Здравствуйте!



Коваленко Дмитрий Иванович

https://i.imgur.com/JA4EWuBm.jpg

капитан

1911 - 08.09.1943

Фотография в Учетно-послужной картотеке.

Донесение о потерях (автор, дата документа?). https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … ie73454180 :
Коваленко Дмитрий Иванович
Место рождения: Пензенская обл., д. Улановка
Дата и место призыва: Воронежский РВК, Воронежская обл., Воронежский р-н
Воинское звание: капитан
Последнее место службы: п/п 15401
Дата выбытия: 08.09.1943
Причина выбытия: пропал без вести
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 33
Опись ист. информации: 11458
Дело ист. информации: 533
Доп. сведения: командир корабля; родственники: жена, (Цисунова ?) Эмилия Никифоровна, адрес проживания: г. Калуга, Тульск. области (так в документе).

Донесение о потерях (автор, дата документа?). https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … nie9465915 :
Коваленко Дмитрий Иванович
Дата рождения: __.__.1911
Место рождения: Пензенская обл., д. Улановка
Воинское звание: капитан
Последнее место службы: 1 авиац. трансп. див.
Дата выбытия: В ночь с 07.09.1943 на 08.09.1943
Причина выбытия: пропал без вести
Место выбытия: Калининская обл.
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 20006
Опись ист. информации: 2
Дело ист. информации: 7
Доп. сведения: ком-р корабл.,; кадровый; в ночь с 07.09.1943 на 08.09.1943 не вернулся с задания; родственники: жена, Фисунова Эмиль Никифоровна, адрес проживания: Манино ДЖ 4 (так в документе).

Донесение о потерях (автор, дата документа?). https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … nie9465657 :
Коваленко Дмитрий Иванович
Место рождения: Пензенская обл., д. Улановка
Воинское звание: капитан
Последнее место службы: 31 гв. апдд
Дата выбытия: 08.09.1943
Причина выбытия: пропал без вести
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 0
Опись ист. информации: 916499
Дело ист. информации: 1
Доп. сведения: ком-р корабл.,; не вернулся с задания с 7 на 08.09.1943; пропал без вести в р-не (Осиповка?). Родственники: жена, Фисунова Эмилия Никифоровна, адрес проживания: Манинск. гарн.  ДЖ- 4 (так в документе).

Донесение о потерях (автор, дата документа?). https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … ie56767844 :
Коваленко Дмитрий Иванович
Место рождения: Пензенская обл., д. Улановка
Дата и место призыва: Воронежский ОВК, Воронежская обл.
Воинское звание: капитан
Дата выбытия: 08.09.1943
Причина выбытия: пропал без вести
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 33
Опись ист. информации: 11459
Дело ист. информации: 183
Доп. сведения: командир корабля,; родственники: жена, Фисунова Эмилия Никифоровна, адрес проживания: г. Калуга, Тульской области (так в документе).

Донесение о потерях 1 авиадивизии 10.9 по 20.9.1943. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … ie53413254 :
https://i.imgur.com/nXSbtCwb.jpg
Коваленко Дмитрий Иванович
Дата рождения: __.__.1911
Место рождения: Пензенская обл., д. Улановка
Воинское звание: капитан
Последнее место службы: 1 аддд
Дата выбытия: в ночь с 07.09.1943 на 08.09.1943
Причина выбытия: пропал без вести
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 58
Опись ист. информации: 18001
Дело ист. информации: 921
Доп. сведения: в списке потерь по 101 авиаполку; ком-р корабл.,; кадровый. Родственники: жена, Фисунова Эмилия Никифоровна, адрес проживания: Монино, ДНС 4 (так в документе).

