03.09.2012
Их жизни - на алтаре ПОБЕДЫ
Напомним, военный городок летного состава ВВС и аэродром «Гривочки» построены в 30-е годы прошлого века. В 40-х годах здесь были большие ангары для самолетов и взлетная полоса. И по сей день о ней напоминает ровная дорога, ведущая на окраину аэродрома, как раз в то место, где и разбился военный самолет.
Как рассказывает Сергей Егоров, много лет изучающий историю «Гривочек», до войны здесь стояли самолеты И-16. Во время войны немцы разместили здесь свои самолеты – Ю-88.
По всей видимости, обнаруженный поисковиками самолет летел бомбить «Гривочки». Самолет шел со стороны Филиппково. Но на подходе, видимо, были установлены зенитки, и его подбили. Поисковики предполагают, что в воздухе самолет горел. Бомбы при раскопках не обнаружены, значит, экипаж сбросил их при падении, надеясь совершить успешную посадку. Но этого, к сожалению, не произошло. ИЛ-4 вошел носом в землю и, скорее всего, перевернулся.
Как рассказал «Дновцу» Константин Буевич, руководитель автономной некоммерческой организации «Центр воинской славы Псковской области», опираясь на рассказы местных жителей, сначала велись поисковые работы в районе поля с краю аэродрома. Там оказалось много мелких металлических фрагментов, причем только с одной стороны, с другой - все чисто. Потом были обнаружены фрагменты погибшего экипажа. И только после этого начались работы по поднятию разбившегося самолета.
Благодаря архивным материалам стало известно, что экипаж состоял из четырех человек. Личности всех установлены. В кабине находились Николай Александрович Трушин 1921 года рождения, Иван Константинович Богданов 1919 года рождения, стрелок-радист Иван Алексеевич Кириченко и воздушный стрелок Петр Лаврентьевич Столяров, оба 1919 года рождения.
У летчика, которому всего 21 год, на тот момент уже было 33 боевых вылета, у штурмана, которому 23 года, – 27. И вот что самое обидное: за месяц до гибели были подписаны наградные листы на летчика и штурмана. Их соответственно готовились наградить орденом Красного Знамени и орденом Красная Звезда. Но честно заслуженные награды бесстрашные воины не получили. И если бы не усилия поисковиков, по сей день они бы числились пропавшими без вести.
Вот, в частности, что написано в наградном листе Николая Александровича Трушина:
- Младший лейтенант, летчик 4-го авиационного полка дальнего действия представляется к ордену Красного знамени. В действующей армии с 22 июня 1941 года по 10 сентября 1941 г. и с 7 июля 1942 года. Партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и Социалистической Родине предан, идеологически выдержан, морально устойчив. Дисциплинирован, исполнителен, инициативен и энергичен. За короткий промежуток времени пребывания в 4-м АП с 7 июля 1942 года зарекомендовал себя отличным летчиком, растущим командиром, преданным патриотом своей Родины. Мат. часть самолета ИЛ-4 с моторами М-88 и её эксплуатацию знает отлично. Летать любит и летает в любых метеоусловиях днем и ночью. Техника пилотирования отличная. В полете чувствует себя хорошо и уверенно. На боевое задание идет с большим желанием. Действует в составе экипажа: штурман, мл. лейтенант Богданов, радист ст. сержант Кириченко, стрелок ст. сержант Столяров. За период Отечественной войны совершили 27 успешных боевых вылетов ночью из них два в глубокий тыл противника: Данциг и Варшава. Последнее время летает на бомбордирование и обстрел скопления живой силы и техники в районе Сталинграда. Хорошо разбираясь в современной обстановке, к немецкому фашизму питает жестокую ненависть и горит желанием быстрее разгромить и уничтожить зарвавшегося врага. За успешное выполнение боевых заданий Командования по разгрому немецких оккупантов и проявленное при этом мужество достоин награждения орденом Красного знамени. Командир 4 АП ДД, майор Чемоданов, военком 4 АП ДД, ст. бат. Комиссар Зубарев, 1 октября 1942 года.
Аналогичный наградной лист в этот же день был подписан и на младшего лейтенанта Богданова. Указано, что он летал на бомбардирование живой силы и техники, промышленных объектов противника в районы Цимлянская, Коротояк, Ржев, Вязьма, Орел, Смоленск, Брянск, Сеща. Было у него и два вылета в глубокий тыл противника – Кёнингсберг и Данциг. «Отличный штурман, зарекомендовал себя одним из боевых передовиков части и проявивший мужество, доблесть в борьбе с фашистскими варварами. Достоин награждения орденом Красная Звезда», - написано в документе.
Смертельный рейс объединил бесстрашных воинов из самых разных уголков страны. Летчик Трушин был родом из Пензы, штурман Богданов из Мордовской АССР (село Чек-Полянки), стрелок Кириченко из Мичуринского района Сталинградской области, а стрелок Столяров из села Калинино Новодеревенского района Рязанской области.
