30.08.2011
Боевой летчик
Давли Мусеевич Мязитов родился в 1914 году в селе Индерка Сосновоборского района. Рано увлекся авиацией, наблюдая редкие полеты самолетов. После окончания семилетней школы уехал в г. Казань к родственникам. В Казани закончил педагогическое училище и Казанский аэроклуб, начав путь в небо на планера.
После окончания педучилища, он назначен был первым редактором газеты «Сталинское знамя», вышедшей в пос. Литвино (Сосновоборск) 26 марта 1935 г.
В мае 1935 года Д.М. Мязитов был призван в армию и направлен в Пермскую военно-техническую школу на авиационного механика. После окончания школы служил механиком в одной из пехотных дивизий. Весной 1939 года его очередной запрос о переводе в летное училище был удовлетворен, и он отправился на учебу в элитное Качинское летное училище,созданное 21 ноября 1910 года как Севастопольская школа авиации.
Порядок в Каче был образцовый. Отличные ангары, новейшие самолеты – истребители и штурмовики отечественных типов и иностранные. Двухэтажное кирпичное здание курсантской казармы. Внизу: классы, учебные кабинеты, ленинская комната. На втором этаже – спальня.
В 3-й эскадрилье (курсантом которой являлся и Давли Мязитов) имелась особая группа курсантов, состоявшая из сыновей партийных и военных руководителей. В ней проходили обучение: Василий Сталин, Тимур Фруин, Алексей и Степан Микоян, Владимир Ярославский и др.
В училище у каждого курсанта были свои клички. Лично от Василия Сталина курсант Мязитов получил кличку «мурза» (Давли Мязитов – действительно был потомком татарского мурзы. В.Щ.) За время обучения в училище Василий Сталин очень «привязался» к Давли за его тихий, спокойный характер, за то, что он не расспрашивал его, как другие, о родителях и близких, их койки располагались рядом. Во время обучения в училище Василий Сталин часто дарил Давли различные сувениры: планшет, компас, бинокль.
После того, как начались тренировочные полеты, командир эскадрильи рекомендовал Василию Сталину взять ведомым Давли. Василий с радостью согласился. Они всегда находили взаимопонимание. Командир эскадрильи наставлял Мязитова: «Помни! Ведомый – щит и меч командира. Ведомый должен видеть обстановку со всех сторон, уметь прикрыть ведущего. А в случае необходимости атаковать противника».
Целым звеном или в паре с Василием Сталиным Давли Мязитов бороздили на истребителях (Яки, Ла-5, МИГ-3) минут по 40 небо у кромки Черного моря. Задача следить за воздушным пространством, а также запоминать все движущие надводные цели.
Давли мечтал попасть служить в морскую авиацию, и мечта его осуществилась. После окончания училища он в числе 15 выпускников был направлен под Новороссийск в полк морской авиации, род сил военно-морского флота (военно-морских сил).
При расставании Василий Сталин дал Давли свой московский адрес, подарил на память дорогие швейцарские ручные часы, взяв также и домашний адрес своего друга «мурзы» (во время войны по этому адресу родственникам Давли было отправлено несколько посылок с продуктами питания и одеждой. – В.Щ.).
Все выпускники Качинского летного училища в полку морской авиации стали летчиками истребительной авиации. При обороне Одессы они смело бросали свои МИГ-3 и краснозвездные «Яки» против размалеванных пиковыми тузами и драконами «мессеров» и «фоке-вульфов»! «Сталинские соколы» против лучших «экспертов Люфт-ваффе»!
В первом же бою, под Одессой, 15 августа 1941 года Давли Мязитову удалось сбить фашистский бомбардировщик «хейнкель – 111» За этот подвиг старший лейтенант Мязитов был награжден первым орденом Красного Знамени.
Тот, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знает настоящей войны. Мязитов несколько раз был близок к гибели,за годы войны он был сбит трижды!