Приказ ГУК 16 октября 1943 в Московский облвоенкомат. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … az74243567 :
https://i.imgur.com/f9DIeiIb.jpg
Коваленко Дмитрий Иванович
Дата рождения: __.__.1911
Место рождения: Пензенская обл.
Воинское звание: капитан
Последнее место службы: 101 авп 1 авд
Дата выбытия: 08.09.1943
Причина выбытия: пропал без вести
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 33
Опись ист. информации: 11458
Дело ист. информации: 63
Доп. сведения: должность, часть: командир корабля 101 авиаполка, 1 авиадивизии; жена, Фисунова Эмиль Никифоровна, проживает: ст. Монино.

Учетно-послужная картотека. https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-car … icer616858 :
Коваленко Дмитрий Иванович
Дата рождения: __.__.1911
Место рождения: Пензенская обл., Кондольский р-н, Марьевский с/с, д. Улановка
Наименование военкомата: Центральный РВК, Воронежская обл., г. Воронеж, Центральный р-н
Дата поступления на службу: __.__.1929
Воинское звание: капитан
Наименование воинской части: 101 ап дд , 101 ап дд
Судьба: Пропал без вести
Дата окончания службы: 08.09.1943

Записи из ГУК. https://pamyat-naroda.ru/heroes/sm-person_guk1064474465 :
Коваленко Дмитрий Иванович
Дата рождения: 1911
Место рождения: Пензенская область Кондольский район Марьевский сельский совет деревня Улановка
Наименование военкомата: Центральный РВК город Воронеж Воронежская область
Дата призыва: 1929
Воинское звание: капитан
Дата выбытия: 08.09.1943

Информация о месте рождения

Кондольский райо́н — административно-территориальная единица в Пензенской области, существовавшая в 1928—2006 годах, а также муниципальное образование (муниципальный район), существовавшее в 2004—2006 годах. Административный центр — село Кондоль. 14 июня 2006 года Пензенский и Кондольский районы были объединены под наименованием Пензенский район. Центром административной единицы стало село Кондоль. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кондольский_район

Улановка — посёлок в Пензенском районе Пензенской области России. Входит в состав Краснопольского сельсовета. Население: 153 человека (2010). https://ru.wikipedia.org/wiki/Улановка_(Пензенская_область)

Информация о возможном месте проживания родственников

Мо́нино — железнодорожная станция хордовой линии Мытищи — Фрязево Ярославского направления Московской железной дороги. Находится в одноимённом посёлке городского округа Щёлково Московской области. https://ru.wikipedia.org/wiki/Монино_(станция)

Информация о месте службы

101 авиационный полк Дальнего действия. Период в составе действующей армии: 27.07.1942 — 04.11.1944. Сформировано из 101 трап. Переформировано в 31 гв. ап дд. Нет данных о точках боевых действий. Источник: https://pamyat-naroda.ru/warunit/id5012/

101-й авиационный «Красносельский» Краснознамённый полк Дальнего Действия.

Владимир Савончик
28 июля 1942 года 101-й транспортный авиационный полк переименован в 101-й авиационный полк Дальнего Действия.
Нахождение в строю: с 28 июля 1942 года по 5 ноября 1944 года.

Участие в операциях и битвах:

Сталинградская оборонительная операция – с 28 июля 1942 года по 18 ноября 1942 года.
Орловская операция «Кутузов» - с 12 июля 1943 года по 18 августа 1943 года.
Духовщинско-Демидовская операция – с 13 августа 1943 года по 2 октября 1943 года.
Брянская операция – с 17 августа 1943 года по 3 октября 1943 года.
Красносельско-Ропшинская операция – с 14 января 1944 года по 30 января 1944 года.
..................................................................
Источник: https://proza.ru/2016/01/24/1575

Информация о месте выбытия

С 19.08 по 21.09.1943г. авиаполк производит бомбардировки вражеских войск, техники, танков и артиллерийских позиций на Смоленско-Брянском направлении (275 самолетовылетов). Источник: http://101aviapolk.ru/index/istorija_101_aviapolka/0-39

Дополнительная информация о месте службы

Историческая летопись 101 (31) Гвардейского Авиационного Красносельского Краснознаменного полка Дальнего Действия

За основу данной станицы взяты «Исторический Формуляр 101 АПДД 1942-1946гг.» и «Боевые донесения»
101 авиаполка, 1-ой Авиационной дивизии ДД и 7 Авиационного корпуса ДД. История строительства авиаполка 1941-1946гг.

