Здравствуйте! 

  Кошкин Александр Игнатьевич. 

25.02.1909  - 6.11.1959 (1969  ?) 

гвардии капитан  

Георгий Терновский и Александр Кошкин – кавалеры Южного банта. 

Южный бант — неофициальное название в военной истории и фалеристике комплекта из медалей СССР времён Великой Отечественной войны: «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Кавказа». Большую часть награждённых всеми тремя медалями составляют моряки Черноморского флота, как морские пехотинцы, так и члены экипажей кораблей. Южным бантом всего за войну награждено около 980 человек. Его обладатели пользовались большим уважением среди ветеранов, поскольку комплект указывал, что человек прошёл самые тяжёлые этапы войны на южном фланге фронта.

Полного и обобщенного списка кавалеров Южного банта мне найти не удалось, они раскиданы по разным ресурсам. Но как минимум двое - являются уроженцами Пензенской области - это Георгий Владимирович Терновский (1915-1970 гг.) и Александр Игнатьевич Кошкин (1909-1969 гг.)   
***
PS. Что же касается Александра Игнатьевича Кошкина, то о нем есть отличная статья «Боевая судьба летчика Александра Кошкина» в газете «Улица Московская». Правда, как уже говорилось выше, о том, что он является кавалером Южного банта в статье не упомянуто.

Будем считать, этот пробел ликвидирован.

16 сентября 2025. Павел Арзамасцев  https://penzagrad.ru/original/georgiy-t … nogo-banta

 

Боевая судьба летчика Александра Кошкина.  

Летчики в нашей стране всегда были в почете. Если обратиться к истории Великой Отечественной войны, то в первую очередь на память приходят имена летчиков-истребителей, трижды Героев Советского Союза Александра Покрышкина и Ивана Кожедуба. 

Между тем командование ВВС РККА ценило больше летчиков штурмовой авиации (860 Героев Советского Союза) и бомбардировочной авиации (203 Героя), в то время как список летчиков-истребителей насчитывает 836 Героев.
Очевидно, потому, что цели, которые уничтожали штурмовики и бомбардировщики, считались более значимыми: скопления войск, железнодорожные станции, эшелоны, паровозы, штабы противника, аэродромы, суда, портовые сооружения.

Немалую роль для сохранения в памяти потомков играют публикации воспоминаний самих летчиков. Весомый вклад в сохранение памяти о летчиках минно-торпедной авиации ВВС Черноморского флота внес Герой Советского Союза Василий Минаков, воевавший в составе 5-го гвардейского минно-торпедного авиаполка. В одной из его книг упомянут стрелок-радист Александр Кошкин.

На самом деле старший лейтенант Александр Кошкин был начальником связи авиаэскадрильи и по должности своей имел право не участвовать в боевых вылетах. Между тем на момент представления к первой награде (24 февраля 1942 г.) Александр Кошкин имел 40 боевых вылетов, а на момент представления к последней за время войны награде (21 февраля 1945 г.) начальник связи авиаполка капитан Кошкин совершил уже 180 успешных боевых вылетов. 

Судьба берегла Александра Кошкина: ни один самолет, на котором он вылетал на боевые задания в качестве стрелка-радиста, не был сбит или подбит. Летчик Кошкин за всю войну не имел ранений, лишь однажды в связи с катастрофой самолета ПЕ-2 получил травму – надлом 4-го позвонка. 

Почему «Улица Московская» проявила интерес к боевой судьбе летчика Александра Кошкина?

Александр Кошкин – уроженец Пензенской области: родился 25 февраля 1909 г. в с. Ново-Никольском Голицынского района. Самостоятельно начал работать в 12 лет, батрачил, а в 1926 г. (очевидно, после того как умерла мать) уехал в г. Сталинград, где работал чернорабочим на заводе «Баррикады». 