В конце ноября 1941 года, их полк морской авиации в течении недели участвовал в Ростовской операции. Помогал войскам Южного фронта против немецко-фашистской 1-й танковой армии Э. Клейста.
Участвуя в Керчинско- Феодосской операции в конце декабря 1941 года, Мязитовым было сбито два транспортных «юнкерса» и прославленный Bf-109. За эти подвиги он был награжден двумя орденами Красной звезды и вторым орденом Красного Знамени.
В апреле 1942 года в небе над Севастополем МИГ-3 Мязитова был атакован тремя «мессерами», точными выстрелами он сбивает один «мессер», но два других одновременно набрасываются на его самолет и в упор расстреливают, каким-то чудом ему удается посадить самолет на каменистую почву колхозного виноградника. За этот подвиг он получает третий орден Красного Знамени.
В июне 1942 года Давли получил первое письмо от Василия Сталина, который,будучи уже в звании полковника командовал одним из полков истребительной авиации. Письмо от Василия Сталина наделало много шума в его родном полку. Командование полка узнав, кто написал письмо старшему лейтенанту Мязитову, и что они были друзьями по летному училищу, тут же присваивает ему звание капитана и должность командира эскадрильи истребительной авиации.
Пылающее небо Крыма, Кубани, Кавказа. Именно здесь набирались боевого опыта и гибли летчики полка морской авиации. В августе 1942 года капитан Мязитов получил приказ, поднять в воздух свою эскадрилью, состоявшую в то время из 20 МИГ-3). Задача -перехват вражеских бомбардировщиков на маршруте их полета к Майкопу, чтобы предотвратить удары по нашим наземным войскам – эскадрилья атаковала армаду немецких бомбардировщиков в сопровождении «мессеров». В скоротечном бою было сбито 10 «юнкеров-87» и 4 «мессера». Остальные бомбардировщики повернули назад. Все участники воздушного боя получили боевые ордена. Капитан Мязитов получил орден Суворова 3-йстепени и орден Отечественной войны 2-йстепени.
На следующий день капитан Мязитов и его ведомый лейтенант Василий Тютюн проводили разведку и напоролись на армаду тяжелых бомбардировщиков «фокке-вульф-200» в сопровождении «мессеров». Сообщив командованию о появлении новой армады бомбардировщиков, уложив с ведомым по одному «фокке-вульфу», они развернулись в сторону своего аэродрома, но были тут же атакованы 8 «мессерами». Его ведомый, сбив один из них, загорелся и сам, но горящим самолетом он сумел притаранить еще один бомбардировщик и развалился на части.
Четыре «мессершмита» взяли капитана Мязитова в двойные клещи. Выжимая скорость из МИГ-3 и нажимая на гашетки, он не почувствовал того дрожащего гула, какой всем телом ощущает летчик, пуская в дело оружие своей машины. «Боеприпасы!» «Заклинило!?»- подумал Давли. Бросив машину в пике, он тут же был атакован длинными очередями «мессеров» и загорелся. Прежде чем выпрыгнуть из самолета, он успел увидеть наших истребителей, спешаших ему на помощь.
Немецкие ассы не стали добивать его машину и вступили в бой с нашими летчиками.
Капитан Мязитов удачно приземлился на кукурузном поле, вблизи станицы Дондуновская(Адыгея). После приземления он потерял сознание от потери крови, так как был серьезно ранен в левое плечо и лопатку. Наши танкисты, на позицию которых приземлился капитан Мязитов, доставили его в ближайший госпиталь, после госпиталя был отправлен в санаторий под Куйбышев. В свой полк вернулся в конце октября 1942 года.За воздушный бой в небе Адыгеи он был награжден орденом Суворова 2-йстепени.
До февраля 1943 года в своем родном полку он управлял подготовкой новых пилотов(окончивших ускоренные курсы). В феврале 1943 года их авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 9 мая 1943 года. Во время первого своего вылета на новом самолете «Аэрокобра» капитан Мязитов сбил истребитель «Ме-9» и самолет – разведчик «Фокке-вульф-189». Этот подвиг был отмечен орденом Отечественной войны 1-й степени.