Во исполнение Постановления Г.О.К.О. №1392/СС от 5.3.1942 г., об Авиации Дальнего Действия, Приказа Н.К.О. №0056 от 18.3.1942 г., Приказа АДД №001 от 6.4.1942 г., 15 апреля 1942 года на подмосковном аэродроме Чкаловский начал формироваться 101 Транспортный Авиационный полк Дальнего Действия, по штату №015/222 в составе 1-ой Транспортной Авиационной Дивизии ДД. Полк формировала Депутат Верховного Совета СССР, Герой Советского Союза, подполковник В.С.Гризодубова. Основным ядром для формирования полка явилась группа летно-технического состава, прибывшая из Г.В.Ф. М.А.О.Н. (Московская Авиагруппа Особого Назначения). Часть руководящего состава прибыла из 1-го Авиационного полка ДД. Весь остальной состав пришел из резерва АДД г.Бузулук. Период формирования полка и ввода в строй летного состава продолжался до 25 мая 1942 года. С 25 мая 1942 года полк приступил к выполнению боевых заданий, 30 июля 1942 года полк был переименован из 101 ТАП ДД в 101 Авиационный полк Дальнего Действия, Приказ Н.К.О. №577 от 28.7.1942г. В работе полка начинают преобладать бомбардировочные задания. 13 сентября 1942 года произведено изменение в укомплектовании. Полк переведен на новый штат №015/236, Приказ Н.К.О. №00198 от 13.9.1942 г., согласно которого, в 101 АП добавляется третья эскадрилья, которая формировалась за счет личного состава подготовленного в 2-х ранее существовавших эскадрильях. Согласно нового штата количество самолетов ЛИ-2 в полку доводится до 30.
https://i.imgur.com/RAksAJzb.jpg
У поворота к аэродрому
https://i.imgur.com/hyVyHayb.jpg
В.С.Гризодубова на аэродроме Чкаловский
https://i.imgur.com/c6N1Qxkb.jpg
Аэродром Чкаловский

В ознаменование начала боевой работы 101 Авиационного полка Дальнего Действия, по разгрому немецкого фашизма установлен традиционный праздник «Годовщина полка» 25 мая, Приказ 1-ой Авиационной дивизии Дальнего Действия №0117 от 24 октября 1942г.

15 октября 1943 года 101 Авиационному полку Дальнего Действия вручено Красное Знамя, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11.10.1943г.

27 мая 1944 года за участие в ликвидации блокады г. Ленинграда, где полк своими бомбардировочными ударами на подступах к г. Красное Село нанес врагу большое поражение авиаполку присвоено наименование «Красносельский», Приказ Н.К.О. №0137 от 27.5.1944г.

https://i.imgur.com/9ka6HZcb.jpg
https://i.imgur.com/X7z3y9ob.jpg
Мемориальная доска на стене дома центральной площади в городе Красное Село (проспект Ленина, дом 73) о присвоении наименований Красносельских подразделениям Красной Армии, наиболее отличившимся в ходе Красносельско-Ропшинской операции и освободившим 19 января Красное Село от немецко-фашистских захватчиков.

30 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 101 Авиационный Красносельский полк Дальнего Действия награжден орденом «Красного Знамени», Приказ Н.К.О. №0291 от 30.08.1944г.

05 ноября 1944 года за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава 101 Авиационный Красносельский Краснознаменный полк Дальнего Действия преобразован в 31 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный полк Дальнего Действия, Приказ Н.К.О. №0361 от 5.11.1944г.

7 декабря 1944 года авиаполку вручено Гвардейское Знамя, Приказ Н.К.О. №0361 от 5.11.1944г.

