно участвовал в Наро-фоминской оборонительной операции — ликвидации прорыва 1-5 декабря 1941 года. Впрочем, как и 565-й иап, и несколько других авиаполков, о которых пойдёт речь в других публикациях.

Но сначала об экипаже этого самолёта. В фонде полка в деле «Боевые донесения и боевые приказы за ноябрь 1941 года» подшито несколько донесений, где упоминается эта четвёрка.

Донесение от 5.11.41: «В 8.00 на выполнение боевого задания вылетел 1 экипаж лётчика Акуличева, шт. Лисянский, в.стр.рад. Волков и стр.рад. Орумбаев. Сброшены бомбы Фаб-100 10 шт., из них 3 – по городу Юхнов, 2 — по площадке аэродрома, 3 — по посёлку, 2 — по леску юго-восточнее Юхнова».

Донесение от 6.11: «6.11 была поставлена задача уничтожить скопление войск противника в районе ст.Дорохово-Можайск. На выполнение задания вылетел 1 экипаж пилота Акуличева, шт. л-т Лисянский, в.стр.рад. Волков и стр. Орумбаев на самолёте ДБ-3 №1708. Бомбовая зарядка Фаб-100 = 10. Время вылета 7.20. Экипаж не вернулся. Сведений нет

Донесение от 9.11: «… Вернулся пилот Акуличев, который вылетал на боевое задание 6.11.41. Бомбометание произвели по колонне бронемашин в районе Можайск–Дорохово. Время – 9.50. Видно было прямое попадание, видны были разрывы и пожары. Сброшено Фаб-100 10 шт. В районе Наро-Фоминск были атакованы 3 Ме-109. Убиты в воздухе были штурман лейтенант Лисянский, радист мл. сержант Волков и стрелок Орумбаев (мл. сержант). Самолёт 1708 сгорел».

В Книге учёта потерь личного состава полка есть сведения о всех троих погибших и их родственниках.
Мать воентехника 1 ранга Адольфа Давидовича Лисянского, стрелка-бомбардира, жила в г.Баку. Отец воздушного стрелка-радиста Анатолия Георгиевича Волкова, 1919 года рождения, жил в г.Сталино (ныне Донецк), а брат воздушного стрелка Балгенжи Орумбаева, 1918 года рождения, – в Кустанайском крае в Казахстане, в колхозе «Кум-Жота».

К судьбе командира экипажа вернёмся позже, а сейчас – цитата из Боевого распоряжения №83 штаба 40-й авиадивизии от 4.12.1941:

«7-му дбап в течение дня 4.12.41 всеми исправными самолётами двумя боевыми вылетами уничтожить мотомехвойска противника на дороге Балабаново-Наро-Фоминск. Действия начать с рассветом. Бомбовая зарядка фугасные и осколочные бомбы. Бомбометание производить с 2-3 заходов. Максимально использовать пулемётный огонь»
Боевая задача была выполнена. Отрывок из статьи Татьяны Окуловой об архивном поиске по экипажу бомбардировщика ДБ-3а. https://westfront.su/bombili-shturmoval … ika-db-3a/

В настоящее время конкретное место выбытия Плахова Н. И., сведения о судьбе членов экипажа самолёта остаются невыясненными.

Отредактировано Легошина Валентина (2024-03-20 10:55:32)

0

3

Здравствуйте!

Авиаторы Второй мировой.

Плахов Николай Иванович
Страна: СССР
Годы жизни: 1921 - 12.10.1941 (НБЗ)
Место рождения: Пензенская обл., Сердобский р-н, с. Байка
Вид авиации: ДБА
Категория: летчик
Места службы: 7 тбап (? ‑ 12.10.41)
12.10.41 г. с боевого задания не вернулись несколько экипажей 7 тбап. Пропали без вести: <>

Copyright © 2003 - 2022 Харин В.В. http://allaces.ru/p/people.php?id=18675

Хочу добавить ещё рассказ о ВВС в годы Великой Отечественной войны, где упомянут и наш земляк, Плахов Николай Иванович.

ЗАБЫТЫЙ ПОЛЕТ.
 
