http://pravoslavie58region.ru/index.php … i-1631.htm
25.04.2009
Представители партии "Единая Россия" поздравили последнего в пензенской области героя СССР
205 пензенцев - из них 58 посмертно - были удостоены звания Героя Советского Союза с момента его учреждения. До наших дней дожил только один награжденный - Петр Нестеров из поселка Сура Никольского района. В гостях у ветерана Великой Отечественной войны побывали представители партии "Единая Россия".
Хлопоты по хозяйству, пасека, огород. В свои 85 лет ветеран не любит сидеть без дела. Лишь приезд гостей смог отвлечь Петра Андреевича от домашних забот. Как и положено, начали с подарков. В дом к Нестеровым генерал Носачев пришел с вещмешком. "Армейский набор", - подчеркнул он, доставая содержимое. Кусочек черного хлеба, сало в дорогу, ну и кусочек чеснока», - комментировал генерал, доставая продукты.
Старый фронтовик с ходу начал делиться воспоминаниями - как мерзли и голодали, как теряли товарищей и шли вперед. Тот самый бой, за который ему присвоили звание Героя СССР, будто был вчера.
«Из блиндажа все пристреляно, а там огородики вдоль Дуная, это нас и спасло. Раз огородик – он бьет оттуда паразит», - вспоминал фронтовик.
Это происходило в Югославии - на подступах к Белгороду. Штурмуя высоту, погибли почти все солдаты взвода. Когда ранило командира, Петр Нестеров принял командование над поредевшей ротой и возглавил атаку.
«Взяли когда блиндаж, вытащили из блиндажа немца - тощий паразит. За убитых, за раненых встали с двух сторон и дали прикладами по голове. Столько людей погубил, зачем он нам нужен паразит, столько погубил», - рассказывал Петр Нестеров.
Победу Петр Нестеров встретил в Сочи - в госпитале, где лечился после ранения. Домой с войны вернулся с Золотой Звездой Героя. Создал семью и гордится внуками, которые сумели найти свое место в жизни. Гости поздравили ветерана и его супругу с приближающимся праздником 9 мая.
«Вы единственный в области. Дай вам Бог здоровья, вашей семье, всем близким», - объявил генерал Носачев.
http://www.tv-express.ru/news_info/9788/
Источник информации газета "Знамя труда" http://www.znamyatrud.ru/news-13-1341.html
10.05.2012
ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ
205 пензенцев, из них - 58 посмертно, были удостоены звания Героя Советского Союза. До наших дней дожил только один – Петр Андреевич Нестеров.
От Никольска до Суры - около 80 километров. Редактор никольской районной газеты Марина Вострова любезно согласилась проводить к Герою. В районе Чаиса развернулось строительство крупного цементного завода, и дорогу разворотили в хлам. Но вот, наконец, и дом Нестерова. Новый. Прежде с женой Марией Алексеевной он жил в стареньком срубовом. Недавно получил сертификат почти на миллион рублей, и купил у поселкового совета каменный дом площадью 132 квадратных метра.
В июле ему будет 88 лет. Стройный, сухой. Большие натруженные руки. Держится прямо.
- Зрение подводит, - говорит он. – Правый глаз совсем не видит. Сам виноват. Пять лет назад доктор предлагал операцию, да я не согласился.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны он уехал в Саратов. Время было голодное, а на авиационном заводе хорошо платили. Потом началась война, и его отправили учиться в школу младших лейтенантов. А оттуда - на фронт, командовать пулеметным взводом. К званию Героя Советского Союза гвардии лейтенант Нестеров был представлен за подвиг при форсировании реки Дунай в Югославии, неподалеку от Белграда. Было ему тогда 20 лет.
-Форсировать Дунай в районе местечка Ритопек начали с ходу,- рассказывает Петр Андреевич.- С большими потерями зацепились за крохотный клочок земли. Выбить противника с основных позиций не удалось. Он хорошо укрепился на высотах, выстроил там дзоты и систему извилистых окопов. Наступление захлебнулось.
Лежим под огнем. Стоит подняться - немец косит нас огнем из дзотов.
Наутро под покровом тумана пошли в новое наступление. Удалось подползти к огневым точками и забросать их гранатами.
Взяли один блиндаж, вытащили из него немца - тощий такой паразит. Много наших расстрелял. Встали с двух сторон и - прикладами по голове. Стольких людей погубил…
Потерь много было, но высоты взяли.
Нам приказали преследовать противника. И тут немцы ударили с фланга. Нас вынудили отойти к высотам, взятым несколько часов назад. Силы были неравные. Отцепив станковые пулеметы, обстреливая из минометов и пушек, проводя психические атаки - волна за волной, немцы старались отбить высоты и отрезать переправу.
Поступил приказ: из-за нехватки боеприпасов подпускать фашистов как можно ближе и уничтожать. В первой волне противник не выдержал - отступил и залег. В горячке боя я не заметил, как был ранен.В правую лопатку. Кровь, пропитав ткань, сочилась наружу. Перевязать было нечем, да и некогда. Нужно было продолжать бой.