В связи с реорганизацией АДД в 18 Воздушную Армию ВВС КА полк переименован из 31 Гвардейского Авиационного Красносельского Краснознаменного полка Дальнего Действия в 31 Гвардейский Бомбардировочный Авиационный Красносельский Краснознаменный полк,директива Генерального Штаба КА № орг/10/315706сс от 26.12.1944г., Приказ Командующего ВВС КА.

15 декабря 1945 года полк переименован в 186 Гвардейский Бомбардировочный Авиационный Красносельский Краснознаменный полк, директива Генерального Штаба КА № орг/10/88956сс от 15.12.1945г.

Во исполнение директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил № орг/10/246495 от 22.4.1946г. , директивы Штаба Дальней Авиации №722 от 24.5.1946г. и приказа 1-ой Воздушной Армии Дальней Авиации полк переименован в 186 Гвардейский Авиационный транспортный Красносельский Краснознаменный полк Дальней Авиации.

         Во исполнение директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил № орг/5/248913 от 26.8.1946г., директивы Штаба Дальней Авиации №1351 от 6.9.1946г. и приказа 1-ой Воздушной Армии Дальней Авиации №009 от 10.9.1946г. 186 Гвардейский Авиационный транспортный Красносельский Краснознаменный полк Дальней Авиации переведен со штата №015/512 военного времени на штат №36/607 мирного времени.

Участие авиаполка в боевых действиях 1942-1945гг

25 мая 1942 года сформированный авиационный полк с аэродрома базирования Чкаловский произвел свой первый боевой вылет-с аэродрома Уразово осуществлена доставка груза в окружение частям Красной Армии около деревень Лазовеньки, Михайловки, Крутоярки (район Балаклеи Харьковской области).

В середине июня 1942 года часть самолетов 101 АП вошли в оперативную группу транспортных самолетов для обеспечения частей 2-ой Ударной Армии, ведущей упорные бои в окружении. Экипажи полка без потерь совершили более 100 вылетов и доставили окруженным частям десятки тонн боеприпасов и продовольствия. За успешное выполнение этого задания личный состав полка получил благодарность от командующего фронтом.