В 1929 г. Александр Кошкин добровольно вступил на военную службу, Сталинградским военкоматом был направлен для прохождения службы на Балтийский флот. Начинал краснофлотцем в отряде торпедных катеров, затем на линкоре «Октябрьская революция». В мае – октябре 1931 г. прошел 6-месячный (ускоренный) курс стрелков-бомбардировщиков в Ораниенбауме, очевидно, на базе школы морской авиации (создана в 1915 г.). И был направлен на Черноморский флот.

С октября 1931 г. по апрель 1934 г. Александр Кошкин служил в 123-й авиаэскадрилье, которая базировалась в бухте Голландия в Севастополе, летал в качестве стрелка-радиста. 123-я тяжелая бомбардировочная авиаэскадрилья имела матчасть самолеты S-62bis – летающую лодку итальянского производства. 

В 1934 г. Александр Кошкин сдал экстерном экзамен на летчика-наблюдателя и был назначен в отряд корабельной авиации на крейсер «Красный Кавказ». Летал в качестве старшего летчика-наблюдателя. В 1937 г. Александру Кошкину было присвоено звание лейтенанта, и в марте 1939 г. он был переведен в 35-ю отдельную минно-торпедную авиаэскадрилью на должность начальника связи эскадрильи. 

Боевые дела экипажа Чумичева.

В следующем наградном листе (от 11 августа 1943 г.) было сделано уточнение: самолет Чумичева – Кошкина был атакован тремя истребителями М-109, то есть Кошкин сбил истребитель противника в неравном бою.

После награждения орденом Красного Знамени Александр Кошкин совершил 72 боевых вылета. «Летал на бомбоудар по плавсредствам на коммуникациях и по портам противника на Черном море. Участвовал в нескольких воздушных боях, проявлял себя как мужественного воина, расчетливо и уверенно отбивал атаки истребителей противника». «Как воздушный стрелок тов. Кошкин зарекомендовал себя снайпером своего дела».

На момент представления к ордену Отечественной войны 1-й степени Александр Кошкин летал в составе экипажа капитана Федора Федорова, штурмана Василия Галухина и воздушного стрелка Василия Жовтяка. 10 августа 1943 г. экипаж капитана Федорова в составе группы торпедоносцев (6 самолетов ДБ-3, ведущий группы штурман Галухин) прямым попаданием торпеды потопил транспорт противника водоизмещением 5000 тонн.

В наградном листе на Василия Галухина отмечено: «Этот полет совершался в позднее время суток, когда требовалось выйти на транспорты с предельной точностью, иначе из-за наступающей темноты дальнейший поиск был бы невозможен. Несмотря на сложность выполняемого задания по времени суток и сильного артиллерийского огня капитан Галухин подошел на расстояние 300 метров и сбросил торпеду по основному транспорту».

В наградном листе на Василия Жовтяка написано: «При подходе к цели противник оказывал сильное противодействие зенитно-артиллерийским огнем. Тов. ЖОВТЯК пулеметным огнем уничтожал огневые средства и прислугу, проявляя мужество, расчетливость и уверенность в своем оружии, чем обеспечил экипажу с честью выполнение боевой задачи».
В наградном листе на командира экипажа Федора Федорова эпизод потопления транспорта противника представлен следующим образом: «10.08.1943 года, вылетев в составе трех самолетов торпедоносцев на уничтожение транспортов противника, тов. ФЕДОРОВ, несмотря на сильный огонь артиллерии и автоматов с кораблей охранения и пробоины на самолете, торпедировал транспорт противника водоизмещением 6000 тонн, и потопил его».

11 августа 1943 г. командир 5-го гвардейского авиаполка подполковник Канарев подписал наградные листы на всех членов экипажа, в тот же день наградные листы согласовали командир 1-й минно-торпедной авиадивизии подполковник Кудин и командующий ВВС Черноморского флота генерал-лейтенант Ермаченков.