Он был горячим. Один из наших взводов, не выдержав психической атаки, бросил оружие и оставил позицию. Немцы заняли брошенную высоту и в упор расстреляли этот взвод.
Мы держались насмерть. Перебегая от пулемета к пулемету, я приказывал бойцам, отстрелявшись, перемещаться, чтобы противник не мог подавить нас огнем.
Нас оставалось все меньше и меньше. Вскоре нас осталось всего трое: я, солдат Санько и майор Герасименко, отстреливающийся на склоне из пистолета.
Неожиданно отказал, забившись песком, замок моего пулемета. Я спустился к майору доложить обстановку. Он приказал держать высоту до прихода подкрепления.
Но вот боеприпасы кончились. Мы с Санько короткими перебежками отправились вглубь обороны в поисках оружия. Гляжу - в окопе на бруствере лежит граната. Говорю Санько: «Когда брошу гранату – беги». Припустив вдогонку, я оступился и сорвался в полузасыпанный одиночный окоп, да вниз головой. Глаза и рот полны земли. «Ну, - думаю, - отвоевался». Дернулся, что было сил, - вывалился наружу, пополз. Дополз до наших окопов. И тут Санько показывает на мой ремень. На нем висела «лимонка», пробитая разрывной пулей. Тол высыпался, а запал остался невредимым.
Меня аж заколотило. Смерть дважды подходила ко мне вплотную!
Положение было критическое, отступать нельзя - в тылу переправа. Пришлось отправить последнего солдата за подкреплением. Иначе все...
Короче говоря, остался один. Сам собой командую. Из оружия - пулемет и единственная осколочная граната. Такие гранаты применялись только из окопа в обороне, так как радиус ее поражения - 200 метров.
На высоте - тишина. Стою за пулеметом и наблюдаю в щель щитка за обстановкой. Смотрю, немцы ползут. Все ближе и ближе. Оглянулся - наши автоматчики бегут. В это время немцы вскочили, бегут на меня. Бросаю гранату, и одновременно замечаю: в мою сторону летит немецкая граната. Взрыв. Хотя щиток «максима»и отклонил основную массу осколков, и все же... Ранение в голову, пять зубов навылет и частично задета челюсть - таков итог этого боя...
Уже в Румынии в госпитале неожиданно встретил Санько, который и поведал об окончании боя. Подоспевшие ребята захватили тысячу единиц техники: танки, пушки, минометы, более ста автомашин.
О том, что награжден званием Героя Советского Союза, узнал в госпитале в Сочи. Я знал, что представлен, мне Санько об этом сообщил. Зашел в библиотеку, попросил подшивку «Красной звезды». Гляжу: Указ Президиума Верховного Совета СССР. Гвардии лейтенанту П.А.Нестерову присвоить звание Героя…
Недолечившись, еду в Москву. Захожу на вокзале в комендатуру. Сидит майор. Мордастый такой.
- Тебе чего? - спрашивает.
- Мне,- говорю, - звание Героя присвоили. Приехал получить.
- Тебе, пацану, Героя? А ну, иди отсюда…
Я ему, конечно, ответил. По-фронтовому. И поехал в Кремль. На проходной показываю газету. Проверили документы. Идите, говорят, отдохните с дороги, мы вас вызовем.
Награду вручали Председатель Президиума Верховного Совета СССР Калинин и секретарь Президиума Горкин. Со мной еще солдатик был, с одной ногой. Ему тоже звезду Героя вручили.
Рассказывает Мария Алексеевна Нестерова, жена Героя:
- Я училась в Пензе в ПТУ, в Гремячевку приехала в отпуск. Мне говорят: а к нам в деревню Герой Советского Союза прибыл. Я их семью знала. Младший брат Петра, Ваня, погиб на фронте. Отца убили дезертиры. Они в поле воровали, а отец их увидел. Они его выследили, и застрелили прямо в доме. Чтобы не донес.
Думаю, надо посмотреть, что за Герой такой. А я недурна собой была. Скольких женихов отвергла! И одевалась по-городскому: была в туфлях и с кудрями. Он увидел меня и влюбился. Скоро 70 лет, как мы вместе. Двоих детей вырастили.
-«»-
После войны Петр Андреевич закончил сельскохозяйственную школу по специальности «пчеловод» и много лет работал на совхозной пасеке. Правда, довелось и чиновником побыть. Его приглашали на работу в райисполком. Однако с пчелами ему было интересней.
На 55-летие Великой Победы Петра Андреевича пригласили принять участие в Параде на Красной площади. В колонне Героев.
- Договорились идти строевым шагом, - рассказывает ветеран. - Идем, держим равнение. Гляжу: один упал, потом второй. Что скажешь: одни старики …
Прошлым летом Петр Андреевич мед с собственной пасеки уже не качал. Сил нет. Угостил старым медом. Старый-не старый, но мед был чудо, как духовит. Будто только что из улья.
Александр Кислов, журнал «Сурский проект: семья и здоровье», №9, 2012 год
Отредактировано Дворянкин С.А. (2013-03-20 18:56:04)