С 25 июня по 19 августа 1942г., оказывая противодействие немецким войскам, наступавшим на Московском и Сталинградском направлении, с аэродрома базирования Чкаловский, полк наносил бомбардировочные удары по коммуникациям противника, главным образом по железнодорожным узлам Курск, Орел, Вязьма, Щигры, Льгов, Полтава и Ржев. В этот промежуток времени было произведено около 376 ночных самолетовылетов и сброшено бомб 457,5 тонн. Практически каждую ночь самолеты делали подва боевых вылета.
Из Боевого донесения от 7 августа 1942 года, Чкаловская.
«……………….
В ночь с 6 на 7.8.42г. бомбардировали скопление ж.д.эшелонов и разрушали пути ж.д.узла Вязьма, вылетало 7 самолетов. 6 самолетов задание выполнили и произвели посадку на своем аэродроме. Экипаж Карченко к моменту составления боевого донесения на свой аэродром не вернулся.
………………..»
В ночь с 28 на 29 июля 1942 года произведен первый массовый вылет в партизанские соединения, 2 самолета в район оз. Червоное (Бобруйская обл.) – экипажи Миненкова и Масленникова, 4-в р-н Суши (г. Кличев) – экипажи Кузнецова, Гришакова, Васильченко и Тюрина, 4-в р-н Салтановки (Брянская обл.) – экипажи Лунца, Янышевского, Орлова и Слепова, произошла и первая потеря при полетах на партизанские площадки, не вернулся с задания экипаж Миненкова.
Из «Боевого донесения» 101 АП от 29.07.1942г. -
«…………………
Летчик Масленников, штурман старший лейтенант Покачалов вылетели в 21.35 с аэродрома подскока Калуга на выброску груза в район Доброго Острова. При подходе к цели наблюдали деревню Хвастовичи горит, 4 костра Добрый Остров, 1 белую ракету. С 12 заходов сброшено с правого борта 1600 кг. на парашютах в районе 4 км. севернее деревни Добрый Остров.
…………………..»
11 августа 1942г. экипажем Чернопятова осуществляется первая посадка на партизанский аэродром в районе Салтановки (первую попытку этот экипаж выполнял 7 августа, но не обнаружил аэродром). С 28 июля по 18 августа производится 17 самолетовылетов на партизанские площадки, 2 вылета с посадкой. Для полетов к партизанам помимо Чкаловского использовались аэродромы подскока - Серпухов (Московская обл.) и Трубедчино (Липецкая обл.), «Калинин» (Мигалово) и Дмитровская.
Из Боевого донесения №43 от 2 августа 1942 года, ст.Чкаловская.
«………………….
Летчик старший лейтенант Кузнецов, штурман сержант Тимофеев в 21.35 1.8.1942 вылетели по заданию Розвед.отдела Штаба Западного Фронта на сбрасывание боеприпасов и десантирование 4-х парашютистов в район Чериков. Задание выполнено. Десант сбрасывался с Н=300 метров в 02ч.12м. 2.8. без сигналов с земли (местность определена детальной ориентировкой). После сбрасывания десанта по установленному сигналу десантников был сброшен груз в 02ч.14м.-02ч.18м. с Н=200 метров. Сброшено 5 тюков весом 800кг. боеприпасов. Десант и груз сброшены в районе 4км. северо-западнее деревни Рогальная (15км.западнее Чериков). Экипаж наблюдал раскрытие парашютов десанта и груза. При перелете линии фронта в районе Спас-Деменска экипаж обстреливался из к/к ЗА. Наблюдали освещение городов Гомель и Жлобин. В 5ч.00м. 2.8.42 произведена посадка на своем аэродроме. Общий налет 7 часов 25 минут.
…………………..»

Из Боевого донесения №70 от 14 августа 1942 года, ст.Чкаловская.
«…………………
1.Летчик старший лейтенант Чернопятов, штурман старший сержант Кицин – 18ч.15м. 13.8.42г. вылетели на аэродром Трубетчино и в 22ч.20м. – на аэродром Борки (50км.южнее г.Брянска) по заданию Штаба партизанского движения Брянского Фронта, доставить боеприпасы и военное имущество и вывезти раненых. Задание выполнено. С аэродрома Трубетчино перевезено боеприпасов и военного имущества партизанам 1700кг. Вывезено с аэродрома Борки 6 человек раненых и 100 парашютов сброшенных при выброске грузов с самолетов, на аэродром Трубетчино.
2.Командир партизанского движения Брянского Фронта просит срочно доставить к ним прицелов к 45м/м орудиям 35 штук, 3 тонны соли, мины батальонные, бензина для танков и бронемашин 2000-3000кг., несколько штук бесшумных винтовок и автоматов ППШ. Экипаж Чернопятова по просьбе командования с самолета слил 700 литров бензина партизанам. На 13 августа в отряде все раненные партизанывывезены. Посадка на аэродром Борки произведена благополучно и в 00ч.10м. вылетели на аэродром Трубетчино. Боевой налет 7 часов 30 минут.
………………….»

https://i.imgur.com/B2fCg0Lb.jpg

С 22 августа по 15 сентября 1942г. с выходом немецких войск на подступы к г.Сталинграду, полк перебазируют на оперативный аэродром Балашов. Силами экипажей полка осуществляется бомбардировка переправ через р. Дон в районе села Трехостровская и реку Червляная в районе села Карповка, а также скопления эшелонов на узловых станция и войск противника на подступах к Сталинграду: Ерзовка, Трехостровская, Вертячий, Андреевка, разъезд Конный, Акатовка, Каменный, Буерак, Карповка, Песчанная, Городище, Суровинкино, Кисляки, Герасимов, Тингут, Лученский, Латышевка, Авиационный городок совхоз Пайволожский, разъезд 564 км. и п.Сталинградский. Всего был совершен 401 боевой самолетовылет, сброшено 413 тонн бомб. За успешные боевые действия командование Сталинградским фронтом дважды выносило благодарность личному составу полка.
Из Боевого донесения №78 от 25 августа 1942 года, Балашов. Сталинградский Фронт.
«…………………
Летчик старший лейтенант Иншаков, штурман сержант Тюрин,

