Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ОГАРЁВ Михаил Сергеевич. Герой Советского Союза.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

.Информация из: "Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь в двух томах. Т. 2." Любов — Ящук/Пред. ред. Коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988.
"ОГАРЕВ
Михаил
Сергеевич
род. 6.11. 1922 в с. Саполга ныне Малосердобинского р-на Пензен. обл. в семье кре­стьянина. Русский. Член КПСС с 1944. Окончил 2 курса Ашхабад. автодорож. техникума в Туркм. ССР. В Сов. Армии с 1941. В 1944 окончил Тамбов. воен. авиац. школу пилотов.
В действ. армии с июня 1944. Лётчик 783-го штурм. авиац. полка (199-я штурм. авиац. див., 4-й штурм. авиац. корпус, 4-я возд. армия, 2-й Белорус. фронт) мл. лейтенант О. к маю 1945 совершил 92 боевых вылета на штурмовку скоплений войск пр-ка, участвовал в 13 возд. боях, сбил враж. самолет. Звание Героя Сов. Союза присвоено 18.8.45.
После войны продолжал службу в ВВС. С 1950 капитан О.— в запасе. Жил в Москве. Работал на Моск. автомоб. з-де им. Лихачёва. Нагр. орд. Ленина, 2 орд. Красного Знамени, Отечественной войны 1 ст., Красной Звезды, медалями. Умер 15.10.1984.
Лит.: 127/208 — 213; 193/585 — 589; 263/113—12."

Информация о Герое на сайте "Герои страны" http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=6775 .
"Огарёв Михаил Сергеевич
06.11.1922 - 15.10.1984
Герой Советского Союза
    Даты указов

1. 18.08.1945 (медаль № 8200)

    Памятники

      Надгробный памятник



Огарёв Михаил Сергеевич - летчик 783-го штурмового Танненбергского Краснознаменного авиационного полка 199-й штурмовой Слонимской Краснознаменной авиационной дивизии 4-го штурмового авиационного корпуса 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, младший лейтенант.

Родился 6 ноября 1922 года в селе Саполга ныне Малосердобинского района Пензенской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил начальную школу. В годы коллективизации Огарёвы, спасаясь от раскулачивания и голода, уехали в Туркмению. Отец стал работать на строительстве железной дороги. Жили в Марыйской области, в поселке Сандыкачи, где Михаил окончил семилетку, и в Иолотани. Окончил два курса Ашхабадского автодорожного техникума, параллельно обучался на курсах пилотов при Ашхабадском Управлении Гражданского воздушного флота.

В феврале 1941 года был призван в Красную Армию и зачислен в Кировобадское авиационное училише. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны. В 1944 году окончил Тамбовскую военно-авиационную школу пилотов, освоил самолет-штурмовик Ил-2.

В июне 1944 года прибыл на фронт. Воевал в составе 783-го штурмового авиационного полка. Боевое крещение получил в боях за освобождение Белоруссии. Затем сражался в небе Восточной Пруссии, Польши и Германии.

К маю 1945 года младший лейтенант Огарёв совершил 92 боевых вылета на штурмовку скоплений войск противника, участвовал в 13 воздушных боях, сбил вражеский самолет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство младшему лейтенанту Огарёву Михаилу Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8200).

После войны продолжал службу в ВВС. С 1950 года капитан Огарёв — в запасе. Жил в городе-герое Москве. Работал на Московском автомобильном заводе имени Лихачева. Скончался 15 октября 1984 года. Похоронен на Востряковском кладбище города Москвы (участок 90).

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОГО БОЕВОГО ПОДВИГА
Из наградного листа

Тов. Огарёв участвовал в боях против немецких захватчиков с июня месяца 1944 года. За время боевой работы провел 92 успешных боевых вылета.

Тов. Огарёв провел 13 воздушных боев, отражал атаки истребителей противника, при которых сбил "Фокке-Вульф-190". Он участвовал при прорыве глубоко эшелонированной обороны противника на Бобруйском направлении и по уничтожению окруженных войск противника в районе города.

Тов. Огарёв участвовал также в освобождении городов Барановичи, Слуцка, Слонима, Минска и Бреста, в разгроме противника и овладении городами и крепостями Осовец и Остроленка. Действуя в условиях сильной насыщенности огня зенитной артиллерии противника и при сложной наземной обстановке, тов. Огарёв в этих операциях совершил 15 успешных боевых вылетов.