Первая половина октября 1941 года на западном направлении от Москвы выдалась на редкость дождливой и прохладной. С одной стороны это обстоятельство сильно мешало продвижению немецких войск на восток, поскольку дороги раскисли и, даже испытанная в боях, техника отказывалась двигаться по русской распутице с прежней скоростью. Но еще большие трудности преодолевали, окруженные превосходящими силами противника, и измотанные советские дивизии Западного фронта. Уцелевшую после непрерывных боев технику, танки и автомобили приходилось бросать, когда в баках закачивалось топливо, и еще остававшийся драгоценный боезапас использовался для ее уничтожения. Войска пробивались из окружения, огрызаясь и временами контратакуя, по раскисшим лесам и полям, не имея возможности использовать дороги, занятые противником. И даже когда казалось, что все уже потеряно, и драться против танков и пулеметов организованного и осведомленного врага, имея лишь винтовки и легкие 45-мм пушки с истощенным боезапасом, невозможно, люди дрались, умирали и держались-держались-держались... Именно в те дни, окруженные советские части, сохранившие знамена и честь, решили предпринять последнюю попытку прорваться к своим или погибнуть в боях, но с оружием в руках. Они не просили помощи войсками, поскольку знали - резервов нет, и все зависит только от них самих. Но боеприпасы и топливо для оставшейся техники необходимы были, как кровь для израненного человеческого тела.... И Верховное командование Красной армии, не имея точной информации о местонахождении, как окруженных западнее Вязьмы остатков армий Западного фронта, так и частей противника, пыталось организовать снабжение окруженных советских дивизий по воздуху....
 
  ...Капли облачной влаги били в стекла очков шлема командира корабля. Кабина пилотов бомбардировщика ТБ-3 не оборудована фонарем, и возможности укрыться от набегающего ветра и дождя - нет никакой. Не было смысла и подниматься выше облаков - лететь всего около часа - и потому командир отряда принял решение идти под нижним краем. Группа из пяти громадных машин шла под самым краем облачного рванья и лейтенанту казалось, что монотонное пронизывание холодных и влажных, серых протуберанцев хоть как-то поможет отвлечься от надвинувшейся вдруг усталости....
 
Лишь несколько дней назад закончилась большая работа по переброске десанта под Орел, где они только случайно не погибли, когда танки Гудериана вылезли на летное поле аэродрома. Крупно повезло, что высадка уже закончилась, самолет успел взлететь, а десантники сразу приняли бой, отвлекая на себя огонь от улетающей машины. На завтра - работали уже на площадках ближе к Туле. Вся бригада была десантирована вовремя, вместе с техникой, и смогла выполнить задание по сковыванию продвижения немецких танковых дивизий. Хотя и задержала их лишь на несколько дней, но тогда все дни и даже часы октября 1941-го под Москвой были бесценными...
 
А до этого - сентябрь. Казавшиеся бесконечными, ночные полеты, изматывающее душу ощущение борьбы с нескончаемыми ордами прожорливой саранчи, налетевшими на родную землю. Фашисты рвались к Ленинграду и летчики бомбардировщиков готовы были летать и чаще на бомбометания и для доставки грузов в район Луги, где пыталась выйти из окружения наша группировка войск, если бы техника позволяла....
 
Заправка топливом и боеприпасами гигантского корабля длится несколько часов, плюс осмотр двигателей и час-другой на отдых экипажу и - снова громовой гул двигателей и устаревшая, но все еще грозная, бывшая краса и гордость советских ВВС медленно и уверенно набирает высоту. Самолет ТБ-3 легко преодолевал зенитную оборону противника, "зависал" на высоте, по причине низкой крейсерской скорости - 200-240 км/час, над целью и обрушивал совершенно сногсшибательный объем бомб - до 4 000 кг на головы обнаглевшего врага. Не менее тяжелыми для экипажей становились и полеты для обеспечения наших войск, медленно отступавших под натиском, пока более сильного и опытного противника. Полки тяжелобомбардировочной авиации, оснащенные ТБ-3, приобрели неоценимый опыт по переброске грузов в ходе довоенных учений. Все это пригодилось сейчас.
   