бомбардировали основную цель. При подходе к цели наблюдали работу до 6 прожекторов. С одного захода курсом 180° 22ч.25м.-22ч.30м. с Н=1500 метров сброшено 4 шт. ФАБ-250, разрывы бомб наблюдали на переправе и по западному берегу реки Дон в районе Трехостровская. В районе цели взяты прожекторами, обстреливались МЗА и атакованы истребителями противника на Н=1000 метров. На обратном маршруте от цели преследовались двумя истребителями противника до Солодча. Экипаж изменением курса и снижением до 25 метров ушел от преследования. На самолете имеется одна пробоина.
…………………»

https://i.imgur.com/HPHI3uVb.jpg
https://i.imgur.com/zn6StXEb.jpg

Пока основная часть полка находилась на Сталинградском фронте, вернувшиеся 10 сентября на аэродром Чкаловский два экипажа (командира корабля Масленникова и ст.лейтенанта Васильченко) осуществляли связь с партизанскими отрядами, с 10 по 14 сентября произвели 4 вылета с посадкой на площадку Салтановка. По распоряжению Центрального штаба партизанского движения экипажи доставили в Москву на совещание в Кремле руководителей партизанских отрядов Орловской и Брянских областей, Украины и Белоруссии.
Из Боевого донесения №1 от 12 сентября 1942 года, ст.Чкаловская.
«…………………
1.В ночь с 11-го на 12.9.42г. произведено два самолетовылета по спец.заданию Штаба партизанского движения.
2.Боевой налет 7 часов 50 минут, общий налет 15 часов 42 минуты. Летчики: капитан Масленников и старший лейтенант Васильченко Вылетали в ночь с 11-го на 12.9.42г. с аэродрома подскока Трубетчино с посадкой – тыл противника в районе Брянска, аэродром «Салтановка». Посадка произведена в 00ч.50м. 12.9.42г. на аэродроме Салтановка, куда доставлено груз – боеприпасы – 4000кг., горючего – 400кг., пассажиров – 2 человека нашим партизанам. С аэродрома Салтановка перевезено на аэродром Тамбов 43 человека, с аэродрома Трубетчино в Тамбов 28 раненых.       С 15 сентября 1942 года, во исполнение постановления Г.О.К.О., приказом командующего АДД полк снимается со Сталинградского направления и поступает в распоряжение Центрального Штаба партизанского движения. С 16 сентября по 31 декабря 101 АП ДД производит 404 самолетовылета, из них 33 с посадкой на партизанских аэродромах, по заданиям Белорусского, Украинского, Брянского, Калининского и Западного штабов партизанского движения, а также специальных заданий НКВД. В этот период наиболее активно выполнялись полеты на площадки Салтановка-Ворки – 58 самолетовылетов (12 с посадкой) и Смелиж – 199 самолетовылетов (13 с посадкой) в район Брянских лесов в расположение Штаба объединенных партизанских бригад под руководством Д.В.Емлютина. 5 октября авиаполк совершил свой самый массовый вылет за одну ночь на одну партизанскую площадку, 25 самолетовылетов для сброса груза в Смелиже. На обратном маршруте пролетая над территорий оккупированной врагом летчики проводили бомбардировки по целям указанным партизанам, помогая уничтожить карательные отряды, уничтожал позиции врага на линии фронта.
Из Боевого донесения от 22.9.42г., ст.Чкаловская.
«………………
15-ю самолетовылетами выбрасывали боеприпасы партизанам и с попутным выполнением задания производили бомбардирование скопления противника в деревнях: Гавань, Голобово, Ревны.
Выбрасывание груза (площадка Салтановка – Ворки) производилась с Н=300-400 метров, 4-5 заходов в течении 15-20 мин. в среднем каждым экипажем, по сигналу с земли: 4 костра в линию, 2 белые ракеты 1 зенит, 2 по горизонту, мигание фонарем ".-". Сброшено 22070кг. груза. ……………….»