Так совпало, что в прошлом году поисковики из Дедовичского района тоже изучали эту местность. Побывали они и в Скобенце, что совсем рядом с местом гибели самолета. И там одна из местных жительниц вспомнила рассказ своей матери о том, как местные жители в годы войны обнаружили труп человека. Возможно, это и был Петр Столяров. Похоронили его за деревней. Место это осенью прошлого года удалось установить дедовичским поисковикам из отряда «Бригада-60». Останки погибшего они с почестью перезахоронили в братской могиле на вахте памяти в Невеле. Но с полной уверенностью сказать о том, что это был именно Петр Столяров невозможно. Никаких материальных доказательств тому не обнаружено.
Сегодня, чтобы вся эта информация спустя семь десятков лет после войны стала известна дновцам, поисковикам пришлось проделать огромную работу – по изучению информации, переданной от местных жителей, по изучению архивных документов, наконец, разведывательную и поисковую работу. В этом псковским поисковикам помогали и дновцы, участники отряда «Память», да и все, кому интереса история района периода Великой Отечественной.
В день завершения поисковых работ на место раскопок прибыл Глава района Игорь Тимофеев. Он поблагодарил всех, кто работал в «Гривочках», и предложил прах погибших перезахоронить в городском сквере ровно через 70 лет после гибели, в ноябре 2012 года. Может быть, к этому времени удастся установить связь с родственниками погибших и пригласить их в Дно.
Наша справка
Авиация дальнего действия СССР (АДД) — вид сил авиации в военно-воздушных силах (ВВС), являлась видом сил ВВС центрального подчинения, действовала в интересах всех фронтов. Была создана 5 марта 1942 года с целью выполнения задач стратегического значения: нанесения бомбовых ударов по административно-политическим и военным объектам глубокого тыла противника, нарушения транспортного сообщения противника, уничтожения складов в ближнем тылу, бомбардировки противника на линии фронта для обеспечения стратегических операций. Всё время своего существования авиация дальнего действия была резервом Верховного главнокомандующего (ВГК). Командующий АДД получал распоряжения только от Верховного главнокомандующего И. В. Сталина. Было создано пять дальних и бомбардировочных корпусов, имевших на вооружении в разное время почти до 3 000 воздушных кораблей, из которых боевых — около 1 800. Основу боевого самолетного парка авиации дальнего действия составляли дальние бомбардировщики Ил-4. Лётчики тяжёлой авиации наносили удары по городам Данциг, Кенигсберг, Краков, Берлин, Хельсинки и др. Ил-4 (предыдущие модификации — ДБ-3, ДБ-Зф) — основной дальний бомбардировщик Великой Отечественной войны. Создан в конструкторском бюро С. В. Ильюшина. В 1936—1945 гг. было построено 6784 ДБ-3 (Ил-4). Некоторые технические данные: два двигателя М-88Б; мощность двигателя 809 кВт; длина самолета 14,79 м; высота самолета 4,67 м; размах крыла 21,44 м; взлетная масса: нормальная — 9,47 т, перегрузочная 11,57 т; бомбовая нагрузка: нормальная 1 т, перегрузочная 2,5 т; максимальная дальность полета 3800 км; максимальная скорость полета 429 км/час; потолок 9700 м; экипаж 4 человека Из мемуаров Главного маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова. «Дальняя бомбардировочная…» …..Экипажи вели боевые действия по уничтожению самолетов противника на аэродромах Коростовичи (Луга), Кресты (Псков), Сольцы, Гривочки (Дно) и уничтожали эшелоны с войсками, техникой, боеприпасами на железнодорожных узлах Луга, Дно, Псков, Идрица и других…
С 30 мая по 9 июня 1942 года была организована и проведена на протяжении всего фронта с севера до юга крупная воздушная операция по уничтожению авиации противника на его аэродромах. Все аэродромы, на которых находилось большое количество самолетов противника, были распределены так. Фронтовые, то есть аэродромы, находившиеся в непосредственной близости к переднему краю, взяло на себя командование ВВС. Бомбежка аэродромов, расположенных в оперативной глубине противника, была поручена АДД . Она наносила массированные удары по аэродромам Пскова, Гривочки (Дно), Витебска, Балбасова (Орша), Смоленска, Могилева, Быхова, Брянска, Конотопа, Кировограда, Днепропетровска, Полтавы, Николаева, Запорожья. Такая крупная, согласованная по времени и месту операция всех воздушных сил, проведенная на протяжении всего фронта, имела весьма положительные результаты и нанесла ощутимый урон воздушным силам противника…
Марина КАРПОВА, за помощь в подготовке публикации благодарим Сергея Егорова.