11 августа 1943 г. приказом командующего ВВС ЧФ штурман капитан Василий Галухин и начальник связи авиаэскадрильи старший лейтенант Александр Кошкин были награждены орденом Отечественной войны 1-й степени, а воздушный стрелок Василий Жовтяк – орденом Отечественной войны 2-й степени. 13 августа 1943 г. командир экипажа капитан Федор Федоров приказом по Черноморскому флоту был награжден орденом Красного Знамени.

В книге «Гневное небо Тавриды» ее автор Герой Советского Союза Василий Минаков (с июня 1943 г. командир звена 5-го гвардейского минно-торпедного авиаполка) потопление транспорта противника (очевидно, со слов участников боя) описал следующим образом:

«10 августа четыре экипажа, ведомые комэском, вылетели на торпедный удар по конвою противника на траверзе Евпатории. Два транспорта шли под сильным охранением – три быстроходные десантные баржи, шесть сторожевых кораблей. Галухин впервые выполнял такую задачу. Точно вывести группу в район цели, обнаружить ее – это было для старого разведчика почти пустяковым делом. Но эффективный торпедный удар...

Атаковать такой сильный конвой возможно только с ходу. Фашистские корабли вовремя обнаружили самолеты, открыли бешеный огонь. Машина комэска шла впереди, Галухин тщательно прицеливался. Один доворот, второй... Боевой курс! Снаряды рвутся рядом, осколки секут обшивку. Высота тридцать метров... В машину капитана Аристова попадает снаряд, она переворачивается «на лопатки», врезается в воду. Атака продолжается...

Сброс! Три самолета, обогнав свои торпеды, проносятся сквозь огонь над кораблями, едва не задевая их мачты. Штурманы и стрелки следят за торпедами. Взрыв! Взрыв! Участь одного из транспортов решена... Машина Корбузанова тяжело повреждена, тянет на одном моторе, потом отказывает и он. Летчик планирует, садится на воду...     На аэродром на сильно поврежденных самолетах возвратились экипажи Федорова и Скробова». 

Сам Василий Минаков был удостоен звания Героя Советского Союза за то, что 10 мая 1944 г. в составе группы потопил транспортное судно «Тея» водоизмещением 2773 тонны (меньше того, что потопил экипаж капитана Федорова), но на нем эвакуировались из Севастополя 3500 немецких солдат и офицеров.

***
Свою третью боевую награду – второй орден Красного Знамени – Александр Кошкин получил за 24 успешных боевых вылета в составе экипажа майора Федора Федорова. Из них 16 вылетов было совершено на минные постановки у баз и в фарватерах противника, на поставленных минах, по данным разведки, взорвалось два транспорта общим водоизмещением 5000 тонн.

Семь вылетов было совершено на поиски и торпедирование транспортов противника в открытом море. Бомбовыми и торпедными ударами экипаж майора Федорова потопил в составе группы самолетов ИЛ-4 два транспорта – один водоизмещением 3000 тонн, второй – 2000 тонн, а также три быстроходных десантных баржи. Один успешный боевой вылет экипаж Федорова совершил на бомбардировку военных и промышленных объектов на территории противника – в г. Констанцы.

В представлении к ордену Красного Знамени начальник связи 2-й авиаэскадрильи 5-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Александр Кошкин охарактеризован следующими словами: «Свою специальность знает хорошо, умело передает свои знания и богатый практический опыт подчиненному составу, радиосвязь во 2-й АЭ работает хорошо». 14 августа наградной лист подписал командир полка майор Буркин, 4 сентября его согласовал командир авиадивизии полковник Канарев, 19 сентября его утвердил командующий ВВС ЧФ генерал-лейтенант Ермаченков.

29 сентября приказом по флоту Александр Кошкин был награжден вторым орденом Красного Знамени. На время представления к награде в составе экипажа майора Федора Федорова в качестве штурмана летал старший лейтенант Николай Прилуцкий, удостоенный впоследствии звания Героя Советского Союза.