<>
С 25.06 по 22.07 1943 г. произведено 322 самолета-вылета на бомбардировки ж.д. станций Карачев, Унеча, Глазуновка, Болхов, Навля, Моховая, Хутор Михайловский и в районе деревень Дудино и Жуковка.

С 29.07 по 14.08.1943 г. 101 авиаполк выполняет задание Волховского фронта по разрушению узлов сопротивления и уничтожению войск противника на переднем крае фронта в районе Синявино, ст. МГА и совхоза Торфяник, вылеты производились с оперативного аэродрома Кашино (совершено 116 самолетовылетов).

С 19.08 по 21.09.1943г. авиаполк производит бомбардировки вражеских войск, техники, танков и артиллерийских позиций на Смоленско-Брянском направлении (275 самолетовылетов).

Бомбардировочные удары, выполняемые авиаполком, не мешали полетам к партизанам Ковпака, Федорова, Сабурова, Мельника, Емлютина, Вершигоры и другим, по заданиям Центрального, Украинского, Белоруского, Латвийского, Литовского, Брянского, Ленинградского, Калининского штабов партизанского движения и спец.заданиям НКВД, вылеты совершались с аэродрома Монино и аэродромов подскока Верховье (Серпухов), Андреаполь, Курск, Липецк, Выползово, за лето 1943 года было произведено около 500 вылетов, из-за удаленности партизанских отрядов и нехватки темного времени суток для возвращения на аэродром базирования выросло количество "дневок" на лесных аэродромах...<>.
http://101aviapolk.ru/index/istorija_101_aviapolka/0-39

Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков им. В.П. Чкалова.

Коваленко Дмитрий Иванович

Выпускник 1930 года

https://i.imgur.com/yfq3qHOm.jpg

Коваленко Дмитрий Иванович родился в 1911 году в Уланском посёлке Оленевской волости Пензенского уезда Пензенской губернии Российской империи (ныне поселок Улановка Пензенского района Пензенской области РФ). По национальности украинец. Социальное происхождение - из рабочих.
Член ВКП(б) с 1940 года. Женат.
В 1929 году окончил школу гражданских пилотов в г. Пензе.
.
В рядах Красной Армии с 1929 года, призван Центральным РВК г. Воронежа.
В 1930 году окончил 2-ю Военную школу лётчиков имени ОСОАВИАХИМа в г. Борисоглебске.
.
Участник Великой Отечественной войны с 25.08.1942.
На 21.04.1943 - старший лейтенант, командир корабля 101 авиационного полка дальнего действия 1 авиадивизии ДД 7 авиакорпуса ДД Авиации Дальнего действия. Летал на самолёте Ли-2 (ПС-84).
Выполнил 76 боевых вылетов, из них два десятка вылетов в партизанские соединения, а также на бомбардировку скопления живой силы, техники, железнодорожных эшелонов противника в районах Орел, Вязьма, Ржев, Орджоникидзеград, Брянск, Смоленск, Курск, Сеща, Жуковка, Карачев, Навля.