С 14 января 1945 года тов. Огарёв участвовал в прорыве сильно укрепленной обороны противника. Своими умелыми и отважными боевыми действиями он способствовал нашим пехотным частям разрушать передний край обороны противника, а затем преследовать отступающего противника вплоть до окружения в Восточной Пруссии.

С 18 марта 1945 года тов. Огарёв принимал самое активное участие в операция по окружению и уничтожению Гдыньско-Данцигской группировки войск противника. Действуя в условиях сложной наземной обстановки и при сильной защите целей зенитными средствами, совершил 42 успешных боевых вылета.

С 23 апреля 1915 года тов. Огарёв штурмовал твердыню западного берега реки Одер, поддерживая переправу наших войск через реку и громя противника на ближних тылах, показал образцы мужества и геройства.

Все боевые вылеты тов. Огарёва связаны со смелостью и геройством. В результате 92 бомбардировочно-штурмовых ударов противнику нанесен большой урон в живой силе и технике. Им уничтожено: 9 танков и бронетранспортеров, 70 автомашин, 42 повозки с грузом, в воздушных боях сбил самолет противника "Фокке-Вульф", на огневых позициях уничтожил 3 батареи полковой артиллерии, 4 - зенитной артиллерии, 12 железнодорожных вагонов, 2 дзота, 2 склада с боеприпасами и горюче-смазочными материалами, создал 7 очагов пожаров, убил и ранил до З00 солдат и офицеров противника.

4 сентября 1944 года, выполняя боевое задание в составе 8 "илов" по уничтожению переправы через реку Нарев, тов. Огарёв показал образцы точного бомбометания. Работая с круга, на повтором заходе, точным попаданием разбомбил переправу, тем самым задержал переправу немецких войск на западный берег реки Нарев.

19 января 1945 года с ведомым в составе 6 "ИЛ" тов. Огарёв штурмовал железнодорожный эшелон на перегоне. При подходе к цели группа была встречена интенсивным огнем с платформ, прицепленных к эшелону. Встав в круг, искусно маскируясь в зоне зенитного огня, группа тов. Огарёва разбомбила и подожгла весь эшелон. Лично тов. Огарёв поджег три последних вагона. При отходе от цели группа была атакована 6 самолетами противника. Встав в оборонительный круг и тесно взаимодействуя с истребителями прикрытия, отбил 4 атаки противника.

25 января 1945 года с ведомым в составе 4 "ИЛ" в сложных метеорологических условиях летал на уничтожение автотранспорта и живой силы противника в районе города, откуда противник пытался пробиться на соединение войсками, окруженными в Восточной Пруссии. Отлично владея техникой пилотирования, они пробились через густую облачность и успешно выполнили боевое задание. Лично тов. Огарёв поджег один танк и две автомашины.

22 марта 1945 года с ведомым в составе 8 "ИЛ" летал на бомбардировочно-штурмовые удары по кораблям противника в заливе Путцигервик. Пробиваясь сквозь заградительный огонь с берега и судов, летчики умело подошли к цели и в результате двух заходов потопили корабль противника.

21 апреля 1945 года тов. Огарёв летал на выполнение боевого задания в составе 6 "ИЛ" по прорыву обороны противника на западном берегу реки Одер и по поддержанию наших наземных частей, форсирующих реку Одер. В этот день тов. Огарёв особенно показал образцы летного мастерства. Снижаясь до бреющего полета, огнем из пушек и пулеметов расстреливал пехоту противника в его траншеях.

7 мая 1945 года. Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники

     Герои Советского Союза - туркменистанцы. Ашхабад. 1950.
     Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениз"

Отредактировано Порфирьева Г.И. (2011-09-15 22:05:22)

0

2

http://www.trud58.ru/news-13-3468.html Труд. Малосердобинский район Пензенской области

