Информация с сайта http://www.vestivad.ru/news-3-668.html
18.05.2012
100 лет! Подумать только!
Проехав 22 километра (добрая половина из них – грунтовая дорога, которая гораздо лучше асфальтовой), дом юбилярши мы нашли довольно быстро, хотя в Аткине (к стыду) впервые.
Сидевший на лавочке рядом с бабулей мужчина на вопрос: «Где здесь живут Кочелаевы?» ответил: «Там», указав на дом напротив. Как оказалось, принадлежавший ему. Он и есть его хозяин. Пётр Кочелаев. Сын юбилярши. Именно с ней-то он и сидел на скамейке.
- Вы спросили, где Кочелаевы живут, я и показал. Они и тут живут, и тут, - поясняет Пётр Дмитриевич, показывая на два соседних дома: свой и матери.
Евфимия Николаевна, принарядившаяся к нашему приезду, поднимается со скамейки и идёт навстречу.
Канун юбилея. В доме и возле дома именинницы идут последние приготовления к предстоящему торжеству.
- Пойдёмте в дом. Посмотрите, как я живу, - приглашает тётя Фима (так её зовут свои, деревенские, а ещё просто – Николавна).
Евфимия Николаевна родилась в Аткине в 1912 году. Она коренная, аткинская. Родительский дом был напротив (через дорогу) того, где она живёт сейчас.
- Этот домик мы с мужем построили, - говорит юбилярша.Её супруг Дмитрий Абрамович умер ещё в 1991 году. По словам, Евфимии Николаевны, она очень горевала.
- Мама тогда сильно «сдала», - говорят её дети.
А поженились Кочелаевы в 1931-м. Евфимии было 19 лет. Семейная жизнь текла тихо, размеренно.
- Муж меня никогда не обижал. Мы не ругались, не дрались. Всё делали вместе. Везде вместе: и за дровами, и за грибами, и за орехами, - вспоминает Евфимия Николаевна.
В 1941-м в мирную жизнь семьи, как тогда и во все семьи нашей страны, ворвалась война. Д.А. Кочелаева сразу же забрали на фронт. На ту пору в семье было уже трое детей. Четвёртого Евфимия Николаевна носила под сердцем.
Дмитрий Абрамович прошёл через всю войну. Был ранен. С фронта вернулся сразу после Победы. В послевоенные годы у супругов родилось ещё трое детей. Всего стало семь: пять дочерей (Надежда, Татьяна, Тамара, Любовь, Галина) и два сына (Александр и Пётр).
- Я всех родила дома, - говорит Е.Н. Кочелаева. – В больнице не была. И дети у меня никогда не болели.
Евфимия Николаевна награждена медалями «Материнская слава» и «Материнская доблесть» (а ещё у неё около десятка медалей «За Победу в Великой Отечественной войне»).
Все её дети сейчас уже, как и она сама, пенсионеры. Дочери и сыновья подарили своей маме 12 внуков, а внуки 8 правнуков.
- Как мне с ними хорошо! – делится радостью юбилярша.
Самая любимая из всех у Евфимии Николаевны внучка Лена. Она живёт в Каргалее.
- Это моя золотая работница! Что ни закажу ей, о чём ни попрошу – всё исполнит, - говорит бабушка Фима.
Во время разговора она время от времени восклицает: - 100 лет! Подумать только!
Да, целый век! Эпоха! А было за прошедшее столетие всякое. Евфимия Николаевна вспоминает случаи из жизни.
- Возили мы как-то снопы на телегах, - повествует рассказчица. – Вдруг у лошадки моей седёлка перевернулась… Мне бы лошадь остановить и поправить. А я решила на ходу. Наступила на оглоблю, уцепилась за шлею… Лошадь щекотливой оказалась, и… понесла… Мне кричали: «Прыгай!», «Прыгай!» Но я крепко вцепилась в гриву… Остановилась моя вороная только тогда, когда ей перегородили дорогу другой телегой. «Больше я тебя не возьму», - сказала я ей. Взяла себе старенькую, смирную – на ней и работала.
Ещё один случай вспоминает с улыбкой Евфимия Николаевна. Работали они тогда с подружкой Манькой на току. Веяли овёс.
- Вот сделаете всё, дам вам по килограмму мёда, - сказал им председатель Лука Семёныч.
Девчата выполнили задание (а был там целый ворох!). Но думали, что председатель обманет.
- Сижу вечером дома, - говорит Е.Н. Кочелаева, - слышу в окошко: «Тук-тук»… «Иди мёд делить» - услышала я голос Маньки.
На утро Фима и Маня получили новое задание – таскать на склад мешки с зерном. Брали их с двух сторон – одна за верх, другая за низ – и кидали. Получалось ловко. Но на другой день в напарники Фиме поставили мужчину.
- Здоровый! Как хомяк! – смеётся Евфимия Николаевна. – Работа с ним не спорилась. То ли мешок кидай! То ли его! Неповоротливый. Я попросила его заменить. Тогда мне поставили опять женщину, маленькую, хрупкую. А кидали мы с ней вон как далеко!
Для каждого рано или поздно наступает момент, когда жизнь спросит: «Что ты оставил после себя?» У Евфимии Николаевны Кочелаевой есть ответ: семь детей. В них она вложила сердце и душу. Она пережила революцию, коллективизацию, войну, перестройку. Ей была дарована счастливая судьба – она дождалась с фронта мужа. Теперь перешагнула вековой рубеж. Главное сейчас – дети не бросают. В юбилей все семеро собрались за одним праздничным столом.
100 лет! Подумать только! С юбилеем, дорогая Евфимия Николаевна! Со столетием! Семейного благополучия! Крепкого здоровья!