...Командир посмотрел направо - сержант Коля - Плахов Николай Иванович, второй пилот, уверенно держал штурвал двумя руками в перчатках и все время поглядывал по сторонам.Счастливая, детская улыбка, то ли от восторга полета, то ли от набегающего потока воздуха, блуждала на его безусых губах. Совсем недавно лейтенант сам отобрал этого талантливого паренька в экипаж, взамен товарища, ушедшего на повышение, из группы новобранцев, прибывших в полк из разных летных училищ. Не ошибся - уроженец пензенской области был на удивление способным летчиком, да еще и на редкость - веселыми добродушным человеком. С самого начала совместной службы опытный лейтенант тепло, по-братски проникся к желторотому призывнику - выпускнику Балашовского летного училища, который так искренне и комично расстраивался, когда ему не хватило места в экипажах более современных и престижных СБ (скоростной бомбардировщик АНТ-40). Командование училища сержанта "попросили временно" влиться в стройные ряды тяжелобомбардировочной авиации, где он и встретил начало войны. Переучиваться управлять громадным тихоходом проблем не составило, а ощущение полета и удовольствие от власти над четырехмоторным кораблем в открытой кабине были гораздо более острыми.
 
Традиции товарищеских отношений установились в экипаже бомбардировщика давно - с финской компании, когда впервые им пришлось испытать и друг друга и машину в боевых условиях. Самолет не был оборудован переговорными устройствами и интуитивное взаимопонимание и доверие были залогом успешного выполнения задания, а, подчас, сохранения машины и жизни экипажа. Почти три месяца работы при убийственных морозах - до 40 градусов - в самолете отсутствовал обогрев и пилотам, и стрелкам на турелях приходилось мазать лица жиром - любым, который был под рукой, чтобы избежать обморожения. И внутри грохочущего корабля штурману и бортикам - бортмеханикам - было не намного теплее. Тогда их полк понес первые боевые потери - один экипаж, будучи подбитым, вынужденно пошел на посадку - на лед озера и, чтобы не сдаваться в плен принял неравный бой с белофиннами. Погибли все, а машину успели сжечь....
 
Несмотря на солидное пулеметное вооружение, тихоходный ТБ-3 был весьма уязвим для маневренных истребителей противника, и даже живучесть конструкции не всегда выручала при многочисленных попаданиях, особенно, в топливные баки. Что уж и говорить о штатных местах экипажа -их бронирование было, мягко выражаясь, формальным. Зато небольшая скорость давала экипажу значительные шансы на выживание при совершении вынужденной посадки.

....Из отверстия носовой турели высунулся стрелок - сержант ГололобовВасилий Федорович и схватился за рукояти спаренного ДА (Дегтярев Авиационный - пулемет) - дескать, все нормально - он службу бдит. Воинственно крутанув турель по передней полусфере, установил стволы по оси самолета, чтобы, как ему казалось, улучшить аэродинамику самолета. Однако, скоро его снова позвали снизу - из штурманской кабины, где сидел с относительным комфортом бортовой штурман и по совместительству - бомбардир - Кузнецов Виктор Георгиевич - старший сержант был одним из старожилов экипажа. Будучи призванным на военную службу и пройдя обучение на штурманских курсах, он все еще оставался в солдатском звании, надеясь на скорое повышение.
   
Для обслуживания, капризных и часто выходящих из строя, четырех двигателей и систем охлаждения - в полете - требовалось, как минимум, двое борттехников. На некоторых модификациях ТБ-3 в их обязанности входила не только техническая поддержка работоспособности самолета, но и отражение атак истребителей противниками поражение наземных целей. Для этого под крыльями сооружались небольшие выдвижные пулеметные гнезда, прозванные в летной среде - "штанами", на которые, действительно, были похожи. Находится в них, да еще, и стрелять могли только самые смелые и отчаянные люди.К счастью конструкция предвоенных бомбардировщиков была уже лишена этих устройств, применение которых было признанно неудачным. Однако, с тех пор техники могли заменить стрелков, в случае выхода последних из строя.

  ....В гулком чреве фюзеляжа, позади кабины летчиков, находились воентехники второго ранга - Лужковский Константин Тимофеевич и Салазгорский Иван Васильевич - оба кадровые офицеры с большим опытом летной работы. Грохот работающих двигателей практически полностью исключал возможность говорить, да и шлемы на ушах были плотно подогнаны, чтобы окончательно не оглохнуть. Но за годы военной службы оба научились обмениваться знаками и жестами, так что и слова не требовались. Сейчас двигатели рокотали размеренно, и им оставалось лишь посматривать на приборы небольших панелей управления моторами. Штатные места техников находились сразу за кабиной летчиков и были оборудованы небольшими иллюминаторами. Там, за бортом пролетали клочья седых облаков, а внизу расстилались леса и поля, пересекаемеы кое-где завитушками речных русел и нитками дорог, по которым спешили на запад колонны войск и техники.
 