Герой Советского Союза Михайл Сергеевич Огарев
http://s2.uploads.ru/t/lx4YE.jpg
Среди уроженцев района – летчик-штурмовик, Герой Советского Союза Михайл Сергеевич Огарев из села Саполга. Его отец работал кузнецом, а маленький Миша учился в 1929-31 годах в Саполговской начальной школе.
В годы коллективизации отец, скорее всего, бежал от раскулачивания или голода в Туркмению, где между городками Мары и Кушка строилась железная дорога.
Под Марами жили многие беглые сердобинцы. Огаревы обитали в поселке Сандыкачи, где мальчик окончил семилетку, и в Иолотани. Перед войной будущий летчик закончил два курса Ашхабадского автомобильного техникума, а в феврале 1941 г. перевелся в Кировобадское авиационное училище. В 1944 г. закончил военную школу пилотов. Младший лейтенант Огарев получил хорошую летную подготовку. Воюя на штурмовике Ил-2 в составе 783-го штурмового авиаполка 199-й штурмовой авиадивизии 4-й воздушной армии, не раз был на волосок от гибели. Как-то он сбил истребитель противника в лобовой атаке, что необычно для самолета, приспособленного для поражения целей на земле.
Из воспоминаний М.С. Огарева: “На реке Одер, недалеко от города Штеттин, предстояло помочь нашим войскам форсировать водную преграду. Но густой туман не давал возможности подняться в небо. И вдруг приказ – срочно лететь на переправу и уничтожить там командный пункт противника. С аэродрома вылетели, как в шутку говорили летчики, на ощупь. Над переправой обнаружили «окно» в тумане. Вскоре обнаружили командный пункт и с первого захода уничтожили его. Выполнив первую задачу, приступили ко второй. На бреющем полете прошли над вражескими позициями. Огнем из пушек и пулеметов в упор расстреляли пехоту, уничтожили боевую технику, громили узлы сопротивления. На третьем заходе у меня снарядом разворотило фонарь кабины. Но и мы в долгу не остались. После очередного захода в колонне вражеских танков возникло несколько очагов пожара. После того, как израсходовали боекомплект, мы повернули на своей аэродром. Уже при посадке почувствовал: что-то случилось с шасси. Как выяснилось позже, было повреждено колесо и еще сотни пробоин в крыльях и фюзеляже машины”.
Огарев совершил 92 боевых вылета, нанес, как говорилось в наградном листе, «огромный урон живой силе и технике противника». Золотая Звезда, орден Ленина, три ордена Боевого Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени и орден Красной Звезды – с таким «иконостасом» встретил мирную жизнь уроженец Саполги.
После окончания войны продолжал службу в Вооруженных Силах. С 1950 г. в запасе, затем в отставке. Работал заведующим стрелковым тиром на заводе им. Лихачева в г. Москве. Член заводского комитета ДОСААФ, правления спортклуба «Торпедо», комитета ветеранов воины завода. Умер 15 октября 1984 г. Похоронен на Востряковском кладбище в г. Москве.

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=6775
http://s3.uploads.ru/t/y4egb.jpg
могила на Востряковском кладбище г. Москвы.
фото Валерия Воробьева, 2010г.

http://flatik.ru/ogarev-mihail-sergeevich
http://s3.uploads.ru/t/IMlqB.gif

Огарев Михаил Сергеевич.
Капитан Герой Советского Союза 1945 г.

На время представления к званию Героя Светского Союза: летчик 783-го штурмового авиаполка (199-я шад, 4-й шак, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), младший лейтенант.

Родился 6 ноября 1922 года в селе Саполга ныне Малосердобинского района Пензенской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1944 года. Окончил два курса Ашхабадского автодорожного техникума в Туркменской ССР.

В Советской Армии с 1941 года. В 1944 году окончил Тамбовскую военно-авиационную школу пилотов.

В действующей армии с июня 1944 года.

Летчик 783-го штурмового авиаполка (199-я шад, 4-й шак, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), младший лейтенант.

К маю 1945 года совершил 92 боевых вылета на штурмовку скоплений войск противника, участвовал в 13 воздушных боях, сбил вражеский самолет.

Звание Героя Светского Союза присвоено 18 августа 1945 года. После войны продолжал службу в ВВС. С 1950 года капитан Огарев – в запасе. Жил в Москве. Работал на Московском автомобильном заводе имени Лихачева. Награжден: орденом «Ленина», двумя орденами «Красного знамени», орденом «Отечественной войны I степени», орденом «Красной звезды», медалями.