В 1944 г. Александр Кошкин, уже в должности начальника связи 43-го истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота, был награжден за выслугу лет (на 7 ноября 14 лет и 11 месяцев в ВМФ) медалью «За боевые заслуги». В аттестации отмечено: «За командные навыки повышен в должности с начальника связи АЭ до начальника связи АП. Умело руководит личным составом. Требователен к себе и подчиненным». В 1945 г. Александр Кошкин за выслугу лет (на 1 мая прослужил в ВМФ 15 лет и 5 месяцев) был награжден орденом Красной Звезды.

В аттестации отмечено: «Капитан Кошкин Александр Игнатьевич за период Отечественной войны показал себя смелым, находчивым, готовым идти с риском для жизни на любое задание командования. В боях с немецкими захватчиками совершил 180 успешных боевых вылетов. Внешне подтянут, в обращении с начальниками и подчиненными тактичен. Дисциплинирован недостаточно, имели случаи пьянки». По признанию самого Александра Кошкина (в автобиографии), в 1943 г. он имел партвзыскание – выговор за пьянку, снятый в мае 1944 г. Учитывая все обстоятельства, в которых действовали летчики-торпедоносцы (читайте книги Василия Минакова), неудивительно, что летчики вне полетов принимали крепкие спиртные напитки.
Сам Василий Минаков в одном из последних своих интервью признался, что ему однажды пришлось лететь на бомбежку немецкого транспорта в Южной бухте Севастополя после того, как он 3 часа пил коньяк. У командира экипажа, которому предстояло лететь, заболел живот. И выбор командира полка пал на Минакова. На чужом самолете (по словам Минакова, «машина как жена чужая») он долетел до Севастополя (3 часа лета), отбомбился и вернулся на свой аэродром. Его штурманом в этом полете был Николай Прилуцкий, с которым летал и Александр Кошкин.

Александр Кошкин начал войну старшим лейтенантом и начальником связи авиаэскадрильи, окончил капитаном и начальником связи авиаполка. Но было у него и понижение в должности: с 30 июля 1942 г. по 17 июля 1943 г. старший лейтенант Александр Кошкин летал в качестве воздушного стрелка 1-й авиаэскадрильи 40-го авиаполка ВВС ЧФ.

***
После окончания войны с Японией Александр Кошкин продолжал служить начальником связи 43-го иап ВВС ЧФ до февраля 1948 г. Был уволен по демобилизации приказом главкома ВМС СССР.

Вернулся на свою малую родину в с. Голицино Пензенской области. Работал в Верхне-Мокшанском леспромхозе заведующим отделом рабочего снабжения и заместителем директора по политчасти. Небольшое время (январь – сентябрь 1949 г.) был инструктором Голицынского РК ВКП(б). С февраля 1951 г. – военный пенсионер по выслуге лет.
Умер Александр Кошкин 6 ноября 1959 г. В последние годы своей жизни он сильно болел.

По словам его среднего сына Евгения Кошкина, видя состояние отца, он однажды перепрятал ружье. Отец заметил это и сказал, что зря. Если бы решился, нашел бы способ свести счеты с жизнью.

Евгений Кошкин вспоминал отца как человека широкой души: мог крепко выпить, мог прогулять всю пенсию. Стихотворения Есенина читал так, что голицынские мужики, оказавшись за одним столом с Александром Кошкиным, слушали его затаив дыхание.

Племянница его жены Евдокии Валентина Рыбакова (урожденная Докукина) говорит об Александре Кошкине, как о герое.
«Дядя Саша был высоким, подтянутым. Военная выправка и стать выделяли его в любом окружении. Он был строгий и требовательный. Всё по его должно было быть. Старшего сына Сашу держал в ежовых рукавицах. К Евгению, который был помладше, относился более снисходительно.