Из истории 101 авиаполка ДД

Во исполнение Постановления ГОКО № 1392/СС от 05.03.1942 об Авиации Дальнего Действия, Приказа Н.К.О. № 0056 от 18.03.1942, Приказа АДД № 001 от 06.04.1942, 15 апреля 1942 года на подмосковном аэродроме Чкаловский начал формироваться 101 транспортный авиационный полк Дальнего Действия, по штату № 015/222 в составе 1-ой транспортной авиационной дивизии ДД. Полк формировала Депутат Верховного Совета СССР Герой Советского Союза подполковник В.С. Гризодубова. Основным ядром для формирования полка явилась группа лётно-технического состава, прибывшая из ГВФ МАОН (Московская Авиагруппа Особого Назначения). Часть руководящего состава прибыла из 1-го авиационного полка ДД. Весь остальной состав пришёл из резерва АДД г. Бузулук. Период формирования полка и ввода в строй лётного состава продолжался до 25 мая 1942 года. С 25 мая 1942 года полк приступил к выполнению боевых заданий. 30 июля 1942 года полк был переименован из 101 ТАП ДД в 101 авиационный полк Дальнего Действия (Приказ НКО № 577 от 28.07.1942).

В работе полка начинают преобладать бомбардировочные задания. 13 сентября 1942 года произведено изменение в укомплектовании. Полк переведен на новый штат № 015/236, Приказ НКО № 00198 от 13.09.1942, согласно которого, в 101 ап добавляется третья эскадрилья, которая формировалась за счет личного состава подготовленного в 2-х ранее существовавших эскадрильях. Согласно нового штата количество самолётов ЛИ-2 в полку доводится до 30.
В ознаменование начала боевой работы 101 авиационного полка Дальнего Действия, по разгрому немецкого фашизма установлен традиционный праздник «Годовщина полка» 25 мая (Приказ 1-ой авиационной дивизии Дальнего Действия № 0117 от 24.10.1942).

https://i.imgur.com/cIG7CdHb.jpg

https://i.imgur.com/QvxKJmZb.jpg
Ли-2
.

В ночь с 7 на 8 сентября 1943 года командир корабля 101 авиаполка ДД капитан Коваленко Дмитрий Иванович погиб при выполнении боевого задания с посадкой на партизанский аэродром около д. Усохи (35 км северо-западнее г. Осиповичи Могилёвской области).
Предположительно захоронен в Братской могиле в д. Тимофеевка Невельского района Псковской области.

https://i.imgur.com/VkHmdbFb.jpg

Исключён из списков Красной Армии как пропавший без вести приказом Управления кадров Красной Армии № 01572/пр. от 16.10.1943.
.
Награждён орденом Красной Звезды (01.05.1943).
.
Жена Фисунова Эмилия Никифоровна проживала в п. Монино Московской области ДНС 4 (по другим данным в г. Калуге Тульской области).

Источник: https://www.bvvaul.ru/profiles/4785.php

101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

КОВАЛЕНКО Дмитрий Иванович

Командир корабля
Капитан

Родился в 1911 году в деревне Улановка Пензенской области.
В 1929 году окончил Школу гражданских пилотов в г. Пензе, а в 1930 году 2-ю школу военных летчиков в г. Борисоглебске.
С первых дней войны находился на фронте.
В 101 АП совершил около 70 боевых вылетов, из них два десятка вылетов в партизанские соединения, а также на бомбардирование скоплений живой силы, техники, железнодорожных эшелонов противника в районах Орел, Вязьма, Ржев, Орджоникидзеград, Брянск, Смоленск, Курск, Сеща, Жуковка, Карачев, Навля.

За героизм и мужество, проявленные в боях с фашистскими-захватчиками награжден орденом Красной Звезды.
Погиб в ночь 7/8 сентября 1943 годаосуществляя вылет с посадкой на партизанский аэродром около д. Усохи (35км северо-западнее Осиповичей). Похоронен в Братской могиле в д. Тимофеевка Невельского р-н Псковской обл.

https://i.imgur.com/VkHmdbFb.jpg

Фотография братской могилы где захоронен Коваленко Д.И., 2011 г.

https://i.imgur.com/XdxlnRDb.gif

Источник: http://101aviapolk.ru/index/komandiry_k … ica_3/0-28

Отредактировано Легошина Валентина (2023-10-02 03:24:08)