05.05.2011
Он сражался за Родину
Дети сороковых
3 мая Сергею Петровичу исполнилось 85 лет.
– А в победном 45-м году мне было девятнадцать лет. Когда объявили о капитуляции фашистской Германии, мы поздравляли друг друга, обнимали. «Победа! Победа!» – кричали вокруг. Даже природа радовалась вместе с нами, освещая все вокруг яркими лучами солнца.
… Ни одна война не миновала семью Белохвостиковых. В первую мировую ушел на фронт отец. Вернулся тяжело раненым. На долю старшего брата Петра тоже выпала нелегкая доля: первый раз понюхал пороха в финскую. Вражеская пуля серьезно повредила руку, пришел домой инвалидом. Но ушел добровольцем на фронт громить фашистов.
– Пятнадцатилетним пацаном в глубоком тылу услышал я весть о войне, - вспоминает Сергей Петрович. – В первые же дни многие наши односельчане ушли на фронт. Остались в колхозе женщины, подростки, престарелые деды да негодные к службе, вроде моего отца. Нам, пацанам, не до учебы было. Сеяли, косили, молотили, дрова заготавливали. Сколько их в лютые морозы перетаскали на себе, не счесть. До сего времени помню вкус гороховой каши, которой кормили в поле во время страды. Ох, и вкусная была! Два года вместе со сверстниками мальчишка работал наравне со взрослыми. Одновременно проходил курс молодого бойца при районном военном комиссариате.
– Вручили нам деревянные винтовки, – вспоминает бывший солдат. – «Боевые действия» шли с таким оружием, а во время сдачи экзаменов выдавали настоящие винтовки и три патрона для стрельбищ. Попасть в цель было делом чести каждого молодого бойца.
Солдат в семнадцать лет
Шел 1943 год. Фронту требовалось новое пополнение. В семнадцать лет Сергей стал солдатом. Через всю бескрайнюю Россию прошел эшелон с новобранцами. И вот конечная остановка – пограничье с Японией.
– Полтора километра отделяли нас от японской заставы, – вспоминает ветеран. – Провокации шли одна за другой. Но у нас был приказ: не поддаваться на них. Дисциплина - строжайшая. Когда победа стала очевидной, японцы немного успокоились, на границе воцарилась тишина. Два с половиной года стоял наш полк в боевой готовности. С окончанием войны не закончилась служба для рядового Белохвостикова. Еще долгих пять лет охранял он рубежи Отчизны на Дальнем Востоке, участвовал в боевых действиях.
Война после победы
– Помню, праздновали день Победы и одновременно усиленно готовились к войне с Японией, - рассказывает С.П.Белохвостиков. – Наш полк укрепили боевыми кадровыми офицерами. Мне после окончания курсов присвоили звание сержанта, и я стал помощником командира взвода. Мы знали, что японцы готовы в любую минуту объявить войну. Так и случилось. Главное, что запомнилось: наши войска стремительно продвигались вглубь Японии. Никакой линии фронта не было.
Продолжая разговор, Сергей Петрович вспоминает:
– Квантунская армия – лучшая армия императорских вооруженных сил Японии была разгромлена. Одиннадцать тысяч японцев взяты в плен, среди которых был многочисленный отряд офицеров. Японские воины предпочитали смерть жизни в плену. На наших глазах кинжалами вспарывали себе животы. Оставшиеся в живых работали на восстановлении дорог. Я вместе с солдатами охранял 200 человек военнопленных. Позже, когда пришел приказ об освобождении, японцы боялись возвращения на родину, которая сочла их предателями.
Здравствуй, земля целинная!
В 1950 году после семилетней службы в армии вернулся в родные края сержант Белохвостиков. В 24 года не владел никакой специальностью. В послевоенные годы престижными были курсы механизаторов, и Сергей успешно их закончил, получив удостоверение тракториста-комбайнера. Возглавил третью бригаду в Волхон-Уметском отделении совхоза «Организатор». Семьей обзавелся, жизнь налаживалась.
– Страна постепенно вставала из руин. Партия бросила клич: молодежь, на подъем целины! На бюро райкома партии моя кандидатура была названа в числе первых, – улыбаясь далекому прошлому, продолжает рассказ Сергей Петрович. – Партия сказала – надо, комсомол ответил – есть! Сборы были недолгими. Чемодан в одной руке, в другой – наш первенец и жена рядом со слезами на глазах. Путь предстоял длинный, а конечная остановка – Казахстанские бескрайние степи. Думали, что поспали на год, другой, а оказалось больше чем на четыре десятилетия. Вся трудовая жизнь прошла в Актюбинской области. И только в 1997 году вернулись Белохвостиковы в родные края. Тысячи гектаров залежных земель подняли. Это был настоящий подвиг советского народа.
Вместо эпилога. Восемьдесят пятую весну встретил солдат-первоцелинник Сергей Петрович Белохвостиков. Третьего мая, как всегда, собралась огромная семья в отчем доме, чтобы пожелать дорогому человеку здоровья и долголетия. Жизнь Сергея Петровича Белохвостикова – замечательного человека, защитника Отечества, первоцелинника – история страны, которую мы должны не только помнить, но и чтить
А. Кириллова, газета "Сурские просторы" http://www.surskieprostori.ru/news.html?page=94