Тетя Дуся, жена Александра Игнатьевича, была приветливая, гостеприимная. Но когда я к ним в гости приходила, – говорит Валентина Рыбакова, – старалась при дяде Саше быть тише воды, ниже травы». В сентябре 1941 г. родной брат жены Александра Кошкина политрук Иван Докукин пропал без вести в боях под Москвой. Семье назначили пенсию 40 рублей.

Александр Кошкин, вернувшись после демобилизации в 1948 г. в Голицыно, добился через райвоенкомат, чтобы размер пенсии семье погибшего политрука Докукина увеличили. «Нам стали платить пенсию больше 200 рублей, – сказала Валентина Рыбакова, – только благодаря дяде Саше». ***

«Улица Московская» выражает благодарность Военному комиссариату Пензенской области за предоставленную возможность познакомиться с материалами личного дела Александра Кошкина и Екатерине Комовской, жене внука нашего героя, тоже Александра Кошкина, за предоставленные воспоминания сына Евгения Кошкина и племянницы Валентины Рыбаковой.

Валентин Мануйлов. © 2025 Региональный орган печати  газета «Улица Московская». г. Пенза. https://ym-penza.ru/kulturnyj-sloj/krae … a-koshkina

   
Сводная информация на сайте Память народа. https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero92032297
Кошкин Александр Игнатьевич
Дата рождения: 25.02.1909 
Место рождения: Тамбовская обл. ; Пензенская обл., Голицинский р-н, с. Ново-Никольское
Дата призыва: 00..10.1929 
Воинское звание: ст. лейтенант;  гв. ст. лейтенант ; капитан ; гв. капитан     
Воинская часть: Черноморский флот, Военно-воздушные силы; 5 гвардейский минно-торпедный авиационный полк, 2 авиационный полк гражданского воздушного флота; 43 истребительный авиационный полк военно-воздушных сил, Военно-воздушные силы Черноморского флота, 1 минно-торпедная авиационная дивизия
Награды 
Орден Красного Знамени (2) (4)
Орден Отечественной войны I степени (2) (2)
Медаль «За боевые заслуги» (2) (2)
Орден Красной Звезды (2)
Медаль «За оборону Одессы» (2)
Медаль «За оборону Севастополя» (2)
Медаль «За оборону Кавказа» (2)
Орден Красной Звезды
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Медаль «За победу над Японией»

Учетно-послужная картотека. https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-car … r9252102/?
Кошкин Александр Игнатович
Дата рождения: 25.02.1909
Место рождения: Пензенская обл., Голицинский р-н, с. Ново-Никольское
Дата поступления на службу: __.10.1929
Воинское звание: капитан
Воинская часть: 43 иап
Дата окончания службы: 31.12.1969
Наименование награды: Медаль «За оборону Одессы» , Медаль «За оборону Севастополя» , Медаль «За оборону Кавказа»

Записи из БД офицеров ЦА МО РФ. https://pamyat-naroda.ru/heroes/sm-person_guk3125042/?
Кошкин Александр Игнатьевич
Дата рождения: 25.02.1909
Место рождения: Тамбовская область село Новоникольское
Дата призыва: 15.11.1929
Воинское звание: капитан
История: Орден Отечественной войны I степени (1945),Медаль "За боевые заслуги" (1945),Медаль "За победу над Германией в ... Показать полностью Орден Отечественной войны I степени (1945) , Медаль "За боевые заслуги" (1945) , Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1945) , Орден Красной Звезды (1945)
Дата выбытия: 06.11.1959
 

Новоникольскоесело в Мокшанском районе Пензенской области России. Входит в состав Широкоисского сельсовета. Население: 16 человек (2010)Село находится на берегах реки Муромки, на расстоянии примерно 23 километров (по прямой) к северо-западу от рабочего посёлка Мокшан, административного центра района. https://ru.wikipedia.org/wiki/Новоникольское_(Пензенская_область)

Отредактировано Легошина Валентина (2025-11-26 15:04:58)