В середине фюзеляжа ТБ-3Р оборудована круговая пулеметная турель с плексигласовым колпаком, предназначенная для отражения атак истребителей с верхней полусферы. Стрелок, занимавший ее, в дополнение, обычно обеспечивал радиосвязь, что было не совсем эффективно. А на самом хвосте, прямо под рулем поворота, располагалось пулеметное гнездо стрелка, в задачи которому ставилось оборона бомбардировщика со стороны задней полусферы. Не стоит скрывать, что потери среди "хвостовых" были максимальными. Истребители противника при атаке стремились подавить огонь заднего стрелка, после чего самолет становился практически беззащитным.Пулеметчик занимал свое место после взлета, чтобы избежать сильной тряски от разбега, амортизация "дутика"- хвостового шасси была формальной. На штатную должность кормового стрелка брали не самых опытных военнослужащих, обычно, из числа призывников второго года службы.

  ... Место стрелка-радиста занимал младший сержант Бочков Тимофей Петрович - уроженец Краснодарского края, весельчак и повеса, как, впрочем, и большинство южан. Но сейчас его ухмыляющейся физиономии не было видно за краем турели, и спарка пулеметных стволов одиноко целилась в низкое небо. На хвостовой огневой точке, напротив, покоя не было. Женя - стрелок - младший сержант Струков Евгений Федорович с видимым удовольствием вращал турель от одного крайнего положения до другого. Но так и положено "хвостовым" - все время быть начеку - опасность подстерегала воздушный гигант чаще всего с тыла.

  .... Авиабаза Тейково, откуда они взлетели, осталась далеко позади. Головной самолет командира отряда - лейтенанта Степина Логина Ивановича качнул крылом и пошел вниз - на посадку, отдавая негласную команду остальным экипажам. Одна за другой машины приземлялись на аэродроме Монино, что уже совсем рядом с Москвой. Подрулив ближе к грузовым ангарам, самолеты выстроились в ровный ряд для приемки грузов на борт. Уже совсем посветлело. Утро 8 октября не порадовало хорошей погодой - все тот же дождь и раскисшее поле аэродрома. Зато и опасность подвергнуться вражескому налету в те дни была невелика. Члены экипажей вылезали из гофрированных чрев своих машин и начинали заниматься своими обязанностями - командиры кораблей сразу ушли в здание штаба на совещание, а остальные стали осматривать технику и готовить ее для выполнения боевой задачи, о которой еще никто из них не знал. Вернулись командиры, получившие планы, предстоящей операции. Отряду 7-го тяжелобомбардировочного полка под командованием старшего лейтенанта Степина Л. И. в составе пяти бомбардировщиков ТБ-3Р предстояло принять груз, состоящий из канистр с топливом и ящиков с боеприпасами, упакованными в специальные парашютные системы (ПДММ и ПДББ) для выброски с малых высот.
 
Количество груза было максимально возможным для самых грузоподъемных машин той поры. Необходимо было доставить его в район западнее Вязьмы, что всего в 300 километрах от монинской авиабазы. Там - окруженные противником остатки советской частей - армии генерала Лукина М.Ф. и группы генерал-лейтенанта Болдина И.В. должны были организовать прием десантируемого груза, выложив на полях сигнальные костры с промежутками в 300-400 метров между ними, подавая сигналы ракетницами. В связи с неудовлетворительной защитой от истребителей противника и большими потерями, а также нехваткой собственных истребителей сопровождения, с августа 1941 года бомбардировщики ТБ-3 использовались преимущественно по ночам.