Умер 15 октября 1984 года.

http://rmserd.pnzreg.ru/about/gallery/h … n/OgarevMS администрация Малосердобинского района

Огарев Михаил Сергеевич
Родился 6 ноября 1922 года в семье крестьянина в селе Саполга Малосердобинского района Пензенской области. Русский. Член ВКП (б) с апреля 1944 года. Закончил 7 классов, 2 курса автодорожного техникума в городе  Ашха­баде в 1941 году. В феврале 1941 года призван в Красную Армию Иолатанским РВК Марийской автономной области.
В Великой Отечественной войне с июня 1941 года, лет­чик 78З-го штурмового авиационного полка 199-й штур­мовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, младший лейтенант. В 1944 году о­кончил военную авиационную школу пилотов в городе Там­бове. Сражаясь на 2-м Белорусском фронте, совершил 92 успешных боевых вылета на штурмовку оборонительных сооружений врага, нанес огромный урон живой силе и технике противника. 18 августа 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза.
После окончания войны продолжал службу в Воору­женных Силах. С 1950 года в запасе, затем в отставке. Ра­ботал заведующим стрелковым тиром на заводе имени Ли­хачева в городе Москве. Был членом заводского комитета ДОСААФ, правления спортклуба «Торпедо», комитета ветеранов войны завода. Умер 15 октября 1984 года.  Похоронен на Востряковском кладбище в Москве. Награжден орде­ном Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, меда­лями.    В Малосердобинском краеведческом музее имеются фотоматериалы, посвященные М. С. Огареву.

http://gtrf.ru/product/show/id/41845
Гостелерадиофонд
С днем рождения, ЗИЛ!

Год производства: 1966
Производство: ЦСДФ

http://www.net-film.ru/film-6349
ФИЛЬМ
С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, ЗИЛ.. (1966)
Кинодокумент №6349 2 части, Хронометраж: 0:19:41, Черно-белый
НЕ ОЦИФРОВАН
Студия ЦСДФ (РЦСДФ)
Режиссер: Вейланд Б.
Операторы: Голубов Г.
Авторы сценария: Вейланд Б., Пушков И., Черепахин В.
Дикторы: Задачин А.
Аннотация
Об истории и сегодняшнем дне автомобильного завода им. Лихачёва.
Временное описание
Торжественное собрание в Кремлевском Дворце съездов, посвященное 50-летию Московского автомобильного завода. Ветераны завода: И. К. Бардыбахин, Н. С. Королев рассказывают (синхр. ) об истории завода. Производственные процессы в цехах завода. Студенты-автозаводцы во время занятий в своем заводском институте. Испытание новых "ЗИЛов", собранных на заводе. Награждение работников завода правительственными наградами. Награды вручает А. И. Микоян.

ЧАСТЬ (К/П) №1
Стена здания автозавода с транспарантом «50 лет ЗИЛ» - кр, пнр.
Улица вдоль завода – ср., общ.
Кулуары Кремлевского Дворца Съездов – общ., пнр.
Автозаводцы беседуют в кулуарах – ср., кр.
Президиум торжественного заседания – общ.
Зал заседаний – общ.
Аплодируют присутствующие – общ.
Автозаводцы вносят в зал знамена – олицетворение славы коллектива – ср., общ.
Министр автомобильной промышленности Александр Михайлович Тарасов вручает автозаводцам Красное знамя за выдающиеся успехи в автомобилестроении – ср.
Знамена автозавода – кр.
Группа старейших работников в редакции заводской газеты: Николай Степанович Королев, Михаил Сергеевич Огарев, братья Бардыбахины: Иван Кондратьевич, Александр Кондратьевич, Николай Кондратьевич, Андрей Петрович, другие члены потомственной семьи Бардыбахиных – Михаил Константинович и его сын Николай.
И.К. Бардыбахин рассказывает о закладке завода капиталистами Рябушинскими в 1916 году (синхронно) – кр.
Фото: священник служит молебен в Тюфелевой роще.
Сообщение о закладке завода в газете «Русские ведомости».
Кинохроника:
Старый цех завода.
Строительство завода – общ.
Фотографии: первые «амовцы», молодой Николай Степанович Королев.
Н.С. Королев, сидя за столом, рассказывает о телефонограмме В.И. Ленина в связи с выпуском первых советских двигателей (синхронно), - ср.
Газеты с телефонограммой – ср.
Кинохроника 1924 г.:
На сборке автомашин работает бригада Н. Королева.
Выезжает первый советский автомобиль «АМО-ЭФ-15» - ср.
Первые 10 советских автомобилей выезжают на Красную площадь, чтобы принять участие в праздничной демонстрации 7 ноября 1924 г.
Сборка автомобилей в цехе (вручную).
На заводском собрании выступает первый красный директор завода бывший матрос, большевик Иван Алексеевич Лихачев – кр.
Идут машины с людьми – ср., общ. (вечер).
Автозавод.
С завода выезжают автомашины – ср.
Машины работают на строительстве канала; идут машины с зерном; на пароме через реку.
Кинохроника 1941-1945 гг.:
Летят самолеты, идут танки, взрывы, падает горящий самолет.
В цехе автозавода подростки и женщины ремонтируют танк.
Танк выезжает из цеха, направляясь на фронт.
На торжественном собрании за успешное выполнение военных заказов коллективу завода Государственным комитетом обороны вручается Красное знамя.
Знамя передают И.А. Лихачеву – ср.
Работа в цехе автозавода, эвакуированного на Урал – общ.
Идут грузовые автомашины – общ.
Машины с установленными на них «катюшами» - общ.
Стреляют «катюши».
Горят здания.
Летят самолеты.
Портрет автозаводца, Героя Советского Союза, военного летчика Михаила Сергеевича Огарева – кр.
М.С. Огарев – кр.

