В День памяти и скорби в Шпитталь-ан-дер-Драу прошла международная акция «Сад памяти»
На захоронении Тангерн, где погребено более 3000 советских граждан, высажены четыре клена. С древних времен это дерево со светлой корой и пятипалыми листьями в каринтийской культуре является символом незримой связи между божественным и земным мирами: миром бога и человека.
Советское воинское захоронение в Шпитталь-ан-дер-Драу (Таргерн) — одно из семи советских воинских захоронений в Каринтии
Фото Ю. Эггер
Сад памяти - 2023.
Организаторами акции «Сад памяти», которая прошла в Австрии в третий раз, стали Посольство Российской Федерации в Австрии и Российский центр науки и культуры в Вене при поддержке австрийских партнеров и ИЦ «Память». В церемонии также приняли участие соотечественники и австрийцы из Нижней Австрии, Каринтии и Штирии, Вены, в том числе школы при Посольстве России в Австрии им. Д.М. Карбышева. В начале церемонии состоялось кратное заупокойное богослужение, которое провел иерей Кирилл (Мелконян).
Также участники акции возложи цветы на соседнем захоронении в Айх-1. Австрийская мемориальная организация «Черных крест», на которую возложена задача по уходу в том числе за кладбищами Айх-1 и Тангерн, содержит захоронения и прилегающую территорию в идеальном состоянии.
Акция «Сад памяти» по всему миру проходит с 2020 года. Ее цель - высадить 27 миллионов деревьев в память о каждом из 27 миллионов советских граждан, погибших в годы Великой Отечественной. В этом году, по данным на 22 июня, в акции приняли участие 24 страны. В Австрии с память о советских гражданах, погибших во время Великой Отечественной войны, деревья высажены на советских воинских захоронениях в Прессбауме, Нойленбахе, Тангерне и интернациональном кладбище лагеря Кайзерштайнбрух.
Шталлаг со страшной историей.
Первый нацистский лагерь (Офлаг XVIII C) появился в Шпитталь-ан-дер-Драу 15 октября 1939 года. С 11 ноября 1939 года там размещались польские военнопленные офицеры. Национальный состав заключенных лагеря, его название и подчинение несколько раз изменялись.
1 марта 1941 года он был преобразован в шталаг XVIII B. По имеющимся документам можно установить, что первая группа советских военнопленных из 636 человек была направлена в шталаг 11 ноября 1941 года из Маркт-Понгау, а 13 ноября 1941 года из шталага 366, находившегося в польской Силезии, в Шпитталь-ан-дер-Драу доставили еще около 2000 советских военнопленных. Шталаг XVIII B стал первым и единственным «русским лагерем» на территории Остмарка.
В каринтийской коммунистической газете Volkswille от 17 ноября 1945 года, рассказывающей об открытии обелиска на одном из лагерных захоронений, описывается прибытие первых советских военнопленных. При этом из-за недостатка документов невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть даты и некоторые факты, упомянутые в статье.
«В День всех святых в 1941 году в Шпитталь-ан-дер-Драу прибыл первый транспорт с русскими военнопленными. К транспорту была приставлена охрана. Двери вагонов были открыты, и на солдат обрушился тошнотворный смрад. Дымка поднялась как волна тумана, а из вагонов сочились человеческие экскременты. Полумертвые люди лежали среди мертвецов, истощенные до состояния скелетов фигуры жались к углам вагонов. Многие падали от слабости, когда выбирались наружу. Мертвых и полумертвых пленных грузили в телеги как бревна. Солдаты избивали людей. Под охраной офицеров и солдат в стальных касках «похоронная процессия» начала движение. Одежда этих замученных людей состояла в основном из тряпок и бумажных мешков, в которых когда-то хранился цемент. Жители Шпитталя останавливались, чтобы посмотреть на жалкое и печальное шествие к лагерю Stalag XIIIA… (шталаг XIIIA находился в Зульцбах-Розенберг в Баварии — ИЦ «Память»). Многие зеваки видели в этих полумертвых людях лишь животных с Востока, какими их всегда преподносил нацистский фашизм… От голода и жажды заключенные черпали из каждой лужи какой-нибудь ржавой консервной банкой или просто голыми руками несколько капель воды. Но горе тому, кого заставали за этим занятием", — говорится в статье.