  ....Вылет назначили на 03:00 12 октября 1941 года. Трое суток перед этой датой грузовики с боеприпасами и топливом сновали между пакгаузами и самолетами. Экипажи, падая от усталости, укладывали штабели ящиков, мешков и баков, пытаясь расположить все таким образом, чтобы пятеро человек экипажа смогли как можно быстрее - практически вручную - вытолкнуть несколько тонн груза из бомбовых люков и через боковые двери. Вечером 11 октября рано - засветло - легли спать. Кто смог уснуть, а кто и так проворочался. Командир "двойки" не мог спать - в очередной раз осмотрел машину, проверил крепления грузов. Борттехники не спали тоже - Лужковский и Салазгорский лазали по гулкому корпусу машины с фонарями, в десятый раз проверяя оборудование - нет ли где течи в маслопроводах, или "люфта" в сочленениях приводов, как работает система охлаждения двигателей. В назначенное время, загрохотав двигателями, пять гигантских машин одна за другой взлетели с аэродрома Монино и взяли курс на Запад. Впереди шел "первый" - самолет Степина. Вереница ТБ-3 летела в облаках, ориентируясь по приборам, огибая Москву с севера. Далее по плану - снижались до нижнего края облаков и, выйдя на железную дорогу - Москва - Минск, следовали вдоль ее нитки до Вязьмы. Если б они знали, что враг уже прошел Вязьму и находится 15 км восточнее города...

  Полет продолжался уже больше часа, уже начали готовиться к выброске груза, когда неожиданно по машинам начали стрелять. Командир "двойки" увидел лишь вспышки на фоне темной поверхности земли. Самолет "первого", летевший перед его машиной, вдруг покачнулся и начал резкий левый поворот, уходя в облака. Гулкие удары послышались - нет - больше почувствовались - и по крыльям "двойки". Обернувшись, командир увидел, что остальные самолеты отряда следуют за ним. В это время был смертельно ранен старший лейтенант Степин, его машина уходила в облака, разворачиваясь под губительным огнем с земли*.

Застучали, засверкали пулеметы на носу и корме самолета. Низколетящие бомбардировщики на фоне светлеющего неба выглядели прекрасной мишенью. Но их экипажи не хотели сдаваться без боя. Снизу кабины пилотов показался Бочков. Он передал донесение кормового стрелка, что три самолета, следовавшие за ними - подбиты и горят. В это время справа начался обстрел и по ним из крупнокалиберного оружия. Начиненный топливом и боеприпасами самолет не имел шансов на выживание. Сначала загорелось топливо в баках - затем в канистрах.... Бочков, вернувшийся на место, практически сразу был охвачен огнем и выбросился из обреченной машины. Он попал в плен и оказался единственным выжившим из экипажа "двойки".

Командир почувствовал удар справа, но это была не его смерть - удар пули принял на себя второй пилот, залитое кровью лицо улыбчивого Коли Плахова, уже мертвого - было повернуто к нему в смертельной судороге последней агонии. Впереди - как сумасшедший - метался силуэт носового стрелка. Спаренный пулемет изрыгал смертельные ручьи по вспышкам с земли. Но за турелью был уже не Вася Гололобов - место убитого занял поднявшийся к нему штурман - Кузнецов. Командир этого не знал. Также не видел он, как из объятой пламенем средней турели стрелял по врагу борттехник Ваня Салазгорский, опираясь одной ногой на штабель ящиков с боеприпасами, мстя за всех и за убитого минутой назад своего товарища - Костю Лужковского. Не успел он сказать последние слова и Жене Струкову, кормовая турель которого была разворочена прямым попаданием немецкого снаряда. Командир не видел как падали самолеты его отряда, как прыгали и разбивались о близкую твердь его товарищи и знакомцы. Впереди появилась в черноте леса светлая полоса дороги Вязьма - Темники, заполненной бронетехникой с включенными фарами, и почувствовал, что появился шанс. Пылающий бомбардировщик еще слушался рулей. Самолет выровнялся над дорогой, и командир оттолкнул от себя штурвал....

....Вера стояла у окна и смотрела на дымящуюся Одессу. Все уже знали, что город сдадут и на душе было страшно. Страшно за детей - три старшие дочери были уже взрослые, но в военное время никто не мог быть спокоен, даже муж, который работал на электрической станции и считался очень ценным специалистом. А как же Ваня? Любимый младший сын, талантливый и красивый - гордость и надежда всей семьи, которому прочили успешную карьеру инженера-энергетика, выбрал беспокойную профессию военного летчика.

....И тут мать почувствовала, что светлеющее небо вдруг погасло, сердце защемило непонятной тоской - внутри оборвалось что-то....

В этот миг далеко-далеко на севере ее родной белокурый мальчик, приняв главное для себя в жизни решение, погиб в гигантской вспышке взрыва боевого самолета, направленного им на колонну техники врага, посягнувшего на ЕГО ВЕЛИКУЮ РОДИНУ!