Аллея героев автозаводцев (портреты) – общ.
Портрет испанца Рубена Руиса Ибаррури – кр.
Станок в цехе, на котором он работал – кр.
Мемориальная доска на станке – кр.
Вдоль здания автозавода идут машины, автобусы – общ.
В честь 25-летия Советского автомобилестроения И.А. Лихачеву вручают второй орден Ленина, которым награжден завод.
Автозаводская улица – общ., ср.
Проходная Московского автозавода – ср.
Бюст И.А. Лихачева – ср.
Рабочие идут на завод – ср.
Во дворце завода рабочие садятся в автобус, развозящий их по цехам.
Памятник В.И.Ленину – кр.
Сквер.
Новые жилые дома для автозаводцев, выстроенные на месте хибарок в Симоновской слободе – общ., пнр.
Здание Дворца культуры автозавода – ср.
Дом отдыха в Ялте, где отдыхают автозаводцы – общ.
Пляж – ср., пнр.
Футбольный матч на стадионе: играют спортсмены клуба «Торпедо», в котором состоят автозаводцы – общ.
Аплодируют зрители
Автозаводец, мастер спорта Георгий Жарков, бывший неоднократно чемпионом страны по автогонкам, садится в гоночную машину, сконструированную на заводе – кр.
Мчатся гоночные машины – общ.
Михаил Сергеевич Огарев учит спортсменов автозавода стрельбе из пистолета – кр., ср.
Штангист – кр.
Тренер-общественник Роберт Андреевич Капустин занимается с зиловскими тяжелоатлетами – ср. (лето).
Производственная гимнастика в цехе.

http://s3.uploads.ru/t/MmzI3.jpg внучка Огарёва Анастасия Сергеевна https://vk.com/id4370026
http://s2.uploads.ru/t/avXSZ.jpg  http://s2.uploads.ru/t/49Can.jpg внук Огарёв Денис Сергеевич https://vk.com/id18892856

p.s.
К сожалению, завод ЗИЛ, на котором в последние годы жизни работал Михаил Сергеевич Огарёв, у нас снесли.
Теперь на его месте строится бизнес-центр и жилые кварталы. Совсем недавно московский мэр даже открывал построенную там же станцию метро - для удобства будущих жителей.
Сохранится ли музей ЗИЛа и сохранится ли там какая-нибудь память о герое Советского Союза Огарёве - кто знает...
ДК ЗИЛ, который чуть было тоже не ушёл в частные руки, ныне стал культурным центром в подчинении Департамента культуры г. Москвы. В нём проходит всякая всячина мероприятий, но, кажется, никакой постоянной экспозиции или мемориальной комнаты о героях былых времён нет. Ну разве что  к очередной годовщине победы может что-нибудь и сорганизуется  http://zilcc.ru/exhibition/
Память героя не увековечена в Москве нигде и никак, кроме плиты на могиле.

+1