Несмотря на крайнюю эмоциональность этой заметки, не вызывает сомнения, что физическое состояние бывших узников фронтовых шталагов было описано правдиво: по статистике, ведущейся во всех лагерях для военнопленных на территории Третьего Рейха, действительно более 10% советских военнопленных уже прибывали в лагеря мертвыми.
Тысячи смертей.
Умерших при транспортировке в Шпитталь-ан-дер-Драу советских военнопленных, а затем огромное количество погибших в лагере от нечеловеческих условий существования и во время эпидемии тифа хоронили на двух участках ближайшего леса. По обобщенным документам российских архивов и архива «Черного креста», на двух захоронениях, удалённых друг от друга на несколько сотен метров, погребено около 6000 советских граждан.
«Русский лагерь» в Шпитталь-ан-дер-Драу просуществовал чуть меньше года. По немногочисленным сохранившимся архивным документам можно восстановить лишь примерное количество советских военнопленных, прошедших через шталаг XVIII B. Своего пика оно достигло в августе 1942 года, составив более 11 000 заключенных. В октябре 1942 года шталаг XVIII B был переведён сначала в Штирию, а в январе 1943 года в Верхнюю Австрию в распоряжение комендатуры лагерей военнопленных XVII военного округа.
Но это не означает, что в Шпиттале-ан-дер-Драу не осталось советских пленных. Тем не менее, лагерь перестал быть лагерем только для советских военнопленных. Он был преобразован в «филиал» лагеря Вольфсберг — Stalag XVIII A/Z. «Западный лагерь» использовался как госпиталь для военнопленных XVIII военного округа, а затем стал лагерем для интернированных граждан вражеских государств.
Большинство советских военнопленных, похороненых в Тангерне и на соседнем кладбище Айх-1, погибли в шталаге XVIIIВ с ноября 1941 по сентябрь 1942 года, однако имеются сведения и о советском военнопленном, похороненном в феврале 1945 года.
Известно, что в различных лагерях и подлагерях в Шпиттале-ан-дер-Драу в разные годы Второй мировой войны находились военнопленные и интернированные граждане Бельгии, Великобритании, Сербии, СССР, США, Югославии.
Узники лагерей Шпитталь-ан-дер-Драу обрели свободу только 9 мая 1945 года, когда две британские бронированные разведывательные машины и грузовик с пехотой из «Кенсингтонского полка принцессы Луизы» прибыли в город. За несколько дней до этого — 2 мая 1945 года — администратор района Шпитталь, мэр, штабной врач и английский лагерный врач обратились к английским войскам с просьбой «сдать город без боя», чтобы предотвратить любые акты насилия в последний момент.
Первые словенцы, хорваты, венгры и советские гражданские рабочие переехали в новый «лагерь беженцев в Шпитталь-ан-дер-Драу уже через несколько дней после окончания войны. Французские военнопленные были доставлены в пересылочный лагерь в Италии, а оттуда, через 15 дней, на британском корабле в Марсель, где была проведена процедура освобождения. Но явно недостаточно документов, позволяющих максимально полно описать полный процесс репатриации бывших советских заключенных.
О «русском лагере» в Шпитталь-ан-дер-Драу сейчас напоминают два братских захоронения с красными звездами на обелисках и улица, которая называется «Лагерштрассе».
На захоронениях Тангерн и Айх-1 по данным российских архивов покоятся около 6000 советских граждан
Фото ИЦ "Память".
Захоронение в Тангерне (г. Шпитталь-ан-дер-Драу) одно из малоизученных в Австрии. По имеющимся документам достоверно можно назвать лишь около тысячи сотен имен погребенных на данном конкретном кладбище и на соседнем захоронении в Айх-1. ИЦ «Память» продолжает работу в архивах разных стран над восстановлением имен погибших.
Памятная церемония в Тангерне с участием российских и британских солдат. Ок. 1950 года
Фото: ©Hans Zuber/предоставлено земельным архивом Каринтии/электронная коллекция ИЦ "Память".
Forschungszentrum Memory-Austria ZVR-Zahl 424378322
© Alle Rechte vorbehalten. https://memory-austria.at/geschichte/na … odye-kleny