*Бомбардировщик Степина Л.И. - единственный из отряда, вернулся на базу. Логину Ивановичу была сделана операция в Москве, но он все равно скончался и был впоследствии похоронен на одном из местных кладбищ.
 

Экипаж ТБ-3Р 7 -го ТБАП "двойка", совершивший беспримерный подвиг:

  Командир - лейтенант Пенин Иван Всеволодович, 23 года.
  Пилот - сержант Плахов Николай Иванович, 20 лет.
  Штурман - старший сержант Кузнецов Виктор Георгиевич, 27 лет.
  Бортмеханик - воентехник 2 ранга Лужковский Константин Тимофеевич, 27 лет.
  Бортмеханик - воентехник 2 ранга Салазгорский Иван Васильевич, 29 лет.
  Воздушный стрелок - младший сержант Гололобов Василий Федорович, 22 года.
  Воздушный стрелок - младший сержант Струков Евгений Федорович, 22 года.

Из письма Льва Васильевича Салазгорского (родного брата Ивана Васильевича) своей супруге от 27 января 1942 года:

"....Здравствуй дорогая Оля, здравствуй дорогой сынок Юрочка!

Два дня тому назад получил от мамы письмо, в котором она известила меня о гибели моего брата Вани. Тяжело переношу эту утрату. Ведь я потерял единственного брата. Вместе с тем во мне кипит гнев и ненависть к фашистским вшивым бандитам. И этот гнев, и ненависть требует от меня не слов, а действий. Я не могу жить и работать спокойно пока не отомщу за его жизнь. Ты меня пойми. Я подал рапорт об отправке на фронт и, по-видимому, скоро уеду.

Прошу тебя, Оля, береги Юрочку. Если я не вернусь с фронта, то скажи Юрочке, что его отец никогда не был трусом. Воспитай его в духе честности, преданности своему народу. А я постараюсь, чтобы он знал меня и гордился своим отцом......"

10 мая 1942 года младший политрук полка 2 стрелковой дивизии 59-й армии Салазгорский Лев Васильевич погиб в страшных боях под Волховом.
 
Братская могила в селе Митьково рядом с дорогой Вязьма-Темники, на которой произошел таран Пенина И.В., и где, возможно, покоятся останки героев.
 
ТАКИЕ ЛЮДИ ЖИЛИ В ЭТОЙ СТРАНЕ.....

© Copyright Калабин Юрий Юрьевич (yuriy.1963.k@gmail.com. http://samlib.ru/k/kalabin_j_j/forgotten_flight.shtml

0

4

Здравствуйте!

Наш Край - информ.

Забытый полет.

Первая половина октября 1941 года на западном направлении от Москвы выдалась на редкость дождливой и прохладной. С одной стороны это обстоятельство сильно мешало продвижению немецких войск на восток, поскольку дороги раскисли и, даже испытанная в боях, техника отказывалась двигаться по русской распутице с прежней скоростью. Но еще большие трудности преодолевали,окруженные превосходящими силами противника, и измотанные советские дивизии Западного фронта. Уцелевшую после непрерывных боев технику, танки и автомобили приходилось бросать, когда в баках закачивалось топливо, и еще остававшийся драгоценный боезапас использовался для ее уничтожения.<>

А как же Ваня? Любимый младший сын, талантливый и красивый — гордость и надежда всей семьи, которому прочили успешную карьеру инженера-энергетика, выбрал беспокойную профессию военного летчика.

….И тут мать почувствовала, что светлеющее небо вдруг погасло, сердце защемило непонятной тоской — внутри оборвалось что-то….

В этот миг далеко-далеко на севере ее родной белокурый мальчик, приняв главное для себя в жизни решение, погиб в гигантской вспышке взрыва боевого самолета, направленного им на колонну техники врага, посягнувшего на ЕГО ВЕЛИКУЮ РОДИНУ!

Командир — лейтенант Пенин Иван Всеволодович, 23 года.

Пилот — сержант Плахов Николай Иванович, 20 лет.

Штурман — старший сержант Кузнецов Виктор Георгиевич, 27 лет.

Бортмеханик — воентехник 2 ранга Лужковский Константин Тимофеевич, 27 лет.

Бортмеханик — воентехник 2 ранга Салазгорский Иван Васильевич, 29 лет.

Воздушный стрелок — младший сержант Гололобов Василий Федорович, 22 года.

