Редактор "Ленинца" ковал Великую Победу
Денис АХРОМЕЕВ, 2001 год"В какой-то момент я словно оцепенел, и в тот же миг пуля обожгла правый висок. Еще бы на сантиметр правее - и..."
У старейшего пензенского журналиста, бывшего редактора "МЛ" Бориса Едалина в этом году целых три повода собрать гостей. 9 мая и 22 июня он, не чокаясь, опрокинет сто фронтовых граммов в память о не пришедших с войны однополчанах, а 22 сентября зальет шампанским свои собственные 80 лет, в которые ему, веселому, энергичному, до мозга костей убежденному оптимисту, не дашь и 60-ти...
- Борис Филиппович, многие прошедшие, как и вы, от Москвы до Вены часто вспоминают свой первый бой...
- Это было на Юхновском направлении, в районе села Горохово. Шел январь 1942 года. Я командовал отделением управления минометной роты 209-го лыжного батальона, перед которым стояла задача углубиться в тыл врага. Тогда мы впервые понюхали пороху и столкнулись лицом к лицу со смертью. Вышли из-под Калуги - сумерки, снег метет, вдруг впереди что-то чернеется, словно гряда пеньков из-под земли выросла. Подошли ближе - а это наши солдаты. Убитые. Уже застывшие, наполовину занесенные снегом. Нарвались на пулеметное "гнездо" да так и остались, застигнутые врасплох фрицами, - кто сидя, кто лежа на боку, с широко раскрытыми от удивления глазами... Жуткая картина. Но страха не было - его заменило ощущение какой-то абсурдности происходящего. "Как же так, - недоумевали мы, - разве можно умереть такими молодыми, не отпраздновав Победу?" Еще больше это чувство усилилось, когда немец ударил по нам трассирующими пулями и рядом стали падать товарищи. Залегли. И ползком, ползком, забирая все правее - к спасительному лесу. В какой-то момент я словно оцепенел, и в тот же миг пуля обожгла правый висок. Еще бы на сантиметр правее - и...
- Пуля-дура, судьба-индейка...
- А еще есть примета: схоронят тебя при жизни - проживешь долго. В феврале 1943 года нашу 3-тью танковую армию (в ее составе я командовал взводом автоматчиков) окружили за Харьковом. Было потеряно управление войсками, и мы оказались в "котле". Голодный, израненный, истекающий кровью, я все-таки дошел до своих. И уже много-много лет спустя узнал, что в дом моих родителей пошла похоронка. Но, к счастью (вот она судьба-индейка!), в бумагу вкралась маленькая неточность, которая и уберегла моих стариков от страшного удара. Было перепутано название района - вместо Городищенский на конверте указали Головинщенский!
- А где вы встретили Победу?
- Под Веной. В должности командира отделения 134-го полевого погранполка. Но на этом война для меня не закончилась. Пришлось "довоевывать" или, как сейчас говорят, зачищать местность от фашистских недобитков. А потом были Курилы, застава 114-го пограничного Рущукского ордена Богдана Хмельницкого отряда. "Дембельнулся" я лишь в 1947 году.
- Как вы пришли в "Молодой..."?
- Сначала три года поработал ответсекретарем в Чаадаевской районке, нештатно пописывая в "Ленинец". Приглянулся. Пригласили на должность завотделом "Комсомольской жизни", а 12 января 1955 года я подписал 1-й номер "МЛ" как редактор. Кстати, многие упрекают советскую прессу, что мы лишь успехи наши выпячивали и молчали о промашках. Это не про "МЛ". Взять хотя бы наш критический отдел "Фонарь", которого многие власть предержащие серьезно побаивались. "Смотри у меня - в газету напишу!" - тогда подобная угроза не была пустым звуком.
- А по голове за чрезмерную критику не стучали?
- Все было. Порой доходило до курьезов. Как-то 30-тысячным тиражом вышла вроде бы безобидная спортивная заметка: "Такого-то числа состоялся матч между командами "Красная Звезда" и "Большевик". Кто знаком с технологией горячего набора, так называемой "арбузной корки", тот знает, что под давлением на ротации металл может просесть и буквы просто не пропечатаются. В этот раз - и смех и грех - недосчитались двух первых букв в слове "командами", и, как следствие, ответсекретаря в штате газеты. Но, несмотря ни на что, лучшие годы своей жизни я связываю именно с "Молодым..."!
http://publish.pnz.ru/ml/2001/7012.htm#H01
http://www.pravda-news.ru/topic/3146.html
Умер пензенский журналист Борис Едалин
28 сентября 2010
Прощание с ним состоится завтра, 29 сентября.
Пензенское отделение Союза журналистов РФ и редакция газеты «Пензенская правда» с прискорбием сообщают, что 27 сентября 2010 года на 90-м году жизни скончался старейший журналист, заслуженный работник культуры РФ Борис Филиппович Едалин.
Борис Едалин родился 22 сентября 1921 года в с. Мертовщина Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне с. Сосновка Бессоновского района). В 1940 году окончил среднюю школу, в сентябре 1941-го был призван в армию.
Воевал на Западном, Воронежском и 3-м Украинском фронтах, был дважды ранен. Служил старшиной заставы 114-го пограничного отряда на Курильских островах. Кавалер ордена Отечественной войны I степени.
После демобилизации в 1947 году работал в чаадаевской районной газете. Окончил Пензенский государственный педагогический институт. 11 лет возглавлял газету «Молодой ленинец», в 1961–1964 гг. был главным редактором Пензенской студии телевидения. В 1964–1982 гг. заведовал отделом газеты «Пензенская правда», затем был избран заместителем председателя правления областной организации Союза журналистов России.
«Журналистика – такая академия, которая не имеет выпускного курса. Человек, посвятивший себя этой профессии, должен учиться всегда и всему», – говорил Борис Филиппович. Он сам именно так и работал, заслужив уважение коллег и множество наград.
Все, кто знал его, единодушны в одном: Борис Филиппович был и остается образцом настоящего журналиста и гуманного человека.
Прощание с Борисом Филипповичем Едалиным состоится 29 сентября 2010 года в ритуальном зале медсанчасти № 2 с 11.00. Вынос тела – в 12.00.