08.05.2012
Это было недавно, это было давно...
Говорят, что у войны – не женское лицо. Сколько их, хрупких и робких девчушек добровольцами ушли на фронт и отстояли мир на земле. Среди них была и Елизавета Ивановна Королева, которой в этом году исполнилось 90 лет.
– Победный май встретила я в Москве, где осенью 1941 года началась моя суровая солдатская служба, – вспоминает Елизавета Ивановна. – В то время было мне всего 19 лет, и дальше своей деревеньки Спасско-Александровки я нигде не была. Малолеткой пошла работать дояркой на ферму, а осенью, когда враг стоял на подступах к Москве, меня, как и многих моих ровесниц, призвали в армию. Эшелон направили в самое пекло военных действий – столицу нашей родины. Учеба была недолгой – всего месяц. Выдали каждой девушке противотанковое ружье весом в восемнадцать килограммов. И горько, и смешно вспоминать наши курсантские дни. Сама я была девушкой рослой и сильной, а мои подруги – такими худенькими и слабыми, что это самое ружье едва в руках держали. Я быстро обучилась военному ремеслу, стрелок из меня получился меткий. Присвоили мне звание ефрейтора.
Всю войну охраняла Москву Елизавета. Каждые два часа выступала в наряд вместе со своим противотанковым ружьем. Страшно ли было? Конечно, страшно. Но девчушки, как и все защитники Москвы, стояли насмерть.
– Гул самолетов, разрывы бомб мне часто снятся во сне, – вспоминает ветеран войны. – Десятилетия минули с той поры, а от громких звуков у меня и сегодня сердце начинает биться учащенно. Войну забыть нельзя, она стоит перед глазами и от этого не уйти.
После того, как враг отступил от Москвы, девушек-стрелков оставили в городе для патрулирования.
– И вот, она, победа! Сердце рвалось от счастья и боли. Два моих брата – Александр и Михаил – не вернулись с полей сражений, без вести пропал муж Николай. Мы с девчонками плакали, обнимались, радовались, что война закончилась, и наконец-то мы вернемся домой. Но вскоре нам объявили, что 60 человек отправляют для прохождения дальнейшей службы во Владивосток. И поехали мы через всю страну, отдаляясь все дальше и дальше от родной стороны. Нас, теперь уже боевых солдат, поставили в охрану и до марта 1946 года мы честно исполняли свой воинский долг.
Долгожданное возвращение домой, счастливые слезы матери, наконец – то дождавшейся дочку с полей сражений живой и здоровой, было незабываемым. Девушке хотелось обнять весь мир, прижаться к родной земле и дышать, дышать её запахом, который не начинен гарью и разрывами бомб… Трудная послевоенная жизнь не испугала Елизавету Ивановну. Она хорошо знала, что все эти годы деревня держалась на стариках, детях да женщинах и была готова взяться за самую тяжелую работу.
– В колхозе нужны были доярки, и я вновь вернулась на свое место, проработав на ферме 40 лет. В моей трудовой книжке всего одна запись: принята и уволена в связи с уходом на пенсию. Я не только ветеран войны, но и ветеран труда и этим горжусь, – улыбнувшись своей обаятельной улыбкой, сказала женщина.
Бабушка Лиза, не избалованная вниманием, с охотой надела свой парадный костюм с наградами дл памятной фотографии.
– Молю Бога об одном: чтобы никогда в нашей стране матери не провожали своих детей на войну.
А. Кириллова
Кстати. Всю жизнь прожила Елизавета Ивановна Королева в Спасско-Александровке. Год назад ей, как ветерану Великой Отечественной войны, предоставили большую, благоустроенную квартиру. Она очень довольна. Большего блага и желать не надо. Тысячи ветеранов благодарны государству за заботу.
газета "Сурские просторы" http://www.surskieprostori.ru/news-19-899.html