Информация из газеты "Пензенская правда", 26 июня 2о12 года, http://pravda-news.ru/topic/14050.html
Я нашла тебя, дядя Степан!
Ему было всего 24 года, когда его время остановилось навеки. А мне, его племяннице, уже за 60...
Удивительная вещь — альбом со старыми семейными фотографиями! Откроешь его и почувствуешь дыхание времени. Смотрит в глаза чья-то судьба. Воспоминания закружат пестрой стайкой, словно бабочки на душистом лугу…
Где воспоминания живут
Вот прабабушка Настя с мужем… А это мой дедушка Григорий, здесь он еще подросток. Рядом с ним стоит его молоденькая тетя…
Открываю новую страницу… На меня смотрит Степан Малиновский, мамин старший брат, которого я никогда не видела, но знала по светлым воспоминаниям бабушки Кати о своем сыне.
На снимке ему 20 лет, и мне ведомо, что вокруг него, курсанта Ленинградской военной академии, разлито тревожное время — первые месяцы Великой Отечественной войны...
«До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад...». Наш Степан не вернулся с фронта домой. Он пал смертью храбрых в 1944 году в Молдавии… Я там никогда не была, но в сердце жило огромное желание съездить туда и найти могилу своего дяди.
Странно, почему я до сих пор этого не сделала? Столько прошелестело над землей лет! Ответ банальный: житейская суета...
Но был еще и 1992 год, когда я услышала по телевидению, что 19 июня молдавские националисты, вознамерившиеся войти в состав Румынии, осуществили вооруженную агрессию в Приднестровье. Мне тогда пришла тревожная мысль: уцелеют ли в этом конфликте могилы погибших солдат Великой Отечественной войны?
Подарок судьбы
Попасть в Приднестровье удалось только весной этого года. Поездка случилась неожиданно, как подарок судьбы. Выяснилось, что у одного моего друга в Молдавии, в городе Бендеры, живут родственники — супруги Александр и Тамара Ковтун. Эти замечательные люди оказали неоценимую помощь в поисках.
Итак я в Бендерах. Но где именно искать могилу? Мы оттолкнулись от исторических фактов: вспоминали, где проходили решающие бои в апреле 1944 года в Молдавии.
Нашлись и карта Приднестровья, и книга «Краткая хроника Ясско-Кишиневской операции». А мне вдруг вспомнилось, как бабушка Катя несколько раз называла место гибели сына Степана. Кажется, село Глиняное.
— Нет в Приднестровье таких сел, — говорили мне супруги Ковтун. – Может, Глиное? У нас есть два села с таким названием — одно под Тирасполем, другое под Дубоссарами. Но все главные военные действия проходили под Тирасполем… Мы не раз проезжали мимо Глиного, когда ездили к другу в соседнее село Красное. Недалеко от дороги там есть братская могила.
Нашла!
На следующее утро мы выехали в Глиное. Если честно, мне не верилось, что я смогу так вот сразу найти могилу нашего Степана. По дороге купили цветы… Проехали Тирасполь, Слободзею, Чобручи… Село Глиное встретило тишиной.
Машина остановилась недалеко от братской могилы. Хотелось подойти побыстрее к обелиску, чтобы скорее узнать: здесь — нет?
Ноги вдруг стали непослушными, ватными… Иду… Минуты кажутся вечностью… И вот список погребенных в этой могиле воинов… Как он велик! Мой взгляд упирается в фамилию: Малиновский. Не может быть! Я нашла тебя, дядя Степан...
Я тихо плачу и кладу на черную могильную плиту скромный букетик весенних цветов… И перечитываю: «Гвардии старший лейтенант Малиновский Степан»...
Успокоившись, я обратила внимание, что могила ухожена, у памятника много венков и цветов. Погибших за этот край здесь помнят и чтут. Спасибо вам, люди!
Ищите, не останавливайтесь!
На другой день мы с друзьями отправились в Кишинев, в Национальный музей археологии и истории Молдовы. Захотелось увидеть панораму одного из боев Ясско-Кишиневской операции, участником которой был и мой дядя Степан!
Вот он, тот «котел», куда советские войска загнали большую группировку отчаянно сопротивлявшегося противника. 19 августа 1944 года был отдан приказ 2-му и 3-му Украинским фронтам, а также Черноморскому флоту о решительном наступлении на врага. Это был молниеносный и сокрушительный удар по немецко-румынским войскам. К 26 августа 1944 года вся территория Молдовы была освобождена.
У панорамы Ясско-Кишиневской операции меня переполняли одновременно и гордость за наших смелых и отважных бойцов, и горечь утраты. Сколько же молодых парней, таких же, как мой дядя, сложили головы в тех боях! А ведь могли бы жить, растить детей. Война, война, «что ты сделала, подлая…».
Приехав в Пензу из Приднестровья, я выложила в Интернете, на сайте «Одноклассники», фотоматериал «Молдова». Сразу же появились отклики пользователей, добрые и искренние. Оказывается, таких, как я, очень много. Люди хотят найти сведения о своих родных, погибших в годы Великой Отечественной войны, без вести пропавших, дают друг другу советы, как лучше это сделать.
Ищите, не останавливайтесь! Пусть не вернуть погибших фронтовиков и ветеранов, уходящих в бессмертие на наших глазах. Но память о них, о Великой Победе — это те невидимые скрепы, которые соединяют поколения, делая нас действительно великим народом!
Автор: Лариса ГРОМЫКО, фото автора и из семейного архива
Отредактировано Дворянкин С.А. (2012-10-31 19:53:38)