Воздушный стрелок — младший сержант Струков Евгений Федорович, 22 года.

https://i.imgur.com/ZkvcUhum.jpeg

Вид на кабину пилотов ТБ-3 и переднюю стрелковую точку.

25 февраля 2019. https://ok.ru/group/49549477871648/albu … 2507663904

Бомбардировочная авиация (БА, ФБА) — род Фронтовой авиации, предназначенный для поражения группировки войск противника, его наземных и морских объектов в оперативной глубине обороны противника бомбами и ракетами, в том числе с применением ядерного оружия. ФБА также привлекается для ведения воздушной разведки.

В зависимости от характера выполняемых задач и тактико-техническим данным самолётов Бомбардировочная авиация подразделяется на:

фронтовую (тактическую) авиацию;
дальнюю (стратегическую) авиацию;

См. : https://ru.wikipedia.org/wiki/Бомбардировочная_авиация

Бомбардировщик ТБ-3. Преемник «Ильи Муромца».

https://i.imgur.com/OXjos3wm.jpeg

С появлением этих самолетов наша страна вернула себе титул законодателя моды на тяжелые боевые самолеты

Драматический эпизод расстрела «Мессершмиттами» бомбардировщиков ТБ-3 из фильма «Живые и мертвые» стал, пожалуй, хрестоматийным примером неудачного применения этих самолетов в начале Великой Отечественной войны. Но этим их роль в военные годы не исчерпывалась. Те же ТБ-3 вплоть до середины войны успешно применялись в качестве ночных бомбардировщиков и транспортников. Правда, об этом известно гораздо меньше, как и о том, что Победу этот самолет, ставший символом советских ВВС первой половины 1930-х, встретил, оставаясь в строю.

Тяжелый и дальнобойный.

Задание спроектировать четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ЦАГИ получил от Остехбюро во второй половине 1925 года. Работу поручили Андрею Туполеву, который только-только закончил постройку очень похожей машины – АНТ-4, пошедшей в серию под индексом ТБ-1. Она имела ту же конструкцию – моноплан из гофрированного алюминия, но меньшие размеры и всего два мотора. Военным же требовался более крупный самолет, способный доставлять как минимум двухтонный бомбовый груз на расстояние до тысячи километров.

https://i.imgur.com/j6uTAIGm.jpeg

Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 в полете. Источник: airwar.ru

К работам над проектом Туполев приступил в декабре того же года, но процесс шел очень небыстро. Во-первых, несмотря на опыт постройки ТБ-1, советские авиаконструкторы не сталкивались с решением подобной задачи. Во-вторых, заказчик никак не мог определиться с тактико-техническими требованиями на новую машину. Первоначальное задание уже в 1926 году скорректировали представители ВВС, потом корректировки следовали одна за другой. Окончательный вид требования приобрели только через четыре года – в декабре 1929-го.

https://i.imgur.com/9oHJmI4m.jpeg

Рассадка десантников перед прыжками с бомбардировщика ТБ-3. Судя по отсутствию пилотов в кабине, это тренировка на аэродроме.

Как напугать Европу.

Новые советские тяжелые бомбардировщики произвели громадное впечатление, едва только появившись на широкой публике. Произошло это во время первомайского парада 1932 года, когда над Красной площадью пролетела девятка ТБ-3 – две с половиной эскадрильи по штатам того времени. Вел группу самолет под управлением летчика-испытателя Научно-испытательного института ВВС Андрея Юмашева, будущего соратника Михаила Громова по рекордным полетам.

https://i.imgur.com/zaE2SKIm.jpeg

Тяжелые бомбардировщики ТБ-3 пролетают над Красной площадью во время парада. Источник: авиару.рф

Справедливости ради надо заметить, что отобрать и подготовить даже эти девять машин оказалось непросто. У советской авиапромышленности еще не было ни опытных кадров, ни отработанных технологий для бесперебойного и беспроблемного выпуска таких конструктивно сложных машин, как ТБ-3. Впрочем, с земли все эти проблемы не были видны. Зато были видны мощные четырехмоторные машины с широкими длинными крыльями, что сразу выдавало в них бомбардировщики дальнего действия...

Подробно: https://histrf.ru/read/articles/bombard … ?from=feed

Отредактировано Легошина Валентина (2024-06-30 16:11:00)

0