#
Всего за годы войны майор Мязитов совершил 180 боевых вылетов,провел 50 воздушных боев, сбил 13 самолетов лично и 5 в группе. Все это «тянуло» на Золотую звезду Героя Советского Союза…, если бы не частая смена командира полка и неразбериха с документами штаба истребительного авиаполка при отступлении.
В течении 1941-1942 годов Мязитовым были одержаны еще 6 официальных побед, не вошедших в его общий счет. Количество сбитых самолетов тогда устанавливалось в каждом отдельном случае показаниями летчика – истребителя на месте, где упал сбитый самолет противника и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолета противника командованием полка. Все 6 неучтенных самолетов, сбитых Мязитовым, были сбиты в небе Черного и Азовских морей. Кто мог это подтвердить?
При освобождении Крыма, на своем Белл Р-39 «Аэрокобра», капитан Мязитов был атакован шестью «мессерами», прежде чем он был подбит, успел сбить двух «МЕ-9»,оставшихся «мессеров» разогнали летчики- истребители морского полка. Выпрыгнуть из горящего самолета, когда он дотянул его до наших позиций. За этот воздушный подвиг капитан Мязитов был награжден орденом Александра Невского и морским кортиком.
Получив звание майора, он стал одним из заместителей командира полка(готовил молодое пополнение)
В начале мая 1945 года их полк морской авиации был переброшен на Балтику(район Клайпеды). А в начале августа 1945 года полк перебросили на Дальний Восток – добивать квантунскую армию японцев. Демобилизован был в апреле 1951 года.
В мае 1951 года в Москве состоялась долгожданная встреча Давли Мязитова с Василием Сталиным. Василий с радостью встретил своего однокурсника, которых в живых остались единицы. Командующий ВВС Московского военного округа, генерал – лейтенант Василий Сталин предложил старому товарищу служить в его округе, начиная с должности подполковника, и, в нагрузку, возглавить одну из футбольных команд ВВС. Давли ответил: «что подумает и сообщит свое решение, ведь он не был дома 15 лет!» Однако, вместе с молодой женой остался до конца своей жизни на своей малой родине.
Последний раз судьба свела Давли с Василием Сталиным в Казани, в первых числах января 1962 года( с 28.04. 1953 по 11.01.1960г. – Василий Сталин содержался во Владимирском централе) А 21 марта 1962 года В.Сталин( с фамилией Джугашвили) был похоронен на Арском кладбище в Казани (20.11.2008 его тело было перезахоронено на Троекуровском кладбище в Москве).
В 1976 году, в день Победы, он был в Казани, на могиле генерал-лейтенанта Василия Сталина(Джугашвили), своего однокурсника и напарника по учебному самолету в летном училище г.Качи. На могиле Василия Сталина он встретил и одного из инструкторов Качинского училища, чудом уцелевшего в горниле войны, который поведал о многих трагических судьбах выпускников Качинского училища.
В мирное время Д.М.Мязитов, проживая в поселке Сосновоборск, занимал различные должности: зав. районным отделом культуры, мэр пос. Сосновоборск. Жил он скромно и незаметно, не «выпячивая» своих боевых заслуг и знакомств в высших эшелонах власти.
Из своих 10 боевых орденов, он отдавал предпочтение ордену Сухэ Батора(полученному в Монголии), а из 12 боевых медалей, ценил медаль»За выдающиеся заслуги»(США). Часть боевых наград и его военная форма морского летчика хранятся в краеведческом музее пос.Сосновоборск.
Давли Мусеевич пользовался исключительным уважением у жителей поселка Сосновоборск. Его супруга Роза Николаевна, активная участница Великой Отечественной войны в чем-то дополняла своего мужа. И мы всегда их будем помнить!
В.Щапов, краевед, член Союза журналистов России, 29.08.2011
газета "Трудовой путь" http://www.trudput.ru/news-7-290.html